Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Природоохранная деятельность предприятия.docx

— 58.41 Кб (Скачать)
 

     Расчет  платежей за загрязнение осуществляется предприятиями на основе единых нормативов плат за выбросы (сбросы, размещение) вредных  веществ.

     Взимание  платы по нормативам производится за:

  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных источников;
  • выброс в атмосферу загрязняющих веществ от передвижных источников;
  • сброс загрязняющих веществ в реки, озера и другие места (балки, овраги, поля орошения, поля фильтрации), в том числе осуществляемый предприятиями через системы коммунальной канализации;
  • размещение отходов.

     Устанавливаются три вида базовых нормативов платы:

  • за выбросы (сбросы) вредных веществ в окружающую среду в пределах ПДВ или ПДС;
  • за выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ в пределах временно установленных лимитов временно согласованных выбросов (ВСВ), временно согласованных сбросов (ВСС);
  • за превышение лимитных выбросов (сбросов) загрязняющих веществ в окружающую среду (ПДВ, ПДС, ВСВ и ВСС).

     В случае загрязнения окружающей среды  без оформления в установленном  порядке разрешения на выброс (сброс, размещение отходов), вся масса загрязняющих веществ рассматривается как  сверхлимитная и плата определяется по нормативам за превышение лимитных выбросов загрязняющих веществ.

     Кроме обязательных платежей за загрязнение  окружающей среды предприятие может  осуществлять добровольные взносы в  городской резервный фонд охраны природы. В этот же фонд перечисляются  средства предприятия при долевом финансировании крупных природоохранных работ, а также штрафные платежи за нарушение природоохранного законодательства.

     Источником  платежей за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение) загрязняющих веществ, т.е. загрязнение в пределах ПДВ (ПДС) является себестоимость продукции. За загрязнение в пределах ВСВ  или ВСС, а также превышающее  ПДВ (ПДС) и ВСВ (ВСС) платежи взыскиваются из прибыли, остающейся в распоряжении предприятий.

     Средства, взыскиваемые за загрязнение окружающей среды, перечисляются природопользователями  в городской фонд охраны природы  и хранятся на специальных счетах. 

     Расчеты размеров платежей производятся предприятием. Контроль за правильностью этих расчетов осуществляется подразделением Госкомэкологии, на подведомственной территории которого находится предприятие.

     Платежи предприятия за загрязнение окружающей среды корректируются с учетом освоенных  им средств на природоохранные мероприятия. Корректировку осуществляют территориальные  органы Госкомэкологии России. Корректировке  подлежат только 90% платежей за загрязнение  окружающей среды (напомним, что 10% от суммы  платежей за загрязнение направляются в доход федерального бюджета  для финансирования деятельности территориальных  органов Госкомэкологии).

     Для корректировки платежей предприятие  составляет план природоохранных мероприятий  и согласовывает его в территориальных  органах Госкомэкологии РФ. 

     Госкомэкологии  России утвержден Примерный перечень природоохранных мероприятий, в  соответствии с которым производится корректировка платежей за загрязнение. При этом расчеты основываются на проектно-сметной документации природоохранных  мероприятий и могут уточняться после окончания планового периода  в сторону, как увеличения, так  и снижения, в зависимости от фактических  затрат на природоохранные мероприятия.

     Следует отметить, что к природоохранным  затратам не относятся затраты, являющиеся составными элементами технологических  схем, промышленной санитарии, благоустройства  и т.п.

     Размер  корректировки платежей за загрязнение  окружающей среды конкретного предприятия  определяется территориальными органами Госкомэкологии России. По представлению  документов в счет платежей могут  засчитываться только собственные  средства предприятия, направленные на природоохранные мероприятия.

     Платежи за загрязнение окружающей среды  могут также уменьшаться на часть  суммы собственных средств предприятия, направленных на реконструкцию и  новые технологии, уменьшающие вредные  выбросы в окружающую среду.

     Участники долевого финансирования мероприятий  по охране природы, проводимых в рамках региональных и межрегиональных  программ за счет собственных средств, могут освобождаться от платежей за загрязнение на сумму долевого взноса.

     Территориальные органы Госкомэкологии России могут  частично понизить плату за загрязнение  окружающей среды или освободить от нее те предприятия, которые принимают  участие в социальной и культурной деятельности города (региона). 

     В период проведения предприятиями природоохранных  мероприятий, согласованных с местными органами природоохраны, предприятия  не платят за превышение установленных  лимитов загрязнения, с них взимается  плата за предельно допустимые выбросы (сбросы, размещение отходов) загрязняющих веществ.

     При недостатке собственных средств  предприятия могут привлекать банковский кредит (на льготных основаниях) для  осуществления предусмотренных  мероприятий по охране окружающей среды  и рациональному использованию  природных ресурсов. Средства местных  внебюджетных экологических фондов могут выделяться предприятиям на возвратной основе при отсутствии у них средств  на природоохранное развитие и права  на получение кредитов.

     Учет  поступления платы за загрязнение  ведется по каждому природопользователю  в государственных налоговых  инспекциях на карточках лицевых  счетов.

     В случае занижения размеров платежей за загрязнение окружающей среды  с предприятия взыскивается вся  сумма заниженных платежей, а также  штраф.

