Легальным
противодействием демпинговым внешнеторговым
поставкам являются принимаемые
в установленном порядке антидемпинговые
меры, одной из разновидностей
которых и является антидемпинговая
пошлина.
Условия
применения
Антидемпинговая
пошлина может быть применена
к товару, являющемуся предметом
демпингового импорта в Российскую
Федерацию, в случае, если по результатам
проведенного Минэкономразвития
России расследования будет установлено,
что импорт такого товара:
1) причиняет
материальный ущерб отрасли российской
экономики,
2) создает
угрозу причинения материального
ущерба отрасли российской экономики
или
3) существенно
замедляет создание отрасли российской
экономики.
Антидемпинговая
пошлина может применяться не
только в случае, если демпинговый
импорт наносит ущерб отрасли
российской экономики, но и когда
всего лишь угрожает нанести
такой ущерб. Определение понятия
«угрозы причинения материального
ущерба» нашло свое законодательное
закрепление (ст. 13 Федерального закона
«О специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при
импорте товаров»).
Порядок
установления
Антидемпинговая
пошлина устанавливается решением
Правительства Российской Федерации
и применяется в размере и
в течение срока, которые необходимы
для устранения ущерба отрасли
российской экономики вследствие
демпингового импорта. Максимальный
срок действия антидемпинговой
пошлины не должен превышать
пяти лет со дня начала применения
такой пошлины или со дня
последнего пересмотра антидемпинговой
пошлины.
При
необходимости (в случае проведения повторного
расследования) Правительство Российской
Федерации может принять решение о продолжении
применения антидемпинговой пошлины или
пересмотра ее ставки.
После вынесения решения о применении
антидемпинговой пошлины любое заинтересованное
лицо вправе обратиться в Минэкономразвития
с просьбой рассмотреть вопрос о необходимости
продолжения применения антидемпинговой
пошлины для устранения ущерба отрасли
российской экономики вследствие изменения
условий внешнеторговых сделок.
Практика
применения антидемпинговых
пошлин в Российской
Федерации
Практика
применения антидемпинговых пошлин
в Российской Федерации касается
в основном случаев демпингового
импорта украинских товаров. Приводимый
ниже пример акта, закрепляющего
введение антидемпинговой пошлины
еще раз иллюстрирует, в части
установления размера ставки
такой пошлины, тезис о различной
природе таможенной и защитной
пошлин, демонстрируя индивидуализированный
подход к определению размера
ставки антидемпинговой пошлины
применительно к конкретному
экспортеру демпингового товара.
В соответствии с постановлением Правительства
Российской Федерации от 24 мая 2005 года
№ 324 «О мерах по защите российских производителей
швеллеров» сроком на три года была установлена
антидемпинговая пошлина на швеллеры,
страной происхождения которых является
Украина. Приводимые размеры антидемпинговой
пошлины со всей очевидностью свидетельствуют
о «точечном», избирательном характере
ее воздействия.
Компенсационные
пошлины
Как
и в случае со специальной
и антидемпинговой пошлиной, основное
направление развития российского
законодательства о компенсационной
пошлине состоит в максимальном
сближении с общепризнанными
международными стандартами, установленными
ГАТТ - ВТО.
Компенсационная
пошлина, как и все остальные
виды особых пошлин, нацелена
на осуществление функции защиты
российской экономики и отечественного
производителя и не преследует
фискальных целей.
В Российской
Федерации компенсационная пошлина
может быть применена к импортированному
товару, при производстве, экспорте
или транспортировке которого
использовалась специфическая субсидия
иностранного государства (союза
иностранных государств), в случае,
если по результатам проведенного
Минэкономразвития России расследования
будет установлено, что импорт
такого товара причиняет материальный
ущерб отрасли российской экономики,
создает угрозу причинения материального
ущерба отрасли российской экономики
или существенно замедляет создание
отрасли российской экономики.
Если
при определении антидемпинговой
пошлины ключевым понятием является
демпинговый импорт, то в случае
с компенсационной пошлиной таким
понятием является специфическая
субсидия иностранного государства.
Специфическая
субсидия иностранного
государства
Под
субсидией иностранного государства
понимается финансовое содействие,
поступающее извне, оказываемое
в пределах территории иностранного
государства и дающее получателю
субсидии дополнительные преимущества.
Иностранные
субсидии могут быть предоставлены
непосредственно правительством
иностранного государства или
иным государственным органом
либо негосударственной организацией
по поручению правительства иностранного
государства. Различные формы таких
субсидий представлены в следующей
схеме.
Российская
практика применения
компенсационных
пошлин
Российская практика
применения защитных мер во
внешней торговле исходит из
того, что субсидия иностранного
государства будет считаться
специфической, если субсидирующим
органом или законодательством
к пользованию субсидией допускаются
только конкретные организации:
конкретный производитель, экспортер,
конкретная отрасль экономики
иностранного государства, союз (объединение)
производителей и экспортеров, группа
отраслей экономики иностранного
государства.
Порядок
применения
Компенсационная
пошлина применяется по решению
Правительства Российской Федерации
в размере и в течение срока,
которые необходимы для устранения
ущерба отрасли российской экономики
вследствие субсидируемого импорта.
Максимальный срок ее действия
не должен превышать пяти лет
со дня начала применения пошлины
или со дня ее последнего
пересмотра.
Примеры
применения компенсационных пошлин
в российской практике государственного
регулирования внешнеторговой деятельности
остаются немногочисленными. Так, в
соответствии с постановлением
Правительства РФ от 8 июля 2002 года
N 509 с августа 2002 года сроком на
три года была введена компенсационная
пошлина в размере 21% от таможенной
стоимости на прутки для армирования
железобетонных конструкций, происходящие
из Украины и ввозимые на
таможенную территорию Российской
Федерации. Во исполнение названного
постановления Правительства РФ
был принят приказ ГТК России
от 6 августа 2002 года N 845, в котором
таможенным органам предписывается
взимать с 14 августа 2002 года по 14
августа 2005 года компенсационную
пошлину на прутки для армирования
железобетонных конструкций.
Предварительные
защитные пошлины:
специальные, антидемпинговые,
и компенсационные
Проведение
предварительного расследования, являющегося
основанием для принятия решения
о взимании защитных (специальных,
антидемпинговых и компенсационных)
пошлин, значительно удлиняет соответствующие
процедуры, что неизбежно приводит
к снижению эффективности самого
нетарифного регулирования внешнеторговой
деятельности.
В качестве
такого инструмента мировая практика
международной торговли предлагает
так называемые временные меры
внешнеторгового регулирования
в форме платежей, вносимых на
депозит таможенного или иного
уполномоченного государственного
органа на случай, если возникнет
«необходимость для предотвращения
ущерба, выявленного в период
проверки».
По правилам
ГАТТ-ВТО такие временные меры
могут использоваться только
после того, как орган, осуществляющий
расследование, предварительно подтвердит
наличие демпинга или субсидирования
и соответствующего ущерба национальной
промышленности. Если принимается
окончательное решение о введении
защитной пошлины, и ее сумма
превышает размер денежных средств,
предварительно внесенных на
депозит, то в этом случае соответствующая
разница с импортера не взимается.
Правила
ГАТТ-ВТО, регламентирующие порядок
применения временных защитных
мер, были перенесены в российский
механизм государственного регулирования
внешнеторговой деятельности.
Условия
применения
В соответствии
с Федеральным законом от 8 декабря
2003 г. N 165-ФЗ «О специальных защитных,
антидемпинговых и компенсационных
мерах при импорте товаров», в
случае если до завершения
расследования будет установлено,
что задержка с применением
защитной пошлины или иной
защитной меры может причинить
серьезный ущерб отрасли российской
экономики, который трудно будет
устранить впоследствии, Правительством
Российской Федерации принимается
решение о применении защитной
меры посредством введения предварительной
защитной (специальной, антидемпинговой
или компенсационной) пошлины при
условии одновременного продолжения
расследования Минэкономразвития
России в целях получения окончательного
заключения.
Такое
решение Правительство Российской Федерации
принимает на основании доклада, содержащего
предварительное заключение органа, проводящего
расследования, об установлении причинно-следственной
связи между возросшим импортом на таможенную
территорию Российской Федерации и серьезным
ущербом отрасли российской экономики
или угрозой причинения серьезного ущерба
отрасли российской экономики.
Минэкономразвития
России в качестве органа, проводящего
расследования в связи с применением
защитных мер, одновременно с
представлением в Правительство
Российской Федерации доклада
уведомляет в письменной форме
уполномоченный орган иностранного
государства (союза иностранных
государств), из которого экспортируется
товар, являющийся объектом расследования,
а также другие известные ему
заинтересованные лица о возможном
введении предварительной защитной
пошлины.
Порядок
применения
Срок
действия предварительной специальной
пошлины не должен превышать 200
дней, а предварительной антидемпинговой
и компенсационной пошлины - 120 дней,
что в целом соответствует
аналогичным нормам ГАТТ-ВТО.
Предварительная
защитная пошлина вносится в
соответствии с положениями таможенного
законодательства на депозит
Федеральной таможенной службы.
При этом ее суммы не перечисляются
в федеральный бюджет до принятия
по результатам расследования
Минэкономразвития России решения
о применении защитной меры.
Если
по результатам проведенного
расследования будет установлено,
что отсутствуют основания для
введения специальных защитных
мер, суммы предварительной специальной
пошлины подлежат возврату плательщику
в порядке, установленном таможенным
законодательством для возврата
таможенных платежей (ст. 355-357 Таможенного
кодекса).
Если
же по результатам проведенного
Минэкономразвития расследования
будет признано целесообразным
введение более низкой ставки
защитной пошлины, чем ставка
предварительной пошлины, разница
между ставкой предварительной
защитной пошлины и ставкой
«окончательной» защитной пошлины
подлежит возврату плательщику.
При этом в том случае, когда
ставка защитной пошлины окажется
выше ставки предварительной
пошлины, разница между ставками
«окончательной» и предварительной
пошлин с плательщика не взимается.