Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Марта 2013 в 23:41, курсовая работа
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Введение.
Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.
1.1 Понятие конкуренции.
1.2 Функция регулирования.
1.3 Функция мотивации.
1.4 Функция распределения.
1.5 Функция контроля.
Глава II. Виды конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
Глава III. Чистая монополия.
3.1 Рынок чистой монополии.
Глава IV Олигополия.
4.1 Рынок Олигополии.
Глава V. Монополистическая конкуренция.
5.1 Рынок монополистической конкуренции.
Заключение.
Список литературы.
План.
Введение.
Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.
1.1 Понятие конкуренции.
1.2 Функция регулирования.
1.3 Функция мотивации.
1.4 Функция распределения.
1.5 Функция контроля.
Глава II. Виды конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
2.2 Несовершенная конкуренция.
Глава III. Чистая монополия.
3.1 Рынок чистой монополии.
Глава IV Олигополия.
4.1 Рынок Олигополии.
Глава V. Монополистическая конкуренция.
5.1 Рынок монополистической конкуренции.
Заключение.
Список литературы.
Введение.
Современная рыночная экономика представляет собой сложнейшую структуру, состоящую из огромного количества разнообразных производственных, коммерческих, финансовых и информационных подструктур, взаимодействующих на фоне разветвленной системы правовых норм бизнеса, и объединяемых единым понятием - рынок.
По определению, рынок - это организованная структура, в которой существуют производители и потребители, где в результате взаимодействия спроса потребителей и предложения устанавливаются и цены товаров, и объемы продаж. При рассмотрении структурной организации рынка определяющее значение имеет количество производителей и количество потребителей, участвующих в процессе обмена всеобщего эквивалента стоимости на какой-либо товар. Это количество производителей и потребителей, характер и структура отношений между ними определяют взаимодействие спроса и предложения.
Ключевым понятием,
выражающим сущность рыночных
отношений, является понятие
Конкуренция - это
центр тяжести всей системы
рыночного хозяйства, тип взаим
В качестве средств в конкурентной борьбе для улучшения своих позиций на рынке компании используют, качество изделий, цену, сервисное обслуживание, ассортимент, условия поставок и платежей, информацию через рекламу.
Понятие конкуренции
является фундаментальным в
Экономический успех субъекта рыночной экономики в первую очередь зависит от того, насколько хорошо он изучил законы конкуренции, ее проявления и формы, и насколько он готов к конкурентной борьбе.
Глава I. Понятие конкуренции. Основные функции.
1.1 Понятие конкуренции.
«Конкуренция — это ситуация, когда существует несколько альтернативных направлений использования редкого блага, в котором заинтересованы различные группы людей, борющихся между собой за право распоряжаться этим благом».
Конкуренция –
соперничество между
а) Количество фирм поставляющих товары на рынок;
б) Свобода вхождения предприятия на рынок и выхода из него;
в) Дифференциация товаров;
г) Участие фирм в контроле над рыночной ценой.
1.2 Функция регулирования.
Для того чтобы устоять в борьбе, предприниматель должен предлагать изделия, которые предпочитает потребитель. Отсюда и факторы производства под влиянием цены направляются в те отрасли, где в них существует наибольшая потребность.
1.3 Функция мотивации.
Для предпринимателя конкуренция означает шанс и риск одновременно:
-предприятия, которые
-предприятия, которые не
1.4 Функция распределения.
Конкуренция не только включает стимулы
к более высокой
1.5 Функция контроля.
Конкуренция ограничивает и контролирует
возможности каждого
Политика в области конкуренции призвана заботиться о том, чтобы конкуренция могла выполнять свои функции. Руководящий принцип "оптимальной интенсивности конкуренции" в качестве целей политики в области конкуренции предполагает, что:
- технический прогресс в отношении изделий и процессов быстро внедряется (инновация под давлением конкуренции);
- предприятия гибко
адаптируются к меняющимся
Глава II. Виды конкуренции.
2.1 Совершенная конкуренция.
Совершенная конкуренция основана на частной собственности и хозяйственной обособленности. Она предполагает, что на рынке имеется множество независимых фирм, самостоятельно решающих, что создавать и в каких количествах, а также:
1. Объём производства отдельной фирмы является незначительным и не оказывает влияния на цену реализуемого этой фирмой товара;
2. Реализуемые каждым производителем товары являются однородными;
3. Покупатели хорошо информированы о ценах, и если кто-то повысит цену на свою продукцию, то потеряет покупателей;
4. Продавцы действуют независимо друг от друга;
5. Доступ на рынок никем и ничем не ограничен.
Последнее условие
предполагает возможность
Совершенная конкуренция
является также условием формирования
рыночного механизма, образования
цен и самонастройки
2.2 Несовершенная конкуренция.
Ограниченность совершенной
конкуренции приводит к тому, что
в экономике появляется другой тип
рынка - рынок несовершенной
Выделяют три вида несовершенной конкуренции:
1. Чистая монополия
2. Олигополия
3. Монополистическая конкуренция
Чистая монополия характериз
1. На рынке имеется только
один продавец. Подобное положение
означает совпадение
2. Существуют непреодолимые
• величина спроса и уровень развития техники и технологии, что позволяет эффективному существованию в отрасли только одного предприятия. Наличие же большего количества предприятий просто приведет к росту издержек и более высокому уровню цен;
• нормативно-правовые акты, например патенты и лицензии, ограничивающие вход в отрасль других предприятий;
• наличие исключительного права на какой-либо ресурс;
• высокая капиталоемкость
производственного процесса, что
требует больших
3. Отсутствуют товары-заменители.
Для совершенного конкурентн
Олигополия характеризуется следующими основными чертами:
1. На рынке существует несколько производителей. Предприятия,
представляющие, олигополию обладают
довольно крупной долей на рынке и могут
оказывать существенное влияние на цену.
Таким образом, в условиях олигополии
предприятие вынуждено пристально следить
за любыми действиями конкурентов.
2. Существуют значительные
3. Наличие как однородной, так
и дифференцированной
Монополистическая конкуренция характеризуется следующими основными чертами:
1. На рынке существует много
продавцов. Большое количество продавцов приводит к тому, что
каждый из них обладает незначительной
долей на рынке и не может оказать существенного
влияния на цену.
2. Существуют незначительные
3. Доминирование
Глава III. Чистая монополия.
Чистая монополия означает, что в отрасли есть только один продавец, который полностью контролирует объём предложения и цену товара, не имеющего близких субститутов. Монополия представляет собой рыночную структуру, в которой одна фирма является поставщиком товара, не имеющего на рынке близких заменителей.
Монополия потребителя, когда на рынке выступает только один покупатель, называется монопсонией. Примером может быть государство, приобретающее на эксклюзивной основе определённые товары или услуги, или крупная фирма, закупающая на отраслевом рынке определённые материалы, которые больше никто не покупает. Рыночная структура, в которой единственному продавцу противостоит единственный покупатель, называется двусторонней монополией.
Характерные черты чистой монополии:
1. Единственный продавец. В большинстве городов предприятия общественного являются монополистами, так как их услуги практически незаменимы.
2. Уникальность продукции, отсутствие хороших или близких заменителей. С точки зрения покупателя, это означает отсутствие приемлемых альтернатив покупке товара фирмы-монополиста. Он должен покупать продукт у монополиста или обходиться без него.
Информация о работе Экономические предприятия в условиях конкуренции