Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 19:59, курсовая работа
Для защиты своих прав работники и работодатели могут создавать специальные органы, представляющие их интересы. Такие органы могут быть сторонами правовых отношений лишь в случаях, строго определенных законодательством. Конституция Российской Федерации закрепляет право каждого на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов. Представителями работников чаще всего являются профессиональные союзы. Право на объединение в профсоюзы одно из важнейших в цивилизованном обществе, а его реализация является показателем демократического общества.
Введение …………………………………………………………………………………..3
Глава 1. Краткая история профсоюзного движения. ……………………………. 5
Глава 2. Заключение коллективных договоров………………………………….…..8
2.1 Процедура заключения коллективных договоров………………………………8
2.2 Трудовое соглашение…………………………….………………………………….9
2.2.1 Статус профсоюза и прерогативы администрации…………………………..9
2.2.2 Размер заработной платы и продолжительность рабочего дня…………...10
2.2.3 Трудовой стаж и гарантии занятости……………………………………….…..11
2.2.4 Процедура урегулирования трудовых споров………………………………...12
Глава 3. Отраслевые тарифные соглашения………………………………………..13
3.1 Нынешняя ситуация и предлагаемые изменения………………………………13
3.2 Содержание отраслевых тарифных соглашений……………………………….14
Глава 4. Влияние профсоюзов на экономику…………………………………………18
4.1 Преимущества в зарплате для членов профсоюза……………………………..18
4.2 Эффективность и производительность…………………………………………...20
4.2.1. Отрицательное воздействие……………………………………………………..20
4.2.2. Положительное воздействие ……………………………………………………21
4.3 Профсоюзы и инфляция……………………………………………………………..23
Заключение………………………………………………………………………………….26
Список литературы…………………………………………
- степень признания и статус профсоюза, а также прерогативы администрации;
- размер зарплаты и продолжительность рабочего дня;
- трудовой стаж и гарантия занятости;
- процедура урегулирования трудовых споров.
2. 2. 1. Статус профсоюза и
Профсоюзы пользуются разной степенью признания со стороны администрации. Порядок предпочтений с точки зрения профсоюзов таков:
- предприятие, принимающее на работу только членов профсоюза;
- предприятие, на котором все работающие должны в течение определенного срока вступить в профсоюзы;
- предприятие, на котором могут работать не только члены профсоюза;
До того как предприятия, принимающие на работу только членов профсоюза, были запрещены, они обеспечивали наибольшие гарантии профсоюзу. Еще перед поступлением на такое предприятие рабочий должен был стать членом профсоюза. А статус предприятия, на котором все работающие должны быть членами профсоюза, предоставляет предпринимателю право нанимать не членов профсоюза с условием, что в течение определенного периода, они вступят в профсоюз или уйдут с работы. Существуют предприятия, где нанимают как членов, так и не членов профсоюза. Не члены профсоюза не обязаны в него вступать; они могут работать в течение неопределенного периода времени, оставаясь вне профсоюза. Наконец, следует упомянуть предприятия, не принимающие на работу членов профсоюза. На таких предприятиях вообще нет профсоюзов, и наниматель сознательно старается нанимать рабочих, которые менее всего склонны организовывать профсоюз или вступать в него. Другой стороной медали в вопросе статуса профсоюза является проблема прерогатив администрации. Многие руководители предприятий боятся, что расширение сферы действия коллективных договоров со временем может достичь такой точки, когда некоторые фундаментальные управленческие решения будут приниматься совместно рабочими и администрацией. Предприниматели полагают, что это "свяжет им руки" до такой степени, что подвергнет опасности эффективное функционирование предприятия. В вязи с этим по настоянию администрации некоторые соглашения между ею и рабочими содержат статьи, в которых указ о том, что определенные решения принимаются исключительно администрацией. Прерогативы администрации обычно охватывают такие проблемы, как размер и месторасположение предприятий, номенклатура товаров, виды оборудования и материалов, используемых в производстве, и производственные календарные планы. Часто исключительно администрация решает вопросы найма, перевода на другую работу, дисциплины, увольнения и повышения в должности, но такие решения принимаются в соответствии с общим принципом трудового стажа, а профсоюз может их оспаривать, используя процедуру урегулирования трудовых споров.
2. 2. 2. Размер заработной платы и продолжительность рабочего дня
Основным пунктом любого трудового договора является размер заработной платы и продолжительность рабочего дня. На переговорах по поводу заработной платы и рабочие, и администрация проявляют прагматизм и склонность к соглашательству. Рабочие, требуя повышения зарплаты — а администрация, сопротивляясь этому, — чаще всего отталкиваются от следующих критериев или "отправных точек";
- "какую зарплату получают другие";
- возможность платить;
- стоимость жизни;
- производительность.
Если основные ставки в
данной фирме ниже, чем в других
подобных фирмах, профсоюз может
настаивать на повышении
2. 2. 3. Трудовой стаж и гарантии занятости
Отсутствие гарантий занятости
в капиталистической экономике,
а также страх перед
2. 2. 4. Процедура урегулирования трудовых споров.
Трудно себе представить, что даже в самом детально разработанном и исчерпывающем трудовом соглашении можно предусмотреть все проблемы, которые возникают на протяжении срока его действия. Что произойдет, если рабочие, придя на работу в понедельник утром, обнаружат, что по какой-то причине, например из-за технических неполадок, завод закрыт? Следует ли им выдать "символическую" зарплату, скажем, за два или четыре часа работы? Или разногласия между администрацией и профсоюзом могут возникнуть по поводу того, соответствует ли открывшейся вакансии рабочий, имеющий самый большой трудовой стаж и претендующий на повышение в должности. Разногласия в подобных случаях нельзя предусмотреть даже в самом детализированном коллективном договоре, поэтому их следует разрешать, используя процедуру урегулирования трудовых споров. Практически во всех коллективных договорах предусматривается определенная процедура для урегулирования споров, возникающих на протяжении срока действия данного договора.
Глава 3. Отраслевые тарифные соглашения (ОТС).
3. 1. Нынешняя ситуация и
Заключаемые в России с начала 90-х годов отраслевые тарифные соглашения (ОТС) представляют собой одну из социальных инноваций, введенных в директивном порядке властями. Вместе с тем, эти соглашения несут на себе отпечаток централизованной системы управления экономикой, в соответствии с которой строилась и организационная структура профсоюзов (профсоюзы как бы "пристраивались" тогда к отраслевым министерствам и были их основными партнерами в сфере труда). По поводу содержания ОТС и порядка их заключения ряд критических суждений и предложений был высказан российскими исследователями, а также отделом социально-трудовых отношений ФНПР. ОТС охватывают, как правило, чрезмерно большое количество отраслей и подотраслей экономики, т. е. множество предприятий, расположенных на всей огромной территории России (характерные примеры - соглашения по машиностроительному комплексу, а также соглашение по текстильной, легкой, включающей швейную, кожевенную и обувную подотросли, и фарфорово-фаянсовой промышленности). ОТС недостает конкретности в том, что касается обязательств работодателей по части оплаты труда, обеспечения благоприятной производственной среды и т. п. Лишь 1/4 ОТС заключается профсоюзами с ассоциациями работодателей; в 3 случаях из 4 одним из партнеров или единственным партнером профсоюза является министерство или ведомство.
Заключаемые ныне в России генеральные, отраслевые, региональные соглашения между профсоюзами и ассоциациями работодателей и государственными ведомствами и колдоговоры на предприятиях не образуют единую систему колдоговорного регулирования трудовых отношений. Непомерно велико количество предприятий, особенно средних и малых, работников которые фактически находятся вне колдоговорного регулирования трудовых отношений. Представляется целесообразной определенная корректировка существующего ныне в России порядка регулирования трудовых отношений. В России, стране с огромной территорией, в отраслях экономики, прежде всего в реальном секторе, существующие ОТС следует дополнить региональными отраслевыми тарифными соглашениями. Тематика общенациональных и региональных отраслевых тарифных соглашений будет различаться. Стратегические проблемы (цена рабочей силы, демократизация трудовых отношений и развитие человеческих ресурсов) станут предметом переговоров на федеральном уровне. В региональных отраслевых тарифных соглашениях (в некоторых случаях при высокой концентрации предприятий данной отрасли может быть целесообразно заключение городских соглашений) должна найти отражение вопросы оплаты труда, регулирования рабочего времени, обеспечения благоприятной производственной среды и т. п. Незавершенность процесса преобразования трудовых отношений в России вызвана тем, что до сих пор не произошло должное разделение функций между главными действующими в этой сфере социальными силами, а именно государством, профсоюзами и работодателями. Государство должно создать на национальном и региональном уровнях адекватную юридическую и институциональную основу социального диалога, то есть выполнять регулирующую функцию (следует подчеркнуть, что в условиях России такое регулирование будет эффективным лишь при тесном взаимодействии Минтруда и региональных властей). Профсоюзы призваны, действуя в рамках закона, выступать в качестве инициатора коллективных переговоров, направленных на улучшение положения трудящихся и на поддержание равновесия между интересами трудящихся и предприятий. Система современных трудовых отношений, существующая в странах Европейского Союза и создаваемая ныне в России, четко устанавливает обязанности профсоюзов, работодателей и государства и гарантирует каждой из трех сторон то, что для нее является самым важным: трудящимся достойную зарплату, работодателям трудовые ресурсы, государству социальный мир.
3. 2. Содержание отраслевых
В состав рассматриваемых вопросов при заключении ОТС входят: сфера действия, оплата труда, рабочее время, режимы труда и отдыха, освобождение от работы с сохранением заработной платы, охрана производственной и окружающей среды, предупреждение травматизма, развитие в отраслях диалога социальных партнеров, занятость, разрешение трудовых споров.
Сфера действия.
Перечень предприятий данного профиля,
которые участвуют в соглашении; категории
работников, на которых распространяется
соглашение (рабочие, служащие, ученики,
работающие по срочным трудовым соглашениям
и т. д. ); границы действия соглашения (оно
может распространяться на несколько
субъектов РФ, иными словами, при заключении
колдоговоров разделение на регионы может
не совпадать с принятым административно-
Оплата труда.
- Система оплаты (сдельная, повременная) в различных отделах и цехах предприятий. Межразрядные коэффициенты отраслевой тарифной сетки по отношению к тарифной ставке 1-го разряда должны быть увеличены.
- Доплата за сверхурочную работу: за первые 3 часа; за последующие часы (до установленного законом предела).
- Доплата за работу в ночное время: при постоянной работе в 3-ю смену; при замене другого работника.
- Доплата за работу в воскресные и нерабочие (праздничные) дни: по воскресеньям; по праздникам.
- Не допускается уход работников в неоплачиваемый отпуск на срок более 1 месяца. Коллективные договоры на предприятиях могут предусматривать более высокие премии, доплаты и расценки, чем региональные ОТС.
Рабочее время, режимы труда и отдыха.
Отличия от федерального отраслевого соглашения, если о таковых достигнута договоренность в данном регионе.
Основания для сокращения продолжительности рабочего времени (обычно недельного): вследствие производственной необходимости; с целью избежать увольнения сотрудников (в подобных случаях работодатель консультируется с профсоюзом) о сокращении заработной платы сотрудников предприятия).
Важнейшими факторами успеха и конкурентоспособности предприятий, является рост производительности труда, которое достигается как с помощью новейшего оборудования, так и путем улучшения организации труда, в частности с помощью гибкого режима работы (суть дела в том, чтобы новое оборудование работало дольше, но при этом соблюдалась установленная законам продолжительность рабочей недели). По этим вопросам на отдельных предприятиях профсоюзы и менеджеры заключают соглашения, выгодные обеим сторонам, этот опыт следует оперативно распространять в масштабе региона, в первую очередь на предприятиях той же отрасли.
Освобождение от работы (с сохранением заработной платы). В этом разделе перечисляются те события в личной жизни работников, которые являются основанием для невыхода на работу в течение 1-2 дней (вступление в брак, участие в бракосочетании брата или сестры, рождение ребенка, участие в похоронах близкого родственника, переезд на другую квартиру, празднование юбилея и др. ) Избранным на профсоюзные посты предоставляется оплачиваемое время для выполнения их обязанностей. Для общественной деятельности - кроме профсоюзной - работникам предоставляется освобождение от работы без выплаты зарплаты.
Охрана производственной и окружающей среды, предупреждение травматизма. В этой области отраслевые профсоюзы и объединения работодателей взаимодействуют с региональной инспекцией по безопасности труда.
Развитие в отраслях диалога социальных партнеров.
Чтобы обеспечить в отраслях на региональном уровне развитие социального диалога в период между подписанием тарифных соглашений целесообразно создавать паритетные наблюдательные комитеты (советы) из представителей работодателей и трудящихся, которые будут рассматривать на основе информации, предоставляемой предприятиями и местными органами власти, тенденции на рынке труда (в частности, спрос на различные профессии) имеющиеся возможности в сфере профессионального обучения и трудоустройства.
Занятость.
Работодатели (через свою региональную организацию) информируют профсоюзы и администрацию о намеченном на ближайший период высвобождении рабочей силы и имеющихся вакансиях. Предприятия выделяют ежегодно на профессиональное обучение и переобучение 2-2, 5% фонда оплаты труда. Профсоюзы (через свою региональную организацию) обеспечивают бесплатную юридическую помощь и консультирование профкомов и трудящихся по всем проблемам занятости (в т. ч. увольнения и прием на работу).
Разрешение трудовых споров.
Специальный раздел, содержащий подробное описание процедуры урегулирования трудовых споров, которые могут возникнуть между сторонами, заключившими соглашение.
Глава 4. Влияние профсоюзов на экономику
Для того чтобы выяснить положительным
или отрицательным является влияние
профсоюзов на экономику, надо рассмотреть
несколько проблем. Во-первых, влияют
ли профсоюзы на повышение зарплаты?
Во-вторых, повышают или снижают
экономическую эффективность? В-третьих,
способствуют ли они инфляции?
4. 1. Преимущества в зарплате для членов
профсоюза
На самом ли деле, повысились ставки заработной платы благодаря профсоюзам? С первого взгляда этот вопрос выглядит наивным, и на него, безусловно, следует ответить положительно. Несмотря "уступки" рабочих автомобильной и сталелитейной промышленности, служащих других отраслей в начале 80-х годов, отдельные профсоюзы успешно добились существенного повышения заработной платы. Средняя заработная плата членов профсоюзов выше, чем зарплата не объединенных в профсоюзы рабочих. Сущность вопроса заключается не только в том, успешно ли добиваются профсоюзы повышения заработной платы, а скорее в другом — это повышение больше, меньше или примерно равно той сумме, которую обеспечила бы трудно уловимая, незаметная работа рынка? Так же можно задать законный вопрос: является ли тот факт, что рабочие, объединенные в профсоюзы, получают более высокую зарплату, чем не организованные в профсоюзы рабочие, результатом этого объединения? Или, напротив, повышение зарплаты, которое ставят в заслугу профсоюзам, объясняется воздействием благоприятных рыночных сил? Несмотря на эти вопросы, практические исследования вполне однозначно показывают, что профсоюзы действительно повышают зарплату своих членов относительно зарплаты не членов профсоюза, хотя размер этой надбавки к зарплате, различен в зависимости от профессии, отрасли промышленности, расовой принадлежности и пола. Существуют также свидетельства того, что надбавка к зарплате членов профсоюза возросла в 1970-х годах. Ранние исследования показывают, что в период между 1923 и 1958 г. средняя разница в зарплате членов и не членов профсоюза составляла примерно 15—20%; в более поздних работах указывается, что в 1970-х годах эта разница увеличилась до 20—30%г. Это средние цифры и они существенно изменяются в зависимости от профессии и отрасли промышленности. Более того, замораживание и уменьшение зарплаты ("уступки в зарплате"), которые затронули членов профсоюза в начале и середине 1980-х годов, вероятнее всего значительно уменьшили 20—30%-ную надбавку к их зарплате. Специалисты в области экономики труда полагают, что к концу 1980-х годов размер надбавки к зарплате членов профсоюза, скорее всего, возвратится к уровню 10—15%. Эти оценки преимуществ в зарплате, которые имеют члены профсоюза, вероятно, занижены, поскольку последние получают гораздо больше дополнительных выплат, чем не принадлежащие к профсоюзу рабочие. В тех случаях, когда такими дополнительными выплатами пользуются как члены, так и не члены профсоюза, первые получают пособия большего размера. Поэтому преимущества в заработке (заработная плата плюс дополнительные выплаты) членов профсоюза в целом больше, чем вышеупомянутые 10—15%. Профсоюзы формально принимали участие в установлении размеров оплаты труда. Формально - в том смысле, что каждый документ по оплате труда как в Центре, так и на месте подписывался профсоюзами. Но профсоюзы только подписывали, решало государство. Приведем только два примера. Первый пример общего плана. В 198б году была осуществлена очередная реформа оплаты труда, по которой увеличение размеров тарифных ставок и окладов происходило одновременно со снижением разрядов должностей, т. е. фактической прибавки трудящиеся не получили (больше ставка, но ниже разряд). Все документы по реформе, направленной явно не в пользу работников, были тем не менее подписаны профсоюзами и вызвали недовольство трудящихся. Второй пример конкретный. Согласно закону пересмотр нормы выработки требовал в каждом конкретном случае согласия профсоюзного комитета. И не было случаев, чтобы профком отказал в подобном пересмотре, хотя повышение нормы влекло за собой снижение зарплаты рабочего. Более того, планы пересмотра норм включались в коллективные договоры. Все экономисты также признают, что профсоюзы не оказывают никакого или оказывают очень несущественное влияние на средний уровень реальной зарплаты всех трудящихся — как членов, так и не членов профсоюза. Установление более высокой зарплаты членам профсоюза может привести к тому, что спрос нанимателей на рабочую силу сократится, и они наймут меньше рабочих. Оставшиеся незанятыми работники будут искать работу на рынке не организованной в профсоюзы рабочей силы. В результате предложение рабочей силы увеличится и приведет к снижению заработной платы на рынке не объединенных в профсоюзы рабочих. Чистый результат сведется к тому, что средний уровень заработной платы не изменится. Тесная связь между производительностью и средним уровнем реальной заработной платы справедливо предполагает, что профсоюзы действительно имеют мало возможностей поднять реальную зарплату трудящихся в целом. определенные группы рабочих (члены профсоюза) получают относительно более высокую заработную плату, если в то же время другие рабочие (не члены профсоюза) получают более низкую реальную зарплату.
Информация о работе Экономическая роль профсоюзов: мировой и российский опыт