Экономическая эффективность инвестиций в инновационную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Конец XX столетия определил, что XXI век станет веком высоких технологий. Роль и значение каждой страны в мировой экономике и политике будет определяться тем, насколько она этими технологиями владеет. И главной идеей нашей страны в XXI веке должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, для реализации которой необходимо изменить её международную специализацию путем развития предприятий высокотехнологичных отраслей, используя накопленный запас интеллектуального капитала. Из зафиксированных в настоящее время в мире приблизительно 300 перспективных направления "хай-тек" Россия лидирует в 50-ти. Поэтому вместо привычной специализации на поставках нефти и газа важно развитие именно этих инновационных направлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ теоретических положений процесса инвестирования
1.1 Характеристика инвестиций
1.2 Источники и этапы финансирования инвестиций
Глава 2. Анализ методов регулирования инвестиционных процессов государством и финансово-инвестиционная политика России
2.1 Анализ механизмов государственного регулирования и стимулирования инвестиционных процессов
2.2 Сравнительный анализ эффективности инвестиций
2.3 Анализ инвестиционного климата России
2.4 Анализ источников финансирования российских предприятий
Глава 3. Обоснование методов экономической оценки инвестиций
3.1. Предлагаемая схема оценки эффективности инвестиций
3.2 Показатели оценки эффективности
3.3 Методические принципы анализа эффективности инвестиций
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.05 Кб (Скачать)

Как правило, недостаток финансовых ресурсов предприятия восполняют за счет повышения  цен на свою продукцию. В 1993 году все  увеличение прибыли в народном хозяйстве  определилось ценовым фактором. Однако, увеличивая цены, предприятия сталкиваются с ограничениями спроса, приводящими  к проблемам с реализацией  продукции, и, как следствие, к спаду  производства. Правительство РФ принимает  меры, которые облегчают предприятиям формирование необходимых финансовых ресурсов для производственного  развития. Расширить возможности  предприятий помогает решение Правительства  о полном освобождении от налога прибыли, направляемой на инвестиции, которое  действует с 1 января 1993 года.

 

Глава 3. Обоснование методов  экономической оценки инвестиций

 

3.1. Предлагаемая схема  оценки эффективности инвестиций

 

Полный фундаментальный анализ включает три уровня исследования: системный, отраслевой и конкретный. На системном уровне изучаются макроэкономические, социальные, правовые и политические факторы. К ним относятся темпы  и уровень экономического роста, фаза экономического цикла, кредитно-денежная и фискальная политика государства, инфляция, занятость, политика доходов, динамика сбережений населения, уровень  социальной напряженности в обществе, нормативная база, состояние политической системы и т.д. На отраслевом уровне исследуются отрасли, подотрасли и  сферы хозяйства с точки зрения их инвестиционной привлекательности  в соответствии с целями инвестирования. Конкретный уровень изучения предусматривает  оценку инвестиционных качеств отдельных  предприятий.

Перед проведением оценки эффективности  инвестиций экспертно определяется общественная значимость отрасли, в  которую планируются инвестиции, и самого проекта. Общественно значимыми  считаются проекты, влияющие на экологическую, социальную и экономическую обстановку в стране и в мире. Далее оценка проводится в два этапа (Схема  З.1.). На первом этапе определяются показатели эффективности в целом. Цель этого  этапа - агрегированная экономическая  оценка проектных решений и создание необходимых условий для поиска инвесторов. Если проект оказывается  общественно значимым, то оценивается  его коммерческая эффективность. А  при недостаточной коммерческой эффективности общественно значимого  проекта рассматривается возможность  применения различных форм его поддержки. Второй этап оценки осуществляется после  выработки схемы финансирования. На этом этапе уточняется состав участников и эффективность участия в  проекте отдельных предприятий  и акционеров.

Схема 3.1. Этапы оценки эффективности  инвестиций

 

Эффективность инвестиций может выражаться при учете затрат и результата как в натурально-вещественной, так  и в стоимостной (денежной) форме. Стоимостные показатели экономической  эффективности инвестиций, несмотря на их недостатки, являются в настоящее  время главнейшими показателями обоснования программ и проектов. Инвестиционная привлекательность различных отраслей В силу ограниченности ресурсов, которые общество и государство могут выделить на развитие науки, техники и инноваций, возникает проблема определения государственных приоритетов в данной области. Приоритетные направления развития науки и техники - тематические области науки и техники, которые имеют первостепенное значение для достижения текущих и перспективных целей социально-экономического и научно-технического развития. Они формируются под воздействием национальных социально-экономических приоритетов, политических, экологических и иных факторов.

Фундаментальные методы определения  привлекательности сфер инновационной  деятельности основываются на результатах  отраслевого технического анализа  в форме их теоретической интерпретации  и могут иметь самостоятельное  значение. Фундаментальный анализ включает изучение содержательной стороны деятельности отрасли и перспектив ее развития, научно-технического уровня, конкурентоспособности, финансового состояния и т.д.

Значительно повысить степень объективности  при определении приоритетов  позволило введение за рубежом в  оборот понятия "критические технологии"2. Под критическими технологиями понимают такие, "которые носят межотраслевой характер, создают существенные предпосылки для развития многих технологических областей или направлений исследований и разработок и дают в совокупности главный вклад в решение ключевых проблем реализации приоритетных направлений развития науки и технологии и без которых реализации приоритетного направления невозможна".

Приоритетные направления развития науки и техники, а также перечень критических технологий федерального уровня в России утверждаются Правительственной  комиссией по научно-технической  политике. Преимущественной государственной  поддержкой пользуются инновационные  процессы в областях, являющихся приоритетными  с точки зрения общей социально-экономической  политики государства, а также имеющих  первостепенное значение для достижения общенациональных целей. В этой связи  в России в нынешних условиях особую роль приобретают инновационные  проекты в таких областях, как  топливно- энергетический комплекс, химическая промышленность, производство новых  строительных материалов, инновационно-коммуникационные системы, биотехнологии, рационализация природопользования, медицина, социально-культурное развитие.

После запуска технологии в эксплуатацию вместо ожидаемой прибыли на протяжении нескольких лет деятельность может  приносить убытки или более низкую прибыль, чем было определено в проекте, поскольку в результате высоких  темпов научно-технического прогресса  в мире многие технологии и оборудование морально устаревают до запуска их в эксплуатацию из-за больших затрат времени на их создание. Одной из причин этого является несовершенство методических указаний для определения  эффективности инвестиций, проектирование, научно- исследовательские работы, где экономия времени еще не стала  основным критерием эффективности  вложений.

Оценка и отбор предприятий  для финансирования

Основная цель данного этапа  анализа состоит в отборе предприятий, действующих в интересующей инвестора  отрасли, для дальнейшего более  углубленного их изучения. Целесообразность такого отбора зависит от числа предприятий  изучаемой отрасли и от возможности  получения достоверной информации для последующего анализа финансового  состояния этих предприятий и  перспектив их развития.

Мы придерживаемся той точки  зрения, что основными особенностями  деятельности научно-производственных предприятий, имеющими важное значение при оценке их инвестиционной состоятельности, являются: низкая стоимость основных фондов предприятий; нематериальные активы предприятий, такие как опыт и  квалификация администрации и персонала, репутация и имя научного предприятия, имеющие большое значение при  оценке состоятельности инновационных  проектов; часто значительные сроки  окупаемости и реализации проектов и, следовательно, вероятностный характер оценки экономической эффективности  производства.

 

3.2 Показатели оценки эффективности

 

Государственные интересы должны учитываться  постоянно. Иногда развитие производства или какого-либо вида продукции не сулит предприятию или отрасли  достаточных выгод, но в масштабе страны эффект от этой продукции или  услуги может быть значительным. Поэтому  народнохозяйственный подход к оценке эффективности инвестиций позволяет  комплексно развивать хозяйство, не допускать межотраслевых диспропорций в производстве и услугах, полнее удовлетворять потребности населения  страны.

При определении показателей экономической  эффективности на уровне народного  хозяйства в состав результатов  проекта включаются в стоимостном  выражении следующие показатели :

  • конечные производственные результаты (выручка от реализации на внутреннем и внешнем рынках всей произведенной продукции, кроме продукции, потребляемой российскими предприятиями-участниками, сюда же относится и выручка от продажи имущества и ИС (лицензий на право использования изобретений, ноу-хау, пакетов прикладных программ для ЭВМ и т.п., создаваемых участниками в ходе осуществления проекта));
  • социальные и экологические результаты, рассчитанные исходя из совместного воздействия всех участников проекта на здоровье населения, социальную и экологическую обстановку;
  • прямые финансовые результаты;
  • кредиты и займы иностранных государств, банков, фирм, поступления от импортных пошлин и т.п.

Социальные, экологические, политические и иные результаты, не поддающиеся  стоимостной оценке, рассматриваются  как дополнительные показатели народнохозяйственной эффективности и учитываются  при принятии решения о реализации и/или о государственной поддержке  проектов.

