Автор: e**************@omgau.org, 28 Ноября 2011 в 18:01, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение экономических благ, их классификации, а так же свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
определение таких основных понятий, как потребности, ресурсы, блага;
ознакомление со всеми классификациями экономических благ;
подробное рассмотрение потребительского выбора;
исследование потребительских предпочтений;
формирование представления о взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ.
Введение…………………………………………………………………..………3
Потребности, ресурсы, блага………………………………………………..5
Потребительский выбор и его особенности………………………………12
Потребительские предпочтения. Взаимодополняемость и взаимозаменяемость благ…………………………………...…….……….…………….18
Заключение……………………………………………………………..............27
Список литературы……………………………………….……………………29
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КАЗАНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
ИНСТИТУТ»
Кафедра
микроэкономики
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине микроэкономика
Тема: Экономические
блага и их классификация. Взаимодополняемость
и взаимозаменяемость благ.
Автор курсовой
работы _____________
Ахмадеева А.Р.
Группа 116
Руководитель работы _____________ Хабибуллин С.Х.
Казань
2009
Содержание.
Введение…………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы……………………………………….…………
Предмет экономической теории, как и ее методы, менялся по мере развития науки. Первоначально экономическая наука изучала особенности домашнего хозяйства, затем города-государства, отдельных сфер экономической деятельности – сельского хозяйства, торговли. Но центральной фигурой экономики всегда был и остается человек. Вне человека нет и не может быть никакой экономики. Экономика, хозяйственная деятельность возникли вместе с человеком, с помощью человека и во имя человека. Современная экономическая теория определяет свой предмет как изучение использования редких экономических благ с целью удовлетворения потребностей людей. Нет ни одного человека, который мог бы сказать, что у него всего вдоволь. Необходимость удовлетворения своих потребностей и интересов побуждала человека к производственной деятельности. Неудовлетворение потребностей ведет нашу природу к погибели, недостаточное удовлетворение - к разрушению ее, а удовлетворять потребности значит жить и преуспевать. Поэтому забота об удовлетворении потребностей имеет то же значение, что и забота о нашей жизни и нашем благосостоянии, и является главным мотивом поступательного экономического развития человечества. С течением времени круг потребностей каждого человека и общества в целом постоянно расширяется, а сами потребности становятся не только более многообразными, но и более совершенными. Сейчас, например, никому не нужны галоши или кареты, зато появились потребности в видеомагнитофонах и услугах авиакомпаний. Количественная, а главным образом качественная безграничность экономических потребностей и интересов является тем первоисточником, который побуждает человека к общественно значимой деятельности. Все, что предназначено удовлетворять эти потребности, называют экономическими благами. Уровень обеспечения населения, отдельной его группы, семьи или отдельного человека всеми видами благ характеризует их благосостояние. Таким образом, понимание сущности экономических благ может служить действенным рычагом создания экономически развитого общества. Актуальность настоящей работы, таким образом, обусловлена, с одной стороны, высокой значимостью проблемы дальнейшего экономического развития общества, с другой стороны, многообразием экономических благ, их классификаций и ролью, которую они выполняют в жизнедеятельности человека. Предметом исследования в данной работе являются экономические блага, а объектом исследования их взаимосвязи.
Целью работы является рассмотрение экономических благ, их классификации, а так же свойства взаимодополняемости и взаимозаменяемости благ с точки зрения новейших отечественных и зарубежных исследований по сходной проблематике.
В рамках достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:
Работа имеет традиционную структуру и включает в себя введение, основную часть, состоящую из 3 глав, заключение и список использованной литературы.
Источниками информации для написания
работы по теме "Материальные и нематериальные
блага" послужили базовая учебная литература,
фундаментальные теоретические труды
крупнейших мыслителей в рассматриваемой
области, результаты практических исследований
видных отечественных и зарубежных авторов,
статьи и обзоры в специализированных
и периодических изданиях, посвященных
тематике "Экономические блага и их
классификация. Взаимодополняемость и
взаимозаменяемость благ", справочная
литература, прочие актуальные источники
информации.
Потребности, ресурсы, блага
Человека на протяжении всей его жизни сопровождает выбор. Отдельные люди и семьи выбирают, как лучше истратить деньги, как распорядиться свободным временем, как распределить домашние обязанности, чтобы его оказалось больше, где провести отпуск. Предприниматели выбирают, какую продукцию произвести, где и по каким ценам ее продавать, модернизировать ли производство или нанять большее количество людей. Государство решает, следует ли стимулировать рост сельскохозяйственного производства или ввести налоговые льготы для производителей электронного оборудования и т. д.
Так или иначе, в основе выбора чаще всего лежит желание как можно полнее удовлетворить существующие у субъектов хозяйственной деятельности потребности.
Именно потребности выступают как внутренний побудитель активной деятельности человека. Они имеют сложную структуру, и существует множество классификаций человеческих потребностей. Прежде всего, люди должны удовлетворить потребности, которые являются условием их жизни. Это потребности в еде, одежде и жилище. Кроме того, люди должны удовлетворять свои духовные потребности: читать книги, журналы, слушать музыку, смотреть кинофильмы, посещать театры, выставки, путешествовать. И, наконец, у людей формируются социальные потребности, связанные с осознанием своего места в сообществе себе подобных, — потребности в лидерстве, в дружбе, любви, самоуважении. Люди должны познавать окружающий их мир, накапливать и расширять свои знания. Поэтому существует объективная потребность в образовании, изучении природы и общества. Каждый человек имеет право на обеспечение своей безопасности. В экономической теории также различают потенциальные и платежеспособные потребности. Потенциальной потребностью называют принципиальное желание использовать те или иные блага. К платежеспособным потребностям относятся лишь те из потенциальных, которые обеспечены реальными денежными доходами и расформируются в покупательский спрос.
Современные экономисты потребности делят также на мнимые и действительные. Мнимые потребности абстрактны по отношению к конкретным потребительным стоимостям и выражают потенциальную потребительскую силу общества. Абсолютные потребности, в свою очередь, подразделяются на:
Действительные потребности имеют относительный характер и отражают потребности в реальных предметах, которыми общество располагает или может располагать в перспективе. Они всегда имеют вещественное содержание, реализуемое в конкретных продуктах материального производства, и рассматриваются как реальная потребительская сила общества1.
Круг и характер потребностей зависят от многих обстоятельств: уровня жизни в стране, степени развития науки и производства, климатических условий, обычаев, религиозных убеждений. Однако общей закономерностью является рост потребностей и изменение их структуры: одни уходят в прошлое (например, сегодня никто не ездит в каретах), другие развиваются и видоизменяются (для подсчетов используют калькуляторы, а не счеты). Особую роль в развитии наших потребностей играет информация. Новая информация создает новые потребности и способствует качественному изменению уже существующих. Эти обстоятельства дают возможность сделать вывод о том, что потребности безграничны. Средством удовлетворения потребностей людей служат блага. Для того чтобы предмет стал благом, или, другими словами, для того чтобы он приобрел характер блага, необходимо совпадение следующих четырех условий:
Предмет только тогда становится благом, когда совпадают эти четыре условия, но если отсутствует хотя бы одно из них, то предмет никогда не может стать благом2.
Различают свободные и экономические блага. Свободное благо — это благо, предложение которого достаточно для удовлетворения спроса и при нулевой цене. Такие естественные и ценнейшие жизненные блага, как атмосферный воздух, пресная вода в открытых водоемах, соленая вода в морях и океанах и другие, принято считать неограниченными и преимущественно свободными для общего пользования людей. Экономические блага — это материальные и нематериальные блага, удовлетворяющие потребности человека и существующие в ограниченном количестве. Как правило, они являются продуктом человеческой деятельности либо это продукты природы, добытые и переработанные человеком.
