Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Апреля 2012 в 19:45, реферат
Банки являются одними из центральных звеньев системы рыночной структуры. Развитие их деятельности - нужное условие настоящего сотворения рыночного механизма. Устойчивость банков значительно влияет на эффективность экономики страны. Двухуровневая банковская система играется важнейшую роль в обеспечении функционирования народного хозяйства. Осуществляя расчетные, вкладные, кредитные и др. операции банки выполняют общественно - нужные функции. Банковская система представляет собой организованную совокупность банков страны, функционирующих во взаимодействии и взаимосвязи друг с другом.
Введение………………………………………………………………………….....4
Банковская система в условиях командно- административной экономики СССР….5
Реформирование банковской системы в кон. 80х – 90е годы и создание двухуровневой структуры (основные этапы)….8
Кризис банковской системы в 1998 и 2008 гг.: причины и особенности…..11
Банковская система в России и в развитых странах (основные отличия)….16
Заключение………………………………………………………………………...20
5. Приложение…………………………………………………………………….21
Библиографический список………………………………………………………23
Госбанк
СССР в условиях командно-административной
системы обладал неограниченной
монополией на кредитные ресурсы. На
его счетах автоматически аккумулировались
все свободные денежные средства,
образуя общегосударственный
Целями
реорганизации банковской системы,
начатой в 1987г. было изменение организационной
структуры банковской системы, повышение
роли банков, усиление их влияния на
развитие народного хозяйства, превращение
кредита в действенный
Задачи первого этапа реорганизации:
-
создание двухуровневой
-
перевод специализированных
-
совершенствование форм и
На Госбанк остались, возложены функции координатора деятельности специализированных банков и проведение денежно-кредитной политики, а также эмиссионная деятельность.
Другие
банки специализировались на кредитовании
предприятий и организаций
Реорганизация
в определенной степени активизировала
банковскую деятельность. Усилилась
связь банков с хозяйством, воздействие
денежно-кредитных отношений на
производство, улучшилась структура
кредитных вложений. Однако эффективно
действующая система
Оказалось невозможным обеспечить реальную специализацию банков на уровне низовых звеньев. "Закрепление" клиентуры за спецбанками в зависимости от ее отраслевой принадлежности предопределило неравномерное распределение пассивов между созданными спецбанками.
Не изменились принципиально кредитные отношения. Сохранился административный метод распределения кредитных ресурсов, не была ликвидирована монопольная структура банковской системы. Целесообразность и выгодность предоставления средств в ссуду не стали критериями в деятельности банков. Причину ухудшения экономической ситуации в разрезе банковской сферы увидели в спецбанках и приняли меры к их реорганизации.
Второй этап банковской реформы был начат в 1988г. Характерной особенностью данного этапа было то, что он начался по инициативе снизу. Основной задачей было создание четко организованных рыночных структур, обеспечивающих условия для развития конкуренции в сфере движения кредитных ресурсов. Характерной особенностью нового этапа реформы было то, что она началась по инициативе "снизу".
Создание
кредитных учреждений нового типа не
сопровождалось формированием достаточной
законодательной базы. Возникла ситуация,
при которой новые банковские
законы и инструкции не были созданы,
а старые регулирующие акты не поспевали
за практикой. Разумеется, в условиях,
когда предприятия действовали
по принципу "все можно, что не
запрещено", создавалось поле для
собственной интерпретации
В этот период была повторена ошибка периода НЭПа - "чем больше банков, тем больше денег". Центральный банк не мог реализовать контрольную функцию, так как была принижена его роль как "банк банков" и не было механизма денежно-кредитного регулирования. Бесконтрольная кредитная эмиссия привела к резкому увеличению денежной массы в стране, что явилось одним из факторов, влияющих на инфляцию.
В 1990г. были приняты банковские законы, регламентирующие банковскую деятельность. Но этот период характеризовался двоевластием законов: т.к. еще существовал СССР, то наряду с Законом "О Госбанке СССР" на территории России действовал еще и Закон "О Центральном Банке РФ". Деятельность коммерческих банков стала регулироваться Законом "О банках и банковской деятельности".
В
Законе "О Центральном банке
РФ" был определен его статус
эмиссионного центра, его новые функции
и задачи. Деятельность Центрального
банка РФ должна была приобрести черты
независимого эмиссионного института,
использующего рыночные инструменты
регулирования денежного
В Законе "О банках и банковской деятельности" была сделана первая попытка на новой основе определить понятия "банк" и "банковская система", определить операции, выполняемые кредитными учреждениями. При всех своих положительных свойствах банковское законодательство тех лет отличалось своим переходным характером и отражало те противоречия, которые сопровождали начальную стадию формирования банковской системы рыночного типа.
Понимание
необходимости двухуровневой
В качестве целей формирования двухуровневой банковской системы всегда выступают:
а) предотвращение бесконтрольной денежной эмиссии для покрытия дефицита государственного бюджета;
б) поддержание стабильности в экономике путем контроля над денежным обращением и кредитным рынком;
в) направление
аккумулированных кредитных ресурсов
в реальный сектор экономики.
