Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».
Введение ……………………………………………………………………………2
Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41
Библиографический список………………………………………………………..43
Расчет платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных веществ.
Взимание платы по нормативам производится за:
Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:
В
случае загрязнения окружающей среды
без оформления в установленном
порядке разрешения на выброс (сброс,
размещение отходов), вся масса загрязняющих
веществ рассматривается как
сверхлимитная и плата
Кроме обязательных платежей за загрязнение окружающей среды предприятие может осуществлять добровольные взносы в городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства.
Источником платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ или ВСС, а также превышающее ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.
Средства,
взыскиваемые за загрязнение окружающей
среды, перечисляются
Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие.
Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом освоенных им средств на природоохранные мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные органы Госкомэкологии России. Корректировке подлежат только 90% платежей за загрязнение окружающей среды (напомним, что 10% от суммы платежей за загрязнение направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии).
Для
корректировки платежей предприятие
составляет план природоохранных мероприятий
и согласовывает его в
Госкомэкологии
России утвержден Примерный перечень
природоохранных мероприятий, в
соответствии с которым производится
корректировка платежей за загрязнение.
При этом расчеты основываются на
проектно-сметной документации природоохранных
мероприятий и могут уточняться
после окончания планового
Следует отметить, что к природоохранным затратам не относятся затраты, являющиеся составными элементами технологических схем, промышленной санитарии, благоустройства и т.п.
Размер корректировки платежей за загрязнение окружающей среды конкретного предприятия определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению документов в счет платежей могут засчитываться только собственные средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.
Платежи
за загрязнение окружающей среды
могут также уменьшаться на часть
суммы собственных средств
Участники долевого финансирования мероприятий по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.
Территориальные
органы Госкомэкологии России могут
частично понизить плату за загрязнение
окружающей среды или освободить
от нее те предприятия, которые принимают
участие в социальной и культурной
деятельности города (региона).
В период проведения предприятиями природоохранных мероприятий, согласованных с местными органами природоохраны, предприятия не платят за превышение установленных лимитов загрязнения, с них взимается плата за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.
При недостатке собственных средств предприятия могут привлекать банковский кредит (на льготных основаниях) для осуществления предусмотренных мероприятий по охране окружающей среды и рациональному использованию природных ресурсов. Средства местных внебюджетных экологических фондов могут выделяться предприятиям на возвратной основе при отсутствии у них средств на природоохранное развитие и права на получение кредитов.
Учет поступления платы за загрязнение ведется по каждому природопользователю в государственных налоговых инспекциях на карточках лицевых счетов.
В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды с предприятия взыскивается вся сумма заниженных платежей, а также штраф.
Контроль
за правильностью расчетов и поступлением
средств от платежей за загрязнение
в региональные и местные экологические
фонды осуществляют соответствующие
территориальные комитеты Госкомэкологии
России, а за поступлением 10% платы
за загрязнение окружающей среды
в доход федерального бюджета
для финансирования деятельности территориальных
органов государственного управления
в области охраны природы –
Государственная налоговая
Внесение
платы за выбросы (сбросы, размещение
отходов) не освобождает
2.2
Экологический паспорт предприятия
Экологический (эколого-экономический) паспорт предприятия – это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия с окружающей средой.
Экологический паспорт предприятия состоит из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих объемов выбросов вредных веществ до и после осуществления каждого мероприятия.
В экологическом паспорте предприятия находят отражение три группы показателей:
К первой группе относятся следующие показатели:
величина
производственной площади на одного
рабочего, единицу оборудования, агрегата;
общая площадь либо протяженность
коммуникаций, подъездных путей, водоснабжения,
канализации, энергоснабжения; площадь
земель, отводимых под культурно-
Ко второй группе показателей относятся такие, как:
Третья группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.
Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия