Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:41, курсовая работа
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение.
Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.
1.1 Понятие конкуренции.
1.2 Функция регулирования.
1.3 Функция мотивации.
1.4 Функция распределения.
1.5 Функция контроля.
Глава II. Виды конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
Глава III. Чистая монополия.
3.1 Рынок чистой монополии.
Глава IV Олигополия.
4.1 Рынок Олигополии.
Глава V. Монополистическая конкуренция.
5.1 Рынок монополистической конкуренции.
Заключение.
Список литературы.
3. Конкуренция здесь по определению отсутствует. У единственного продавца конкурентов нет, его продукция уникальна и в принципе даже не нуждается в рекламе. Как показывает практика, и монополист может сталкиваться с конкуренцией. Это могут быть:
а) Потенциальная конкуренция, т.е. возможность появления в отрасли новых производителей.
б) Конкуренция нововведений,
т.е. внедрение новых технологий,
совершенствование
в) Конкуренция со стороны товаров-заменителей. В роли заменителей могут выступать даже товары, которые, казалось бы, очень далеки от заменяемого товара.
г) Конкуренция с импортными товарами. Внутренний рынок каждой страны характеризуется большей или меньшей степенью открытости с точки зрения возможности доступа на этот рынок товаров зарубежного производства. Ясно, что в условиях свободной внешней торговли фирма, монополизировавшая производство в масштабах одной страны, всё не будет ограничена от конкуренции и не добьётся абсолютного контроля над рынком.
4. Вступление на монопольный рынок очень затруднено или даже заблокировано. Однако, как уже отмечалось, входные барьеры и здесь не всегда непреодолимы. В зависимости от характера и высоты барьеров, различают три вида монополий: закрытая, естественная и открытая.
Закрытая монополия – это монополия, защищённая юридическими запретами, наложенными на конкуренцию( например, патентным правом).
Естественная монополия
Открытая монополия – это монополия, при которой одна фирма, по крайней мере, на некоторое время становится единственным продавцом товара, но не имеет специальной защиты от конкуренции.
5. Значительный контроль над ценой. Монополист выступает не как « соглашающийся с ценой», а как «выбирающий цену». Причина очевидна: он выпускает и, следовательно, контролирует весь объём предложения.
3.1 Рынок чистой монополии.
Монополия является полным антиподом совершенной конкуренции. Здесь существует только один продавец, причем он производит товар, не имеющий близких заменителей.
Монополия - это рыночная структура, в которой одна, фирма является поставщиком на рынок продукта, не имеющего близких субститутов.
В условиях монополии производитель способен полностью контролировать объем предложения товара, что позволяет ему выбирать любую цену, рассчитывая при этом получить максимальную прибыль.
Стремление монополиста к максимизации прибыли путем установления контроля над ценой и объемом продаж есть нарушение свободной конкуренции и утверждения особой власти на рынке.
Существует три вида монополии:
1. Закрытая монополия.
Она защищена от конкуренции
с помощью юридических
2. Естественная монополия
- отрасль, в которой
3. Открытая монополия.
В этом случае фирма на
Такая классификация монополии на три категории весьма условна. Некоторые фирмы могут принадлежать сразу к нескольким видам монополии. К их числу относятся, например, фирмы, обслуживающие систему телефонной связи, а также электрические и газовые компании, которые могут быть отнесены как к естественной монополии, так и к закрытой монополии. Также может быть проведена классификация, основанная на учете временного горизонта.
Модель монополии, предлагает действие одного дополнительного ограничения: монополист должен продавать свою продукцию по одинаковой цене всем потребителям. Монополия, при которой соблюдается это условие, называется простой монополией
Монополия в чистом виде - явление крайне редкое. Как и совершенная конкуренция, она представляет собой скорее экономическую абстракцию.
Эластичность спроса является важным фактором, ограничивающим монопольную власть фирмы на рынке. Если мы имеем дело с чистой монополией только один продавец, эластичность спроса становится единственным рыночным фактором, сдерживающим монопольный произвол. Именно поэтому деятельность всех отраслей естественной монополии регулируется государством. Во многих странах предприятия естественной монополии являются государственной собственностью. Однако чистая монополия встречается достаточно редко, как правило, либо монопольная власть делится между несколькими крупными фирмами, либо на рынке действует множество небольших фирм, каждая из которых производит отличающуюся от других продукцию.
В условиях чистой монополии, когда спрос на продукцию фирмы совпадает с рыночным спросом, его эластичность является определяющей оценкой рыночной власти фирмы. В других случаях, когда рыночная власть делится между двумя, тремя или большим количеством фирм, она зависит от следующих факторов:
1. Эластичность рыночного спроса. Спрос на продукцию отдельной фирмы не может быть менее эластичным, чем рыночный спрос. Чем большее количество фирм представлено на рынке, тем более эластичен будет спрос на продукцию каждой из них. Присутствие конкурентов не позволяет отдельной фирме значительно поднимать цену без опасения потерять часть своего рынка сбыта. Поэтому оценка эластичности спроса на продукцию фирмы является той информацией, которая должна быть известна руководству фирмы. Данные об эластичности должны быть получены путем анализа сбытовой деятельности фирмы, объема продаж при различных ценах, проведения маркетинговых исследований, оценки деятельности конкурентов и т.д.
2. Количество фирм на рынке. Однако само по себе количество фирм еще не дает представления о том, насколько рынок монополизирован.
Глава IV. Олигополия.
Олигополия имеет место в условиях, когда на отраслевом рынке действует относительно небольшое количество продавцов, имеющих возможность согласования своей рыночной политики. Аналогичная ситуация на стороне покупателей называется олигопсонией.
Характерные черты олигополии:
1. Относительно малое число фирм на рынке. Какое это число, точно определить трудно. Рыночная модель олигополии охватывает большую область, простирающуюся в диапазоне между чистой монополией и монополистической конкуренцией.
2. Продаваемые товары могут быть как однородными, так и разнородными. В зависимости от этого различают два типа олигополии. Однородная олигополия имеет место в базовых отраслях с однородной продукцией и большим размером предприятий. Дифференцированная олигополия имеет место в отраслях, производящих потребительские товары.
3. В зависимости от
того, какой характер имеет
4. Высокие входные
барьеры. С одной стороны, на
олигопольный рынок трудно
5. В той или иной
степени возможен контроль над
ценами со стороны
В условиях олигополии продавцы могут:
а) не учитывать поведение конкурентов;
б) пытаться предвидеть поведение других продавцов;
в) вступать в сговор с другими продавцами.
В последнем случае может возникнуть возможность значительного влияния на цены. В зависимости от характера рыночного поведения участников олигопольного рынка различают тайную олигополию и олигополию доминирования. Тайная олигополия возникает, когда олигополисты могут полностью сговориться или когда они принимают во внимание свою взаимозависимость.
4.1 Рынок Олигополии.
Существует два вида олигополии:
1. Первый вид предполагает, что несколько фирм производят идентичный продукт.
2. Второй – когда
несколько производителей
Однако в том и другом случае фирмы осознают взаимозависимость своих продаж, объемов производства, инвестиций и рекламной деятельности. Так, если одна фирма будет усиленно рекламировать свою продукцию или участвовать в создании новой модели изделия, то она должна почти наверняка ожидать аналогичных действий со стороны своих конкурентов. В такой ситуации каждая фирма знает, что, по крайней мере, некоторые решения конкурентов зависят от ее собственного поведения, и поэтому, принимая то или иное решение, она обязана считаться с этим обстоятельством.
Олигополистическая взаимозависимость фирм поднимает соперничество между ними на качественно новый уровень, превращает конкуренцию в непрестанную борьбу “всех против всех”. В этом случае возможны самые разнообразные решения конкурентов: они могут совместно добиваться некоторых целей, превращая отрасль в подобие чистой монополии, или же – в качестве другой крайности – бороться друг с другом вплоть до полного уничтожения.
Последний вариант чаще всего осуществляется в форме ценовой войны – постепенного снижения существующего уровня цен с целью вытеснения конкурентов с олигополистического рынка. Если одна фирма снизила цену, то ее конкуренты, почувствовав отток покупателей, в свою очередь тоже снизят свои цены. Этот процесс может иметь несколько этапов. Но снижение цен имеет свои пределы: оно возможно до тех пор, пока у всех фирм цены не сравняются со средними издержками. В этом случае исчезнет источник экономической прибыли и на рынке воцарится ситуация, близкая к совершенной конкуренции.
От подобного исхода в выигрышном положении, естественно, остаются потребители, в то время как производители все до одного никакого выигрыша не получают. Поэтому чаще всего конкурентная борьба между фирмами приводит к принятию ими решений, основанных на учете возможного поведения своих соперников. В этом случае каждая из фирм ставит себя на место конкурентов и анализирует, какова была бы их реакция.
В отличие от других рыночных структур универсальной олигополии не существует. Разработан ряд моделей, объясняющих поведение олигополии в конкретных ситуациях, такие как дуополия, игра двух лиц с противоположными интересами, модель доминирующей на рынке фирмы, картель. Все модели подтверждают тот факт, что олигополистическая стратегия приводит к уменьшению прибылей, а сговор и сотрудничество увеличивают прибыль. В погоне за прибылью фирмы, с одной стороны, могут вступить в ожесточенное противоборство, снижая цены в целях захвата рынка. Подрезая друг друга до уровня средних издержек, в конечном счете, фирмы получают нулевую экономическую прибыль. С другой стороны, фирмы могут максимально увеличить свои доходы путем повышения цен и заключения соглашения о дележе рынка, вступая в картель.
Глава V. Монополистическая конкуренция.
Монополистическая конкуренция - одна из форм несовершенной конкуренции. Монополистическая конкуренция представляет собой такую структуру рынка, при которой большое число фирм производит взаимозаменяемые товары и услуги.
Характерные черты монополистической конкуренции:
1, Относительно большое число фирм.
2, Дифференцированная продукция.
3, Основное внимание
уделяется неценовой
4, Вступить в отрасли монополистической конкуренции относительно легко. То, что производители в условиях монополистической конкуренции являются обычно небольшими по размеру фирмами как в абсолютном, так и в относительном выражении, предполагает, что экономия на масштабах производства и требующийся минимальный капитал невелики. С другой стороны, по сравнению с совершенной конкуренцией могут быть некоторые дополнительные финансовые барьеры, порождённые потребностью получения продукта, отличающегося от продукта конкурентов, и необходимостью рекламировать этот продукт.
5, Фирмы обладают ограниченной возможностью воздействия на цену своего дифференцированного продукта. Однако здесь, как и в условиях совершенной конкуренции, исключается сговор между предприятиями.
Информация о работе Экономические предприятия в условиях конкуренции