Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Природоохранная деятельность предприятия.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

     За  сверхлимитное изъятие воды, а  также в двух последних случаях  устанавливается повышенная плата.

     В случаях с первого по четвертый  включительно платежи поступают  в федеральный бюджет и бюджеты  субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный бюджет – 40%, бюджет субъекта РФ – 60%. При этом платежи в федеральный  бюджет направляются на формирование федерального целевого бюджетного фонда восстановления и охраны водных объектов, а платежи, поступающие в бюджеты субъектов РФ, используются для финансирования мероприятий по рациональному использованию, восстановлению и охране водных объектов, проводимых на их территории.

     В пятом и шестом случаях платежи  поступают в федеральный бюджет, бюджеты субъектов РФ и в местные  бюджеты в следующем соотношении: федеральный бюджет – 10%, бюджет субъекта РФ – 30%, местный бюджет – 60%. Эти  платежи используются не менее чем  на 80% для финансирования мероприятий  по восстановлению и охране водных объектов, включая платежи в федеральный  бюджет, которые направляются на формирование федерального целевого бюджетного экологического фонда (порядок расходования средств  этого фонда определяется Правительством РФ).

     Государственным организациям, осуществляющим свою деятельность в социальной сфере, а также водопользователям, использующим водные объекты для  сельского хозяйства, устанавливаются  льготные предельные размеры платы, направляемой на восстановление и охрану водных объектов, в соответствии с  законодательством РФ. 
 
 
 
 
 
 
 

     2.5   Платежи за недра  

     В настоящее время действует следующая  система платежей за недра:

  • платежи за право пользования недрами;
  • отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой базы (на геологоразведочные работы);
  • акцизный сбор по отдельным видам добываемого сырья;
  • отчисления в фонд ценового регулирования Минфина России при поставках нефти и природного газа;
  • сбор за выдачу лицензий за право пользования недрами;
  • платежи за право пользования акваторией и участками морского дна.

     Платежи за право пользования недрами  осуществляются с целью:

  • создания у местных органов управления экономической заинтересованности в разработке минеральных ресурсов на соответствующей территории и выдаче разрешения на их разработку;
  • стимулирования рационального и комплексного использования различных видов полезных ископаемых;
  • приведения общей системы условий пользования недрами в России в соответствие с общемировыми тенденциями рыночных отношений;
  • создания устойчивого финансирования мероприятий по развитию минерально-сырьевой базы регионов и на охрану минеральных ресурсов.

     Плата за право пользования недрами  может взиматься в форме денежных платежей, а также части объема добытого минерального сырья или  иной производимой недропользователем продукции, в форме выполнения работ  или предоставления услуг либо путем  зачета сумм предстоящих платежей в  федеральный, региональный или местный  бюджет в качестве долевого вклада в уставный фонд создаваемого горного предприятия. Форма внесения платы, размеры и условия платежей по каждому объекту недропользования устанавливаются в лицензии, которая выдается совместно региональным органом власти и Министерством природных ресурсов РФ или его территориальными подразделениями.

     Платежи за право пользования недрами  взимаются в форме разовых  взносов и (или) регулярных платежей в течение срока реализации предоставленного права. Разовые взносы выплачиваются  в размерах и сроки, указанные  в лицензии, а регулярные платежи  – в течение всего периода  эксплуатации месторождения.

     Платежи за право пользования недрами  в свою очередь включают три группы платежей:

  • платежи за право добычи полезных ископаемых;
  • платежи за право на использование отходов горнодобывающих и перерабатывающих производств;
  • платежи за право строительства и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.

     Регулярные  денежные платежи за право добычи полезных ископаемых устанавливаются  в размере процентов от стоимости  добытой продукции, рассчитанной на основе оптовых цен предприятий (обычно от 1 до 8%), в зависимости от вида добываемого сырья.

     Платежи за право на использование отходов  в горнодобывающих и перерабатывающих производствах устанавливаются  в размере 25–50% платежей за право  на добычу соответствующих полезных ископаемых. И в том и в другом случае платежи включаются в затраты  на добычу (производство) сырья.

     Размер  платежей за право строительства  и эксплуатации подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых, определяется в пределах 1-3% от сметной стоимости объекта  и стоимости предоставляемых  услуг его эксплуатации. Платежи  включаются в стоимость сооружений.

     Платежи за право пользования недрами  поступают в федеральный, региональные (республик, краев, областей, автономных образований) и местные (районов, городов) бюджеты в соответствии с территорией, на которой осуществляется пользование  недрами, и распределяются в установленной  пропорции.

     Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы производятся от стоимости товарной продукции из добытых предприятиями  полезных ископаемых. Эти отчисления взимаются только в денежной форме. Ставки отчислений по полезным ископаемым и их компонентам утверждаются Правительством РФ на соответствующий период в виде процентов от стоимости товарной продукции (от 2 до 17%) в зависимости  от вида полезных ископаемых.

     Отчисления  на воспроизводство минерально-сырьевой базы, включаются в себестоимость  добычи и перечисляются в соответствующие  бюджеты раз в месяц, или квартал, или год в зависимости от объема отчислений.

     Распределение этих отчислений по бюджетам разного  уровня осуществляется в том же порядке, как и платежей за право пользования  недрами.

