Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа
В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.
Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.
Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики 5
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России 13
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации 24
Заключение 28
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Приложения 35
В конце 1991 г. в России впервые был принят «Закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках». Для проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности было создано Антимонопольное министерство [5].
Согласно российскому законодательству, доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта, доля которого на рынке определенного товара составляет 65 и более процентов. Однако доминирующим может быть признано, по решению Антимонопольного министерства, и положение предприятия, которое имеет до 35% объема продаж на соответствующем рынке. Закон дает характеристику антиконкурентному поведению, запрещает соглашения, в результате заключения которых доля хозяйствующих субъектов на рынке определенного товара превышает 35%, разделение рынка по территориальному принципу, по объему продаж и закупок. В отношении предприятий, занимающих доминирующее положение, Законом предусматривается целый ряд санкций, в том числе принудительное разделение.
Антимонопольная политика, направленная против монополизации рынков, где эффективна и необходима конкуренция, сочетается с контролем и регулированием деятельности естественных монополий, которые в определенных условиях предпочтительнее конкуренции. В России регулирование деятельности естественных монополий осуществляется на основании принятого 19 июля 1995 г. Федерального закона «О естественных монополиях», определяющего правовые основы федеральной политики в отношении естественных монополий в Российской Федерации и направленного на достижение баланса интересов потребителей и субъектов естественных монополий, обеспечивающего доступность реализуемого ими товара для потребителей и эффективное функционирование субъектов естественных монополий [6].
В целях реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному собранию 1997 года в части приведения структуры Правительства Российской Федерации и структуры федеральных органов исполнительной власти в соответствие с требованиями экономических преобразований Указом Президента Российской Федерации от 17 марта 1997 г. № 249 «О совершенствовании структуры федеральных органов исполнительной власти» Государственный комитет Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур преобразован в Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации.
22 сентября 1998 года Указом Президента Российской Федерации от № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» были упразднены Государственный антимонопольный комитет Российской Федерации, Государственный комитет Российской Федерации по поддержке и развитию малого предпринимательства, Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий на транспорте и Федеральная служба Российской Федерации по регулированию естественных монополий в области связи. На их месте образовано Министерство Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства (МАП России), которому переданы функции упраздненных органов.
В структуре центрального аппарата были сформированы департаменты: по правовым вопросам, развития конкуренции на финансовых рынках и контролю за соблюдением законодательства о биржах, развития и поддержки предпринимательства, регулирования деятельности естественных монополий в области связи, регулирования деятельности естественных монополий на транспорте.
4 сентября 2001 г. Указом Президента Российской Федерации от № 1091 «О внесении изменения в Указ Президента Российской Федерации от 29 ноября 1995 г. № 1194 «О Федеральной энергетической комиссии Российской Федерации» утратил силу абзац второй пункта 3 Указа Президента Российской Федерации от 22 сентября 1998 г. № 1142 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» в части, касающейся передачи МАП России функций упраздненной Федеральной службы России по регулированию естественных монополий на транспорте [7].
9 марта 2004 г. Министерство было упразднено, а его полномочия переданы другим ведомствам. Принадлежавшие МАП России функции федерального антимонопольного органа, контроля над деятельностью естественных монополий и над соблюдением законодательства о рекламе перешли к вновь образованной Федеральной антимонопольной службе.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, о естественных монополиях, о рекламе, а также изданию в пределах своей компетенции индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности [8]. Структура ФАС РФ по состоянию на 2010 год представлена в приложении Б.
Основные законодательные акты, предопределяющие антимонопольную политику на современном этапе развития, это:
1. Конституция РФ.
Статьей 8 гарантируются единство экономического пространства, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности.
Статьей 34 запрещается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию.
Статьями 55, 74 вводится запрет на установление на территории Российской Федерации юридических и фактических препятствий для осуществления добросовестной конкуренции;
2. Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. N 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках» (с изм. и доп. от 5 июля 1992 г., 25 мая 1995 г., 6 мая 1998 г., 2 января 2000 г., 30 декабря 2001 г., 21 марта, 9 октября 2002 г., 7 марта 2005 г., 2 февраля, 26 июля 2006г.);
3. Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ «О естественных монополиях».
