Экономическая конкуренция

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;

Содержание

Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………

Работа содержит 1 файл

Курсовая11.doc

— 163.00 Кб (Скачать)

Конкуренцию можно  разделить по трем признакам:

  1. По методам осуществления,
  2. По отраслевой принадлежности,
  3. По степени свободы.

По методам  осуществления конкуренцию можно  подразделить на ценовую и неценовую. Ценовая конкуренция предполагает продажу товаров по более низким ценам, чем у конкурентов. Снижение цены теоретически возможно либо за счет снижения издержек производства, либо за счет уменьшения прибыли. Неценовая конкуренция основана на предложении товаров более высокого качества, с большей надежностью и сроками службы, на использовании методов рекламы и других способов стимулирования сбыта.

По отраслевой принадлежности различают внутри- и  межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.

По степени  свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом [7, С. 240].

Таким образом, при противоборстве субъектов рынка  усиливается их социально-экономическое  расслоение. В конкуренции участвует  множество мелких собственников, которые  только начинают вести свою хозяйственную  деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

1.3.Преимущества  и недостатки экономической конкуренции

В своем воздействии  на политическую систему рынок многогранен  и противоречив, выполняет как  позитивную, так и негативную роль.

Позитивная  роль рыночного механизма.  Конкурентный рынок выполняет распределительную  и стимулирующую функции. Он способствует эффективному распределению ресурсов, направляет их в производство тех  товаров и услуг, в которых  общество более всего нуждается. Он стимулирует разработку и внедрение наиболее эффективных технологий производства, обеспечивая общество необходимыми товарами, созданными в наибольшем количестве из имеющихся ресурсов. Тем самым стихийно обеспечивается максимально возможная экономическая эффективность. Конкурентный рынок регулирует отраслевую структуру, стимулирует технический прогресс, обеспечивает ресурсоснабжение.

Через спрос  — двигатель рыночной экономики  конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.

Основанные  на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы. 

Негативная  роль рыночного механизма. Многие экономисты-критики  считают, что рыночная экономика  стимулирует участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Как мне кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции.

На мой взгляд, рыночная система порождает неравное распределение дохода, формирование социальных классов и невозможность  удовлетворить потребности любого человека.

Существуют  также и некоторые другие аспекты  несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.

На основании  вышеизложенного, можно сформулировать определенные преимущества и недостатки экономической конкуренции.

Преимуществами конкуренции являются:

а) способствует более эффективному использованию  ресурсов при производстве необходимых  для общества товаров;

б) обусловливает  необходимость гибкой реакции и  быстрой адаптации производителей к изменяющимся условиям производства;

в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;

г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;

д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг [13, С.10].

К недостаткам  конкуренции относятся следующие:

1.Рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);

2. Отрицательно сказывается на защите окружающей среды;

3.Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);

4.Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы

общего образования, многих элементов городского хозяйства;

5. Не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;

6.Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.

Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительными моментами являются:

  1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;
  2. конкуренция требует совершенствовать технику и технологии;
  3. конкуренция стимулирует повышение качества товара;
  4. конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);
  5. конкуренция требует от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;
  6. конкуренция ориентирует на ассортимент товаров повышенного спроса;
  7. конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);
  8. конкуренция вводит новые формы управления.

К отрицательным моментам относятся:

  1. при конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;
  2. многочисленность «жертв» в виде банкротств и безработицы.

Конкуренция - экономическое  соперничество между производителями  товаров и услуг за более выгодные условия производственной деятельности, сбыта товаров и услуг и получение благодаря этому максимальной прибыли. Конкуренция является важным инструментом регулирования пропорций общественного производства в условиях рынка. Также конкуренцию относят к неконтролируемым факторам, которые воздействуют на деятельность организации, и которые не могут управляться организацией.

При противоборстве субъектов рынка усиливается  их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество  мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Анализ современной экономической конкуренции

2.1.Основные  модели рынка

Взаимодействие  между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов  и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.

По степени  развития конкуренции выделяют четыре основные модели рынка:

 

Рис.1 Основные модели рынка

К совершенной (чистой) конкуренции относятся внутриотраслевая конкуренция (между производителями однородной продукции) и межотраслевая конкуренция (между производителями разных товаров). Первая ведет к техническому прогрессу, снижению издержек производства и цен на товары. Межотраслевая конкуренция позволяет найти сферу более прибыльного вложения капитала.

Совершенная (чистая) конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные, независимо действующие  производители продают идентичную (стандартизированную) продукцию, причем ни один из них не в состоянии  контролировать рыночную цену.

Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:

1.На рынке  большое количество покупателей  и продавцов, каждый занимает  относительно малую долю рынка  данных товаров;

2.Тождественная,  стандартизированная продукция,  товары однородны с точки зрения потребностей покупателей и, соответственно, продавцов;

3.Свободный  доступ к рынкам новых продавцов  и возможность такого же свободного  выхода из них, вход и выход  из отраслей абсолютно свободен;

4.Наличие полной  и доступной информации для  участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.

Недостатки  рынка совершенной конкуренции:

1. В долгосрочном  периоде отсутствует экономическая  прибыль, как главный источник НТП;

2.Способствует  унификации и стандартизации  продукта, что не отвечает требованиям  современного покупателя;

3. Не может  распространяться на производство  общественных благ;

4. Вытесняется  монополиями и олигополистическими  структурами.

Кривая спроса (TR) отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (MR).

.

Рис. 2. График предельного и совокупного  дохода

Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают  схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.

Монополистическая конкуренция  – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.

Основные характеристики монополистической конкуренции:

1.Относительно большое число некрупных (мелких) фирм;

2.Эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;

3.Охраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.

Монополистическая конкуренция свойственна реально  существующим рынкам. Она помогает покупателю наиболее полно удовлетворить  потребности, активизирует торговлю и  производство.

Теория монополистической  конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды [18, С.214].

Олигополия – это  рынок, на котором доминирует несколько  крупных фирм, т.е. несколько продавцов  противостоят множеству покупателей.

Информация о работе Экономическая конкуренция