     Контроль  за правильностью расчетов и поступлением средств от платежей за загрязнение  в региональные и местные экологические  фонды осуществляют соответствующие  территориальные комитеты Госкомэкологии России, а за поступлением 10% платы  за загрязнение окружающей среды  в доход федерального бюджета  для финансирования деятельности территориальных  органов государственного управления в области охраны природы –  Государственная налоговая инспекция  совместно с территориальными органами Госкомэкологии России.

     Внесение  платы за выбросы (сбросы, размещение отходов) не освобождает природопользователей от выполнения планов и мероприятий  по охране окружающей среды, рациональному  использованию природных ресурсов и соблюдения природоохранного законодательства. 

     2.2   Экологический паспорт предприятия  

     Экологический (эколого-экономический) паспорт предприятия  – это комплексный документ, содержащий характеристику взаимоотношений предприятия  с окружающей средой.

     Экологический паспорт предприятия состоит  из двух частей. Первая часть содержит общие сведения о предприятии, используемом сырье, описание технологических схем выработки основных видов продукции, схем очистки сточных вод и  выбросов в атмосферу, их характеристики после очистки, данные о твердых  и других отходах, а также сведения о наличии в мире технологий, обеспечивающих достижение наилучших удельных показателей  по охране природы. Вторая часть паспорта содержит перечень планируемых мероприятий, направленных на снижение нагрузки на окружающую среду, с указанием сроков, объемов затрат, удельных и общих  объемов выбросов вредных веществ  до и после осуществления каждого  мероприятия.

     В экологическом паспорте предприятия  находят отражение три группы показателей:

  • показатели влияния предприятия на состояние окружающей среды;
  • показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия;
  • общие и частные показатели анализа затрат на природоохранную деятельность.

     К первой группе относятся следующие  показатели:

  • экологичность выпускаемой продукции (доля продукции с улучшенными экологическими показателями; выпуск экологически чистой продукции);
  • влияние на водные ресурсы (объемы забираемой воды по различным источникам; использование воды на производственные цели; объемы воды, переданной другим предприятиям и организациям; сброшенные сточные воды; доля загрязненных сточных вод; концентрация вредных веществ в загрязненных сточных водах; степень очистки сточных вод; изменение объемов и качества сточных вод);
  • влияние на атмосферный воздух (объем используемого атмосферного воздуха; количество отходящих вредных веществ по видам и источникам; количество вредных веществ, поступающих на очистные сооружения; доля улавливаемых и обезвреживаемых вредных веществ; количество вредных веществ, поступающих в атмосферу после очистки по видам; изменение объемов и качества выбросов вредных веществ в атмосферу по сравнению с предшествующим периодом);
  • влияние на материальные ресурсы и отходы производства (объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из сточных вод; объем утилизируемых вредных веществ, извлеченных из отходящих газов; количество образующихся твердых отходов: количество утилизированных твердых отходов; количество твердых отходов, подлежащих захоронению; степень извлечения основных компонентов из минерального сырья);
  • влияние на земельные ресурсы (коэффициент застройки – отношение площади, занятой под зданиями и сооружениями, к общей площади предприятия; объем продукции предприятия, выпускаемой с 1 га земли;     соотношение основных, вспомогательных и обслуживающих площадей;

    величина  производственной площади на одного рабочего, единицу оборудования, агрегата; общая площадь либо протяженность  коммуникаций, подъездных путей, водоснабжения, канализации, энергоснабжения; площадь  земель, отводимых под культурно-бытовое  и жилищное строительство; доля площади, занятой под отходы производства; доля площади, занимаемой санитарно-защитной зоной; площадь рекультивируемых земельных  участков).

     Ко  второй группе показателей относятся  такие, как:

  • оснащенность источников загрязнения очистными устройствами (количество источников вредных выбросов, количество неорганизованных источников вредных выбросов);
  • пропускная способность имеющихся очистных сооружений (количество и мощность основного технологического оборудования, функционирование которого сопровождается выделением определенных видов загрязнений; доля определенного вида загрязнений, образующихся при производстве единицы основной продукции; количество и мощность природоохранного оборудования, предназначенного для очистки);
  • прогрессивность применяемого очистного оборудования (КПД применяемого очистного оборудования; доля очистного оборудования с высоким КПД; доля вредных выбросов, очищаемых на оборудовании с высоким КПД);
  • возможность контроля за функционированием очистного оборудования (уровень обеспеченности очистного оборудования контрольно-измерительной аппаратурой; коэффициент фактического использования контрольно-измерительной аппаратуры; доля прогрессивных приборов в общем количестве применяемых контрольно-измерительных приборов; доля очистных сооружений, работающих под контролем прогрессивных приборов; доля очистного оборудования, работающего под централизованным контролем над выбросами, в общем количестве оборудования, работающего под контролем);
  • рациональность существующей организационной структуры природоохранной деятельности предприятия (наличие природоохранных служб и отделов, уровень централизации управления природоохранной деятельностью, оперативность руководства природоохранных служб и отделов при принятии решений; оснащенность природоохранных служб и отделов вычислительной техникой; информационная обеспеченность; степень экономической самостоятельности природоохранных служб и отделов);
  • удельные показатели организационно-технического уровня природоохранной деятельности предприятия (отношение результата природоохранной деятельности к стоимости основных производственных фондов, очистного оборудования, используемых материалов при природоохранной деятельности; к общей численности работников и к численности работников, занятых природоохранной деятельностью).

     Третья  группа показателей включает в качестве общего показателя отношение экономического эффекта от применения природоохранных  мероприятий к общей величине затрат на их проведение и совокупность частных показателей.

Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия