Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2012 в 21:26, курсовая работа
Целью работы является изучение экономической сущности конкуренции как двигателя всех процессов. Для этого необходимо решить следующие задачи:
Определить сущность и признаки экономической конкуренции;
Выявить функции и виды экономической конкуренции;
Рассмотреть преимущества и недостатки экономической конкуренции;
Рассмотреть основные модели рынка;
Введение………………………………………………………………………...3
1. Теоретические основы экономической конкуренции …………………..5
1.1.Сущность и признаки экономической конкуренции…………………….5
1.2. Функции и виды экономической конкуренции………………………….8
1.3.Преимущества и недостатки экономической конкуренции……………12
2.Анализ современной экономической конкуренции………………………16
2.1.Основные модели рынка………………………………………………….16
2.2.Методы конкурентной борьбы в рыночном хозяйстве…………………20
2.3.Основные направления и инструменты регулирования конкуренции государством…………………………………………………………………..25
Выводы и предложения………………………………………………………30
Список использованной литературы……………………
Конкуренцию можно разделить по трем признакам:
По методам
осуществления конкуренцию
По отраслевой принадлежности различают внутри- и межотраслевую конкуренцию. Внутриотраслевая конкуренция — конкуренция между предпринимателями, производящими однородные товары, за лучшие условия производства и сбыта, за получение сверхприбыли. Межотраслевая конкуренция — это конкуренция между предпринимателями, занятыми в различных отраслях производства, из-за выгодного приложения капитала, перераспределения прибыли.
По степени свободы подразделяют на совершенную (свободную) и несовершенную (монополистическую). Совершенная конкуренция - это свобода, от какой бы то ни было регламентации: свободный доступ к факторам производства, свободное ценообразование и др. При этой конкуренции никто из участников рынка не может оказать решающего влияния на условия реализации товаров. В условиях монополистической конкуренции каждая фирма выпускает свой собственный продукт, а все вместе - товары одной товарной группы. Товар, выпускаемый каждой фирмой, несколько отличается от товаров той же группы, выпускаемых другими фирмами. Это, как правило, товары или услуги одного назначения - прохладительные напитки, лекарства, бензин разных марок и т.п. Товары группы являются близкими заменителями, но отличаются один от другого качеством исполнения, упаковкой, дизайном, товарным знаком, послепродажным обслуживанием и т.п. и почти не различаются ценой. Каждая фирма является единственным производителем своего товара и в этом смысле монополистом [7, С. 240].
Таким образом, при противоборстве субъектов рынка усиливается их социально-экономическое расслоение. В конкуренции участвует множество мелких собственников, которые только начинают вести свою хозяйственную деятельность. Многие из них, не имея достаточного капитала, современных средств производства и других ресурсов, не могут выдержать этого соперничества и через некоторое время терпят убытки, разоряются. И лишь немногие из них наращивают свою экономическую мощь, расширяют предприятия и становятся полноправными и довольно значимыми и уважаемыми субъектами рынка.
1.3.Преимущества
и недостатки экономической
В своем воздействии на политическую систему рынок многогранен и противоречив, выполняет как позитивную, так и негативную роль.
Позитивная
роль рыночного механизма. Конкурентный
рынок выполняет
Через спрос — двигатель рыночной экономики конкурентный рынок поворачивает производство к потребителю. Создает материальную заинтересованность всех участников в удовлетворении их потребностей. В целом рынок через конкурентное ценообразование обеспечивает сбалансированность экономики, производства и потребления.
Основанные на личной свободе субъектов, конкурентный рынок координирует экономическую деятельность людей без принуждения, создавая добровольную состязательность между ними посредством купли-продажи. Таким образом, механизм «самонастройки» (автоматическое функционирование и корректирование рыночной экономики с помощью «невидимой руки») и свобода экономического поведения людей свидетельствует в пользу рыночной системы.
Негативная роль рыночного механизма. Многие экономисты-критики считают, что рыночная экономика стимулирует участие своего главного контрольного механизма — конкуренции. Как мне кажется, конкуренция желательна, но она больше всего досаждает индивидуальному производителю своей безжалостной деятельностью. И в свободной, индивидуалистической среде рыночного капитализма предприниматели в погоне за прибылью и в стремлении улучшить свои экономические позиции пытаются освободиться от ограничительных пут конкуренции. А также некоторые экономисты считают, что и сам технический прогресс, который, как известно, рыночная экономика поощряет, способствует упадку конкуренции.
