Экономическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая11.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Олигополия  характеризует экономическую ситуацию, при которой на рынке остается малое количество производителей – продавцов (от трех до десяти фирм). Крупнейшие из оставшихся получают возможность влиять на рыночную цену.

Характерная особенность  олигополистического рынка –  взаимосвязь фирм: любой из олигополистов  находится под существенным воздействием поведения остальных фирм и вынужден учитывать эту зависимость.

В условиях олигополии возможна как ценовая, так и неценовая  конкуренция. Но ценовые методы соперничества  обычно менее эффективны. Между предприятиями  существует тесная взаимозависимость. Если один из конкурентов снизил цены, то другие вынуждены адекватно отвечать, иначе обнаружится слишком большая потеря покупателей и прибыли. Сделав ответный ход, они одновременно сведут на нет усилия ценового лидера. Поэтому ценовые методы здесь могут принести лишь кратковременный эффект.

Чистая монополия  – это рынок, на котором один продавец противостоит множеству покупателей. Даже полное отсутствие конкурентов  внутри страны не исключает их наличия  за рубежом.

Монополия предполагает, что одна фирма является единственным производителем какой – либо продукции, не имеющей аналогов. Поэтому покупатели не имеют выбора и вынуждены приобретать данную продукцию у фирмы – монополиста.

Цель монополии  – получение сверхприбыли посредством контроля над ценой и объемом производства на монополизированном рынке.

Основные черты  чистой монополии:

1.Единственный продавец – производитель;

2.Товарная дифференциация отсутствует, отсутствие товаров-заменителей;

3.Продавец осуществляет практически полный контроль над ценами;

4.Очень трудные условия вхождения в отрасль новых предприятий. По сути дела, вход оказывается заблокированным условиями.

В результате концентрации производства могут возникнуть разные организационные формы монополии: картель, синдикат, трест, концерн, пул, холдинг.

Законными формами чистой монополии являются также патенты, авторские права, товарные знаки. Патент - документ, выдаваемый уполномоченным государственным органом, удостоверяющий авторство изобретения, а также  исключительное право патентообладателя на использование изобретения. Действует в течение установленного законом срока. Авторские права дают авторам произведений исключительные права продавать или тиражировать свои произведения. Товарные знаки – это символы, используемые предприятиями, зарегистрировав которые государство делает незаконным ее использование другими.

Таким образом, проблема ограничения или даже устранения конкуренции вызывает беспокойство. Главная роль в решении данной проблемы отводится государству, сам рынок, как показывает прошлый и современный опыт, недостаточно дееспособный в защите конкуренции.

 

2.2. Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве

   Конкуренция  является определяющим фактором  упорядочения цен, стимулом инновационных  процессов (внедрение в производство нововведений: новых идей, изобретений). Она способствует вытеснению из производства неэффективных предприятий, рациональному использованию ресурсов, предотвращает диктат производителей (монополистов) по отношению к потребителю.

   Конкуренцию можно условно разделить на добросовестную конкуренцию и недобросовестную конкуренцию.

Основными методами добросовестной конкуренции являются:

  1. Повышение  качества продукции;

  2. Снижение  цен ("война цен");

  3. Реклама;

  4. Развитие  до- и послепродажного обслуживания;

  5. Создание  новых товаров и услуг с  использованием достижений НТР  и т.д.

Одной из традиционных форм конкурентной борьбы, как уже  было сказано, является манипулирование  ценами, т.н. «война цен», используемая, в основном, для выталкивания с рынка более слабых соперников или проникновения на уже освоенный рынок.

Более эффективной  и более современной формой конкурентной борьбы является борьба за качество предлагаемого  на рынок товара. Поступление на рынок продукции более высокого качества или новой потребительной стоимости затрудняет ответные меры со стороны конкурента, т.к. «формирование» качества проходит длительный цикл, начинающийся с накопления экономической и научно-технической информации.

В настоящее  время получили очень большое развитие различного рода маркетинговые исследования, целью которых является изучения запросов потребителя, его отношения к тем или иным товарам, т.к. знание производителем подобного рода информации позволяет ему более точно представлять будущих покупателей его продукции, более точно представлять и прогнозировать ситуацию на рынке в результате его действий, уменьшать риск неудачи и т.д.

