Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:45, реферат
Банки являются одними из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - нужное условие настоящего сотворения рыночного механизма. Устойчивость банков значительно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играется важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - нужные функции. Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.
Введение………………………………………………………………………….....4
Банковская система в условиях командно- административной экономики СССР….5
Реформирование банковской системы в кон. 80х – 90е годы и создание двухуровневой структуры (основные этапы)….8
Кризис банковской системы в 1998 и 2008 гг.: причины и особенности…..11
Банковская система в России и в развитых странах (основные отличия)….16
Заключение………………………………………………………………………...20
5. Приложение…………………………………………………………………….21
Библиографический список………………………………………………………23
Вторая группа причин, обусловивших кризис банковской системы, - это низкий уровень банковского капитала, чрезмерная концентрация усилий на развитие тех направлений банковской деятельности, которые приносили немедленный, в основном спекулятивный, доход, недостаточная квалификация руководящего персонала многих банков, отсутствие надежных методов управления активами и филиальной сетью, недооценка опасности рисков, адекватных объему и характеру операций. Нередки случаи, когда банками допускались необоснованно высокие расходы на содержание персонала банков, строительство зданий, что увеличивало стоимость их операций и сокращало прибыль.
Необходимо
отметить, что и в условиях финансового
кризиса, разразившегося 17 августа 1998
г., в стране сохранилось достаточно
много банков, которые не относились
к категории проблемных даже в
это сложное время. Свою устойчивость
и возможность продолжения
Подводя итоги развития банковской системы за годы коренного реформирования общественно-экономического строя страны до 1998 г., можно утверждать, что в нашей стране сформировалась банковская система, которая строилась на тех же принципах, что и в странах с развитой рыночной экономикой. Российские коммерческие банки, проводя период становления, превратились в мощные финансовые структуры и стали играть важную роль в сложных процессах преобразования общества и экономики. В эти годы заметно выросли капиталы банков, была создана серьезная материальная база, внедрены международные технологии и стандарты, подготовлены квалифицированные специалисты. Значительные капиталы, активное участие в приватизации наиболее перспективных предприятий и секторов экономики, разнообразная коммерческая и инвестиционная деятельность, тесное взаимодействие с различными структурами власти-вот далеко не полный перечень факторов, обусловливавших серьезное влияние сравнительно молодых российских банков на экономическую жизнь страны. Безусловно, в работе банков были и определенные недостатки: в менеджменте, в кредитной политике, в работе с персоналом и т.д. Однако это были в основном издержки быстрого роста, и банковская система была способна и готова со временем их устранить, ориентируясь на международные стандарты и правила. Однако августовский финансовый кризис 1998 г. нанес серьезный разрушительный удар по российской банковской системе.
Для
оперативного восстановления банков с
целью продолжения ими
К числу таких важнейших
Важным
элементом оперативных мер
После
17 августа 1998 г. Банк России предпринял
некоторые меры по созданию благоприятных
условий для реструктуризации и
рекапитализации банковской системы,
в том числе отменил запрет
на оплату взносов в уставные капиталы
кредитных организаций в
Одновременно
Банк России приступил к решению
перспективных задач. Главная из
них - реструктуризация всей банковской
системы. "Реструктуризация банковской
системы, - по определению председателя
Центрального банка РФ В. Геращенко,
- это управляемое согласованными
мерами Банка России, органов законодательной
и исполнительной власти, действиями
собственников, кредиторов, руководства
кредитных организаций
Основными целями программы реструктуризации являлись: выделение жизнеспособного ядра банковской системы, увеличение ее капитала, улучшение качества активов, создание долгосрочной ресурсной базы для качественного обслуживания клиентов. Было важно восстановить доверие со стороны частных вкладчиков к банковской системе, а также способности банковской системы проводить расчеты. Программа предусматривала прежде всего восстановление функционирования финансовых рынков: валютного, рынка ценных бумаг, производных финансовых инструментов и, конечно же, межбанковского кредитного рынка. В среднесрочной перспективе задачами программы являлись восстановление банковской системы на коммерческих принципах и создание условий для ее активной работы с реальным сектором экономики, повышение ответственности собственников банков за результаты их деятельности по управлению банками.
Важным направлением развития банковской системы после кризиса 1998г. являлось восстановление доверия к банковской системе. Одним из наиболее негативных, тяжелых последствий банковского кризиса стала утрата доверия населения к банкам, а более широко - утрата доверия отечественных и иностранных инвесторов к российской экономике. Из-за недоверия банков друг к другу был разрушен межбанковский рынок. Утрата доверия населения привела к резкому сокращению ресурсов банков и увеличению количества наличных денег на руках у населения, которые оказались исключенными из хозяйственно-финансового оборота, а значит, сокращен важный инвестиционный ресурс. Если бы эти средства удалось привлечь во вклады с гарантией их возврата, то государство могло бы получить большой экономический эффект, а банки - использовать эти ресурсы для финансового оздоровления.