Опыт показывает, что блага одного и того же рода, не обнаруживающие экономического характера в одних местностях, в других являются экономическими благами и что блага одного и того же рода в одном и том же месте то получают, то теряют экономический характер в зависимости от изменения условий. Основными причинами «превращения» неэкономических благ экономическими являются:
Чтобы создать необходимые для удовлетворения потребностей блага, в производство необходимо вовлечь экономические ресурсы. Среди них ресурсы времени, трудовые ресурсы, природные ресурсы, финансовые (или денежные) ресурсы, разнообразные орудия труда. Но непосредственно в производстве участвует только часть ресурсов, которую принято называть факторами производства. К ним относятся труд, земля, капитал и предпринимательские способности.
Труд представляет собой совокупность
физических и умственных способностей,
которые используют люди в процессе создания
экономических
благ. Величина этого фактора зависит
от количества населения в трудоспособном
возрасте. Но не меньшую роль играет качество
труда, которое определяется уровнем образования
людей и квалификацией, состоянием здоровья,
характером труда и мотивацией к труду.
Под землей экономисты понимают все виды природных ресурсов. В эту группу включаются «даровые блага природы», которые применяются в производственном процессе: участки земли, на которых располагаются производственные здания, воды, месторождения полезных ископаемых.
Капитал включает в себя произведенные человеком средства производства. Капитал — это станки и оборудование, производственные здания, сооружения, транспортные средства, линии электропередач, вычислительная техника, добытое сырье и полуфабрикаты, т. е. все то, что используется людьми для производства товаров и услуг или служит необходимым условием этого производства. Капитал в качестве средств производства (физический капитал) следует отличать от финансового капитала, под которым понимают деньги, используемые для покупки факторов производства с целью организации производства товаров и услуг. Важнейшим производственным ресурсом являются способности человека к предпринимательству. Под предпринимательской способностью обычно понимают особый вид человеческого ресурса, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать все другие факторы производства. Термин "предпринимательство" впервые ввел в научный оборот в XVIII веке Р. Кантильон. Он писал: "Предприниматель — это человек, который за определенную цену покупает средства производства, чтобы произвести определенную продукцию и продать ее в целях получения дохода, и который, принимая на себя обязательства по издержкам, не знает, по каким ценам осуществится реализация". Именно предприниматель сегодня изучает потребности и окончательно определяет что, сколько и как производить. Поэтому мы вправе говорить об участии в современном производстве четвертого вида ресурсов — предпринимательских способностей. И хотя их носителем тоже выступает человек, предпринимательские способности нельзя приравнивать к трудовым услугам.
Факторы производства, как и все виды ресурсов, ограниченны. Ресурсов всегда недостаточно по сравнению с существующими потребностями, которые требуется удовлетворить с помощью этих ресурсов.
Теперь необходимо подробнее остановиться на классификации экономических благ. В зависимости от количества потребителей, пользующихся благами, выделяют частные и общественные блага. Чистое частное благо – это такое благо, каждая произведённая единица которого может быть оценена и продана в пользование каждому конкретному потребителю. Т.е. каждая проданная единица данного блага приносит пользу только его покупателю и не может быть использована бесплатно кем-либо ещё. Например, человек, мучимый жаждой, покупает банку кока-колы и, выпивая её, единолично наслаждается прелестями этого напитка. Заплатив деньги за банку кока-колы, человек получает исключительное право на использование этого блага, никто другой не имеет права пользования. Чистое общественное благо – это такое благо, которое неделимо на отдельные порции в процессе потребления, а потому потребляется коллективно всеми людьми, независимо от того, готовы они оплатить его потребление или нет. Примером чистого общественного блага может служить национальная оборона. В любой момент времени вооружённые силы страны находятся в боевой готовности, охраняя всех граждан данной страны.