Экономические проблемы транспорта

Автор: Пользователь скрыл имя, 09 Января 2012 в 15:40, курсовая работа

Описание работы

Для стимулирования спроса на перевозки грузов, поддержания и повышения конкурентоспособности на транспортном рынке в качестве одной из мер ценовой конкуренции на железнодорожном транспорте используется система скидок к транспортным тарифам. Размеры скидок определяются специальными расчётами и обоснованиями и не должны вызывать снижение общего уровня рентабельности грузовых перевозок.

Содержание

Задача № 1………………………………………………….......................................3

Задача №2…………………………………………………………………………..10

Вопрос №7 Предпосылки и развитие экономического кризиса переходного периода к рыночной экономике и его последствия на железнодорожном транспорте……………..……………………………………………………….14

Вопрос №20 Основные предпосылки, цели, задачи и содержание программы структурной реформы железнодорожного транспорта….……………...42

Вопрос №29 Изменение функций железнодорожных тарифов в условиях рыночной экономики и проблемы реформирования ценообразования………………………………………………………………….57

Список литературы………………………………………………………………66

Работа содержит 1 файл

Экономические проблемы транспорта.doc

— 224.50 Кб (Скачать)

       При переходе от командной  к рыночной экономике кризис  носит очень глубокий и сложный  характер. Прежде всего, он не  является обыкновенным циклическим кризисом, хотя, между прочим, все признаки последнего - спад производства, безработица, инфляция и др. - находят в данном случае проявление. Дело в том, что циклические кризисы внутренне свойственны для рыночной экономики как своеобразный способ приведения производства в соответствие с общественными нуждами, приведения экономики в устойчивое, равновесное положение Циклический кризис порождается самим развитием производительных сил, необходимостью периодического обновления основного капитала. Именно это служит материальной основой выхода из кризиса И при переходе к рынку тоже необходимы структурная перестройка, техническое перевооружение экономики. Но и это не может быть поводом для характеристики современного кризиса как циклического. Ведь речь идет не о нормальном развитии рыночной экономики, а о переходном периоде, со свойственными для него глубокими преобразованиями, качественными изменениями, носящими революционный характер.

       По мнению отдельных авторов,  переходному периоду от командной  системы к рыночной присущ системный, трансформационный кризис. Действительно, это положение отражает очень существенную черту современного кризиса, его важное содержание, ибо речь идет о переходе от одной экономической системы к новой, о трансформировании командной экономики в рыночную. Но, по нашему мнению, и такая характеристика нынешнего кризиса не является полной, ибо замена системы яе исчерпывает содержания этого переходного периода. Ведь он происходит тогда, когда развитые страны переходят от индустриальной к постиндустриальной стадии развития. Как уже было показано, Украина находится на его индустриальной стадии. И чтобы вступить в мировое сообщество, обеспечить для людей достойные условия труда и жизни, необходимо преодолеть отставание, перейти на новый технологический способ производства, на новую стадию социально-экономического развития. Поэтому есть все основания характеризовать современный экономический кризис как стадиальный, поскольку он связан с НТР, с переходом на принципиально новые технику и технологию, на новую, постиндустриальную, стадию развития. Сложность стадиального кризиса означает, что выход из него предполагает взаимоувязанную систему мер.

       Прежде всего, это преодоление  спада производства и инфляции, обеспечение не только финансовой, но и общеэкономической стабилизации как предпосылки для экономического роста, для обновления основного капитала. Нетрудно видеть, что этот блок мер применяется для преодоления циклического кризиса.

       Вместе с тем должны осуществляться  меры по преобразованию производственных  отношений, свойственных для командной системы, в систему отношений рыночной экономики. Это - разгосударствление, приватизация и демонополизация экономики. И здесь мы видим, что речь идет о системе мер, способных обеспечить выход из системного кризиса, трансформирование командной экономики в рыночную. И наконец, наряду с указанными элементами, стадиальный кризис включает в себя еще и перестройку структуры экономики на основе перехода на новый технологический способ производства, на постиндустриальную стадию общественно-экономического прогресса.

       Следовательно, преодоление экономической  изоляции Украины, вхождение ее  в международное общественное  разделение труда, создание открытой  рыночной национальной экономики  определяют глубокое взаимодействие  общего и особенного, общечеловеческого и национального. Это составляет одну из принципиальных черт переходного периода и свойственной для него переходной экономики. Задача заключается в том, чтобы учесть тенденции и закономерности мирового общественно-экономического прогресса и реализовать их применительно к специфике исторического и социально-экономического развития нашей страны. Ввиду этого, важно помнить, что Украина отстала на целую технологическую эпоху, находясь на индустриальной стадии развития. Поэтому, чтобы стать полноправным членом мирового сообщества, чтобы занять в нем достойное место, необходимо перевооружить производство на основе новейших техники и технологии, то есть перейти на новый технологический способ производства. Только в этом случае будут созданы условия для всестороннего развития человека, обеспечен приоритетный рост социальной сферы, а также условия труда и жизни, соответствующие новой стадии социально-экономического развития.

       Развитые страны, успешно осуществляющие  переход на постиндустриальную стадию, добились существенных изменений во всех сферах общественной жизни. Это не капиталистические страны XIX или даже I половины XX в., а общество качественно нового типа. Глубокие изменения в технике и технологии, в соотношении умственного и физического труда на основе преобразования трудового процесса информатикой и автоматизацией существенно изменили положение и роль лиц наемного труда в обществе. Этому способствовали значительное распространение групповых и коллективных форм собственности и соответствующее уменьшение частного индивидуального присвоения. Произошли становление механизмов регулирования экономики, сочетающие в себе преимущества конкуренции рыночного типа с надежным государственным регулированием макроэкономических процессов, а также утверждение и рост роли "гражданского общества" в разработке программ государственной стратегии. Это находит проявление в распространении гражданских движений типа экологических, потребительских, пацифистских и др., которые не носят классового характера. И наконец: возрастают роль и значение в жизни общества универсальных принципов гуманизма, причем как во внутренней, так и в международной жизни, в поведении государств. Не случайно часто отмечают, что в развитых странах больше социализма, чем в странах, которые называли себя "социалистическими". Именно поэтому общество развитых стран нередко называют "социализированным капитализмом". Конечно, было бы неправильно идеализировать это общество. Каждый, кто побывал в развитых странах, видел его беды и несправедливость. Но было бы еще хуже не видеть и не оценивать сдвигов, которые произошли, кстати, на наших глазах и обеспечили высокий уровень жизни, демократические свободы, гуманное отношение к человеку.

       Переход к постиндустриальному  обществу показал не только  то, что капиталистические страны все больше "отходят" от классического капитализма, но и то, что в них постепенно, но неуклонно формируется качественно новое общество. Если для прошлой эпохи свойственна четкая определенность форм присвоения (в капиталистических странах - частная, в так называемых "социалистических" - общественная), то для нового общества - соответственно, плюрализм форм собственности, когда рядом существуют ее государственная, частная и коллективная формы и их производные. То же самое мы видим и в отношении форм развития: раньше как противоположные выделялись его стихийная форма, свойственная для капиталистических, и планомерная, свойственная для социалистических стран. Планомерность выдавалась как высшее достижение общественно-экономического прогресса. На самом же деле единый директивный народнохозяйственный план, который должен был реализовать планомерность, служил способом функционирования административно-командной системы, с ее глубокими недостатками - "производством ради производства", общим и хроническим дефицитом, грубыми диспропорциями, невосприимчивостью к достижениям НТП, а значит - низкой эффективностью. Опыт показал: современный рынок нельзя отождествлять со стихией, ибо он находится под регулирующим влиянием государства, осуществляющего и гибкое индикативное планирование. Сочетание рыночного механизма с государственным регулированием и планированием обеспечивает высокую эффективность функционирования экономики.

       Все это убедительно свидетельствует,  что формационный подход, который  сыграл и сегодня может играть определенную роль, нельзя абсолютизировать. В современном обществе вместо однозначности форм собственности и форм развития утвердились их многообразие и многоук-ладность, возросла роль общеэкономических и общечеловеческих ценностей. Вот почему Президент Украины подчеркивает: "Наша цель - утверждение в Украине демократического, социально ответственного, солидарного общества, общества, которое будет основываться на исторических традициях и менталитете нашего народа, на наработанных современной цивилизацией общечеловеческих ценностях, общества, которое будет постепенно избавляться от традиционно классово-формационных признаков, органично сочетать в себе труд, талант и капитал, общества, где каждый гражданин сможет реализовать в полной мере свои способности и личности, общества, которое на деле будет обеспечивать права и свободы каждой личности". 

       Вопрос  №20 Основные задачи и содержание программы  структурной реформы  железнодорожного транспорта предпосылки, цели. 

       Предпосылки и  основное содержание концепции развития структурной реформы.

       Необходимость ускорения реформирования  структуры управления железнодорожным  транспортом (реструктуризации) вызвана  совокупностью причин, среди которых  в качестве основных следует  назвать инвестиционные, мотивационные и законодательные противоречия в работе отрасли, наблюдающиеся с середины 90-х годов. Существенным фактором необходимости структурных реформ на железнодорожном транспорте явилась общегосударственная стратегия в области управления естественными монополиями.

       Начиная с IV квартала 1998 г. в  стране восстанавливается платёжеспособный  спрос на перевозки, проявляется  их устойчивая тенденция к  росту. В то же время нарастает  износ основных фондов.

       Анализ действующего в Российской  Федерации законодательства, в том числе и налогового, также свидетельствует о необходимости изменения действующей структуры железнодорожного транспорта.

       В качестве целей структурной реформы железнодорожного транспорта Правительством определены:

      - повышение устойчивости работы  железнодорожного транспорта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

      - формирование единой гармоничной  транспортной системы страны;

      - снижение совокупных народнохозяйственных  затрат на перевозки грузов  железнодорожным транспортом;

      - удовлетворение растущего спроса  на грузовые и пассажирские  перевозки.

       Основная цель "Концепции структурной  реформы федерального железнодорожного  транспорта" (1998 г.) — "снижение совокупных народнохозяйственных затрат на перевозки железнодорожным транспортом" – была обусловлена первостепенной необходимостью создания условий для роста промышленного производства в стране.

       При этом устойчивость работы железнодорожного транспорта в стратегическом периоде понимается как способность материально-технической базы, кадрового потенциала, системы управления железнодорожной инфраструктурой и совокупности операторских компаний обеспечить возрастающий платежеспособный (экономически обоснованный) спрос на пере­возки.

       Концепцией развития структурной  реформы железнодорожного транспорта  определено, что реформирование  российских железных дорог проводится  в несколько этапов. Организационные  изменения в системе федерального железнодорожного транспорта происходят по мере вызревания соответствующих условий и на основе подготовленной законодательно-нормативной базы.

     Основным  содержанием первого  этапа развития структурной реформы железнодорожного транспорта является обеспечение следующих принципов:

      - разделение функций государственного  управления и организации хозяйственной  деятельности на железнодорожном  транспорте с одновременным выделением  из монопольной структуры конкурентных  видов деятельности;

      - сохранение единой государственной сетевой производственной инфраструктуры железных дорог и централизованного диспетчерского управления;

      - поэтапное прекращение перекрестного  субсидирования между грузовыми  и пассажирскими перевозками,  внутрироссийскими и экспортно-импортными  перевозками;

      - совершенствование тарифной политики  с передачей правительственной  комиссии функций по тарифному  регулированию на железнодорожном  транспорте.

       В ходе реформирования осуществляется  выведение из системы железнодорожного  транспорта: предприятий по ремонту подвижного состава, производству запасных частей и других изделий для железнодорожного транспорта; общестроительных подрядных организаций (за исключением специализированных); иных предприятий и объектов непрофильной сферы.

     Развитие  структурной реформы железнодорожного транспорта происходит как развитие рыночных конкурентных механизмов в сфере перевозок, а также в сфере услуг по содержанию инфраструктуры и технических средств.

       Так, если первоначально большая  часть универсального подвижного  состава сохраняется в компании "РЖД", то в дальнейшем его доля последовательно сокращается по мере появления и развития на рынке транспортных услуг компаний-операторов и приобретения ими собственного подвижного состава. Региональные пассажирские компании, создаваемые в виде филиалов ОАО "РЖД", по мере решения проблемы компенсации убыточности дальних пассажирских перевозок выводятся в виде дочерних предприятий. Организуются независимые компании по перевозке пассажиров в собственном или арендованном подвижном составе на принципах самоокупаемости. Создаются пригородные железнодорожные компании с участием региональных органов власти и заинтересованных предприятий. Осуществляются возможные меры по реструктуризации и демонополизации предприятий по ремонту подвижного состава, с последовательным выведением конкурентного сегмента из состава компании.

Информация о работе Экономические проблемы транспорта