Грандиозная задача проведения
индустриализации страны при достигнутом
укреплении рубля и сбалансированности
государственного бюджета требовала реформирования
кредитной системы. Между банками не было
четкого разграничения функций, они могли
самостоятельно устанавливать процентные
ставки по вкладам и кредитам, конкурировать.
В годы нэпа пришло понимание целей формирования
двухуровневой банковской системы:
Решающую
роль на формирование двухуровневой
банковской системы страны оказало
принятие постановления ЦИК и
СНК СССР от 15 июня 1927 г. «О принципах
построения кредитной системы». В
соответствии с ним на Государственный
банк, эмиссионный центр страны,
возлагалось общее руководство
всеми специализированными
Вывод по второй главе
Создание 2-х уровневой банковской системы, состоящей из эмиссионного банка и государственных специализированных банков, непосредственно обслуживающих народное хозяйство; перевод специализированных банков на хозрасчет и самофинансирование, совершенствование форм и методов кредитования. Центральное место в этой системе отводится Государственному банку, с целью отделения эмиссии от кредитования. Он также является координатором деятельности специализированных банков и проведения единой кредитно-денежной политики.
Банковский кризис в России: причины, последствия кризиса банковский системы – в 1998 и в 2008г. г
Под банковским
кризисом обычно понимается устойчивая
неспособность большого числа банков
выполнять свои обязательства перед
контрагентами. Такая неспособность
выражается в виде невыполнения условий
расчетно-кассового
Банковский кризис в России в 1998г.
1998
год стал наиболее драматичным
для российской банковской
В результате кризиса существенно сократились масштабы банковской деятельности. Суммарные активы банков в реальной оценке с учетом изменения курса рубля снизились в период с 1 августа до конца 1998 г. на 123 млрд. руб., или на 16,3%. Сужение ресурсной базы кредитных организаций и увеличение всего спектра рисков привели, по существу, к замораживанию кредитования реального сектора экономики. Кредиты, предоставленные банками предприятиям и организациям, в рублях сократились на 13,6 млрд. руб., или на 12%, в валюте - на 4,3 млрд. долл., или на 31,4%.
Наибольший удар кризис нанес крупнейшим многопрофильным банкам в силу специфики структуры их операций (значительные вложения на рынках ГКО, большой объем срочных сделок на валютном рынке, привлечение заемных средств в иностранной валюте, активная работа с вкладами населения). По имеющимся данным, из 18 российских банков, относимых к числу крупнейших, лишь 3 имели по состоянию на 1 октября 1998 г. положительный капитал, в то время как по состоянию на 1 января 1998 г. капитал был положительным у всех 18 банков.
Кризис
серьезно обострился также вследствие
оттока вкладов населения и усиления
недоверия к банкам. За август - декабрь
1998 г. рублевые вклады населения сократились
на 25 млрд. руб. или на 17%, валютные - на 3,5
млрд. руб. или на 55%. Общая сумма вкладов
в рублевом выражении сократилась на 40%.
В целом убытки банковской системы, без
учета Сбербанка РФ, на 1 января 1999 г. составили
33,2 млрд. руб. по сравнению с 13 млрд. руб.
прибыли на 1 января 1998 г. по итогам работы
1997 г. Удельный вес убыточных в общем количестве
действующих банков вырос на 1 января 1999
г. с 16 до 24%. Доля активов, приходящихся
на группу банков, находящихся в критическом
финансовом положении, составляла 26,5%
совокупности активов банковской системы.
По ряду важных показателей банковская
система оказалась отброшенной на несколько
лет назад.
Можно
назвать две группы
факторов, обусловивших
кризис российской банковской
системы в августе 1998
г.
Первая - это общее кризисное состояние экономики, недостаточное внимание к кредитованию ее реального сектора, ошибочная экономическая и денежно-кредитная политика правительства и Банка России, которая не была ориентирована на подъем и повышение эффективности реальной экономики, колебалась от жесткого монетаризма до искусственно поддерживаемой финансовой стабилизации. Вместе с тем материальное производство - основа любой экономики - с каждым годом сокращалось. И банковская система оказалась заложницей такой политики. Значительная часть ее капиталов использовалась для финансирования большого дефицита государственного бюджета с использованием пирамиды ГКО.
Большинство отечественных коммерческих банков, включая так называемые системообразующие, почти целиком сосредоточились на операциях на финансовом рынке, приносивших немедленную прибыль: операциях с валютой, ценными бумагами, другими финансовыми инструментами. Они стали основным источником доходов, ликвидности банков. В августе 1998 г. на 1 руб. банковских вложений в экономику 76 коп. приходилось на инвестиции в государственные ценные бумаги (ГКО, ОФЗ, ОГСЗ, евробонды, прочие обязательства государства). Для сравнения отметим, что в Канаде на те же цели расходовалось лишь 7,6 цента из каждого доллара. В Великобритании, других развитых странах - еще меньше. Отказ правительства от платежей по ГКО в целом блокировал почти 16% активов, а по крупным банкам - 40-50% активов, которые рассматривались банками как наиболее ликвидные и надежные.