В состав затрат включаются предусмотренные  в проекте и необходимые для  его реализации текущие и единовременные затраты всех участников осуществления  проекта.

Социальная эффективность

При определении эффективности  инвестиций необходимо учитывать не только экономический, но и социальный эффект. В ряде случаев, например, результатом  внедрения принципиально нового технологического процесса могут быть не только повышенные экономические  показатели производства, но и улучшение  условий труда. Последнее оценивается  не в рублях, а в показателях  сохранения здоровья и трудоспособности трудящихся, в изменении характера  их труда.

Хотя экономический фактор (самоокупаемость, рентабельность инвестиций) остается в конечном итоге главным критерием  эффективности, но этот фактор не является достаточным. Поэтому в проектах подлежат отражению следующие основные социальные результаты инвестиций:

  • изменение количества рабочих мест в регионе;
  • улучшение жилищных и культурно-бытовых условий работников;
  • изменение условий труда работников;
  • изменение структуры производственного персонала;

изменение надежности снабжения населения  регионов или населенных пунктов  отдельными видами товаров (топливом и  энергией - для проектов топливно-энергетического  комплекса; продовольствием - для проектов в аграрном секторе и пищевой  промышленности и т.п.);

  • изменение уровня здоровья работников и населения;
  • экономия свободного времени населения.

Могут быть проекты, сами по себе убыточные  в экономическом смысле, но приносящие косвенный доход за счет обретения  стабильности в обеспечении сырьем и полуфабрикатами, выхода на новые  рынки сырья и сбыта продукции, достижения некоторого социального  эффекта, снижения затрат по другим проектам и производствам и др. Так, во многих экономически развитых странах очень остро ставится вопрос об охране окружающей среды и обеспечении безопасности продукции компаний для пользователей и природы (нередко крупные компании включают в аналитические разделы годовых отчетов соответствующую информацию о капитальных и эксплуатационных затратах в этом направлении). В этом случае традиционные критерии оценки целесообразности принятия проекта, основанные на формализованных алгоритмах, могут уступать место неким неформализованным критериям.

Социальный результат, проявляющийся  в изменении показателя смертности населения, связанный с реализацией  проекта, выражается изменением численности  умерших в регионе при реализации проекта. Для стоимостного измерения  данного эффекта может быть использован  норматив народнохозяйственной ценности человеческой жизни, определяемый путем  умножения средней величины чистой продукции (приходящейся на 1 отработанный человекогод) на коэффициент народнохозяйственной ценности и человеческой жизни, устанавливаемый  для экономической оценки эффективности  мероприятий (В настоящее время  и Российской Федерации отсутствует  утвержденный на федеральном уровне коэффициент народнохозяйственной ценности человеческой жизни).

Поскольку нельзя количественно определить величину социального эффекта, опираясь на конечные результаты инновационных  инвестиций, решение этой проблемы предлагается искать в исследовании структуры инвестиционных затрат, т.е. выявить затраты, необходимые для  достижения социальных результатов, и, определив степень компенсации  таких затрат, количественно выразить социальный эффект.

Количественно выразить социальную значимость затрат возможно лишь опосредованно. В  практической работе при расчетах эффекта  от реализации инвестиционного проекта  сложно, а порою просто невозможно выделить статьи затрат, исполнение которых  дает чисто социальный или экономический  эффект.

Таким образом, осуществление инвестиционного  проекта приводит к образованию  социального эффекта, величина которого выражается экономией средств на удовлетворение социально-культурных потребностей работников. На практике, на уровне субъектов инвестиционной деятельности, эквивалентом этого показателя служит величина среднедушевого дохода, приходящегося на одного среднесписочного работающего.

Бюджетная эффективность

Показатели бюджетной эффективности  отражают влияние результатов осуществления  проекта на доходы и расходов соответствующего (федерального, регионального и местного) бюджета.

Основным показателем для обоснования  предусмотренных в проекте мер  федеральной, региональной, финансовой поддержки, является бюджетный эффект.

Одним из путей, предлагаемых для увеличения бюджетной эффективности может  быть оптимизация ставок экологических  налогов. Налоги на продукцию и деятельность, приводящие к загрязнению, ухудшению  или иному виду деградации природных  систем, это гарантия того, что затраты  на оздоровление окружающей среды будут  учитываться при принятии любых  решений. Налогообложение позволяет  компенсировать неспособность рыночных отношений, в полной мере учесть экологические  факторы. "Зеленые" налоги введены  во многих государствах.

Информация о работе Экономическая эффективность инвестиций в инновационную деятельность