Экономические кризисы, причины и последствия

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2012 в 19:02, курсовая работа

Описание работы

Экономический кризис (др.-греч. κρίσις — поворотный пункт) — серьезные нарушения в обычной экономической деятельности.

Как известно, современное общество стремится к постоянному улучшению уровня и условий жизни, которые может обеспечить только устойчивый экономический рост. Однако наблюдения показывают, что долговременный экономический рост не является равномерным, а постоянно прерывается периодами экономической нестабильности.

Работа содержит 1 файл

кризисы.docx

— 234.82 Кб (Скачать)

     Хотя  Испания избежала спада в первой половине 2008 года, уровень безработицы  в стране увеличился на 425,000 за последний  год, достигнув 9,9 %. Продажи автомобилей в Испании упали на 31 % в мае. Спад производства достиг 5,5 % в мае. Снижение розничных продаж в Испании достигло 7,9 % в июне по сравнению с предыдущим годом. В июне продажи продуктов питания снизились на 6,8 %. По сообщению ассоциации испанских производителей автомобилей ANFAC, продажи новых автомобилей в июле упали на 27,5 % по сравнению с предыдущим годом. Во втором квартале экономика Испании выросла на 0,1 %, что является самым низким показателем за 15 лет.

     В Германии розничные продажи упали на 1,4 % в июне 2008 года; во втором квартале германская экономика показала спад на 0,5 процента.

     В Италии Fiat объявил о закрытии заводов и временных увольнениях на заводах в Турине, Мельфи, Имоле и Сицилии. Итальянская экономика сократилась на 0,3 % во втором квартале 2008.

     В Нидерландах объём промышленного производства в мае упал на 6 %.

Другие  члены еврозоны встретили спад в  их экономике во втором квартале: французская экономика сократилась на 0,3 %; экономика Финляндии снизилась на 0,2 %; в Нидерландах показала нулевой рост во втором квартале.

     28 сентября, нидерландско-бельгийский  банк Fortis был частично национализирован  с наличным вливанием от стран  Бенилюкса, составляющих €11,2 миллиардов. В июне, компания объявила о  распродаже со скидкой активов,  чтобы получить €5 миллиардов, для улучшения ликвидности организации.  Однако, этого оказалось недостаточно.

     9 октября 2008 года министр финансов Соединённого Королевства А. Дарлинг использовал полномочия, предоставляемые правительству антитеррористическим законом Anti-Terrorism, Crime and Security Act 2001 для замораживания активов исландского банка Landsbanki Islands hf на территории страны. Кризис в Великобритании, по мнению политических обозревателей, способствовал осенью 2008 года значительному росту рейтинга премьер-министра Г. Брауна, действия которого, направленные на спасение банковской системы, стимулирование бизнеса и спроса получили одобрение как в Британии, так у руководства иных стран. 23 января 2009 года национальное статистическое ведомство Великобритании сообщило о том, что в четвёртом квартале 2008 года ВВП Великобритании сократился на 1,5 % по сравнению с предыдущим кварталом, что означало официальное вхождение британской экономики Великобритании в рецессию: падение ВВП в четвёртом квартале 2008 года составило 1,5 %, в третьем квартале того же года снижение составило 0,6 %.

     В начале декабря 2008 года Статистическое управление Евросоюза сообщило, что  ВВП еврозоны в третьем квартале 2008 года снизился на 0,2 %, как и в предыдущем квартале: европейская экономика вошла в период рецессии впервые за 15 лет.

     По  данным Евростата, опубликованным в  феврале 2009 года, промышленное производство в Евросоюзе в декабре 2008 года снизилось на 11,5 % в годовом выражении и на 2,3 % по сравнению с ноябрем, в еврозоне — на 12 % и 2,6 % соответственно, что является абсолютным рекордом: подобного не наблюдалось с 1986 года, когда начала вестись общеевропейская статистика. (10 с 27-34) 
 

 

3. Системный кризис в Республики Беларусь: причины и последствия.

3.1 Причины возникновения социально-экономического кризиса в Республики Беларусь.

     На  рубеже 70-80-х годов СССР оказались  в сложном социально-экономическом  и политическом положении. Причины  этого крылись, прежде всего, в некомпетентности высшего политического и государственного руководства, в догматической абсолютизации теоретических установок, касавшихся  сущности социализма, в том числе отношений государственной колхозно- кооперативной собственности, в обезличивании средств производств,   в сверхцентрализованном планировании и управлении,  в непоследовательности осуществления декларировавшихся новых,  эффективных форм и методов экономического развития. Тяжёлым бременем лежала на плечах трудящихся непомерная милитаризация народного хозяйства.

     Положив в основу общественного прогресса  прежде всего  экономический фактор и поставив человека в положение  лишь средства для  достижения своих  целей, Советское государство всё  более отставало от передовых  стран мира в научно-технологическом  плане, в повышении производительности труда. Одновременно происходило дальнейшее  отчуждение  подавляющего большинства  граждан от государственной власти,  которая практически стала монополией партий и советской элиты.  Идеологическое давление и формализм в соблюдении демократических принципов вызвали  у людей социально-политическую апатию. В результате  общество оказалось      скованным жесткими догмами и  предрассудками,  которые затрудняли его  динамическое развитие, реализацию возможностей  к саморазвитию и  обновлению. Всё это привело к  дискредитации  советского строя  в целом.

     В середине 80-х годов по инициативе нового руководства КПСС во главе  с М.Горбачёвым в СССР начался  период радикальных экономических  и социальных преобразований. Провозглашённая  в 1985 г. Политика  так называемой перестройки предусматривала приоритетное развитие  социальной сферы, более  полное удовлетворение как материальных, так и  духовных потребностей людей.  Критике были подвергнуты существовавший в СССР  остаточный принцип выделения  средств на развитие социально-культурной сферы. На ХХVII (1986 и 1990) съезд КПСС, XIX Всесоюзной партийной конференции (1988), пленумах ЦК КПСС этого периода велась разработка нового политического курса,  который включал ускорение социально-экономического развития, всестороннее обоснование общества, усовершенствование социализма. Однако осуществление этих политических решений  столкнулось с большими трудностями. Главным препятствием  на пути реформ была командно-администативная система управления, ставшая оплотом консерватизма, бюрократизма и других застойных явлений. Во второй половине 80-х стали резко снижаться темпы экономического развития, ухудшения жизни населения. В 1989-1991 приняты законы о кооперации, об индивидуальной трудовой деятельности, арендных отношениях, собственности, предприятиях и другие нормативные акты призванные радикально перестроить экономически и социалистические отношения, открыть путь формирования новых форм собственности.                  

   Весна 1986 года, авария на Чернобыльской АЭС. Из всех загрязненных территорий (Украина, Россия) 70% пришлось на Беларусь. В зоне радиоактивного заражения проживало 2 млн. 100 тыс. человек. Из оборота было выведено более 20% сельскохозяйственных угодий. Общие расходы, связанные с переселением людей, строительством домов, выплатой компенсации за оставленные жилища и хозяйственные постройки, потерянной техникой (вывозить ее с загрязненных территорий запрещалось) и т.д., составили 16 национальных годовых бюджетов Беларуси. И тем не менее с 1986 по 1990 гг. народное хозяйство Беларуси работало достаточно динамично. Промышленность республики увеличила выпуск продукции на 26%, а производительность труда выросла на 30,1%. Имелись определенные успехи и в сельском хозяйстве. Однако это не являлось свидетельством преодоления факторов экономического торможения. Механизм хозяйствования оставался затратным, экономические преобразования не затронули основ административной системы. Более того, во время перестройки были допущены ошибки, которые способствовали деструктивным процессом. Из-за отсутствия целостной и ясной программы реорганизация велась методом проб и ошибок. Имели место просчеты в инвестиционной и экспортно-импортной политике, в борьбе с нетрудовыми доходами. Был окончательно утрачен контроль над денежным обращением, появились групповые интересы, воровство в крупных масштабах и организованная преступность. Одновременно во многих регионах СССР обозначилась политическая нестабильность. Беларусь на этом фоне оставалась наиболее спокойной. (9 с.432)

     Разрыв  экономических связей после распада  СССР, неизбежный при переходе к  рынку спад производства и инфляция, просчеты предыдущего этапа перестройки  привели народное хозяйство Беларуси к глубокому экономическому кризису. С 1992 г. началось обвальное падение  производства. За 1990-1995 гг. валовой внутренний продукт сократился на 38%, производство промышленной продукции - на 41%, производство продукции сельского хозяйства - на 27%, объем капитальных вложений - на 60%. Экономическое положение  Беларуси, в условиях свободного ценообразования, усложнила проблема поставок топливно-энергетических ресурсов, металла, сырья из России, Украины, республик Средней Азии. Цены на них непрерывно росли, вызывая  многократное повышение цен на товары и услуги.

     В 90-е гг. в тяжелом положении  оказалось сельское хозяйство. Происходило  сокращение поголовья крупного рогатого скота, ухудшалась материально-техническая  база колхозов и совхозов. В то же время закупочные цены на сельхозпродукцию контролировались, оставались крайне низкими и не покрывали затрат на ее производство. Рыночные отношения  на селе начали зарождаться в 1991 г. В  этом году были приняты законы "О  крестьянском (фермерском) хозяйстве", "О праве собственности на землю". Они предусматривали возможность  частной собственности на приусадебные участки земли, личное подсобное  хозяйство, дачное строительство, а  также возможность долгосрочной аренды земли по договорной цене. В 1993 г. площадь выделенных земель для  фермерских хозяйств составляла 51 959га или 0,5% всех сельхозугодий республики. Удельный вес продукции фермерских хозяйств в общем объеме продукции  агропромышленного комплекса составлял  менее 1%, а товарной продукции - 0,3%. Многие фермерские хозяйства обанкротились.

     В первой половине 90-х гг. резко снизился жизненный уровень населения  республики. Кризисное положение  переживал потребительский рынок. Гражданам Беларуси выдавались так  называемые визитные карточки потребителя  для приобретения промышленных товаров  и талоны - для продуктов питания. Тяжелой потерей для населения  стало обесценивание денежных сбережений. В 1993 г. было зарегистрировано 54 тыс. безработных. Все больше жителей Беларуси оказывалась  за чертой бедности. Количество людей, чьи доходы составляли 60% и ниже минимального потребительского бюджета, в 1995 г. составляло 63% населения страны.

     Учитывая  сложившуюся ситуацию, в Беларуси в 1995 г. была принята Программа выхода из кризиса, рассчитанная до 2000 г. Курс на социально ориентированную рыночную экономику, осуществление эффективной  социальной политики стало основой  внутриполитической деятельности руководства  страны. В 1996-1997 гг. удалось снизить  инфляцию и темпы экономического спада производства, оживить производство в отдельных отраслях промышленности, сдержать падение жизненного уровня населения, снизить уровень безработицы.

     Однако  валютный кризис в республике в марте  и августовский финансовый кризис 1998 г. в России отрицательно сказались  на экономике Беларуси. В целях  преодоления кризиса были проведены  унификация валютного курса в  отношении белорусского рубля и  частичная либерализация цен, усилена  бюджетная дисциплина, в значительной мере осуществлен перевод расчетов на денежную основу, сокращен бартер. В  результате этих мер, инфляция снизилась  с 251% в 1999 г. до 108% в 2000 г. Объем валового внутреннего продукта увеличился в 2000 г. на 3,8%, а в 2001 г. более чем  на 4%. Производство промышленной продукции возросло на 5,5% и составило 106% к уровню 1990 г. В 2001 г. реальные денежные доходы населения увеличились на 25%, а реальная заработная плата - более чем на 30%. Вместе с тем, продолжает расти объем нереализованной продукции, остается низким уровень инвестиций, третья часть предприятий является убыточными.

На II Всебелорусском народном собрании была утверждена программа социально -экономического развития до 2005 г., которая предусматривает  инновационную и инвестиционную деятельность, увеличение экспорта товаров  и услуг, эффективное и динамичное развитие агропромышленного комплекса, жилищное строительство, охрану здоровья населения. (9 с. 438)

3.2. Системный  кризис в Республики Беларусь.

     По  мнению Владимира Акулича кандидат экономических наук директор портала экономика. ву Беларусь переживает перманентный экономический кризис. Это системный кризис советской экономической системы, который продолжает переживать белорусская экономическая модель. Потому что в отличие от других постсоциалистических стран, в Беларуси так и не прошли те необходимые реформы, которые были направлены на устранение этих системных экономических проблем. В Беларуси действует модель ручной управляемой экономики. В такой модели кризис не может проявиться, как это бывает в странах с рыночной экономикой, например, в форме перепроизводства, в форме банковского кризиса, или в форме банкротства отдельных валообразующих предприятий. Он может проявиться как раз, – либо в форме валютного кризиса, либо в форме долгового кризиса. Поскольку иностранную валюту в отличие от белорусских рублей напечатать нельзя.(25)

     Белорусская экономическая модель имеет встроенный механизм периодической девальвации, который поддерживает ее ценовую  конкурентоспособность. Одно время (например, в 2002-2003 гг.) этот механизм был даже узаконен, когда в Беларуси был утвержден  валютный режим, который предполагал  девальвацию белорусского рубля  соразмерно темпам инфляции (по другому  это называется – поддержание  стабильности реального курса белорусского рубля). Затем произошло некое  самоуспокоение, видимо вызванное сверхдоходами  от продажи нефтепродуктов, и начиная  с 2004 года и вплоть до конца 2008 года (на протяжении 5 лет) номинальный курс белорусского рубля был зафиксирован и поддерживался на уровне 2150 рублей за 1 доллар. За этот период в условиях относительно высокой инфляции, что  является прямым свидетельством нерешенных структурных проблем в экономике, накапливался девальвационный потенциал. Так, белорусский рубль ежегодно укреплялся на 10% (за исключением 2003 г., когда он укрепился на 3%), что означало рост долларовых цен на белорусскую  продукцию и снижение ее ценовой  конкурентоспособности. Это укрепление белорусского рубля закономерно  сопровождалось замедлением роста экспорта и ускорением роста импорта, что приводило к ежегодному увеличению отрицательного сальдо внешнеторгового баланса, а поскольку оно покрывалось, то и к росту внешнего долга. Страна потребляла из года в год больше, чем создавала (на конец 2008 г. – страна потребляла больше уже на 14% относительно создаваемого ВВП). В результате, чтобы выправить ситуацию, в начале 2009 г. в очередной раз в суверенной истории существования белорусского рубля, пришлось пойти на девальвацию. После разовой девальвации в 20% и последующей плавной девальвации в 10% в 2009 году накопившийся в предыдущие 5 лет девальвационный потенциал практически удалось сбить. Так, реальный курс белорусского рубля по отношению к доллару снизился с 1,3 – (на начало 2009 г.) до 1,0 (на конец 2009 г.). Девальвация в 2009 г. привела к заметному оживлению экспорта и замедлению роста отрицательного сальдо внешнеторгового баланса. В этот момент нужно было начинать проведение структурных реформ, под которыми в первую очередь понимается – постепенное закрытие ряда хронически убыточных и бесперспективных госпредприятий. Нужно было также возвращаться к плавающему курсу белорусского рубля. Однако наступил выборный 2010 год, который к тому же закрывал пятилетку. Структурные реформы были отложены, а поддержка, в том числе эмиссионная, убыточных госпредприятий была резко увеличена. Пошло выполнение административным путем показателя по средней зарплате в 500 долларов, что также во многом привело к увеличению эмиссии и к росту цен. При фиксированном белорусском рубле, пусть и к корзине (хотя фактически привязка к доллару осталась), это вновь означало снижение ценовой конкурентоспособности белорусской продукции на внутреннем и внешних рынках. Лечащего эффекта от девальвации 2009 года в новых условиях уже стало недостаточным. В итоге 2010 год снова стал рекордным по величине отрицательного сальдо внешней торговли, в росте внешнего долга и по жизни взаймы. Чтобы выровнять дисбаланс, требовалось проведение новой очередной девальвации белорусского рубля. Но к тому времени, Президент и бывший Председатель Правления Нацбанка успели многократно пообещать, что девальвация 2009 г. была последней. Это обещание они старались выполнить до последнего. Даже тогда, когда закончились золотовалютные резервы для поддержания стабильности номинального курса белорусского рубля. Они пожертвовали внутренней конвертируемостью белорусского рубля взамен стабильности его номинального курса. Некоторое время им казалось, что валютные ограничения, появившаяся множественность курсов, не приведут к серьезным проблемам в экономике, и что удастся наладить административное перераспределение валютной выручки. Однако видимо они просчитались в своих возможностях. Даже госпредприятия нашли возможность и придумали схемы ухода от продажи экспортной выручки по заниженному официальному курсу доллара. В итоге пошел практически бесконтрольный со стороны Нацбанка рост курса доллара и других иностранных валют на черном рынке (Приложение 6). В итоге пришлось вернуться к тому механизму определения реальной стоимости белорусского рубля – через открытие дополнительной сессии на БВФБ, которое предлагалось экономистами, ее в конце весны. Было потеряно 4 месяца для того, чтобы убедить Президента в правильности такого механизма формирования курса белорусского рубля и выхода впоследствии на единый курс на всех сегментах валютного рынка. (12)

Информация о работе Экономические кризисы, причины и последствия