Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа
В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики 5
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России 13
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации 24
Заключение 28
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Приложения 35
а) недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;
б) пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;
в) повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
г) усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;
д) ужесточение контроля над соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;
е) установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;
ж) разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.
Нужно повысить эффективность государственного регулирования цен в высокомонополизированных отраслях экономики и в торговле, в том числе:
а) повысить результативность работы федеральных органов контроля за естественными монополиями, обеспечив обоснованность формирования тарифов на электроэнергию, природный газ, услуги связи, железнодорожного транспорта и т.д. на основании объективного определения нормативов затрат на их производство и поставку;
б) содействовать выравниванию тарифов на продукцию естественных монополий в региональном разрезе, ослаблению территориальной дифференциации тарифов;
Поднять эффективность антимонопольного регулирования финансовых услуг, обеспечив:
а) установление четких критериев этого регулирования, в том числе критериев определения уровней концентрации банковского капитала и доминирования финансовых организаций;
б) демонополизацию отдельных сегментов финансового рынка, в частности сегмента услуг по размещению акций российских предприятий за рубежом с использованием механизма депозитарных расписок.
Создать необходимые макроэкономические условия для повышения конкурентоспособности отечественных товаров, в том числе:
а) снизить акцизы на энергоносители с заменой выпадающих доходов бюджета экспортными пошлинами или другими инструментами перераспределения налоговой нагрузки с внутреннего потребления на экспорт сырья;
б) постепенно сократить перекрестное субсидирование потребителей при установлении тарифов на услуги естественных монополий;
в) принять меры по прекращению необоснованного роста цен на энергоносители, конструкционные материалы и на сырьевые товары;
Обеспечить прекращение действий исполнительной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления, направленных на ограничение конкуренции посредством необоснованного предоставления льгот отдельным предприятиям, запретов на вывоз товаров за территорию этих субъектов или на ввоз товаров, произведенных в других регионах. Важно отметить, что в настоящее время Правительством Российской Федерации были внесены и приняты в Государственную Думу проекты федеральных законов «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите конкуренции», «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации», составляющие «второй антимонопольный пакет», разработанные ФАС России[11]. Положения, предложенные законопроектами, существенно изменяют антимонопольное законодательство. К государственным и муниципальным служащим будут применяться меры административной ответственности в виде дисквалификации. Законопроект устанавливает ответственность должностных лиц органов государственной власти и местного самоуправления за нарушение антимонопольного законодательства.
Ситуация в сфере развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации также характеризуется системными проблемами, которые оказывают негативное влияние как на увеличение числа малых предприятий, так и их отраслевую структуру. Торговля превалирует над производством с высокой добавленной стоимостью: более 60% от общего числа малых предприятий концентрируется в оптовой и розничной торговле.
Исправить данную ситуацию может только комплексный подход, который позволит снизить высокие издержки российского малого и среднего бизнеса. Принципом нашего законодательства должно стать упрощение ведения предпринимательской деятельности, в первую очередь промышленно-производственной и инновационной сферы. Только появление в России все большего количества предприятий малого и среднего бизнеса будет способствовать развитию эффективной конкуренции, что переориентирует бизнес на сокращение издержек и откроет дорогу для инноваций.
Дальнейшее ужесточение антимонопольного законодательства и обеспечение прозрачных процедур доступа малого и среднего бизнеса к инфраструктуре, финансам, природным ресурсам, госзакупкам, более четкое формирование системы законодательного регулирования деятельности естественных монополий, повышение прозрачности деятельности субъектов естественных монополий, а также перенос акцента с контроля за экономической концентрацией на пресечение «злоупотребления доминирующим положением», что является наиболее частым нарушением в России, способно качественным образом повысить конкурентоспособность на российских рынках.
Итак, предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику Российской Федерации более разумной и эффективной.
Итак, в процессе исследования темы курсовой были изучены как теоретические основы монополизма и антимонопольной политики, так и практика осуществления антимонопольной политики в Российской Федерации, перспективы ее развития.
В заключении можно сделать следующие выводы.
Полной противоположностью конкуренции, ее антиподом является монополия. Монополия – исключительные права, принадлежащие производителю или продавцу на рынке.
Объективно возникающая на основе конкуренции монополизация рынков может вести к снижению эффективности производства, неоптимальному распределению ограниченных ресурсов общества.
Чистый убыток общества в результате монополизации рынка – это потери потребителя в результате сокращения объема производства ниже равновесного.
Когда предприниматели заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции. В результате цены искусственно завышаются, и потребители вынуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред экономике в целом, так как уровень цен на товары и услуги определяет предложение и наиболее эффективный способ производства.
По этой причине правительство принимает антимонопольное законодательство, призванное защитить конкуренцию.
Антимонопольная политика - комплекс государственных мер (разработка, принятие и применение соответствующего законодательства, системы налогообложения, денационализация, разгосударствление и приватизация собственности, поощрение создания малых предприятий и др.), опирающихся на антитрестовское законодательство и законодательство о пресечении недобросовестной конкуренции и направленных на развитие конкуренции, создание условий, препятствующих монополистической деятельности участников рыночных отношений и образованию монополий на рынке.
В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.
Таким образом, на начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования.
Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике.
Нужно разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую в частности:
- недопущение нацеленных на установление монопольно высоких цен сговоров на рынках;
- пресечение деятельности организованных преступных групп, пытающихся ограничить доступ на рынок или установить контроль за товаропроводящими сетями;
- повышение эффективности контроля за безопасностью и качеством товаров и услуг при устранении чрезмерной бюрократизации регулирующих процедур;
- усиление антимонопольного контроля и обеспечение равных прав для участников конкурсов, торгов и аукционов при размещении заказов на поставку продукции для государственных нужд, а также конкурсов и аукционов по продаже госсобственности;
- ужесточение контроля над соблюдением требований антимонопольного законодательства, законодательства о естественных монополиях. Защите прав потребителей, рекламе и правах интеллектуальной собственности;
- установление порядка регулирования деятельности локальных естественных монополий;
- разработку особой федеральной программы по развитию конкуренции на товарных рынках, в которой должны быть предусмотрены механизмы законодательного, организационного, научно-методического и финансового обеспечения развития конкуренции.
Предлагаемые и уже принятые меры могут сделать антимонопольную политику Российской Федерации более разумной и эффективной.
№ п/п | Понятие | Определение |
1. | Антимонопольная политика | Государственные меры, направленные против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти. |
2. | Билатеральная монополия (двухсторонняя монополия) | Тип рыночной структуры, при которой возникает противоборство единого поставщика и единого (объединенного) потребителя. Такой рынок возникает при использовании электроэнергии, водоснабжении и газоснабжении. |
3. | Дуополия | Тип рыночной структуры, при которой имеются только два поставщика определенного товара и между ними полностью отсутствуют монополистические соглашения о ценах, рынках сбыта, квотах производства. Дуополия —наиболее простой случай олигополии. |
4. | Конкуренция | Борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. |
5. | Монополизм | Преобладание на рынке товаров и услуг одного или нескольких производителей, продавцов, объединившихся для завоевания рынка, подавления конкурентов, установления контроля над ценами или действиями экономических субъектов по подчинению рынка и установлению контроля над ценами. |
6. | Монопсония | Тип рыночной структуры, при которой существует монополия единственного покупателя определенного товара. Ограничивая свои закупки, покупатель обеспечивает себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавца. |
7. | Олигополия | Тип рыночной структуры, при которой несколько крупных фирм монополизируют производство и сбыт основной массы продукции и ведут между собой преимущественно неценовую конкуренцию. |
8. | Олигопсония | Тип рыночной структуры, при которой существует группа покупателей определенного товара. Ограничивая закупки товара, покупатели обеспечивают себе монопольную прибыль за счет потери части доходов продавцами. |
9. | Синдикат | Объединение фирм, предусматривающее, что его участники сбывают свои товары через единую торговую фирму, которая осуществляет также закупки сырья для участников синдиката. |
10. | Трест
| Объединение, в котором входящие в него предприятия теряют свою производственную и коммерческую самостоятельность, а руководство их деятельностью осуществляется из единого центра. |
11. | Ценовая дискриминация - | Монополистическая практика продажи блага данного качества при данных затратах по различным ценам разным покупателям. |
1. | Ефимова Е.Г.Экономика: Учебное пособие. – М.: МГИУ, 2005. – 368 с. |
2. | Экономическая теория/Под ред. А. И. Добрынина, Л.С. Тарасевича, СПб.:Изд. СПбГУЭФ, Изд. «Питер», 2004. - 544 с. |
3. | Морозова Т.Г., Дурдыев Ю.М. Государственное регулирование экономики: учеб. Пособие для вузов. – М.:Юнити Дана, 2002. – 255с. |
4. | Фонарева Н.Е., Шастико А.Е. «О критериях экономической эффективности антимонопольной политики»//Вестник МАП России 2002 №2, с. 14-18 |
5. | Е. А. Душенькина «Экономическая теория: конспект лекций», Москва, 2007. – 110с. |
6. | Кушлин В.И. Государственное регулирование рыночной экономики: учебник. – М.: РАГС, 2005 – 834с. |
7. | Волконский В.А. Современная многоярусная экономика: монополизм и государство // Экономическая наука современной России. – 2005. - № 4. – С. 23 – 44. |
8. | Д. Б. Кувалин «Экономическая политика и поведение предприятий: механизмы взаимного влияния» Глава «Способы адаптации российских предприятий к трансформационному экономическому кризису» // М.: МАКС Пресс, 2009г. |
9. | Мартыненко Г. Правовое регулирование конкуренции и ограничения монополистической деятельности // Право и экономика. – 2004. - № 9. – С. 3 – 8. |
10. | Даурова Т.Г. Антимонопольный орган России: создание, эволюция, перспективы // Законодательство и экономика. 2005. № 7. С.48-55. |
11. | www.fas.gov.ru – официальный сайт ФАС Российской Федерации |
12. | Киян Т.В., Плотникова С.П. Конкуренция и монополизм в российской экономике// Красноярский государственный аграрный университет, Красноярск, Россия, 2009г. |
13. | Кузьмин А.В. Государственная монополия в современной экономике России // Автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. экон. наук. – Самара: СГЭА, 2004. – 22 с. |
14. | Рузавин Г., Мартынов В. «Монополии и несовершенная конкуренция» М., 2009г. |
15. | Выступление В.В.Путина на расширенном заседании Государственного совета «О стратегии развития России до 2020 года», Москва, 2008г. |