Для восстановления доверия к банковской системе Государственной Думой было инициирование принятие закона "О гарантировании вкладов граждан в банках", что соответствует мировой банковской практике.
Большое значение для восстановления банковской деятельности в послекризисный период имело также создание Агентства по реструктуризации кредитных организаций (АРКО) и Межведомственного координационного комитета содействия развитию банковского дела в России (МКК).
В
результате эффективных действий Банка
России, АРКО и МКК банковский сектор
экономики в середине 2001 г. в основном
преодолел последствия кризиса.
Денежно-кредитная политика Банка
России была ориентирована на поддержание
финансовой стабильности и формирование
предпосылок, обеспечивающих устойчивость
экономического роста страны. Банк
России гибко реагировал на изменение
реального спроса на деньги, способствовал
поддержанию растущей динамики экономики,
снижению процентных ставок, инфляционных
ожиданий и темпов инфляции. Это
привело к некоторому укреплению
реального валютного курса
В результате взвешенной денежно-кредитной политики и политики валютного курса, проводимой Банком России, увеличились золотовалютные резервы Российской Федерации, нет резких колебаний обменного курса.
Деятельность
Банка России в области развития
платежной системы была направлена
на повышение ее надежности и эффективности
для обеспечения стабильности финансового
сектора и экономики страны. С
целью повышения информационной
прозрачности в функционировании платежной
системы Банком России была введена
отчетность кредитных организаций
и территориальных учреждений Банка
по платежам, которая учитывала
В
результате мирового финансового кризиса
2007-2008 наступил банковский кризис в России.
Рассмотрим причины банковского кризиса
в России. Низкая капитализация большинства
банков в России и низкий уровень доверия
банков друг к другу, и как следствие не
развитость рынка межбанковского кредитования.
Крупные (системообразующие) российские
банки, такие как Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк,
ВЭБ имеют возможность брать дешевые кредиты
на Западе, в крайнем случае могут занять
у государства. Когда на Западе случился
финансовый кризис, банки, которые занимали
там, потеряли такую возможность. Банкам,
с небольшим капиталом, живущим на заемные
средства, пришлось отдавать долги. В этой
ситуации перекредитоваться им стало
негде - дешевые кредиты на Западе не дают,
рынок межбанковского кредитования не
работает. В результате такие банки не
могут выполнять свои обязательства как
перед вкладчиками, так и пред кредиторами.
В
глобальном плане от банковского
кризиса 2008 года проигрывают почти все.
Население потеряло возможность брать
более-менее дешевые кредиты, государство
теряет стабилизационный фонд и сокращает
бюджет, предприятия - возможность развивать
производство в кредит. В выигрыше останутся
только крупные банки с государственной
поддержкой, они увеличат свои активы,
число филиалов и число клиентов, причем
за счет населения.
Вывод по третей главе
Кризис
банковской системы это всегда тяжелое
испытание не только для самих
банков, но и для государства, которое
в ситуации кризиса банковской сферы
обязано предпринять
Банковская
система в России
и в развитых странах (основные
отличия)
Банк России осуществляет постоянный надзор за соблюдением кредитными организациями банковского законодательства, нормативных актов Банка России, в частности установленных ими обязательных нормативов. Банк России устанавливает обязательные для кредитных организаций правила проведения банковских операций, ведения бухгалтерского учета, составления и представления бухгалтерской и статистической отчетности.
Для осуществления своих функций Банк России в соответствии с перечнем, установленным Советом директоров, имеет право запрашивать и получать у кредитных организаций необходимую информацию об их деятельности, требовать разъяснений по полученной информации. Банк России публикует сводную статистическую и аналитическую информацию о банковской системе Российской Федерации, соблюдая коммерческую тайну банков.
Банк
России также регистрирует кредитные
организации в Книге
Интересно, что Банк России вправе в соответствии с федеральными законами предъявлять квалификационные требования к руководителям исполнительных органов, а также к главному бухгалтеру кредитной организации.
Приобретение
более 5 процентов долей (акций) кредитной
организации требует
В целях обеспечения устойчивости кредитных организаций ЦБ может устанавливать им обязательные нормативы:
- минимальный
размер уставного капитала для
вновь создаваемых кредитных
организаций, минимальный
- предельный размер неденежной части уставного капитала;
- максимальный
размер риска на одного
- максимальный
размер крупных кредитных
- максимальный
размер риска на одного
- нормативы
ликвидности кредитной