Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ

Автор: e**************@omgau.org, 28 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение экономических благ, их классификации, а так же свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
определение таких основных понятий, как потребности, ресурсы, блага;
ознакомление со всеми классификациями экономических благ;
подробное рассмотрение потребительского выбора;
исследование потребительских предпочтений;
формирование представления о взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..………3
Потребности, ресурсы, блага………………………………………………..5
Потребительский выбор и его особенности………………………………12
Потребительские предпочтения. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………………………...…….……….…………….18
Заключение……………………………………………………………..............27
Список литературы……………………………………….……………………29

Работа содержит 1 файл

готовая курсовая)))))))).doc

— 420.00 Кб (Скачать)

     В реальной действительности чаще встречается не абсолютная, а относительная взаимозаменяемость (рис. 6). В этом случае покупка блага X может быть в большей или меньшей степени приравнена к покупке блага Y. Рост цен на один из взаимозаменяемых товаров, например на розы, уменьшает спрос на них. С сокращением спроса на розы возрастает спрос на гвоздики, что при прочих равных условиях повышает цены на них. Значит, если два продукта взаимозаменяемы, между ценой на один из них и спросом на другой существует прямая связь. Ее величину можно подсчитать с помощью коэффициента перекрестной эластичности Ехy = (dQх / Qх ) / (dPy / Py ),где Qх        величина спроса на благо Х;   Py     – цена блага Y.

     Положительная перекрестная эластичность товаров-субститутов (Ехy > 0) означает, что спрос на благо X и цена на благо Y изменяются в одном направлении. Чем больше эластичность спроса на благо X по отношению к цене блага Y, тем выше степень взаимозаменяемости двух благ. Поэтому совершенная субституция имеет коэффициент перекрестной эластичности Е = + . Это означает, что бесконечно малое увеличение цен на благо Y приводит к почти полному перемещению спроса на благо X. Теория взаимозаменяемости ресурсов аналогична теории взаимозаменяемости потребительских благ18.

Рис. 8. Относительная взаимозаменяемость19

     Понимание взаимозаменяемости и взаимодополняемости благ имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики. Эффективная ценовая стратегия не может осуществляться без учета взаимодополняемости и взаимозаменяемости. Производителям (фирмам) очень важно иметь в виду и использовать эти свойства благ, потому что они влияют на поведение потребителей при покупках и потреблении благ, на потребительский выбор.

Заключение

     На основе проведённого исследования были сделаны следующие выводы.

     Человек всегда был и остается центральной фигурой экономики. Потребности людей являются главным движущим мотивом человеческой деятельности, так как именно  от удовлетворения потребностей зависит сохранение нашей жизни и нашего благополучия. Все, что предназначено удовлетворять потребности, называют благами. Различают свободные и экономические блага. Свободное благо — это благо, предложение которого достаточно для удовлетворения спроса и при нулевой цене. Экономические блага — это материальные и нематериальные блага, удовлетворяющие потребности человека и существующие в ограниченном количестве. Экономические блага делятся на частные и общественные, долговременные и недолговременные, прямые (потребительские) и косвенные (производственные), предметы роскоши и предметы массового потребления, материальные и нематериальные, вещественные блага и услуги. Для получения недостающих потребительских благ нужны косвенные экономические блага – ресурсы. Экономические ресурсы – это элементы, используемые для производства благ. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательская деятельность и информация. Каждый индивид имеет свои собственные предпочтения – то, что является благом для одного, может быть злом для другого. Задачей экономической теории является не моральная оценка предпочтений потребителя, а исследование того, как потребитель распределяет свои ограниченные средства между разнообразными потребностями. В качестве основы для такого сопоставления используется понятие полезности. Теория потребительского поведения основана на предположении о том, что при заданных ценах покупатель стремится распределить свои средства на приобретение благ так, чтобы максимизировать ожидаемую полезность от их потребления. Существует два подхода к оценке полезности товара: кардиналистский, при котором исследуются абсолютные величины предельной полезности, и ординалистский, при котором изучаются предпочтения покупателей и их выбор определенной комбинации товаров. Для представления ординалистского подхода к анализу полезности в графической форме используется аппарат кривых безразличия, которые иллюстрируют такое сочетании двух потребительских наборов, что потребителю безразлично, какой из этих двух наборов выбрать, т.к. каждый из них обеспечивает его одним и тем же уровнем полезности. Обычно кривые безразличия выпуклы к началу координат. Но в случае полной взаимозаменяемости или полной взаимодополняемости товаров они могут иметь особую форму (форму  прямой  линии или двух взаимно перпендикулярных отрезков соответственно). Свойство благ удовлетворять потребности за счет друг друга называется взаимозаменяемостью благ, а свойство удовлетворять потребности лишь в комплексе друг с другом – взаимодополняемостью. Понимание этих характерных для экономических благ свойств имеет важное значение для анализа правил поведения агентов и закономерностей ценообразования в условиях рыночной экономики.

