Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа
Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».
Введение ……………………………………………………………………………2
Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41
Библиографический список………………………………………………………..43
Порядок
проведения государственной экологической
экспертизы объектов федерального, республиканского
или местного значения регулируется
законодательством Российской Федерации
и республик в составе
Действующим законодательством за невыполнение требований заключения государственной экологической экспертизы предусмотрены соответствующие меры воздействия к виновным, как должностным лицам, так и к гражданам, равно как и к председателю и членам экспертных комиссий, в случае неправильности и необоснованности их заключений.
Государственная
экологическая экспертиза осуществляется
на принципах обязательности, научной
обоснованности и законности ее выводов,
независимости, вневедомственности в
организации и проведении, широкой
гласности и участия
Одним из элементов механизма реализации государственной политики в области природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.
Особое
значение в механизме реализации
государственной
Экономический механизм реализации государственной политики в области природопользования включает:
Эколого-экономические
нормативы – это система
В
соответствии с концепцией государственной
экологической политики, изложенной
в Законе РФ «Об охране окружающей
природной среды», плата за природные
ресурсы (землю, недра, воду, лес и
иную растительность, животный мир, рекреационные
и другие природные ресурсы) должна
взиматься: за право пользования
и использования природных
Таким образом, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.
Ставки
платы за пользование природными
ресурсами основаны на определении
затрат на восстановление ресурсов и
проведение мероприятий по их охране.
Они устанавливаются
При
отсутствии кадастровых оценок эти
ставки должны устанавливаться на договорной
основе с учетом естественной продуктивности,
местонахождения и условий
Каждый вид платежа за природные ресурсы включается в состав себестоимости и является устойчивым источником финансирования методов комплексного использования минерально-сырьевой базы, функционирования водного хозяйства, лесовосстановительных работ, восстановления земельных ресурсов и т.п.
За
сверхлимитное и нерациональное
использование природных
По всей территории России введена плата за загрязнение окружающей среды: выброс в атмосферу загрязняющих веществ от стационарных и передвижных источников; сброс в водные объекты загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями через систему коммунальной канализации; размещение различных отходов.
Базовые
нормативы платы за выбросы загрязняющих
веществ в природную среду
индексируются в зависимости
от изменения уровня цен на строительно-монтажные
и научно-исследовательские
Для учета суммарного воздействия выбросов загрязняющих веществ на определенной территории вводятся коэффициенты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы на коэффициенты, учитывающие экологические факторы по территориям и бассейнам рек.
В
основу оценки коэффициентов экологической
ситуации и экологической значимости
состояния атмосферного воздуха
и почвы положен показатель стоимости
загрязнения и деградации природной
среды на конкретных территориях
экономических районов
Эти коэффициенты могут увеличиваться вдвое решением органов исполнительной власти республик, краев и областей:
Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в атмосферу крупных промышленных центров, эти коэффициенты могут увеличиваться на 20%.
Органы
исполнительной власти с участием территориальных
органов Госкомэкологии имеют право
корректировать размеры платежей с
учетом освоенных
Объем корректировок размеров платежей должен уточняться после окончания планового периода (год, квартал) в зависимости от уровня выполнения природоохранных мероприятий и коэффициентов индексации.
В
настоящее время
Каждый из перечисленных видов платежей более подробно рассмотрен при анализе природоохранной деятельности предприятия.
Неотъемлемым звеном экономического механизма природопользования должно стать и экологическое страхование. Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что:
Условия,
порядок экономического страхования,
механизмы формирования и использования
фондов экологического страхования
разрабатываются Правительством РФ.
1.3
Система экологических фондов России
В соответствии с Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» в стране создана единая система государственных экологических фондов, объединяющая федеральный экологический фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.
Цель системы экологических фондов – решение неотложных природоохранных задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).
Формирование экологических фондов осуществляется за счет:
Штрафы
и иски о возмещении вреда и
за экологические правонарушения взимаются
и соответствии с действующим
законодательством. Штрафы налагаются
специально уполномоченными
Средства, поступающие в экологические фонды, распределяются в следующем порядке:
Первоначально средства, которые поступают в экологические фонды, накапливаются на счетах республиканских, краевых или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный экологический фонд (федеральный бюджет) и в местные экологические фонды. Перечисление средств в экологические фонды производится поквартально.
По
полугодиям Госкомэкологии России составляет
отчет о поступлении и
2.
Экономические механизмы природоохранной
деятельности предприятий
Организуя
хозяйственную деятельность, предприятие
должно учитывать необходимость
внесения платы за загрязнение окружающей
среды, а также платежей за пользование
природными ресурсами.
2.1
Платежи за загрязнение окружающей среды
Основной целью установления платежей за загрязнение является не только стимулирование рационального природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения экологической обстановки.
Введение
платежей за загрязнение подразумевает
эколого-экономическую
В настоящее время величину платы за загрязнение окружающей среды определяют издержки загрязнения, которые включают:
Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия