Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………
За нарушение Антимонопольного законодательства предусмотрена гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность. В самом Законе о конкуренции установлена система административных штрафов, налагаемых за нарушение Антимонопольного законодательства на должностных лиц исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления, коммерческие и некоммерческие организации и их руководителей, индивидуальных предпринимателей. Уголовная ответственность за монополистические действия и ограничение конкуренции предусмотрена в ст. 178 УК. Особым разделом Антимонопольного законодательства является законодательство о естественных монополиях.
Экономические меры поддержания конкуренции и борьбы с монополией:
устранения
доминирующего положения
субъектов.
В конце 1991г. в России принят Закон «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», который определяет организационные и правовые основы предупреждения, ограничения и пересечения монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции и направлен на обеспечение условий для создания и эффективного функционирования товарных рынков. В целях проведения государственной политики по ограничению монополистической деятельности создан Государственный комитет по антимонопольной политике (Антимонопольный комитет).
Антимонопольная политика - это комплекс государственных мер направленных против мобилизации производства и на развитие конкуренции среди товаропроизводителей.
По решению Антимонопольного комитета доля хозяйствующего субъекта может быть ограничена до 35% объема продаж на соответствующем рынке.
В странах со смешанной экономикой можно выделить четыре основные формы государственного регулирования:
Рис. 3. Формы государственного регулирования
Обычно государство прибегает к ценовому контролю, устанавливая или конкретные значения цен, или их предельные уровни для предприятий – монополистов. Нередко государство для таких субъектов определяет территорию деятельности, контролирует качество продукции. Степень ограничений еще зависти от того, является ли естественный монополист частной или государственной структурой.
В современных
условиях главными функциями государства
становятся организация экономического,
правового и социально –
Основное внимание уделяется качественным параметрам экономического развития:
Таким образом, Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство. Главная роль в решении данной проблемы отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Выводы и предложения
Подводя итоги, можно сделать следующие выводы:
Конкуренция - экономическое
соперничество между производит
При противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
Как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительными моментами являются:
К отрицательным моментам относятся:
Проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство. Главная роль в решении данной проблемы отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.
Говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.
В целом же, конкуренция несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.
Антимонопольное законодательство закрепляет основополагающие правила деятельности на рынке хозяйствующих субъектов.
Список использованной литературы
I. Нормативно-правовые материалы:
II. Специальная литература:
5. Азоев, Г. Л. Конкурентные преимущества фирмы / Г. Л. Азоев, А. П.Челенков. - М., 2000. – С. 314.
6. Бобров, Н. Конкурентная борьба // Маркетинг. - 2008. - №5. - С.24-28.
7. Борисов, И. Р. Экономическая теория: Учебник / М. И. Баканов, Борисов. И. Р. - 4-е изд., доп. и перераб.- М.: Финансы, 2008. – С. 345.
8. Васьковский, А. С. Роль конкуренции в становлении рыночной экономики. - М., 2006. – С. 110.
9. Воронов, А. Конкуренция в XXI веке // Маркетинг. - 2007. - № 5. - С.16-24.
10. Глазьев, С. Перспективы развития российской экономики в условиях глобальной конкуренции // Рос. экон. журнал. - 2007. - № 1-2. - С.4-26.
11. Гордеев, В. Две тенденции в эволюции конкуренции // Мировая экономика и междунар. отношения. - 2007. - № 1 – С. 12-14.
12. Городецкий, А. Демонополизация и развитие конкуренции в российской экономике. А.Городецкий, Ю.Павленко,
А.Френкель // Вопр. экономики. - 2000. - № 11. – С. 4-8.
13. Завьялов, П. Конкуренция - неотъемлемое свойство развития рынка // Маркетинг. -2007. - № 5. – С. 10-11.
14. Ковалев, В. В. Финансы предприятий / В. В. Ковалев. - М.: Финансы и статистика , 2008. – С. 200.
15. Кондрашева, Т. К. Конкурентная политика и структурная перестройка российской экономики в условиях формирования "новой экономики" // Вестн. МГУ. Сер.6. Экономика. - 2008. - № 6. - С.22-41.
16. Коновалов, В. В. Развитие конкурентных преимуществ - основа успеха / В.В.Коновалов, И. В. Цомаева // ЭКО. - 2008. - № 6. – С.14-15.
17. Кузнецова, Е. И. Конкурентная среда как фактор стратегии развития России // Экономика и матем. методы. - 2008. – С. 176.
18. Осмоловский, В. В. Экономическая теория: Учебник / Л.И.Кравченко, Н.А.Русак; Под общей ред. В. В. Осмоловского. - Мн.: Новое знание, 2006. – С. 430.
19. Портер, М. Е. Конкурентная стратегия: Методика анализа отраслей и конкурентов: пер. с англ. - 2-е изд. - М.: Альпина бизнес букс, 2006. – С. 132.
20. Юданов, А. Ю. Конкуренция: теория и практика. - 3-е изд., испр. и доп. - М., 2007. – С. 198.