Экономическая теория

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Апреля 2012 в 01:11, курсовая работа

Описание работы

В настоящее время обозначились проблемы, неотложное решение которых обуславливает позитивные результаты реформационных процессов, направленных на преобразование преимущественно командной экономики в экономику социально ориентированную. Среди них особую актуальность представляют те, которые связаны с необходимостью понимания и формирования на их основе средствами законодательной и исполнительной властей таких экономических отношений, которые обеспечивали и гарантировали бы самодостаточное, конкурентоспособное и устойчивое развитие хозяйствующих субъектов и экономики России в целом.

Одной из таких проблем все с большей очевидностью выступает проблема преодоления общественно ущербных проявлений монополии (в том числе остаточных от командной системы управления экономикой) и ее негативных воздействий на процесс развития эквивалентных, взаимовыгодных производственных отношений между хозяйствующими структурами, между ними и государством, между отечественными и зарубежными субъектами.

Содержание

Основные данные о работе 1
Содержание 2
Введение 3
Основная часть 5
1 Понятие монополизма и антимонопольной политики 5
2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России 13
3 Перспективы развития и совершенствования антимонопольной политики в Российской Федерации 24
Заключение 28
Глоссарий 31
Список использованных источников 33
Приложения 35

Работа содержит 1 файл

Курсовая_Социально-экономические последствия монополизма_исправ.doc

— 2.84 Мб (Скачать)

 

Рисунок 1. Последствия монополизации рынка

 

Таблица 1. Основные показатели деятельности фирмы в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

 

Показатель

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция

1. Выручка от реализации (P*Q)

OPeEQe

OPmMQm

2. Издержки производства

OCEQe

OCNQm

3. Прибыль (1-2)

CPeE

CPmMN

4. Эффект (излишек) потребителя

PeDe

PmDM

4. Общий эффект (3+4)

CDE

CDMN


Система свободного предпринимательства основывается на убеждении, что конкуренция наилучшим образом служит интересам всех членов общества. Когда предприниматели заключают между собой соглашения о назначении цен или разделе рынков, потребители только проигрывают от такой конкуренции. В результате цены искусственно завышаются, и потребители вынуждены платить больше за те же товары. Это наносит вред экономике в целом, так как уровень цен на товары и услуги определяет предложение и наиболее эффективный способ производства.

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции и ограничение деятельности монополий является одной из важнейших функций государства.

Первый вопрос, который возникает при принятии мер, направленных на демонополизацию рынков, – это вопрос о самом факте монополизации.

Законодательство некоторых стран исходит из того, что рынок монополизирован, если на долю одного продавца приходится 33% всего объема продаж на конкретном рынке, на долю трех – 50%, на долю пяти – 66,6% рыночного оборота. Считается, что рынок конкурентен, если на нем фигурирует не менее 10 продавцов.

Государство в борьбе с монополиями использует меры экономического и административного характера. Экономические меры поддержки конкуренции и борьбы с монополией – это набор инструментов, при помощи которых ограничиваются возможности реализации монопольной власти продавцов.

Среди этих инструментов выделяют прямые и косвенные. К прямым методам ограничения власти монополий относится установление «потолка цен» – верхнего и нижнего уровня цен на продукцию; предельного темпа роста цен; предельного уровня нормы прибыли [4].

К косвенным методам антимонопольной политики можно отнести все виды государственной деятельности, направленной на развитие конкуренции:

-              поощрение создания товаров-заменителей;

-              поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса (налоговые льготы, предоставление субсидий, кредитов);

-              предоставление государственных заказов предприятиям среднего и малого бизнеса;

-              открытие внешнеторговых границ (свободная международная торговля усиливает конкуренцию на внутреннем рынке);

-              привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;

-              финансирование мероприятий по расширению выпуска дефицитных товаров в целях устранения доминирующего положения отдельных хозяйствующих субъектов.

Административные меры, направленные на демонополизацию рынков и предотвращение «накопления» фирмами монопольной власти, опираются на соответствующее антимонопольное (антитрестовское) законодательство.

