При переходе от командной
к рыночной экономике кризис
носит очень глубокий и сложный
характер. Прежде всего, он не
является обыкновенным циклическим
кризисом, хотя, между прочим, все признаки
последнего - спад производства, безработица,
инфляция и др. - находят в данном случае
проявление. Дело в том, что циклические
кризисы внутренне свойственны для рыночной
экономики как своеобразный способ приведения
производства в соответствие с общественными
нуждами, приведения экономики в устойчивое,
равновесное положение Циклический кризис
порождается самим развитием производительных
сил, необходимостью периодического обновления
основного капитала. Именно это служит
материальной основой выхода из кризиса
И при переходе к рынку тоже необходимы
структурная перестройка, техническое
перевооружение экономики. Но и это не
может быть поводом для характеристики
современного кризиса как циклического.
Ведь речь идет не о нормальном развитии
рыночной экономики, а о переходном периоде,
со свойственными для него глубокими преобразованиями,
качественными изменениями, носящими
революционный характер.
По мнению отдельных авторов,
переходному периоду от командной
системы к рыночной присущ системный,
трансформационный кризис. Действительно,
это положение отражает очень существенную
черту современного кризиса, его важное
содержание, ибо речь идет о переходе от
одной экономической системы к новой,
о трансформировании командной экономики
в рыночную. Но, по нашему мнению, и такая
характеристика нынешнего кризиса не
является полной, ибо замена системы яе
исчерпывает содержания этого переходного
периода. Ведь он происходит тогда, когда
развитые страны переходят от индустриальной
к постиндустриальной стадии развития.
Как уже было показано, Украина находится
на его индустриальной стадии. И чтобы
вступить в мировое сообщество, обеспечить
для людей достойные условия труда и жизни,
необходимо преодолеть отставание, перейти
на новый технологический способ производства,
на новую стадию социально-экономического
развития. Поэтому есть все основания
характеризовать современный экономический
кризис как стадиальный, поскольку он
связан с НТР, с переходом на принципиально
новые технику и технологию, на новую,
постиндустриальную, стадию развития.
Сложность стадиального кризиса означает,
что выход из него предполагает взаимоувязанную
систему мер.
Прежде всего, это преодоление
спада производства и инфляции,
обеспечение не только финансовой,
но и общеэкономической стабилизации
как предпосылки для экономического роста,
для обновления основного капитала. Нетрудно
видеть, что этот блок мер применяется
для преодоления циклического кризиса.
Вместе с тем должны осуществляться
меры по преобразованию производственных
отношений, свойственных для командной
системы, в систему отношений рыночной
экономики. Это - разгосударствление, приватизация
и демонополизация экономики. И здесь
мы видим, что речь идет о системе мер,
способных обеспечить выход из системного
кризиса, трансформирование командной
экономики в рыночную. И наконец, наряду
с указанными элементами, стадиальный
кризис включает в себя еще и перестройку
структуры экономики на основе перехода
на новый технологический способ производства,
на постиндустриальную стадию общественно-экономического
прогресса.
Следовательно, преодоление экономической
изоляции Украины, вхождение ее
в международное общественное
разделение труда, создание открытой
рыночной национальной экономики
определяют глубокое взаимодействие
общего и особенного, общечеловеческого
и национального. Это составляет одну
из принципиальных черт переходного периода
и свойственной для него переходной экономики.
Задача заключается в том, чтобы учесть
тенденции и закономерности мирового
общественно-экономического прогресса
и реализовать их применительно к специфике
исторического и социально-экономического
развития нашей страны. Ввиду этого, важно
помнить, что Украина отстала на целую
технологическую эпоху, находясь на индустриальной
стадии развития. Поэтому, чтобы стать
полноправным членом мирового сообщества,
чтобы занять в нем достойное место, необходимо
перевооружить производство на основе
новейших техники и технологии, то есть
перейти на новый технологический способ
производства. Только в этом случае будут
созданы условия для всестороннего развития
человека, обеспечен приоритетный рост
социальной сферы, а также условия труда
и жизни, соответствующие новой стадии
социально-экономического развития.
Развитые страны, успешно осуществляющие
переход на постиндустриальную стадию,
добились существенных изменений во всех
сферах общественной жизни. Это не капиталистические
страны XIX или даже I половины XX в., а общество
качественно нового типа. Глубокие изменения
в технике и технологии, в соотношении
умственного и физического труда на основе
преобразования трудового процесса информатикой
и автоматизацией существенно изменили
положение и роль лиц наемного труда в
обществе. Этому способствовали значительное
распространение групповых и коллективных
форм собственности и соответствующее
уменьшение частного индивидуального
присвоения. Произошли становление механизмов
регулирования экономики, сочетающие
в себе преимущества конкуренции рыночного
типа с надежным государственным регулированием
макроэкономических процессов, а также
утверждение и рост роли "гражданского
общества" в разработке программ государственной
стратегии. Это находит проявление в распространении
гражданских движений типа экологических,
потребительских, пацифистских и др., которые
не носят классового характера. И наконец:
возрастают роль и значение в жизни общества
универсальных принципов гуманизма, причем
как во внутренней, так и в международной
жизни, в поведении государств. Не случайно
часто отмечают, что в развитых странах
больше социализма, чем в странах, которые
называли себя "социалистическими".
Именно поэтому общество развитых стран
нередко называют "социализированным
капитализмом". Конечно, было бы неправильно
идеализировать это общество. Каждый,
кто побывал в развитых странах, видел
его беды и несправедливость. Но было бы
еще хуже не видеть и не оценивать сдвигов,
которые произошли, кстати, на наших глазах
и обеспечили высокий уровень жизни, демократические
свободы, гуманное отношение к человеку.
Переход к постиндустриальному
обществу показал не только
то, что капиталистические страны все
больше "отходят" от классического
капитализма, но и то, что в них постепенно,
но неуклонно формируется качественно
новое общество. Если для прошлой эпохи
свойственна четкая определенность форм
присвоения (в капиталистических странах
- частная, в так называемых "социалистических"
- общественная), то для нового общества
- соответственно, плюрализм форм собственности,
когда рядом существуют ее государственная,
частная и коллективная формы и их производные.
То же самое мы видим и в отношении форм
развития: раньше как противоположные
выделялись его стихийная форма, свойственная
для капиталистических, и планомерная,
свойственная для социалистических стран.
Планомерность выдавалась как высшее
достижение общественно-экономического
прогресса. На самом же деле единый директивный
народнохозяйственный план, который должен
был реализовать планомерность, служил
способом функционирования административно-командной
системы, с ее глубокими недостатками
- "производством ради производства",
общим и хроническим дефицитом, грубыми
диспропорциями, невосприимчивостью к
достижениям НТП, а значит - низкой эффективностью.
Опыт показал: современный рынок нельзя
отождествлять со стихией, ибо он находится
под регулирующим влиянием государства,
осуществляющего и гибкое индикативное
планирование. Сочетание рыночного механизма
с государственным регулированием и планированием
обеспечивает высокую эффективность функционирования
экономики.
Все это убедительно свидетельствует,
что формационный подход, который
сыграл и сегодня может играть определенную
роль, нельзя абсолютизировать. В современном
обществе вместо однозначности форм собственности
и форм развития утвердились их многообразие
и многоук-ладность, возросла роль общеэкономических
и общечеловеческих ценностей. Вот почему
Президент Украины подчеркивает: "Наша
цель - утверждение в Украине демократического,
социально ответственного, солидарного
общества, общества, которое будет основываться
на исторических традициях и менталитете
нашего народа, на наработанных современной
цивилизацией общечеловеческих ценностях,
общества, которое будет постепенно избавляться
от традиционно классово-формационных
признаков, органично сочетать в себе
труд, талант и капитал, общества, где каждый
гражданин сможет реализовать в полной
мере свои способности и личности, общества,
которое на деле будет обеспечивать права
и свободы каждой личности".
Вопрос
№20 Основные задачи
и содержание программы
структурной реформы
железнодорожного транспорта
предпосылки, цели.
Предпосылки и
основное содержание
концепции развития структурной реформы.
Необходимость ускорения реформирования
структуры управления железнодорожным
транспортом (реструктуризации) вызвана
совокупностью причин, среди которых
в качестве основных следует
назвать инвестиционные, мотивационные
и законодательные противоречия в работе
отрасли, наблюдающиеся с середины 90-х
годов. Существенным фактором необходимости
структурных реформ на железнодорожном
транспорте явилась общегосударственная
стратегия в области управления естественными
монополиями.
Начиная с IV квартала 1998 г. в
стране восстанавливается платёжеспособный
спрос на перевозки, проявляется
их устойчивая тенденция к
росту. В то же время нарастает
износ основных фондов.
Анализ действующего в Российской
Федерации законодательства, в том
числе и налогового, также свидетельствует
о необходимости изменения действующей
структуры железнодорожного транспорта.
В качестве целей структурной реформы
железнодорожного транспорта Правительством
определены:
- повышение устойчивости работы
железнодорожного транспорта, его доступности,
безопасности и качества предоставляемых
им услуг для обеспечения единого экономического
пространства страны и общенационального
экономического развития;
- формирование единой гармоничной
транспортной системы страны;
- снижение совокупных народнохозяйственных
затрат на перевозки грузов
железнодорожным транспортом;
- удовлетворение растущего спроса
на грузовые и пассажирские
перевозки.
Основная цель "Концепции структурной
реформы федерального железнодорожного
транспорта" (1998 г.) — "снижение совокупных
народнохозяйственных затрат на перевозки
железнодорожным транспортом" – была
обусловлена первостепенной необходимостью
создания условий для роста промышленного
производства в стране.
При этом устойчивость работы
железнодорожного транспорта в стратегическом
периоде понимается как способность материально-технической
базы, кадрового потенциала, системы управления
железнодорожной инфраструктурой и совокупности
операторских компаний обеспечить возрастающий
платежеспособный (экономически обоснованный)
спрос на перевозки.
Концепцией развития структурной
реформы железнодорожного транспорта
определено, что реформирование
российских железных дорог проводится
в несколько этапов. Организационные
изменения в системе федерального
железнодорожного транспорта происходят
по мере вызревания соответствующих условий
и на основе подготовленной законодательно-нормативной
базы.
Основным
содержанием первого
этапа развития структурной реформы
железнодорожного транспорта является
обеспечение следующих принципов:
- разделение функций государственного
управления и организации хозяйственной
деятельности на железнодорожном
транспорте с одновременным выделением
из монопольной структуры конкурентных
видов деятельности;
- сохранение единой государственной
сетевой производственной инфраструктуры
железных дорог и централизованного диспетчерского
управления;
- поэтапное прекращение перекрестного
субсидирования между грузовыми
и пассажирскими перевозками,
внутрироссийскими и экспортно-импортными
перевозками;
- совершенствование тарифной политики
с передачей правительственной
комиссии функций по тарифному
регулированию на железнодорожном
транспорте.
В ходе реформирования осуществляется
выведение из системы железнодорожного
транспорта: предприятий по ремонту
подвижного состава, производству запасных
частей и других изделий для железнодорожного
транспорта; общестроительных подрядных
организаций (за исключением специализированных);
иных предприятий и объектов непрофильной
сферы.
Развитие
структурной реформы железнодорожного
транспорта происходит как развитие рыночных
конкурентных механизмов в сфере перевозок,
а также в сфере услуг по содержанию инфраструктуры
и технических средств.
Так, если первоначально большая
часть универсального подвижного
состава сохраняется в компании "РЖД",
то в дальнейшем его доля последовательно
сокращается по мере появления и развития
на рынке транспортных услуг компаний-операторов
и приобретения ими собственного подвижного
состава. Региональные пассажирские компании,
создаваемые в виде филиалов ОАО "РЖД",
по мере решения проблемы компенсации
убыточности дальних пассажирских перевозок
выводятся в виде дочерних предприятий.
Организуются независимые компании по
перевозке пассажиров в собственном или
арендованном подвижном составе на принципах
самоокупаемости. Создаются пригородные
железнодорожные компании с участием
региональных органов власти и заинтересованных
предприятий. Осуществляются возможные
меры по реструктуризации и демонополизации
предприятий по ремонту подвижного состава,
с последовательным выведением конкурентного
сегмента из состава компании.