     Введение  акцизного сбора по отдельным  видам добываемого минерального сырья производится специальным  законодательным актом Российской Федерации по тем видам сырья, которое добывается из месторождений  с относительно лучшими горно-геологическими и экономико-географическими характеристиками при получении пользователями недр сверхнормативной прибыли, содержащейся в цене продукции. Примером подобных отчислений может служить акцизный сбор на нефть, включая газовый конденсат, взимаемый с ряда нефтеперерабатывающих предприятий.

     Размер  сборов за выдачу лицензий на право  пользования недрами и порядок  их взимания определяется Министерством  природных ресурсов РФ по согласованию с Министерством финансов РФ исходя из расходов на экспертизу заявок на получение  лицензий, организацию конкурсов  и аукционов, оплату пакетов геологической  информации и иных расходов, связанных  с предоставлением лицензий.

     Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна устанавливаются  в зависимости от арендуемой площади, ее конфигурации, мощности водной толщи, целей пользования недрами, продуктивности акватории, а также с учетом наличия  навигационных путей, коммуникаций и технических сооружений в районе работ. Размер платежей устанавливается  органами, предоставляющими лицензию на право пользования конкретной акваторией и участками морского дна, по согласованию с Минприроды России и другими компетентными органами.

     Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в  границах территориального моря (12-мильной  зоны) поступают как в региональный (60%), так и в федеральный бюджет (40%).

     Платежи за право пользования акваторией и участками морского дна в  пределах морской экономической  зоны (200-мильной зоны) поступают  полностью в федеральный бюджет. 
 
 

     2.6   Платежи за пользование лесными ресурсами 

     Современная система платежей за пользование  лесными ресурсами включает:

  • арендную плату за участки леса;
  • лесные подати (плата за право пользования лесными ресурсами).

     Размеры арендной платы за участки лесного  фонда, сроки ее внесения и порядок  распределения устанавливаются  договором.

     Участки лесного фонда предоставляются  в аренду на основании решений  органов государственной власти субъектов РФ, принимаемых по представлению  территориальных органов Рослесхоза (это представление, в свою очередь, подготавливается с участием органов  местного самоуправления и лесопользователей).

     Арендная  плата определяется на основе ставок лесных податей.

     Лесные  подати являются платой, взимаемой  за все виды лесопользования, в том  числе:

  • древесину, отпускаемую на корню (за лесозаготовку);
  • заготовку живицы (смолы деревьев) и других лесных материалов, сенокошение, пастьбу скота, промысловую заготовку древесных соков, дикорастущих плодов, ягод, грибов, лекарственных растений, технического сырья, размещение ульев и пасек и за другие виды побочных лесных пользований;
  • пользование лесами для нужд охотничьего хозяйства;
  • пользование лесами в культурно-оздоровительных, туристических и спортивных целях.

     В составе лесных податей взимается  плата за землю лесного фонда.

     Лесные  подати взимаются в виде разового или регулярных платежей с начала пользования участком лесного фонда  в течение всего срока действия документа, разрешающего пользование  лесным фондом.

     Лесные  подати взимаются со всех лесопользователей, за исключением арендаторов.

     Ставки  лесных податей устанавливаются  органами государственной власти субъектов  РФ по согласованию с территориальными органами Рослесхоза или определяются по результатам аукционов. При этом минимальные ставки платы за древесину, отсекаемую на корню (лесозаготовку), устанавливаются  Правительством РФ.

     Часть лесных податей и арендной платы  в размере минимальных ставок платы за древесину, отпускаемую  на корню, поступает в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ в следующем соотношении: федеральный  бюджет – 40%, бюджет субъекта РФ – 60% (в  тех субъектах РФ, в которых  расчетная лесосека не превышает 1 млн. м3, эти средства полностью поступают  в бюджет соответствующего субъекта РФ). Часть указанных средств, поступивших  в бюджет субъекта РФ, направляется соответствующему территориальному органу Рослесхоза на финансирование расходов на воспроизводство лесов в соответствии с нормативами, определяемыми Рослесхозом,

     Оставшаяся  часть лесных податей и арендной платы поступает лесхозам Рослесхоза, приравнивается к бюджетным средствам  и используется для нужд лесного  хозяйства. 
 
 

   Заключение  

     Развитие  хозяйственной деятельности приводит к усилению негативного влияния  на окружающую среду.

     С целью охраны окружающей природной  среды разработана система контроля и надзора за ее состоянием. Она  включает государственный, общественный и производственный контроль.

     Задачами  экологического контроля являются: наблюдение за состоянием окружающей среды, ее изменениями  под воздействием хозяйственной  и иной деятельности; проверка выполнения планов и мероприятий по охране природы, рациональному использованию природных  ресурсов, оздоровлению окружающей природной  среды, соблюдению требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей природной среды.

       Основными государственными мерами  охраны окружающей среды являются: экологическая экспертиза хозяйственной  деятельности предприятия – проверка  соответствия ее экологической  безопасности; экологическая сертификация  товаров и оказываемых услуг,  т.е. подтверждение экологической  безопасности их производства, а  также экологического качества  или чистоты реализуемой продукции;  экологические платежи, введение  экологического паспорта предприятия.

Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия