Практика
использования защитных мер
Повышенное
внимание к использованию защитных
мер в практике нетарифного
регулирования обусловлено и
усилением конкуренции на «новых»
внешнеторговых рынках, сформировавшихся
в пространстве СНГ. Обострение
российско-украинских торговых отношений
в связи с поставками на
российский рынок по заниженным
ценам украинского сахара, металлов
и др. привело к появлению первой
практики специальных расследований,
завершившихся наложением российскими
властями защитных пошлин на
импорт украинских товаров:
- в
соответствии с Постановлением
Правительства РФ от 8 июля
2002 года N 509 «О мерах по
защите российских производителей
прутков для армирования железобетонных
конструкций» с августа 2002
года сроком на три года
вводилась компенсационная пошлина
в размере 21% от таможенной
стоимости на прутки для армирования
железобетонных конструкций, происходящие
из Украины и ввозимые на
таможенную территорию Российской
Федерации;
- во
исполнение Постановления Правительства
РФ от 10 марта 2000 года
N 209 "О мерах по защите
российских производителей крахмально-паточной
продукции" с 17 апреля 2000
года по 17 октября 2002 года
применялась специальная пошлина
на крахмальную патоку, ввозимую
на российскую таможенную территорию,
в размере 16% таможенной стоимости,
но не менее 0,07 евро за
1 кг (за исключением крахмальной
патоки, происходящей из государств-участников
Таможенного союза).
ИСКЛЮЧЕНИЕ:
Из правила введения защитных пошлин допускается
только одно исключение - без проведения
расследования Минэкономразвития России
специальная пошлина может быть установлена
в целях оперативного регулирования только
в отношении сельскохозяйственных товаров,
только на срок до конца календарного
года, в котором введена пошлина и только
в размере, не превышающем 1/3 ставки таможенной
пошлины, действующей на данный товар.
Вывод:
Сделанное
нами предположение подтверждает
и существующий в мировой торговой
практике принцип, запрещающий кумуляцию
(сложение) защитных мер нетарифного
регулирования. Как правило, в торговые
соглашения включается оговорка
о том, что импортный товар
«не должен подвергаться обложению
антидемпинговой и компенсационной
пошлинами для того, чтобы устранить
один и тот же результат, который
вызывается демпингом или субсидированием
экспорта» (статья VI ГАТТ). Данный принцип
запрещает применять к одному
и тому же случаю нарушения
справедливой конкуренции одновременно
две «экономические штрафные
санкции»: антидемпинговую и компенсационную
пошлины.
Попытка
представления защитной
пошлины в виде
восстановительной
штрафной санкции
Специальная пошлина
Российская практика использования специальной пошлины по причинам экономического характера, очевидно, ориентируется на стандарты и требования, сложившиеся в системе ГАТТ-ВТО.
Право на защитную меру в соответствии с предписаниями ГАТТ-ВТО предоставляется в том случае, если будет установлено, что товар импортируется в таких возросших количествах, которые способны нанести ущерб отрасли национального производства, выпускающей подобные или аналогичные конкурирующие товары.
При этом под серьезным ущербом понимается существенное общее ухудшение ситуации в соответствующей отрасли национальной экономики. При определении серьезного ущерба могут использоваться только те факты, которые имеют количественное измерение, как-то:
- темпы роста импорта;
- динамика объемов продаж;
- изменение уровня производства;
- динамика показателей занятости.
Законодательная основа для применения специальной пошлины
1) Федеральный
закон от 08.12.2003 N 165-ФЗ «О
специальных защитных, антидемпинговых
и компенсационных мерах при
импорте товаров» (непосредственно:
ст. ст. 6 - 10);
2) Федеральный
закон от 14.04.1998 N 63-ФЗ «О мерах по защите
экономических интересов Российской Федерации
при осуществлении внешней торговли товарами»
(п. 5 ст. 6).
Условия применения специальной пошлины по российскому законодательству
- по результатам
специального расследования установлено,
что импорт данного товара
на таможенную территорию Российской
Федерации осуществляется в таких
возросших количествах (в абсолютных
или относительных показателях
к общему объему производства
или потребления в Российской
Федерации непосредственно конкурирующего
товара) и на таких условиях, что
это причиняет серьезный ущерб
отрасли российской экономики
или создает угрозу причинения
серьезного ущерба отрасли российской
экономики.
- на может
быть применена к любому импортному товару,
независимо от страны его происхождения.
- не допускается
применение специальной пошлины в отношении
товаров, происходящих из развивающейся
страны, пользующейся национальной системой
преференций Российской Федерации, в случае
если, во-первых, доля импорта данного
товара из такой страны не превышает 3%
общего объема импорта данного товара
в Россию и, во-вторых, суммарная доля
импорта данного товара из таких развивающихся
стран не должна не превышает 9% общего
объема импорта данного товара в Россию.
Порядок
применения специальной пошлины
- Специальная
пошлина применяется по решению
Правительства РФ в размере
и в течение срока, которые
необходимы для устранения серьезного
ущерба отрасли российской экономики
или угрозы причинения серьезного
ущерба отрасли российской экономики
и для облегчения процесса
адаптации отрасли российской
экономики к меняющимся экономическим
условиям.
- Срок действия
специальной пошлины по российскому законодательству,
как и по правилам ГАТТ-ВТО, не должен превышать
четырех лет. При этом максимальный четырехлетний
срок действия специальной пошлины может
быть продлен по решению Правительства
РФ, если по результатам повторного расследования
будет установлено, что для устранения
серьезного ущерба отрасли российской
экономики или угрозы причинения серьезного
ущерба отрасли российской экономики
необходимо продление срока действия
специальной защитной меры и имеются доказательства
того, что соответствующей отраслью российской
экономики принимаются меры, способствующие
адаптации этой отрасли к меняющимся экономическим
условиям. Однако в любом случае общий
срок действия специальной защитной меры,
включая срок, на который продлевается
ее действие, не должен превышать восьми
лет.
Практика
применения специальных
пошлин в Российской
Федерации
Практика
применения специальных пошлин
в Российской Федерации сравнительно
небогата. Специальной пошлиной
облагался сахар белый в соответствии
с постановлением Правительства
РФ от 03.11.1998 N 1294 и приказом
ГТК России от 13.11.1998 N 768. Во исполнение
постановления Правительства РФ
от 10.03.2000 N 209 "О мерах по защите
российских производителей крахмально-паточной
продукции" с 17 апреля 2000 года по
17 октября 2002 года применялась специальная
пошлина на крахмальную патоку,
ввозимую на российскую таможенную
территорию, в размере 16% таможенной
стоимости, но не менее 0,07 евро
за 1 кг (за исключением крахмальной
патоки, происходящей из государств-участников
Таможенного союза).
В соответствии
с постановлением Правительства
РФ от 23 марта 2000 года N 241 "О временных
мерах по защите российского
свеклосахарного комплекса" с 30 апреля
по 14 июня 2000 года применялась временная
специальная пошлина на сахар-сырец
тростниковый, ввозимый на российскую
таможенную территорию, в размере
10% таможенной стоимости.
Взимались
специальные пошлины на шариковые
подшипники (с 27 января 2004 года по 26
января 2007 года). Специальная пошлина
на эти товары взимается в
соответствии с постановлением
Правительства РФ от 24 декабря 2003
года N 778 и приказом ГТК России
от 26 января 2004 N 86.
Антидемпинговые
пошлины
Цель
применения - борьба с демпинговым
импортом. В современной практике
международной торговли демпинг
представляет собой такой способ
конкурентной борьбы за рынки,
при котором иностранный товар
продается в стране импорта
по цене ниже нормальной.
Применение
антидемпинговых
пошлин связано
с наличием одновременно
трех обстоятельств:
1) факта
ввоза товаров на российскую
таможенную территорию по цене,
более низкой чем их нормальная
цена, сложившаяся на момент
ввоза товаров в стране экспорта;
2) наличия
материального ущерба или угрозы
его нанесения;
3) причинно-следственной
связи между ввозом таких товаров,
с одной стороны, и нанесением
(угрозой нанесения) материального
ущерба отечественным производителям
подобных товаров либо препятствием
организации или расширению производства
подобных товаров в Российской
Федерации, с другой стороны.