Большую роль играет до- и послепродажное обслуживание покупателя, т.к. необходимо постоянное присутствие производителей в сфере обслуживания потребителей. Предпродажное обслуживание включает в себя удовлетворение требований потребителей по условиям поставок: сокращение, регулярность, ритмичность поставок (например, комплектующих деталей и узлов). Послепродажное обслуживание- создание различных сервисных центров по обслуживанию купленной продукции, включая обеспечение запасными частями, ремонт и т.п.

В связи с  большим влиянием на общественность средств массовой информации, прессы реклама является важнейшим методом  ведения конкурентной борьбы, т.к. с помощью рекламы можно определенным образом формировать мнение потребителей о том или ином товаре, причем как в лучшую, так и в худшую стороны, в качестве доказательства можно привести следующий пример:

Но наряду с  методами добросовестной конкуренцией существуют и другие, менее законные методы ведения конкурентной борьбы.

Основными методами недобросовестной конкуренции являются:

    1. Экономический (промышленный шпионаж);

    2. Подделка продукции конкурентов;

    3. Подкуп и шантаж;

    4. Обман потребителей;

    5. Махинации с деловой отчетностью;

    6. Валютные махинации;

    7. Сокрытие дефектов и т.д.

К этому можно  также добавить и научно-технический  шпионаж, т.к. любая научно-техническая  разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

Часто термины  «промышленный» и «экономический»  шпионаж используют как синонимы. Но между ними существует определенная разница, т.к. в принципе промышленный шпионаж является частью экономического. Экономический шпионаж сверх промышленного охватывает и сферы, характеризуемые такими показателями, как:

  1. рыночная стоимость всей произведенной в обществе конечной продукции и услуг за год;
  2. сумма доходов предприятий, организаций и населения в материальном и нематериальном производстве и амортизационных отчислений), его распределение по отраслям экономики, процентные ставки, запасы природных ресурсов, возможные изменения в технической политике, проекты создания крупных государственных объектов - заводов, полигонов, магистралей и т.д.

Ответ на вопрос, почему экономический шпионаж интересуется вышеперечисленными показателями государства, заключается в том, что многие страны дают обобщенные данные, из которых трудно установить формирование доходов и расходов той или иной отрасли или всего государства. Особенно это относится к таким сферам, как финансирование различного рода научно-исследовательских работ в области ядерной физики и электронике, космической промышленности и др. То же относится и к содержанию различного рода спецслужб.

В принципе, в  наше время, любое правительство  хорошо развитой страны располагает  крупными денежными средствами, не контролируемыми парламентом. Эти суммы могут быть скрыты в различных статьях государственных расходов или не учтены в публикуемом государственном бюджете.

Основными объектами  внимания промышленного шпионажа являются патенты, чертежи, секреты производства, технологии, структура издержек; экономический шпионаж кроме промышленных секретов охватывает, и макроэкономические показатели и включает в себя разведку природных ресурсов, выявление промышленных запасов; в связи с развитием маркетинга большую ценность приобретает сбор информации о вкусах и доходах различных социальных групп общества. К этому можно также добавить и научно-технический шпионаж, т.к. любая научно-техническая разработка только тогда является источником прибыли, когда она находит применение в практике, т.е. когда научно-технические идеи воплощаются на производстве в виде конкретных товаров или новых технологий.

   Именно  промышленный шпионаж  так  сказать "создал" патент на  изобретение. Поскольку сохранить  секреты производства не удавалось,  изобретатель, потративший годы труда, мог и не получить никакого вознаграждения за свое изобретение, т.к. результатом изобретения часто пользовались совершенно посторонние, не имеющие ни какого отношения к изобретению люди. Предотвратить такую несправедливость должен был патент. [20, С.98].

Подводя итог  вышесказанному можно сделать вывод, что основной идей промышленного  шпионажа является сохранение своих  секретов и получение информации о секретах конкурента.

Как уже отмечалось, в настоящее время рынок совершенной конкуренции в чистом виде не встречается. Т.е. в реальной жизни приходится часто сталкиваться с тем, что некоторые субъекты рынка  оказывают влияние (подчас весьма чувствительное) на решения других. Это влияние принимает бесчисленные формы, некоторые из них можно объединить в следующие группы.

Ограничение свободы выбора. Рыночная экономическая система использует не только сугубо экономические рычаги воздействия на участников конкуренции. Поэтому существуют способы неэкономического давления на конкурентов, и соблазн использовать их всегда велик.

Также весьма типичным приемом ограничения свободы  выбора конкурентом является представление  «доказательств» того, что «это нужно  для общего блага» с последующим  инициированием государственных актов.

Демпинг (продажа ниже издержек). Говоря о конкуренции, нельзя не вспомнить о демпинге, т.е. вытеснение конкурента установлением цены ниже издержек с целью потом возместить все убытки. Смысл этого способа достаточно прозрачен, и он нашел отражение в  антимонопольной политике ряда стран.

Таким образом, говоря о негативных методах ведения конкурентной борьбы необходимо отметить, что все-таки пока есть конкуренция, будет существовать и промышленный шпионаж, т.е. эти два явления связаны между собой, нельзя, конечно, отрицать эффективность промышленного шпионажа, например он оказывает значительное влияние на развитие военно-промышленного комплекса. И все же, несмотря на эффективность промышленного шпионажа, он не может заменить развития ни в отраслевых, государственных и глобальных масштабах, не может заменить научно-исследовательские работы, открытия, т.к. если все время пользоваться чужим, похищенным, то при этом теряется некоторый собственный потенциал развития, что в итоге ведет к регрессу.

В целом же, конкуренция  несет меньше негативных моментов, чем положительных; конкуренция – значительно меньшее зло, чем монополия, злоупотребляющая своим положением в экономике.

 

2.3.Основные  направления и инструменты регулирования  конкуренции государством

Антимонопольное регулирование – это система  нормативных правовых актов, направленных на преодоление негативных сторон монополии, связанных с властью, позволяющих им подавлять сводную конкуренцию и  контролировать цены.

Методы антимонопольного регулирования:

1.Ограничение  монополизации рынка;

2. Постоянный государственный мониторинг;

3. Запрещение  установления монополистических  цен;

4. Сохранение  и поддержание конкуренции всех  цивилизованных фирм.

Антимонопольное законодательство – законодательно закрепленные основополагающие правила  деятельности на рынке участников хозяйственного оборота, органов государственной власти и управления.

Основные цели антимонопольного законодательства –  обеспечение благоприятных условий  и стимулов для развития конкуренции  в народном хозяйстве, снятие всех преград  на пути ее активизации на правовой основе, позволяющей исключить монополистические действия центральных органов власти и управления, диктат участников хозяйственного оборота, а также определение правового режима регулирования ответственности за монополистические действия и за нарушение правил честной добросовестной конкуренции [10, С.14].

Поскольку деятельность монополий носит антиобщественный характер, то защита свободной конкуренции  и ограничение деятельности монополий  являются одними из важнейших функций  государства.

К монополистическим  действиям органов власти и управления относятся принимаемые ими акты и действия, которые ограничивают самостоятельность хозяйствующих  субъектов, создают дискриминирующие или, напротив, благоприятствующие условия  для отдельных хозяйствующих субъектов. Запрещается: а)образование органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ и местного самоуправления с целью монополизации производства или реализации товаров; б) наделение названных органов полномочиями, осуществление которых имеет либо может иметь своим результатом ограничение конкуренции; в) совмещение функций указанных органов с функциями хозяйствующих субъектов; г) наделение последних функциями названных органов. Запрещаются и в установленном порядке признаются недействительными согласованные монополистические действия органов исполнительной власти РФ, субъектов РФ, муниципальных образований (между собой либо с хозяйствующим субъектом), когда они имеют либо могут иметь своим результатом ограничение конкуренции и (или) ущемление интересов хозяйствующих субъектов или граждан. Государственная политика по содействию развитию товарных рынков и конкуренции, предупреждению, ограничению и пресечению монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции проводится федеральным антимонопольным органом, положение о котором утверждается Президентом РФ. Федеральный антимонопольный орган осуществляет контроль за соблюдением антимонопольных требований при создании, реорганизации и ликвидации хозяйствующих субъектов и за приобретением акций (долей) с правом голоса в уставном капитале хозяйственных обществ, которое может привести к доминирующему положению на рынках РФ хозяйствующих субъектов либо к ограничению конкуренции.

Информация о работе Экономическая конкуренция