Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Природоохранная деятельность предприятия.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

     Порядок проведения государственной экологической  экспертизы объектов федерального, республиканского или местного значения регулируется законодательством Российской Федерации  и республик в составе Российской Федерации.

     Действующим законодательством за невыполнение требований заключения государственной  экологической экспертизы предусмотрены  соответствующие меры воздействия  к виновным, как должностным лицам, так и к гражданам, равно как и к председателю и членам экспертных комиссий, в случае неправильности и необоснованности их заключений.

     Государственная экологическая экспертиза осуществляется на принципах обязательности, научной  обоснованности и законности ее выводов, независимости, вневедомственности в  организации и проведении, широкой  гласности и участия общественности.

     Одним из элементов механизма реализации государственной политики в области  природопользования является создание особо охраняемых территорий (заповедники, заказники, национальные парки), учреждение памятников природы для сохранения уникальных природных объектов.

     Особое  значение в механизме реализации государственной природоохранной  политики имеют экономические методы.

     Экономический механизм реализации государственной  политики в области природопользования включает:

  • планирование и финансирование природоохранительных мероприятий;
  • установление эколого-экономических нормативов; платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов и другие виды вредного воздействия;
  • предоставление предприятиям, учреждениям и организациям, а также гражданам налоговых, кредитных и иных льгот при внедрении ими малоотходных и ресурсосберегающих технологий и нетрадиционных видов энергии, осуществлении других эффективных мер по охране окружающей среды;
  • возмещение в установленном порядке вреда, причиненного окружающей среде и здоровью человека.
 

     Эколого-экономические  нормативы – это система платежей за использование природных ресурсов, выбросы и сбросы загрязняющих веществ  в окружающую среду, размещение отходов  и другие виды вредного воздействия.

     В соответствии с концепцией государственной  экологической политики, изложенной в Законе РФ «Об охране окружающей природной среды», плата за природные  ресурсы (землю, недра, воду, лес и  иную растительность, животный мир, рекреационные  и другие природные ресурсы) должна взиматься: за право пользования  и использования природных ресурсов в пределах установленных лимитов; за сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов, а также на воспроизводство и  охрану природные ресурсов.

     Таким образом, природные ресурсы подлежат вовлечению в хозяйственный оборот на платной основе.

     Ставки  платы за пользование природными ресурсами основаны на определении  затрат на восстановление ресурсов и  проведение мероприятий по их охране. Они устанавливаются Правительством РФ. Местные органы власти самостоятельно могут их корректировать на основе кадастровых оценок соответствующих  природных ресурсов.

     При отсутствии кадастровых оценок эти  ставки должны устанавливаться на договорной основе с учетом естественной продуктивности, местонахождения и условий использования  природных ресурсов.

     Каждый  вид платежа за природные ресурсы  включается в состав себестоимости  и является устойчивым источником финансирования методов комплексного использования  минерально-сырьевой базы, функционирования водного хозяйства, лесовосстановительных работ, восстановления земельных ресурсов и т.п.

     За  сверхлимитное и нерациональное использование природных ресурсов взимаются штрафные платежи. Источником штрафных платежей должна быть прибыль, остающаяся у предприятий.

     По  всей территории России введена плата  за загрязнение окружающей среды: выброс в атмосферу загрязняющих веществ  от стационарных и передвижных источников; сброс в водные объекты загрязняющих веществ, в том числе осуществляемый предприятиями и организациями  через систему коммунальной канализации; размещение различных отходов.

     Базовые нормативы платы за выбросы загрязняющих веществ в природную среду  индексируются в зависимости  от изменения уровня цен на строительно-монтажные  и научно-исследовательские работы, оборудование, сооружения и другие природоохранные мероприятия.

     Для учета суммарного воздействия выбросов загрязняющих веществ на определенной территории вводятся коэффициенты. Дифференцированные ставки платы за загрязнение определяются умножением базовых нормативов платы  на коэффициенты, учитывающие экологические  факторы по территориям и бассейнам  рек.

     В основу оценки коэффициентов экологической  ситуации и экологической значимости состояния атмосферного воздуха  и почвы положен показатель стоимости  загрязнения и деградации природной  среды на конкретных территориях  экономических районов Российской Федерации в результате выбросов в атмосферу и размещаемых  отходов. Коэффициенты экологической  ситуации и экологической значимости состояния водных объектов российской Федерации определены по бассейнам  основных рек на базе данных о количестве сброшенных загрязненных объемов вод и объемов стоков.

     Эти коэффициенты могут увеличиваться  вдвое решением органов исполнительной власти республик, краев и областей:

  • в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера;
  • на особо охраняемых территориях (заповедниках, заказниках, национальных парках);
  • в эколого-курортных регионах;
  • на территориях, включенных в международные конвенции.

     Для природопользователей, осуществляющих выбросы загрязняющих веществ в  атмосферу крупных промышленных центров, эти коэффициенты могут  увеличиваться на 20%.

   Органы  исполнительной власти с участием территориальных  органов Госкомэкологии имеют право  корректировать размеры платежей с  учетом освоенных природопользователями  средств на реализацию конкретных природоохранных  мероприятий, затраты на выполнение которых могут засчитываться  в общих платежах природопользователя. Такого рода мероприятия определяются в соответствии с Примерным перечнем природоохранных мероприятий, утвержденным Госкомэкологии России по согласованию с Минэкономики и Минфином. Этот перечень может корректироваться исполнительными  территориальными органами власти с  учетом специфики производств на территории.

     Объем корректировок размеров платежей должен уточняться после окончания планового  периода (год, квартал) в зависимости  от уровня выполнения природоохранных  мероприятий и коэффициентов  индексации.

     В настоящее время законодательными актами практически введены:

  • платежи за загрязнение окружающей среды;
  • платежи за землепользование;
  • платежи за водопользование;
  • платежи за пользование недрами;
  • платежи за пользование лесными ресурсами.

     Каждый  из перечисленных видов платежей более подробно рассмотрен при анализе  природоохранной деятельности предприятия.

     Неотъемлемым  звеном экономического механизма природопользования должно стать и экологическое  страхование. Законом РФ «Об охране окружающей природной среды» предусматривается, что:

  • в Российской Федерации осуществляется добровольное и обязательное государственное экологическое страхование предприятий, учреждений и организаций, а также граждан, объектов их собственности и доходов на случай экологического и стихийного бедствия, аварий и катастроф;
  • фонды экологического страхования используются для прогнозирования, предотвращения и ликвидации последствий экологических и стихийных бедствий, аварий и катастроф.

     Условия, порядок экономического страхования, механизмы формирования и использования  фондов экологического страхования  разрабатываются Правительством РФ. 
 
 
 

     1.3   Система экологических фондов России 

     В соответствии с Законом РФ «Об  охране окружающей природной среды» в стране создана единая система  государственных экологических  фондов, объединяющая федеральный экологический  фонд, внебюджетные республиканские, краевые, областные и местные фонды.

     Цель  системы экологических фондов –  решение неотложных природоохранных  задач, восстановление потерь в окружающей среде, компенсация причиненного вреда  за счет ухудшения качества окружающей среды (в тех случаях, если виновник вреда не установлен).

     Формирование  экологических фондов осуществляется за счет:

  • средств, поступающих в виде платы за нормативные и сверхнормативные (лимитные и сверхлимитные) выбросы и сбросы загрязняющих веществ в окружающую среду, размещение отходов, другие виды загрязнения;
  • сумм по искам о возмещении вреда, штрафов за экологические правонарушения;
  • средств от реализации конфискованных орудий охоты, рыболовства, незаконно добытой с их помощью продукции;
  • пожертвований от юридических и физических лиц, которые зачисляются на специальные счета.

     Штрафы  и иски о возмещении вреда и  за экологические правонарушения взимаются  и соответствии с действующим  законодательством. Штрафы налагаются специально уполномоченными государственными органами – подразделениями Госкомэкологии России, санитарно-эпидемиологическими  станциями и др. Расчет сумм по возмещению вреда производится в соответствии с утвержденными методиками определения ущерба, а при их отсутствии – по фактическим затратам на восстановление нарушенного состояния окружающей среды.

     Средства, поступающие в экологические  фонды, распределяются в следующем  порядке:

  • 60% – на реализацию природоохранных мероприятий местного (городского и районного) значения;
  • 30% – на реализацию мероприятий регионального (республиканского, краевого и областного) значения;
  • 10% направляются в доход федерального бюджета для финансирования деятельности территориальных органов Госкомэкологии России.

     Первоначально средства, которые поступают в  экологические фонды, накапливаются  на счетах республиканских, краевых  или областных фондов, а оттуда перечисляются в федеральный  экологический фонд (федеральный  бюджет) и в местные экологические  фонды. Перечисление средств в экологические  фонды производится поквартально.

     По  полугодиям Госкомэкологии России составляет отчет о поступлении и расходовании средств федерального экологического фонда. 
 
 
 
 
 

   2.  Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятий 

   Организуя хозяйственную деятельность, предприятие  должно учитывать необходимость  внесения платы за загрязнение окружающей среды, а также платежей за пользование  природными ресурсами. 

     2.1   Платежи за загрязнение окружающей среды 

     Основной  целью установления платежей за загрязнение  является не только стимулирование рационального  природопользования, но и создание системы экологических фондов, средства которых используются для улучшения  экологической обстановки.

     Введение  платежей за загрязнение подразумевает  эколого-экономическую паспортизацию  предприятий; экологическую инвентаризацию оборудования и технологических  процессов; экологические экспертизы вновь строящихся, расширяющихся  и проектируемых предприятий.

     В настоящее время величину платы  за загрязнение окружающей среды  определяют издержки загрязнения, которые  включают:

  • суммарные (текущие и капитальные) затраты предприятий на проведение природоохранных мероприятий (они отражаются в льготах при выплате платежей);
  • затраты региона по компенсациям отрицательных последствий загрязнения окружающей среды.

Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия