Автор: e**************@omgau.org, 28 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение экономических благ, их классификации, а так же свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
определение таких основных понятий, как потребности, ресурсы, блага;
ознакомление со всеми классификациями экономических благ;
подробное рассмотрение потребительского выбора;
исследование потребительских предпочтений;
формирование представления о взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Введение…………………………………………………………………..………3
Потребности, ресурсы, блага………………………………………………..5
Потребительский выбор и его особенности………………………………12
Потребительские предпочтения. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………………………...…….……….…………….18
Заключение……………………………………………………………..............27
Список литературы……………………………………….……………………29
Экономические блага можно разделять на долговременные и недолговременные. Это разделение зависит от срока использования этого блага. Есть блага, которые служат нам долго, и для своих нужд мы можем использовать их не один раз. Например, если мы купим дом, то будем жить в нем не один год, а значит, будем пользоваться этим благом долго; или если мы приобретаем книгу, то после прочтения поставим ее на полку - и она никуда не денется. И книга, и дом - это долговременные блага. Другие блага могут исчезнуть уже в процессе самого потребления, использования этого блага. Мы каждый день потребляем пищу, которая исчезает уже в процессе потребления, в процессе удовлетворения потребности человека в еде. Пища - это недолговременное благо. Нам одинаково необходимы как долговременные, так и недолговременные, в зависимости от наших текущих нужд и целей использования этих благ.
Экономические блага можно разделить и по способу удовлетворения потребностей – на прямые (или потребительские), служащие непосредственно для удовлетворения потребностей, и косвенные (или производственные), используемые для производства других благ, т.е. ресурсы. Прямые блага- это уже созданные товары, которые готовы к продаже и потреблению. Они предназначены для непосредственного потребления, поэтому иначе они еще называются потребительскими. Косвенные блага используются в производстве потребительских благ, поэтому иначе они еще называются - производственными или ресурсами. Именно благодаря ресурсам могут быть произведены прямые (настоящие), готовые блага. Например, хлеб - это готовый продукт. А мука, вода и дрожжи - это компоненты для производства (выпечки) хлеба, т.е. они являются косвенными благами. На сегодняшний день, в связи с дифференциацией доходов, блага также делят на предметы роскоши и предметы массового потребления. Продуктами массового потребления являются блага, выпускаемые в большом количестве по одному образцу. Мы все окружены предметами, необходимыми нам ежедневно и удовлетворяющими наши повседневные потребности. Эта продукция производится массово: у нас похожие ручки и тетради, вы можете встретить на улице человека в похожей куртке, потому что эти блага производятся фирмами в большом количестве и стоят относительно недорого. Кто-то пишет перьевой ручкой фирмы «Паркер» и носит эксклюзивную одежду от известных дизайнеров, у кого-то есть мобильный телефон, украшенный драгоценными камнями от Swarovski. Далеко не каждый потребитель может позволить себе столь дорогую продукцию. Подобные блага называют предметами роскоши. С точки зрения потребительских качеств, может ничего не измениться: ведь пользуясь обычным телефоном и очень дорогим, мы одинаково слышим и говорим.Основная функция, которую выполняют подобные товары - это престижность.
По сфере применения различают материальные и нематериальные блага. Материальные блага – это полезные материальные вещи, товары и услуги, которые воспринимаются с помощью органов чувств и из которых может быть извлечена какая-либо выгода. Материальные блага включают естественные дары природы (землю, воду, воздух и климат); продукты сельского хозяйства, добывающей промышленности; здания; долговые обязательства; паи государственных и частных компаний. Нематериальные блага – это блага, которые невозможно воспринимать с помощью органов чувств, это блага, определяющие способности человека и его положение в обществе. Это могут быть, например, особенности характера человека, его ум. т.е. внутренние блага, данные природой, и социальные внешние блага: репутация, коммуникабельность и т.п.
Кроме того, экономические блага по своей природе делятся на товары или вещественные блага, имеющие определенную форму и физическую природу, и услуги, не имеющие формы и имеющие бестелесную природу. Другими словами, товары предметно осязаемы, их производство и потребление разделены во времени, например, стол, телевизор. Напротив, производство и потребление услуг невозможно разделить во времени, например, услуги адвоката, стоматолога, парикмахера. Услуга — это целесообразная деятельность человека, результат которой имеет полезный эффект, удовлетворяющий какие-либо потребности. От полезных вещей услуга отличается тем, что в ней совмещаются процессы производства и потребления.
Среди благ также выделяют взаимозаменяемые и взаимодополняемые. Им отдельно посвящена третья глава курсовой работы.
Все экономические блага имеют ценность и полезность. Согласно марксистской теории, стоимость (ценность) экономического блага определяется затратами общественно необходимого труда. Согласно же неоклассическому подходу, ценность экономических благ зависит от их редкости, прежде всего от интенсивности потребности и количества благ, способных данную потребность удовлетворить. Таким образом, чем меньше того или иного блага создается, тем оно дороже, при условии, что данное благо востребовано и не может быть заменено другим благом и чем больше благо востребовано, тем оно ценнее. При этом предполагается, что любая потребность может быть удовлетворена несколькими благами, а любое экономическое благо может использоваться для удовлетворения разных потребностей.
Полезность блага – это способность экономического блага удовлетворить одну или несколько человеческих потребностей. Данный термин ввел английский философ И. Бентам4 (1748-1832). По его мнению, целью всякого человеческого действия является благосостояние, которое достигается путем максимизации полезности, т.е. стремлением избежать страдания и увеличить наслаждение. Гипотеза о сопоставимости полезности разных благ позволила экономистам создать теорию потребительского поведения, основанную на предположении о том, что при заданных ценах покупатель стремится распределить свои средства на приобретение благ так, чтобы максимизировать ожидаемую полезностьот их потребления.
В результате исследований в XIX в. была выявлена закономерность: потребляемые последовательно части какого-либо блага обладают убывающей полезностью для потребителя. Т.е. при совершении последовательной серии покупок одного и того же блага каждая дополнительная единица последующих покупок данного блага приносит потребителю относительно меньшее удовлетворение, чем предыдущие. Причины этого носят не психологический характер. Человек так устроен, что первому платью, первой порции еды, первому телевизору в доме, он радуется больше чем второму, а второму — больше чем третьему и т.д. Эта закономерность впервые была выявлена представителями австрийской школы К. Менгером, Е. Бем-Баверком и Ф. Визером. Именно они обосновали положение о том, что по мере роста потребления однородных благ суммарный полезный эффект от них увеличивается, но одновременно неуклонно убывает предельная полезность каждой дополнительной единицы этого приращения. Предельная полезность - это полезность, которую приносит потребителю использование дополнительной единицы данного блага. Менгер, Бем-Баверк и Визер являются создателями теории предельной полезности, фундаментальные принципы которой заключаются в следующем:
Графически изменения общей полезности (TU) и предельной полезности (MU), о которых идет речь в теории предельной полезности, представлены на рис.1.
Рис. 1. Изменения общей(а) и предельной (б) полезности6
Функция полезности — функция, показывающая убывание предельной полезности блага с ростом его количества: MU=d(TU)/ dQ,
где MU – предельная полезность, она равна частной производной общей полезности данного блага; TU – прирост общей полезности, Q – бесконечно малое увеличение количества блага7.
Именно функция полезности лежит в основе потребительского выбора.
В современной теории потребительского выбора предполагается, что: а)денежный доход потребителя ограничен; б)цены не зависят от количеств благ, покупаемых отдельными домохозяйствами; в)все покупатели прекрасно представляют предельную полезность всех продуктов; г)потребители стремятся максимизировать совокупную полезность. Теория потребительского выбора основывается на следующих постулатах:
1.Множественность видов потребления. Любой потребитель желает потреблять множество разнообразных индивидуальных благ.
2.Ненасыщенность.Потребитель стремится иметь большее количество любых товаров и услуг, он не пресыщен ни одним из них. Предельная полезность всех экономических благ всегда положительна.
3.Транзитивность.Теория потребительского выбора исходит из постоянства и определенной согласованности вкусов потребителя. Логически это может быть выражено следующим образом: если А, В и С являются комбинациями каких-либо благ и потребитель безразличен в выборе между наборами А и В и между В и С, то он также безразличен в выборе между А и С.
4.Субституция. Потребитель согласен отказаться от некоторого количества блага А, если ему предложат взамен большее количество блага-субститута.
5.Убывающая предельная полезность. Предельная полезность какого-либо блага зависит от его общего количества, которым располагает данный потребитель8.
Итак, потребительский выбор – это выбор, который максимизирует функцию полезности рационального потребителя в условиях ограниченности ресурсов. Функция полезности максимизируется в том случае, когда денежный доход потребителя распределяется так, что каждый последний доллар (денежная единица), затраченный на приобретение любого блага, приносит одинаковую предельную полезность. Правило максимизации полезности позволяет сделать нам ряд выводов. Действительно, если
то
и
где MU – предельная полезность блага; P – цена блага.
Следовательно, соотношение между предельными полезностями любых n благ равно соотношению их цен, то есть
Обозначим взвешенную предельную полезность через:
где λ – предельная полезность денег. Таким образом, в равновесии предельные полезности денежных единиц при разных вариантах использования равны. В общем виде можно записать так:
Это означает, что предельная полезность блага равняется предельным затратам потребителя. Таким образом, разумный потребительский выбор не только предполагает сопоставление дополнительных выгод (MB) и дополнительных затрат (MC), но и равенство между ними: MB = MC. В этом заключается принцип рационального выбора и рационального поведения потребителя.
Необходимо также упомянуть
Потребительский выбор является формой экономического поведения человека и отражает социальный статус группы и личности. Для того чтобы было понятно, что же лежит в основе потребительского выбора, рассмотрим конкретно одну из социальных групп современного общества. И мне как представителю нового поколения интересно изучение особенностей потребительского выбора именно среди молодежи, так как современная молодежь представляет собой поколение, мировоззрение которого формировалось под воздействием перехода к рыночной системе хозяйствования и общественных отношений в экономике, политике, культурной и духовной сферах. Молодежь в структуре российского населения составляет свыше 20%. Пол, возраст, образование, доход, место в социальной структуре общества и в системе трудовых отношений, образ и стиль жизни, социальные ценности, потребности и степень их удовлетворения, - все эти признаки являются дифференцирующими и влияющими на потребительский выбор. Но есть также несколько черт, характерных для всей молодежи в целом.