На мой взгляд,
рыночная система порождает неравное
распределение дохода, формирование
социальных классов и невозможность
удовлетворить потребности
Существуют также и некоторые другие аспекты несостоятельности рыночной системы. Там, где спрос и предложение не отражает точно все выгоды и все издержки производства, т.е. где существуют внешние выгоды и издержки, рыночная система не способна обеспечить такое распределение ресурсов, какое наилучшим образом удовлетворяет потребности общества. Рыночная экономика учитывает лишь индивидуальные потребности, но существует много потребностей в таких товарах и услугах, производство которых не может финансироваться индивидами через посредство рынка. Рыночная система не способна учитывать общественные или коллективные потребности. Конкурентная рыночная экономика не гарантирует полной занятости и стабильного уровня цен.
На основании вышеизложенного, можно сформулировать определенные преимущества и недостатки экономической конкуренции.
Преимуществами конкуренции являются:
а) способствует более эффективному использованию ресурсов при производстве необходимых для общества товаров;
б) обусловливает
необходимость гибкой реакции и
быстрой адаптации
в) создает условия по оптимальному использованию научно-технических достижений в области создания новых видов товаров, внедрению новой техники и технологии, разработке более совершенных методов организации и управления производством;
г) обеспечивает свободу выбора и действий потребителей и производителей;
д) нацеливает производителей на удовлетворение разнообразных потребностей, на повышение качества товаров и услуг [13, С.10].
К недостаткам
конкуренции относятся
1.Рыночная конкуренция не способствует сохранению невоспроизводимых ресурсов (леса, дикие животные, рыбные запасы морей и океанов);
2. Отрицательно сказывается на защите окружающей среды;
3.Не обеспечивает развитие производства товаров и услуг коллективного пользования (дамбы, дороги, общественный транспорт);
4.Не создает условия для развития фундаментальной науки, системы
общего образования, многих элементов городского хозяйства;
5. Не гарантирует право на труд, на доход, на отдых;
6.Не содержит механизмов, препятствующих возникновению социальной несправедливости и расслоению общества на богатых и бедных.
Подводя итоги, можно сделать вывод о том, что как и всякое явление, конкуренция имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительными моментами являются:
К отрицательным моментам относятся:
Конкуренция - экономическое
соперничество между
При противоборстве
субъектов рынка усиливается
их социально-экономическое
2. Анализ современной экономической конкуренции
2.1.Основные модели рынка
Взаимодействие между продавцами и покупателями происходит на рынке. Решение продавцов и покупателей относительно цены, объемов производства, закупок товара будут существенно различаться для разных типов (моделей) рынка.
По степени развития конкуренции выделяют четыре основные модели рынка:
Рис.1 Основные модели рынка
К совершенной
(чистой) конкуренции относятся
Совершенная (чистая)
конкуренция – это рыночная ситуация,
когда многочисленные, независимо действующие
производители продают
Основные характеристики совершенной (чистой) конкуренции:
1.На рынке
большое количество
2.Тождественная,
стандартизированная продукция,
3.Свободный
доступ к рынкам новых
4.Наличие полной и доступной информации для участников обмена о ценах и их изменениях, о продавцах и покупателях; экономические субъекты должны располагать одинаковым объемом информации о рынке.
Недостатки рынка совершенной конкуренции:
1. В долгосрочном
периоде отсутствует
2.Способствует унификации и стандартизации продукта, что не отвечает требованиям современного покупателя;
3. Не может
распространяться на
4. Вытесняется
монополиями и
Кривая спроса (TR) отдельной фирмы на таком рынке совершенно эластична и совпадает с кривой и предельного дохода (MR).
.
Рис. 2. График предельного и совокупного дохода
Монополистическая конкуренция – это рыночная ситуация, когда многочисленные продавцы продают схожие товары, стремясь придать им реальные или мнимые уникальные качества.
Монополистическая конкуренция – самый распространенный тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции. Возможность для отдельной фирмы контролировать цену (рыночную власть) здесь незначительная.
Основные характеристики монополистической конкуренции:
1.Относительно большое число некрупных (мелких) фирм;
2.Эти фирмы производят разнообразную продукцию, продукт каждой фирмы в чем-то специфичен, потребитель легко может найти товары-заменители и переключить свой спрос на них;
3.Охраняются возможности относительно легкого вступления в отрасль новых производителей.
Монополистическая
конкуренция свойственна
Теория монополистической конкуренции выделяет краткосрочный и долгосрочный периоды [18, С.214].
Олигополия – это рынок, на котором доминирует несколько крупных фирм, т.е. несколько продавцов противостоят множеству покупателей.