Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.

Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.

Содержание

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики 5
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России 13
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации 24
Заключение 28
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Социально-экономические последствия монополизма_исправ.doc

— 2.84 Мб (Скачать)

а)     недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;

б)     пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;

в)     повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;

г)     усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;

д)     ужесточение контроля над соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;

е)     установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;

ж)     разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.

Нужно повысить эффективность государственного регулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе:

а)     повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив обоснованность формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта и т.д. на основании объективного определения нормативов затрат на их производство и поставку;

б)     содействовать выравниванию тарифов на продукцию естественных монополий в региональном разрезе, ослаблению территориальной дифференциации тарифов;

Поднять эффективность антимонопольного регулирования финансовых услуг, обеспечив:

а)     установление четких критериев этого регулирования, в том числе критериев определения уровней концентрации банковского капитала и доминирования финансовых организаций;

б)     демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка, в частности сегмента услуг по размещению акций российских предприятий за рубежом с использованием механизма депозитарных расписок.

Создать необходимые макроэкономические условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров, в том числе:

а)     снизить акцизы на энергоносители с заменой выпадающих доходов бюджета экспортными пошлинами или другими инструментами перераспределения налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт сырья;

б)     постепенно сократить перекрестное субсидирование потребителей при установлении тарифов на услуги естественных монополий;

в)     принять меры по прекращению необоснованного роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и на сырьевые товары;

Обеспечить прекращение действий исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах. Важно отметить, что в настоящее время Правительством Российской Федерации были внесены и приняты в Государственную Думу проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», составляющие «второй антимонопольный пакет», разработанные ФАС России[11]. Положения, предложенные законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут применяться меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.

Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации также характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.

Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки российского малого и среднего бизнеса. Принципом нашего законодательства должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь промышленно-производственной и инновационной сферы. Только появление в России все большего количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций.

Дальнейшее ужесточение антимонопольного законодательства и обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам,  более четкое формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также перенос акцента с контроля за экономической концентрацией на пресечение «злоупотребления доминирующим положением», что является наиболее частым нарушением в России, способно качественным образом повысить конкурентоспособность на российских рынках. 

Итак, предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику Российской Федерации более разумной и эффективной.

 

Заключение

Итак, в процессе исследования темы курсовой были изучены как теоретические основы монополизма и антимонопольной политики, так и практика осуществления антимонопольной политики в Российской Федерации, перспективы ее развития.

В заключении можно сделать следующие выводы.

Полной противоположностью конкуренции, ее антиподом является монополия. Монополия – исключительные права, принадлежащие производителю или продавцу на рынке.

Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.

Чистый убыток общества в результате монополизации рынка – это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.

Когда предприниматели заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции. В результате цены искусственно завышаются, и потребители вынуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред экономике в целом, так как уровень цен на товары и услуги определяет предложение и наиболее эффективный способ производства.

По этой причине правительство принимает антимонопольное законодательство, призванное защитить конкуренцию.

Антимонопольная политика - комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

Таким образом, на начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.

Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике.

Нужно разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую в частности:

-              недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;

-              пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;

-              повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;

-              усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;

-              ужесточение контроля над соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;

-              установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;

-              разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.

Предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику Российской Федерации более разумной и эффективной.

 

Глоссарий

№ п/п

Понятие

Определение

1.

Антимонопольная политика

Государственные меры, направленные против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.

2.

Билатеральная монополия

(двухсторонняя монополия)

Тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении.

3.

Дуополия

Тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия —наиболее простой случай олигополии.

4.

Конкуренция

Борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли.

5.

Монополизм

Преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами.

6.

Монопсония

Тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки,

покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца.

7.

Олигополия

Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию.

8.

Олигопсония

Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами.

9.

Синдикат

Объединение фирм, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую фирму, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката.

10.

Трест

 

Объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра.

11.

Ценовая дискриминация -

Монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям.

Список использованных источников

1.

Ефимова Е.Г.Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с.

2.

Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с.

3.

Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М. Государственное регулирование экономики: учеб. Пособие для вузов. – М.:Юнити Дана, 2002. – 255с.

4.

Фонарева Н.Е., Шастико А.Е. «О критериях экономической эффективности антимонопольной политики»//Вестник МАП России 2002 №2, с. 14-18

5.

Е. А. Душенькина «Экономическая теория: конспект лекций», Москва, 2007. – 110с.

6.

Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. – М.: РАГС, 2005 – 834с.

7.

Волконский В.А. Современная многоярусная экономика: монополизм и государство // Экономическая наука современной России. – 2005. - № 4. – С. 23 – 44.

8.

Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009г.

9.

Мартыненко Г. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. – 2004. - № 9. – С. 3 – 8.

10.

Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55.

11.

www.fas.gov.ru – официальный сайт ФАС Российской Федерации

12.

Киян Т.В., Плотникова С.П. Конкуренция и монополизм в российской экономике// Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, 2009г.

13.

Кузьмин А.В. Государственная монополия в современной экономике России // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. – Самара: СГЭА, 2004. – 22 с.

14.

Рузавин Г., Мартынов В. «Монополии и несовершенная конкуренция» М., 2009г.

15.

Выступление В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», Москва, 2008г.

Информация о работе Экономическая теория