Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Сентября 2011 в 09:27, курсовая работа

Описание работы

Состояние планетарных экологических систем вызывает все большую озабоченность мирового сообщества. Эрозия почв, необратимое нарушение водного баланса и антропогенное загрязнение атмосферы сопровождаются нехваткой пресной воды, изменением климата, исчезновением лесов и многих тысяч биологических видов. В этих условиях особое значение приобретают огромные природные пространства нашей страны, которая пока может рассматриваться как один из немногих остающихся в мире «экологических доноров».

Содержание

Введение ……………………………………………………………………………2

Государственное регулирование природоохранными мероприятиями…..............................................................................................5-16
Государственные органы, регулирующие природопользование…….......5
Механизм реализации государственной природоохранной политики…………………………………………………..............................8
Система экологических фондов России……………………………….....15
Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия…………………………………………………………………..17-40
Платежи за загрязнение……………………………………………………17
Экономический паспорт предприятия…………………………………….22
Платежи за землепользование…………………………………………..27
Платежи за водопользование……………………………………………31
Платежи за недра…………………………………………………………...35
Платежи за пользование лесными ресурсами…………………………….39
Заключение………………………………………………………………………….41

Библиографический список………………………………………………………..43

Работа содержит 1 файл

Природоохранная деятельность предприятия.docx

— 58.41 Кб (Скачать)

       К ним относятся:

  • доля капитальных затрат на природоохранные мероприятий в общем объеме капитальных затрат предприятия;
  • доля текущих затрат на природоохранную деятельность в общем объеме текущих затрат предприятия;
  • доля затрат на охрану воздушного бассейна в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
  • доля затрат на охрану и рациональное использование водных ресурсов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
  • доля затрат на уничтожение и обезвреживание твердых и жидких отходов в общем объеме затрат на природоохранную деятельность;
  • доля затрат на разработку и внедрение прогрессивных технологий (малоотходных, безотходных, бессточных и т.п.) в общих затратах на НИОКР;
  • доля затрат на оплату услуг сторонних организаций на природоохранную деятельность в общем объеме этих затрат предприятия.

     Составление экологического паспорта является достаточно сложной процедурой, поэтому обычно он составляется не самим предприятием, а по его поручению коммерческой организацией, имеющей соответствующую  лицензию. Затем паспорт представляется в районное отделение охраны окружающей среды и природных ресурсов для  проверки расчетов и согласования, после чего он направляется в региональное отделение Госкомэкологии для получения  разрешения на выбросы (сбросы) указанных  в экологическим паспорте объемов  загрязняющих веществ.

     Работа  по составлению экологического паспорта оплачивается предприятием по договоренности с коммерческой организацией. При  выдаче разрешения на выбросы (сбросы) загрязняющих веществ региональное отделение Госкомэкологии получает от предприятия сумму в размере 10% договорной стоимости составления  экологического паспорта коммерческой организацией.

     Экологический паспорт подписывается руководителем  предприятия и руководителем  районной организации охраны окружающей среды и природных ресурсов. В  последующем этот документ уточняется, в него вносятся необходимые изменения. 

     2.3   Платежи за землепользование 

     Право землепользования предоставляется  местными органами власти, которые  выдают разрешение на землепользование либо заключают договор на аренду.

     Существует  две формы включения юридических  лиц и граждан в землепользование – бессрочное (постоянное) пользование  земельными участками и временное  пользование земельными участками.

     Право бессрочного (постоянного) пользования  земельным участком удостоверяется государственным актом, который  выдается и регистрируется соответствующими местными органами власти.

     В соответствии с Земельным кодексом предельный срок временного пользования  землей в России устанавливается  не более трех лет.

     Право аренды и временного пользования  земельными участками удостоверяется договорами. К договору прилагается  план земель, предоставленных во временное  пользование, аренду.

     По  решению местной администрации  земельные участки собственников  земли, землевладельцев и землепользователей могут по согласованию с ними предоставляться  во временное пользование для  государственных и общественных нужд в порядке, установленном Земельным  кодексом.

     Документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования (аренды) земельным  участком, является основанием для  установления и взимания платы за землю.

     Формами платы за землю являются: арендная плата, земельный налог, нормативная  цена земли.

     Размер  арендной платы, условия и сроки  внесения устанавливаются договором  аренды. Арендная плата, получаемая собственником  земли, используется им по своему усмотрению. Величина арендной платы включается в себестоимость продукции предприятия.

     Размер  земельного налога не зависит от результатов  хозяйственной деятельности и устанавливается  в виде стабильных платежей за единицу  земельной площади в расчете  на год.

     В соответствии с Законом РФ «О плате  за землю» от 11 октября 1991 г. ставки земельного налога определяются отдельно по категориям земель основного целевого назначения, видам и подвидам угодий, природным  зонам, группам почв, городам, поселкам, зонам крупных населенных пунктов.

     Так, например, с учетом целевого назначения весь земельный фонд подразделяется на земли:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • населенных пунктов (городов, поселков, сельских населенных пунктов);
  • промышленности, транспорта, радиовещания, телевидения, информатики и космического обеспечения, энергетики, обороны и иного назначения;
  • природоохранного, природно-заповедного, оздоровительно, рекреационного и историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда; запаса.

     Если  землепользование ведется на земельных  участках, облагаемых налогами по различным  ставкам, то общий размер налога определяется суммированием налога по этим земельным  участкам.

     Расчет  платежей за землю производится ответственными исполнителями службы по охране природы  предприятий.

     Предприятие ежегодно должно представлять в налоговые  органы расчет причитающихся с него налогов по каждому земельному участку  в установленные сроки с учетом местных условий.

     Ответственность за правильность начисления и своевременность  уплаты налога на земельные участки, предоставленные предприятиям, возлагается  на их руководителей.

     Основная  часть земельных налогов поступает  на специальный местный бюджетный  счет. Другая часть поступает на специальный бюджетный счет Российской Федерации. Платежи земельного налога направляются только на цели, связанные  с финансированием мероприятий  по землеустройству, ведению земельного кадастра и мониторинга земель, охране земель, повышению их плодородия, освоению новых земель, на компенсацию собственных  затрат земле пользователя на эти  цели, а также на погашение ссуд, выданных под указанные мероприятия, процентов за их использование, на фиксированные  выплаты землепользователям, ведущим  сельскохозяйственное производство на землях низкого качества, на инженерное и социальное обустройство территории.

     От  уплаты земельного налога освобождены  природные заповедники, национальные парки, ботанические сады, научные организации, экспериментальные и учебно-опытные  хозяйства сельского – и лесохозяйственного профиля, если их работа не связана с коммерческой деятельностью. Такой же порядок распространяется на учреждения культуры, образования, здравоохранения, спортивно-оздоровительные комплексы, финансируемые из бюджета.

     Освобождаются от уплаты земельного налога государственные  предприятия связи, правоохранительные органы, предприятия городского коммунального  хозяйства, мусороперерабатывающие заводы, полигоны для захоронения неутилизированных  производственных и бытовых отходов, впервые организующиеся фермерские хозяйства в течение пяти лет  с момента предоставления им земельных  участков.

     Льготы  по взиманию земельного налога, установленные  региональными и местными органами власти, предоставляются в пределах сумм земельного налога, остающихся в  распоряжении этих властей. Региональные и местные органы власти могут  полностью или частично освобождать  от платежа земельного налога, как  определенные категории плательщиков, так и отдельных плательщиков, понижать им ставки земельного налога, предоставлять отсрочку его выплаты. Такого рода льготы устанавливаются  для:

  • юридических лиц и граждан в случаях стихийных и других бедствий; благотворительных организаций;
  • лесохозяйственных предприятий, выполняющих работы по лесовосстановлению, лесоразведению, выращиванию, охране и защите лесов за счет госбюджета.

     Земельный налог не взимается с юридических  лиц и граждан за земельные  участки, находящиеся в стадии сельскохозяйственного  освоения. При этом период освоения согласовывается с местными органами власти.