     Таким образом,  понимание сущности экономических может служить действенным рычагом создания экономически развитого общества. Но необходимо иметь в виду, что любое благо должно иметь определенные пределы и сопровождаться наличием чувства меры у субъекта, потребляющего это благо. Любое благо, продолженное дальше допустимого предела, неизбежно обращается в свою противоположность. Это касается как глобальных проблем техногенного развития, так и элементарного чувства меры в питании человека, т.к. переедание наносит организму значительно больший ущерб, чем недоедание. Сегодня можно заметить, что на производство благ тратится огромное количество ресурсов, а при постоянном увеличении населения, блага и ресурсы будут ограничиваться, их не будет хватать для удовлетворения всех потребностей. В настоящее время производительные силы перешли уровень биосферного допустимого развития, что приводит к необратимым последствиям в среде обитания человека. Земной шар по своей сути является космическим кораблём для всего человечества, а потому сохранение систем жизнеобеспечения членов экипажа такого корабля следует отнести к первоочередному благу. В отсутствие такого понимания техногенная цивилизация способна благими намерениями, заботой о сиюминутных капризах вымостить дорогу в ад.

Список использованных источников.

  1. Австрийская школа в политической экономии: К.Менгер, Е.Бем-                      Баверк, Ф.Визер: Пер. с нем./ Под ред. В.С.Автономова.- М.: Экономика, 2002.
  2. Агуреева О.В. и др. Краткий курс по экономической теории: Учебное пособие/ Агуреева О.В, Е.А. Замедлина, О.О. Шерстнева. – 2-е изд., стер. – М.: Издательство «Окей-книга», 2008
  3. Бентам И. Введение в основания нравственности и законодательства. An Introduction to the Principles of Morals and Legislation/ Капустин Б.Г. (пер.), предисл., примеч.) – М.: РОССПЭН, 2003.
  4. Блэкуэлл Р. и др. Поведение потребителей: Учебное пособие / Р. Блэкуэлл, П. Миниард. Дж. Энджел. – 10-е изд., пер. с англ. – СПб: Питер, 2007. (Серия «классический зарубежный учебник»).
  5. Экономика: Учебник / под ред. д-ра экон. наук, проф. Булатова А. С. — 4-е изд., перераб. и доп. — М.: Экономисту, 2006.
  6. Микроэкономика. Теория и российская практика: Учебное пособие / Под ред. А.Г. Грязновой, А.Ю. Юданова. – 4-е изд., исправл. и доп. – М.: КНОРУС, 2004. (Финансовая академия при Правительстве РФ).
  7. Кирсанов К., Зозуля З. Неопределенность факторов поведения покупателя на рынке // Ресурсы, информация, снабжение, конкуренция. 2006. №6.
  8. Лащев А.М., Марков М.В. Общая экономическая теория: Учебное пособие. – СПб.: Издательский Дом «Нева», 2005.
  9. Лейбенстайн Х. Аллокативная эффективность в сравнении с "X-эффективностью". // Теория потребительского поведения и спроса. // Вехи экономической мысли. Вып. 1, СПб., 2003.
  10. Экономика: Учебное пособие // А.Я. Линьков, С.И. Иванов, М.А. Скляр и др. Под общ. ред. А.Я. Линькова. //5-е изд., дораб. – М.: Вита-Пресс, 2006.
  11. Менгер Карл. Основания политической экономии. изд. директ медиа паблишинг/М. 2007г.               
  12. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: Учебник для вузов. – 2-е изд., изм. –М.: Норма, 2007. с.560.
  13. Саймон Г. Теория принятия решений в экономической теории и науке о поведении: Теория фирмы. – СПб.: Экономическая школа, 2000г.
  14. Таракановская Е. Особенности потребительского поведения российской молодежи (на основе данных социологического исследования)// Финансовый бизнес. /М. 2006. № 6.
  15. Экономическая теория Борисов  Е.Ф 2002г с.568
  16. Визер Ф. // Теория общественного хозяйства
  17. Борисов Е.Ф Экономическая теория /изд.Вильям 2002г.
  18. Н.Мэнкью издат. Питер «Принципы экономики» учебник для ВУЗов 4ое издание,2009г. с.672
  19. Экономическая теория для ВУЗов 2009г,  2ое издание издательство Питер. с.384
  20. Пол Самуэльсон «Экономика. Микроэкономика и макроэкономика» 18е издание. /В.Нордхаус/2009г 1360с
  21. Е.Бем Барверк «избранные труды о ценностях и капитале. /изд.Эксмо 2008г. с.683
  22. Тарануха Ю.В. «Микроэкономика (структурно-логических схемах) изд.Дело и Сервис 2ое издание 2007г. 128стр.
  23. Воробьев В.А., Бондарь А.В, Сухарева М.Н. /Микроэкономика учебное пособие 2ое изд. Издательство БГЭУ 2009г
  24. Черемных Ю.М. Микроэкономика продвинутый уровень. издательство Инфра-М 2008г.
  25. Эффективный экономический рост: теория и практика учебное пособие для студентов 2003г. с320.

Информация о работе Экономические блага и их классификация. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