Экономическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая11.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

За нарушение  Антимонопольного законодательства предусмотрена  гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение Антимонопольного законодательства на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 УК. Особым разделом Антимонопольного законодательства является законодательство о естественных монополиях.

Экономические меры поддержания конкуренции и  борьбы с монополией:

  1. Поощрение создания товаров – заменителей;
  2. Поддержка новых фирм, среднего и малого бизнеса;
  3. Привлечение иностранных инвестиций, учреждение совместных предприятий, зон свободной торговли;
  4. Финансирование мероприятий по расширению товаров в целях

устранения  доминирующего положения отдельных  хозяйствующих 

субъектов.

В конце 1991г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).

Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.

По решению  Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.

В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:

 

Рис. 3. Формы государственного регулирования

Обычно государство  прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.

В современных  условиях главными функциями государства  становятся организация экономического, правового и социально – политического  пространства для рыночного хозяйства, создание равных условий для всех форм предпринимательства.

Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:

    1. повышению качества жизни;
    2. защите окружающей среды и др.

Таким образом, Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.

Говоря о  негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти  два явления связаны между  собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Проблема ограничения  или даже устранения конкуренции  вызывает беспокойство. Главная роль в решении данной проблемы отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

 

Выводы и предложения

Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:

Конкуренция - экономическое  соперничество между производителями товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. Также конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, и которые не могут управляться организацией.

При противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительными моментами являются:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкуренция вводит новые формы управления.

К отрицательным моментам относятся:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство. Главная роль в решении данной проблемы отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

Говоря о  негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция  – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих  субъектов.

 

Список  использованной литературы

I. Нормативно-правовые материалы:

  1. Конституция РФ / Федеральный конституционный закон РФ от 12 декабря 1993 г. // Российская газета. – 2006. - 15 декабря.
  2. Бюджетный кодекс РФ / Федеральный закон РФ от 31 июля 1998 г. // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - №31. - Ст. 2338.
  3. Гражданский Кодекс РФ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2006. - №14. - Ст. 1348.
  4. Федеральный закон от 26 июля 2006 г. N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (с изменениями от 1 декабря 2007 г.) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2008. - №10.

II. Специальная литература:

5. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П.Челенков. - М., 2000. – С. 314.

6. Бобров, Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. - 2008. - №5. - С.24-28.

7. Борисов, И. Р. Экономическая теория: Учебник / М. И. Баканов, Борисов. И. Р. - 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы, 2008. – С. 345.

8. Васьковский, А. С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. - М., 2006. – С. 110.

9. Воронов,  А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. - 2007. - № 5. - С.16-24.

10. Глазьев, С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. экон. журнал. - 2007. - № 1-2. - С.4-26.

11. Гордеев, В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 1 – С. 12-14.

12. Городецкий, А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. А.Городецкий, Ю.Павленко,

 А.Френкель // Вопр. экономики. - 2000. - № 11. – С. 4-8.

13. Завьялов, П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развития рынка // Маркетинг. -2007. - № 5. – С. 10-11.

14. Ковалев, В. В. Финансы предприятий / В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика , 2008. – С. 200.

15. Кондрашева, Т. К. Конкурентная политика и структурная перестройка российской экономики в условиях формирования "новой экономики" // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. - 2008. - № 6. - С.22-41.

16. Коновалов, В. В. Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха / В.В.Коновалов, И. В. Цомаева // ЭКО. - 2008. - № 6. – С.14-15.

17. Кузнецова, Е. И. Конкурентная среда как фактор стратегии развития России // Экономика и матем. методы. - 2008. – С. 176.

18. Осмоловский, В. В. Экономическая теория: Учебник / Л.И.Кравченко, Н.А.Русак; Под общей ред. В. В. Осмоловского. - Мн.: Новое знание, 2006. – С. 430.

19. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина бизнес букс, 2006. – С. 132.

20. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2007. – С. 198.


Информация о работе Экономическая конкуренция