     Нормативная цена земли используется при передаче земли в собственность, передаче по наследству, дарении, получении банковского  кредита под залог земельного участка и в некоторых других случаях.

     Нормативная цена земли определяется в размере 50-кратной ставки земельного налога. В соответствии с правительственными документами нормативная цена земли  не должна превышать 75% уровня рыночной цены на типичные земельные участки  соответствующего целевого назначения. Платежи в размере нормативной  цены земли осуществляются одновременно с приобретением основных фондов и не подлежат включению в состав затрат на производство продукции. 

     2.4   Платежи за водопользование  

     Механизм  определения платы за воду был  разработан в начале 80-х гг. и применялся только по отношению к промышленным предприятиям. Он основывался на расчете  тарифов (ставки) за забираемую промышленными  предприятиями воду на основе затрат водохозяйственных организаций, при  котором игнорируется дефицитность воды на конкретной территории и прочие факторы.

     При таком методе расчета платежей за воду повторно используемая вода обходилась предприятию вдвое – втрое  дороже, чем свежая. И хотя создание замкнутых систем водоснабжения  эффективно с народнохозяйственных позиций, для предприятий оно  было невыгодно.

     До 90-х гг. ввод новых мощностей водооборотных  систем осуществлялся не за счет собственных  средств предприятий, а за счет финансирования из централизованных источников. Это  требовало централизованного контроля всех основных моментов процесса водопользования. И по сей день до предприятий доводятся  лимиты потребления воды, а до недавнего  времени – и планы ввода  в действие очистных сооружений, водооборотных  систем и т.п.

     В настоящее время рычаги централизованного  управления водопользованием косвенным  путем выполняют те функции, которые  впоследствии все более будут  выполняться с помощью рыночных экономических стимулов.

     Существенные  изменения претерпел экономический  механизм водопользования с принятием  нового Водного кодекса Российской Федерации в октябре 1995 г.

     Платежи за пользование водными объектами  осуществляют граждане и юридические  лица, имеющие лицензию на водопользование, которая выдается органами Министерства природных ресурсов РФ. За выдачу лицензий на водопользование взимается сбор, размер которого определяется исходя из расхода на экспертизу заявок на пользование водными объектами, организационных и других расходов, связанных с выдачей лицензии, и утверждается органами исполнительной власти субъектов РФ по представлению  Министерства природных ресурсов РФ.

     Платежи не взимаются с организаций, подведомственных Министерству природных ресурсов (таких, например, как управления эксплуатации водохранилищ и водохозяйственных  систем, организации, осуществляющие ведение  государственного мониторинга водных объектов и т.п.).

     Платежи поступают в виде регулярных взносов. Размеры платежей дифференцируются по субъектам РФ и устанавливаются  их органами исполнительной власти.

     Льготы  по платежам устанавливаются федеральным  законом. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ могут  устанавливаться льготы по платежам, направляемым в их бюджеты.

     Система платежей, связанных с пользованием водными объектами. включает;

  • плату за пользование водными объектами (водный налог);
  • плату, направляемую на восстановление и охрану водных объектов.

     Водный  налог поступает в федеральный  бюджет и бюджеты субъектов РФ, на территориях которых осуществляется использование водных объектов, и  распределяется в следующем соотношении: федеральный бюджет – 40%, бюджет субъекта РФ – 60%.

     Плата, направляемая на восстановление и охрану водных объектов, вносится за:

  • использование водных объектов без изъятия воды в соответствии с условиями лицензии на водопользование;
  • изъятие воды из водных объектов в пределах установленного лимита;
  • сверхлимитное изъятие воды;
  • сброс сточных вод нормативного качества в водные объекты в пределах установленных лимитов;
  • сброс в водные объекты сточных вод, содержание вредных веществ, в которых превышает установленные нормативы;
  • сброс в водные объекты сточных вод нормативного качества сверх установленных лимитов.

Информация о работе Экономические механизмы природоохранной деятельности предприятия