Обычно законодательные меры предполагают: запрещение тайных сговоров, направленных на поддержание монопольных цен, раздел рынков; запрещение поглощений, слияний фирм, которые ведут к установлению контроля над предложением; принудительную демонополизацию (дробление фирм-монополий).

Наиболее разработанным принято считать антимонопольное законодательство США, имеющее наиболее давнюю историю. Первый антитрестовский закон (закон Шермана) был принят США в 1890 г. Он признавал незаконным и уголовно наказуемым монополизацию торговли, захват контроля над той или иной отраслью, сговор о ценах. С тех пор в США было принято множество законов, ограничивающих власть монополий, на основании которых ежегодно в судах рассматриваются десятки дел по обвинению тех или иных компаний в монополизации рынков.

Соответствующее законодательство существует и в других странах, однако следует отметить, что, например, западноевропейское антимонопольное законодательство более либерально, чем американское.


2 Развитие монополизма и его социально-экономические последствия в России

 

2.1 Историческое и современное развитие монополизма в Российской Федерации

 

Появление монополий в России было своеобразным. Первые монополии образовались в 80-х годах 19 века (Союз рельсовых фабрикантов и др.). Своеобразие развития заключалось в непосредственном вмешательстве государственных органов в создание и деятельность монополий в отраслях, обеспечивавших нужды государственного хозяйства, или имевших особое значение в его системе (металлургия, транспорт, машиностроение, нефтяная и сахарная промышленность). Это привело к раннему возникновению государственно-монополистических тенденций. В 80-90 годах действовало не менее 50 различных союзов и соглашений в промышленности и на водном транспорте. Монополистическая концентрация происходила и в банковском деле. Ускоряющее воздействие на процесс монополизации оказал иностранный капитал. До начала 20 века роль монополий в экономике была не велика. Решающее воздействие на их развитие оказал экономический кризис 1900-1903 г.г. Монополии постепенно охватывали важнейшие отрасли промышленности и чаще всего образовывались в виде картелей и синдикатов, в которых был монополизирован сбыт при сохранении их участниками производственной и финансовой самостоятельности.

Отсутствие законодательных и административных норм, регулирующих порядок оформления и деятельности монополий, делало возможным использование против них государством законодательства формально запрещавшего деятельность монополий. Это привело к распространению официально не регистрируемых монополий, часть которых, однако, действовала с согласия и при прямой поддержке правительства. Нелегальное положение создавало неудобства (ограничение коммерческой и юридической деятельности) и поэтому они стремились к правовой легализации, используя разрешенные формы промышленных объединений. Многие крупные синдикаты по форме были акционерными предприятиями, действительные цели и деятельность которых определялись особыми негласными контрагентскими договорами. Нередко одни и те же предприятия участвовали одновременно в нескольких соглашениях. В период промышленного подъема (1910-14г.г.) происходил дальнейший рост монополий. Число торговых и промышленных картелей и синдикатов составило 150-200. Несколько десятков их было на транспорте. В банковские монополии превратились многие крупнейшие банки, проникновение которых в промышленность, наряду с процессами концентрации и комбинирования производства, способствовало укреплению и развитию трестов, концернов и т.п. (Русская нефтяная генеральная корпорация, «Треугольник», «Коломна-Сормово», «Россуд-Новаль», военнопромышленная группа Русско-Азиатского банка и др.). Уровень концентрации сбыта и производства монополий был очень неравномерен. В одних отраслях народного хозяйства (металлургия, транспорт, машиностроение, нефте- и угледобыча, сахарное производство) монополии концентрировали основную часть производства и сбыта и почти безраздельно господствовали на рынке, в других (металлообработка, легкая и пищевая промышленность) - уровень монополизации был невысок.

В годы первой мировой войны 1914-18 г.г. в России прекратилась деятельность ряда локальных монополий, но в целом война увеличила число монополий и их мощь. Возникли крупнейшие концерны Второва, Путилова-Стахеева, Батолина, бр.Рябушинских. Особенно развивались монополии связанные с военным производством. Российский монополистический капитализм существовал на основе сращивания монополий с государственными органами (металлургический комбинат, Джутовый синдикат и др.), а также в форме «принудительных объединений» по инициативе и при участии правительства (организации Ванкова, Ипатьева, Киевская организация производства колючей проволоки и др.). Монополии были ликвидированы в результате октябрьской революции в ходе национализации промышленности и банков. Советское государство частично использовало учетные и распределительные органы монополий при создании органов управления народным хозяйством.

В ходе перестройки 1985-1991 гг. вопросы антимонопольной политики и механизмов регулирования конкурентных отношений так и не вошли в число приоритетных направлений экономических реформ. Однако именно монополизм является одним из ведущих звеньев механизма торможения реформ, препятствием на пути достижения позитивных результатов проводимых мер.

При переходе России к рынку вновь возникли монополии и проблемы связанные с ними. В конце 1998 года и в 1999 году власти успешно применили регулирование цен естественных монополистов (железнодорожного транспорта, электроэнергетики, газовой промышленности) как экономический рычаг, в результате чего до начала 2000 года темп роста цен на продукцию естественных монополий был примерно в 1,7 раза ниже среднего темпа роста цен в экономике [8]. Вследствие этой меры удалось замедлить темпы инфляции и придать дополнительный импульс производственному росту в экономике, потому что в тот период у многих российских фирм удельные затраты на транспорт и энергию фактически снизились.

В российской промышленности, в данный момент, существуют четыре тысячи предприятий – монополистов и их продукция составляет 7% от общего числа. Из них естественных монополий – 500. Классическим примером естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные под отрасли связи, а на региональном уровне – коммунальные услуги, включая теплоснабжение, канализацию, водоснабжение и т.д.; такие отрасли либо регулируются, либо они находятся в государственной собственности.

Три главных естественных монополиста России:

-              РАО «ЕЭС» (производство электроэнергии, услуги по передаче электроэнергии по высоковольтным линиям передач);

-              ГАЗПРОМ (транспортировка газа по трубопроводам, реализация природного газа);

-              МПС (железнодорожные перевозки).

Особое место в проблеме демонополизации экономики принадлежит вопросу о реформировании естественных монополий национального значения: РАО «ЕЭС», Газпром и МПС. Общая концепция реформ – отделение монопольных видов деятельности от потенциально конкурентных, изменение ценовой и тарифной политики предприятий-монополистов.

В настоящее время российские предприятия, от мелких фирм до крупных компаний, испытывают сильное давление со стороны конкурентов. Исключение составляют рынки с монополией одного продавца или олигополией, т.е. случаем разделения рынка между немногочисленной группой продавцов.

В условиях современной российской экономики монопольная рыночная власть реализуется прежде всего за счет раздувания издержек, а не получения дополнительной прибыли, о чем свидетельствует превышение индекса затрат на оплату труда и прочих затрат на производство над индексом инфляции. Помимо ценовых злоупотреблений в российской экономике наблюдаются примеры дискриминирующего поведения по отношению к конкурентам.

Итак, либерализация российской экономики была предпринята без сколько-нибудь существенной трансформации экономических основ монопольных структур, при отсутствии налаженной системы антимонопольного регулирования и контроля. Либерализация цен и внешней торговли сняла административные ограничения с монополий, но не смогла обеспечить адекватную развернутую систему антимонопольной защиты рынка, так как не были предусмотрены соответствующие меры по проведению конкурентной политики. Оказалось, что для возникновения конкуренции недостаточно введения свободных цен и формального разгосударствления производства и управления.

Поведение большинства производителей-монополистов в ходе либерализации цен сводилось к их взвинчиванию, что при снижении объемов производства позволяло им добиваться роста прибыли. Более того, в условиях продолжающихся кризиса и роста инфляции российские монополисты находят новые способы для извлечения монопольно высоких прибылей, используя кризис неплатежей. Следует отметить, что подобные действия не находят должного отклика антимонопольных органов.

2.2 Антимонопольная политика и ее эффективность в России

 

Демонополизация российской экономики является одной из важнейших задач реформирования рынку. Все мероприятия, осуществляемые в целях развития конкуренции (приватизация и создание равноправных субъектов рыночных отношений, свобода торговли, ценообразования, развитие рыночной инфраструктуры и т.п.), экономически способствуют демонополизации.

Информация о работе Экономическая теория