Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае

Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2012 в 14:26, курсовая работа

Описание работы

Данный курсовой проект выполнялся по теме «Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае» на основании материалов (преимущественно в виде электронных источников) www.altairegion22.ru, www.econom22.ru и другие. Работа дает целостную картину о историко–культурном потенциале Алтайского края; об археологических памятниках области в целом; о его природно–рекреационных ресурсах.

Работа состоит из следующих частей: введение, основная часть, заключение, список использованных источников.

Задачи работы:
изучение особенностей культурно–познавательного туризма;
выявление сущности культурно–познавательного туризма в Алтайском крае;
изучение историко–культурного потенциала, туристскую освоенность, развитие культурно–познавательного туризма и умение правильного использования их в туристской деятельности края для разработки туров;
изучение технологии разработки культурно–познавательного тура;
характеристика экономического потенциала культурно-познавательного туризма в Алтайском крае;
исследование туристского рынка Алтайского края;
разработка проекта культурно–познавательного тура по Алтайскому краю.

Содержание

Введение……………………………………………………….………………... 3

Глава I. Культурно-познавательный туризм: понятие, особенности, основные тенденции…………………………………………………………….…………..5

1.1. Общие представления о культурно–познавательном туризме………………………………………………………………………..… 5

1.2. Особенности использования историко–культурного наследия Алтайского края в туристской сфере……………………………………………………….... 9

Глава II. Анализ сферы туризма Алтая: состояние, перспективы и подготовка кадров ……………………………….………………………….…………….….21

2.1. Туроперейтинговая и турагентская деятельность в Алтайском крае………………………………………………………………………………. 21

2.2. События в сфере туризма Алтайского края…………………...…………. 36

2.3. Разработка культурно–познавательного тура..............................................37

Заключение………………………………………………………………….……41

Список использованной литературы………………………………………...…43

Работа содержит 1 файл

курсовая.doc

— 363.00 Кб (Скачать)

     На  сегодняшний день базовый целевой рынок Алтайского края–регионы Западной Сибири — Новосибирская, Кемеровская, Томская, Омская области, Республика Алтай. Доля Алтайского края на сибирском рынке отдыха и активного туризма составляет до 30%. Важным фактором является близость Алтайского края к основным центрам — источникам турпотоков: автомобильная доступность позволяет жителям соседних областей совершать туры выходного дня и проводить отпуск в нашем регионе. Динамика туристско–рекреационного сектора Алтайского края в решающей степени определяется конъюнктурой рынка активного отдыха и оздоровления Западной Сибири. Спрос на данном рынке, по экспертным оценкам, в ближайшей перспективе будет расти.

     Количество  потребителей услуг. Предпринимателями Алтайского края в 2009 году оказано услуг 997 тыс. туристам и экскурсантам, что на 5,5% меньше, чем в аналогичном периоде прошедшего года. Наибольший процент потребителей услуг приходится на сектор «гостиницы и иные средства размещения общего назначения» — здесь в 2009 году отдохнуло более 248 тыс. человек. На втором месте «турбазы и иные организации отдыха» — более 228 тыс. потребителей, на третьем — «санаторно–курортные организации» — 147,6 тыс. размещенных.

     Первым  в рейтинге объема турпотока является г. Барнаул — 219,7 тыс. потребителей услуг (22,2% от общего числа обслуженных), при этом 102 тыс. человек было обслужено турфирмами города как во въездном, так и в выездном направлении.

     Второе  место — у Алтайского района (157,2 тыс. туристов). В основной массе туристы в Алтайском районе пользовались услугами турбаз (135 тыс.).

     На  третьем месте — город–курорт Белокуриха — 149,1 тыс. туристов, из которых 97,2 тысячи — клиенты санаторно–курортных учреждений.

     В целом, города Алтайского края занимают около 55% рынка потребителей туристско–экскурсионных услуг и услуг размещения.

     Экскурсионные услуги в 2009 году оказывали 15 организаций  и индивидуальных предпринимателей, которые обслужили около 197 тыс. человек; в детских оздоровительных учреждениях  круглосуточного пребывания (72 единицы) отдохнуло более 29 тыс. детей.

       Распределение туристского потока  в разрезе субъектов предпринимательской  деятельности приведено на рисунке  1.

                              Рисунок 1

Соотношение объемов обслуженных туристов субъектами предпринимательской деятельности, оказывающих туристские и экскурсионные и услуги коллективных средств размещения в Алтайском крае в 2009 году, %

     Стоит отметить, что показатели роста отрасли  прослеживаются не только по линии  въездного туризма, но также и по количеству путешествий жителей края внутри региона и за его пределы. Таким образом, в Алтайском крае в сфере оказания туристских услуг, а также услуг размещения и оздоровления в последние годы наблюдается уверенный подъем. По официальным данным статистики Общая выручка (доход) от оказания услуг субъектами туристской деятельности в Алтайском крае (за минусом НДС, акцизов и аналогичных обязательных платежей) в 2009 году составила 5426 млн. рублей.

     По  объему выручки субъектов турбизнеса лидирует г. Белокуриха с сектором наиболее капиталоемких и дорогих из отчетных видов услуг — санаторно–оздоровительных. Основная статья выручки — услуги санаториев, доля которых в общем объеме выручки по субъектам г. Белокурихи составила 92%. В общем объеме выручки от оказания туристических и оздоровительных услуг по всем муниципальным образованиям и городским округам, доля города–курорта составляет 55,6%.

     Второе  место в рейтинге занимает г. Барнаул, основная доля выручки в котором (51,7%) приходится на санаторно–курортные учреждения. В региональном масштабе доля города в выручке субъектов турбизнеса — 17,6%.

     Доли  Алтайского района и г. Бийска в объеме общекраевой выручки субъектов турбизнеса составляют 10,9% и 4,2% соответственно.

     Объем средней выручки на одного субъекта предпринимательской деятельности представлен в таблице 2.

                           Таблица 2

Субъекты  предпринимательства  Всего субъектов, единиц Объем средней  выручки на 1 субъекта в 2009 г., тыс.руб. Общий объем  
выручки, тыс.руб.
Турфирмы  206 3 031,0 624 391,7
«Зеленые» дома 142 146,3 20 771,5
КСР общего назначения (гостиницы) 136 2 327,0 316 471,1
Санаторно–курортные КСР 39 93 750,1 3 656 253,7
Турбазы и иные организации отдыха 128 4 398,6 563 020,9
ДОУ (детские  лагеря) 72 3 153,2 227 029,5
Иные  субъекты (экскурсионные) 15 1 188,6 17 828,8
Итого: 738 7 352,0 5 425 767,2
 

       Однако по мнению экспертов официальные цифры, характеризующие объем оказанных услуг, занижены, что объясняется как несовершенной системой предоставления статистической отчетности, так и неполным объемом информации, предоставляемой турфирмами края, коллективными средствами размещения (КСР) в органы статистической отчетности.

     В прошлом году в структуре занятости  в оцениваемой отрасли произошли  незначительные изменения.

     Общее количество занятых в сфере туризма  в отчетный период увеличилось на 1451 человек (+10,9%) по сравнению с аналогичным  периодом 2008 года, что напрямую связано  с вводом в эксплуатацию новых  и реконструированных средств размещения, и составило 14,7 тыс. человек или около 3% всех работающих в сфере оказания платных услуг населению (таблица 3). В среднем на каждого работника отрасли в 2009 году приходилось 65 обслуженных туристов.

     Наибольшее  общее количество занятых в оцениваемой  сфере у г. Белокурихи — 4,7 тыс. человек. Курорт имеет самый большой коэффициент плотности персонала на одно место размещения (0,94 с учетом фонда детских оздоровительных учреждений), и занимает 32,1% регионального рынка труда в туристической отрасли. Столь высокие показатели обусловлены наличием на территории города трети из всех расположенных в крае санаториев, в структуре штата которых большую долю занимает медицинский персонал. Работники сферы туризма составляют 61,3% от общего числа занятых в городе.

                           Таблица 3

     Некоторые показатели функционирования рынка занятости в сфере туризма 

Субъекты  предпринимательства  Всего занятых, человек  Доля в общем  объеме занятых в сфере туризма, % Коэффициент  
плотности персонала,  
человек/место
Турфирмы  901 6,1%
«Зеленые» дома 279 1,9% 0,34
КСР общего назначения (гостиницы) 1281 8,7% 0,27
Санаторно–курортные КСР 6509 44,4% 0,80
Турбазы и иные организации отдыха 1634 11,1% 0,10
ДОУ (детские  лагеря) 3889 26,5% 0,28
Иные  субъекты (экскурсионные) 166 1,1%
Итого: 14659 100,0%  
 

     Город Барнаул удерживает вторую позицию  по числу занятых в сфере туризма  — 2340 человек. Плотность персонала составляет 0,23 работника на место, доля города в общем объеме занятых в сфере туризма — 16%.

     Алтайский район, занимая ведущую позицию  по количеству субъектов предпринимательства в целом, по числу занятых в оцениваемой сфере удерживает лишь третье место (1512 человек). Плотность персонала на одно место размещения здесь составляет 0,2 (один человек на пять мест размещения). Среднекраевой коэффициент плотности персонала (по группе «Коллективные средства размещения») составил 0,31, или в среднем три места размещения на одного работающего, что меньше оптимального уровня (1 единица персонала на 2 места). Данный коэффициент находится на уровне показателя 2008 года.

     По  количеству субъектов турбизнеса лидируют: Алтайский район (161), г. Барнаул (128), г. Бийск (47), г. Белокуриха (32), Солонешенский  район (30). Количество мест единовременного  размещения в коллективных туристско–рекреационных и санаторно–оздоровительных, а также детских оздоровительных учреждениях составило 31,9 тысяч, в том числе круглогодичных — более 11 тысяч (34,8% от общего числа мест размещения). Кроме того, в краевых детских оздоровительных лагерях сосредоточенно 6512 мест размещения, 5423 (83,3%) из которых – сезонные.

     Реализацией турпутевок в Алтайском крае занималось 206 туристических фирм, из них в  статусе туроператора — 42, турагента — 164.

     Основные  показатели работы субъектов отрасли  за отчетный период в соответствии с данными о социально–экономическом развитии муниципальных образований приведены в таблице 4.

                           Таблица 4

     Основные  показатели деятельности субъектов предпринимательской деятельности, оказывающих туристско–экскурсионные, санаторно–оздоровительные услуги и услуги коллективных средств размещения за за услуги коллективных средств размещения за 2009 год 

Показатель  Итого Субъекты  предпринимательской деятельности
«Турфирмы» «Зеленые» дома» «КСР общего  
назнач
е–ния»
«Санаторнокурортные КСР» «Турбазы и иные организации  
отдыха»
«ДОУ» «Иные субъекты»
Количество  субъектов, оказываю–щих услуги, ед. 738 206 142 136 39 128 72 15
Количество  мест единовре–менного размеще–ния, ед. 45733 0 819 4814 8118 16584 15398 0
Количество  обслужен–ных туристов/ экскурсан–тов, тыс. чел. 997,4 120,9 19,6 248,2 147,6 228,9 34,9 197,3
Число занятых оказанием услуг, чел. 14659,0 901,0 279,0 1281,0 6509,0 1634,0 3889,0 166,0
Выручка (доход) субъектов от оказания услуг, за минусом НДС, акцизов и аналогич–ных обязатель–ных платежей, тыс.руб. 5425767,2 624391,7 20771,5 316471,1 3656253,7 563020,9 227029,5 17828,8
Затраты на выплату заработной платы, тыс. руб. 1265601,5 12296,7 4127,5 68307,7 1082903,5 28897,4 60938,5 8130,3
Обязатель–ные платежи в бюджет и внебюд–жетные фонды, тыс. руб. 627485,4 20501,1 1745,3 24277,0 551755,7 9360,1 17986,8 1859,4
 

     Так же необходимо рассмотреть проблемы развития внутреннего и въездного туризма. Основной проблемой увеличения туристических потоков в Алтайском крае является высокая стоимость транспортной составляющей в стоимости тура. Являясь полностью конкурентоспособным по имеющимся туристским ресурсам, регион на сегодняшний день не готов предложить туристам необходимого уровня размещения и сервиса, что не оправдывает значительную цену трансфера до Алтайского края [21].

     Первым  шагом к решению данной проблемы является развитие особой экономической  зоны туристско–рекреационного тип «Бирюзовая Катунь», готовой предложить отдыхающим сервис мирового уровня. Выход данного комплекса на проектный уровень поможет, в том числе, обеспечить стабильный планируемый поток туристов в Алтайский край и снизить транспортные издержки в стоимости туров. Аналогичные результаты должно принести краю строительство игорной зоны «Сибирская монета».

     Другой  проблемой для развития краевого туризма была ярко выраженная сезонность местного турпродукта, что сдвигало рамки турсезона в регионе  до 2–3 месяцев в году. Строительство и ввод в эксплуатацию новых горнолыжных трасс привели в последние годы к значительному снижению фактора сезонности наряду с увеличением популярности активных зимних видов отдыха не только среди туристов из–за пределов края, но также и жителей региона. В то же время для удержания турпотоков в зимний сезон уже сегодня необходимо дальнейшее развитие предложения туристического продукта.

     Еще одним препятствием для увеличения турпотоков, прежде всего внутренних, является дороговизна размещения и  сервиса при их общем невысоком  уровне. Такая ситуация сложилась от изначально неправильного позиционирования краевого турпродукта, сформировавшего особую категорию платежеспособного спроса, ориентирования его на одностороннее удовлетворение потребностей отдыхающих в развлечениях. Эти и другие существующие проблемы развития туризма в Алтайском крае предполагается решить в рамках реализации новой Стратегии социально–экономического развития края на период до 2025 года, где сфера туризма определена одним из основных направлений повышения благополучия региона [21].

     Анализируя сферу туризма в Алтайском крае, нельзя не коснуться темы инвестиций. Итак, рассмотрим инвестиции на микроуровне в сфере культуры.

     Администрация Алтайского края постановила распределить бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций в области культуры, включенные в краевую адресную инвестиционную программу на 2010 год, что отражено таблицей 5. Постановление Администрации Алтайского края  от 30.04.2010 г. № 187 «О внесении изменений в постановление Администрации края от 30.12.2009 № 566» [4].

Информация о работе Экономические основы культурно–познавательного туризма в Алтайском крае