Закон представляет собой отдельный раздел антимонопольного законодательства, т.к. регулирует отношения на рынках, изначально признаваемых легальной монополией;
4. Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе».
Целями данного Федерального закона являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в РФ единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверное рекламы, предупреждение нарушения законодательства РФ о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы;
5. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ «О защите конкуренции».
Настоящий Федеральный закон определяет организационные и правовые основы защиты конкуренции, в том числе предупреждения и пресечения:
- монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции
- недопущения, ограничения, устранения конкуренции государственными органами исполнительной различных уровней (федеральные, региональные, местные), ЦБ РФ, а также иными органами и организациями;
6. Федеральный закон от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ “О финансово-промышленных группах».
Настоящий закон устанавливает правовые основы создания, деятельности и ликвидации финансово-промышленных групп в Российской Федерации.
В последнее время развитие конкуренции в российской экономике и ограничение монопольного положения крупного бизнеса в России выдвигается в ряд основных экономических задач, обозначенных Правительством. Состояние дел в российской экономике оценивается неоднозначно.
Родившись в монопольной, неконкурентной среде, российский бизнес нашел способ продлить ее жизнь, путем сращивания бизнеса и власти. Формы его многообразны. Начиная от взяток за получение госзаказа (или благоприятных условий доступа к инфраструктуре, или земельных участков под строительство, и т.п.) и кончая прямым подавлением конкурентов с использованием государственной власти.
Российский бизнес использует и традиционные способы обхода конкуренции, включая ценовой сговор. В последние годы антимонопольное законодательство было существенно ужесточено, однако его применение оставляет желать лучшего. Это можно объяснить пассивностью антимонопольных служб, использованием телефонного права, резко усилившейся по мере укрепления вертикали власти, и откровенной коррупцией.
Но борьба государства с монопольным поведением и ценовым сговором отнюдь не сводится к действиям антимонопольного ведомства. Примером может служить деятельность правительства на рынке зерновых. Ограничить монопольное поведение и повлиять на цены можно и зерновыми интервенциями за счет государственных ресурсов, и гибкой таможенно-тарифной политикой, ограничивающей экспорт зерна и стимулирующей его ввоз, и широким набором мер, направленных на поддержку расширения производства. Всеми этими средствами российское правительство в принципе пользуется, но не очень активно. Так, опасная с точки зрения динамики цен ситуация на отечественном рынке зерна в 2007 году предсказывалась экспертами еще в середине года. А меры реагирования в виде зерновых интервенций и таможенного регулирования были приняты лишь в конце года, когда цены фактически вышли из-под контроля. Ситуация повторяется как минимум в ряде регионов и в текущем году. Вместо использования эффективных, отработанных в других странах средств борьбы с ростом цен правительство влияет на бизнес, вызывая «добровольное» замораживание цен производителями и поставщиками продуктов питания.
В последние годы государство начинает играть все более активную роль в экономике в качестве непосредственно хозяйствующего субъекта, что явно не способствует развитию конкуренции. В стране в массовом масштабе сохраняется такой пережиток социалистической экономики, как государственные и муниципальные предприятия. Формально находясь в рынке, они имеют привилегированные отношения с государством, что выводит их из поля полноценной конкурентной борьбы. По статистике, число вновь создаваемых государственных предприятий и учреждений превышает в последние годы число приватизируемых [9][12].
Контролируемые государством компании по-прежнему играют ключевую роль практически во всех значимых сферах экономики. Достаточно упомянуть «Газпром», «Аэрофлот», «Российские железные дороги», ВТБ, «Рособоронэкспорт», «Транснефть», «Роснефть». Административный ресурс является для этих компаний главным аргументом в конкурентной борьбе. В последние годы начался процесс деприватизации частных компаний по причине неуплаты налогов или нарушений процедур приватизации. Примером этого процесса стал ЮКОС. Подконтрольным государству структурам на нерыночных условиях передаются гигантские активы.
Таким образом, на начало 21 века в России экономическая эффективность антимонопольной политики являлась недостаточно высокой, что требовало принятия определенных мер по ее повышению. Такой уровень эффективности антимонопольной политики был обусловлен рядом проблем, существующих в области государственного антимонопольного регулирования. Вот некоторые из них:
1) не созданы нормальные рыночные условия существования конкуренции;
2) нет полного набора эффективных инструментов пресечения нелегальных сговоров участников рынка;
3) не создана по сей день действенная система поддержки малого бизнеса;
4) существует до сих пор проблема формирования системы регулирования деятельности естественных монополий.
Это далеко не полный перечень проблем российского антимонопольного регулирования. В последние годы государство уделяет повышенное внимание проблеме развития конкуренции и пресечению нарушений. Обновлено антимонопольное законодательство, значительно ужесточены санкции за его нарушение. У антимонопольных органов появилось достаточно полномочий, чтобы решить поставленные перед ними задачи по пресечению антиконкурентных действий органов власти и хозяйствующих субъектов. Многие компании уже на себе почувствовали, что такое «оборотные штрафы» за картельные сговоры и за злоупотребление монопольным положением на рынке. Нарушители закона заплатили и заплатят в будущем десятки и сотни миллионов рублей штрафа в бюджет за свои противоправные антисоциальные действия. Усилия ФАС направлены на решение существующих проблем, защиту и развитие конкуренции. Особое внимание в 2008-20010гг. ФАС уделяла социально значимым рынкам (рынок лекарств, рынок продовольственных товаров и т.д.), а также рынкам, имеющим инфраструктурное значение для экономики страны (рынок электроэнергии, нефтепродуктов, транспортным рынкам и т.д.).
В рамках указанной работы были устранены запрещённые практики и соглашения, которые могли привести к повышению цен, снижению качества товаров и услуг и ограничению выбора для потребителя.
Вместе с тем на сегодняшний день основными угрозами для конкуренции на российских рынках продолжают оставаться:
- формирование государственных корпораций;
- деятельность естественных монополий;
- риски возникновения картелей;
- антиконкурентные действия органов власти.
Таким образом, экономические реалии сегодняшнего дня усложняют проблему демонополизации и развития конкуренции, ставя ее в контекст выживаемости самой российской экономики, сохранения ее ресурсного, производственного и научно-технического потенциалов.
Система антимонопольного регулирования и стратегия демонополизации не имеют достаточно проработанной концепции, что накладывает свой отпечаток на их действенность и способность обеспечивать формирование конкурентно-рыночных начал в российской экономике. Не решаются старые проблемы, рождаются новые. Переплетаются худшие черты дореформенного советского и пореформенного российского монополизма. Причина тому – присущий российским реформам американоцентризм, недооценка опыта стран Западной Европы и прежде всего ФРГ, а также Японии и стран постсоциалистической Восточной Европы.
Для повышения экономической эффективности антимонопольной политики требуется принятие ряда мер со стороны государства. В соответствии со статьей 23 ФЗ «О защите конкуренции» Федеральная антимонопольная служба ежегодно представляет в Правительство Российской Федерации доклад о состоянии конкуренции в Российской Федерации. Так, стратегические задачи такой политики были сформулированы Президентом Российской Федерации в выступлении «О стратегии развития России до 2020 года» [10]:
- «развитие новых секторов глобальной конкурентоспособности, прежде всего в высокотехнологичных отраслях»;
- «развитие рыночных институтов и конкурентоспособной среды, которая будет мотивировать предприятия снижать издержки, обновлять продукцию и гибко учитывать запросы потребителей».
Нужно разработать и реализовать ряд мер по повышению эффективности антимонопольной политики, развитию конкуренции и улучшению во всех сегментах внутреннего рынка конкурентной среды, включающую в частности: