Экономическая эффективность инвестиций в инновационную деятельность

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Апреля 2012 в 10:53, курсовая работа

Описание работы

Конец XX столетия определил, что XXI век станет веком высоких технологий. Роль и значение каждой страны в мировой экономике и политике будет определяться тем, насколько она этими технологиями владеет. И главной идеей нашей страны в XXI веке должно стать повышение конкурентоспособности российской экономики, для реализации которой необходимо изменить её международную специализацию путем развития предприятий высокотехнологичных отраслей, используя накопленный запас интеллектуального капитала. Из зафиксированных в настоящее время в мире приблизительно 300 перспективных направления "хай-тек" Россия лидирует в 50-ти. Поэтому вместо привычной специализации на поставках нефти и газа важно развитие именно этих инновационных направлений.

Содержание

Введение
Глава 1. Анализ теоретических положений процесса инвестирования
1.1 Характеристика инвестиций
1.2 Источники и этапы финансирования инвестиций
Глава 2. Анализ методов регулирования инвестиционных процессов государством и финансово-инвестиционная политика России
2.1 Анализ механизмов государственного регулирования и стимулирования инвестиционных процессов
2.2 Сравнительный анализ эффективности инвестиций
2.3 Анализ инвестиционного климата России
2.4 Анализ источников финансирования российских предприятий
Глава 3. Обоснование методов экономической оценки инвестиций
3.1. Предлагаемая схема оценки эффективности инвестиций
3.2 Показатели оценки эффективности
3.3 Методические принципы анализа эффективности инвестиций
Заключение
Список использованных источников

Работа содержит 1 файл

курсовая работа.docx

— 73.05 Кб (Скачать)

доминирующее положение потребительского сектора в Великобритании, Италии и Ирландии;

значительная доля сектора, называемого "обрабатывающая промышленность", в который входит механическая обработка, в Испании,

Португалии и Ирландии, т.е. в  странах со сравнительно дешевой  рабочей силой;

- относительно малый интерес  к сектору, охватывающему химию  и производство материалов, за  исключением Германии и Великобритании, к сектору энергетики и транспорта, за исключением Норвегии.

В США федеральным законодательством  запрещаются владение и контроль капитала над корпорациями, функционирующими в сфере теле- и радиовещания, телеграфа и систем спутниковой связи, строительства и эксплуатации АЭС и т.п.

В Италии для вложения иностранного капитала в такие отрасли государственного значения, как судоходство и судостроение, авиатранспорт, страхование и банковское дело, требуется специальное разрешение от соответствующих министерств.

В Финляндии запрещена инвестиционная деятельность иностранного капитала в  таких отраслях международной специализации  финской экономики, как горнодобывающая, деревообрабатывающая, целлюлозно- бумажная промышленность, атомная энергетика, сельское хозяйство, связь, железнодорожный  транспорт и др.

Однако во всех капиталистических  странах, исключение составляют высокотехнологичные  отрасли, куда разрешается вложение иностранного капитала только на паритетных началах.

Как видно из анализа, практически  все капиталистические страны содействуют  притоку иностранного капитала в  свои страны, однако, осуществляют при  этом контроль путем выдачи разрешений на иностранные капиталовложения в  экономику своих стран. В Великобритании прямые иностранные инвестиции допускаются  на основе индивидуального разрешения, выдаваемого Банком Англии. Во Франции, где существует наиболее жесткая  разрешительная система, так называемое "предварительное разрешение" выдается после подачи декларации в

Министерство экономики, финансов и бюджета. Однако все эти разрешения выдаются, как правило, беспрепятственно и носят формальный характер. Есть страны, например, Нидерланды, Италия, Германия, где не требуется предварительного разрешения для осуществления иностранных  инвестиций. К числу стран, наиболее либерально относящихся к иностранным  инвестициям на своей территории, относятся США, где федеральное  правительство не требует предварительной  регистрации иностранных компаний или получения специального разрешения на капиталовложения в США. Но страной самого либерального и благоприятного режима для иностранного капитала может считаться Германия, где ввоз и вывоз иностранного капитала осуществляется без всяких специальных разрешений и ограничений.

 

2.3 Анализ инвестиционного  климата России

 

В рыночной экономике совокупность политических, социально- экономических, финансовых, культурных, организационно-правовых и географических факторов, присущих той или иной стране, привлекающих и отталкивающих инвесторов, принято  называть ее инвестиционным климатом.

Учеными профессором Юдановым Ю.И. из России, профессорами Бетхером и  Битжердом из Германии и австрийской  консультационной компанией "Гертбиллербек" разработана система определения  инвестиционного рейтинга и выделено около 20 критериев, с помощью которых  можно определить показатели улучшения  или ухудшения инвестиционного  климата в странах СНГ.

Первая группа критериев общего уровня благоприятности инвестиционного климата связана с определением различных уровней общественной стабильности и включает, в свою очередь, несколько основных показателей:

  1. Политическая стабильность (в частности, соотношение сил между реформаторами и (условно) консерваторами). Сейчас в России принята Конституция, при которой исполнительная власть имеет возможность проводить процесс реформирования, не всегда считаясь с законодательной властью. В настоящее время Президент РФ делает немало попыток укрепить вертикаль власти, что соответствует менталитету населения России и требованиям цивилизованного перехода к рынку.

Государственная стабильность и межгосударственные отношения (сюда включаются отношения между центром и регионами, территориальные притязания соседей и т.п.). 15 мая 2000 г. был издан Указ очень важный для укрепления российской государственности. Согласно ему в России создано 7 федеральных округов, которые объединят по территориальному принципу республики, края и области, и в каждый округ назначен полномочный представитель президента. Такая реорганизация преследует цель обеспечения реализации президентом РФ своих конституционных полномочий, повышения эффективности деятельности федеральных органов государственной власти и совершенствования контроля за исполнением их решений.

Уровень социальной напряженности, который может быть, например, связан с необходимостью закрытия неэффективных предприятий и растущей безработицей. Вся помощь Запада должна идти именно на поддержку малого бизнеса, так как имеется положительный опыт ФРГ, когда безработица в ГДР в момент ее включения в состав ФРГ составляла 27%, а сейчас только 12% и, главным образом, - за счет создания рабочих мест на малых предприятиях.

Правовая стабильность, обеспеченность тех или иных реформ необходимыми законами. В частности, только для малого бизнеса нужно 2,5 тысячи законов (в РФ в настоящее время принято 1,5 сотни). Поскольку ни один парламент больше 300 законов в год принять, как утверждают специалисты, не может, то, следовательно, Россия живет и достаточно долго будет жить по нормативным актам, которые опираются на старые законы.

Экономический показатель общественной стабильности. Россия пребывает в настоящее время в фазе стабилизации. Падение промышленного производства прекратилось, инфляция опустилась до такого уровня, когда банки могут рискнуть осуществлять инвестиции, а не предоставлять кредиты только для осуществления торговых операций. Впервые за годы реформ начал сокращаться дефицит государственного бюджета. Однако, для экономической стабильности России еще нужно найти свое место в системе международного разделения труда.

Вторая группа показателей, которой особенно интересуется Международный валютный Фонд, когда обсуждается предоставление всякого рода кредитов - это то, насколько далеко мы продвинулись в области трансформации нашей экономики из плановой в рыночную. Эта группа включает также пять критериев, в определенной последовательности: либерализация цен; приватизация имущества; развитие малого бизнеса; аграрная реформа; рыночная инфраструктура.

И третья группа критериев, которая всегда традиционно интересовала Запад - это степень открытости российской экономики для иностранного инвестирования. Сюда включаются следующие показатели:

  • степень ликвидации государственной монополии: у нас раньше могло торговать только министерство внешней торговли - сейчас 17 тысяч участников внешнеторговых операций;
  • конвертируемость национальной валюты (рубль сейчас относится к категории ограниченно конвертируемых валют);
  • возможность движения капиталов: сейчас ввозить капиталы можно, другое дело, что пока это не очень привлекательно, теоретически можно и вывозить, но для этого сейчас нужно получить разрешение;

- степень предоставления льгот  иностранным предпринимателям и  инвесторам. В этой области видны  определенные успехи, создаются  соответствующие нормы.

Из всего вышесказанного можно  сделать вывод, что в России влияют на доходность инвестиций и препятствуют притоку капитала в инвестиционную сферу следующие факторы: политическая нестабильность; несовершенство законодательства; спад производства, уменьшающий источник доходов - прибыль и неразвитость производственной и социальной инфраструктуры; недостаточное информационное обеспечение; инфляция, обесценивающая будущие доходы.

Слабый приток прямых иностранных  инвестиций в российскую экономику объясняется также, по нашему мнению, разногласиями между исполнительной и законодательной властями, Центром и субъектами Федерации, наличием межнациональных конфликтов в самой России и войн непосредственно на ее границах, социальной напряженностью (забастовки, недовольство широких слоев общества ходом реформ), разгулом преступности и бессилием властей и др.

Поэтому очевидно, что сейчас для  оживления экономики страны необходим  значительный приток инвестиций, и  прежде всего крупного корпоративного национального капитала, сумевшего  наиболее успешно адаптироваться к  условиям рынка и способного обеспечить высокую отдачу от инвестируемых  средств.

Но, к сожалению, Российское правительство  в последние годы проявляло в  отношении зарубежных компаний скорее двойственность, чем радушие. Официальная  политика предписывает оказывать поддержку  прямым зарубежным инвестициям, но на практике зарубежные фирмы испытывают невероятные трудности, пытаясь  вложить капитал в российскую экономику. Все эти факторы перевешивают такие привлекательные черты  России, как ее природные ресурсы, мощный, хотя технически устаревшие и  хронически недогруженные производственные основные фонды, наличие дешевой  и достаточно квалифицированной  рабочей силы, высокий научно-технический  потенциал. Ранжирование стран мирового сообщества по индексу инвестиционного  климата или обратному ему  показателю индексу риска служит обобщающим показателем инвестиционной привлекательности страны и "барометром" для иностранных инвесторов. Как  уже говорилось, сейчас правовые условия  для деятельности иностранных инвесторов в России являются наихудшими по сравнению  с другими государствами на территории бывшего СССР. В итоге Россия в  конкуренции за иностранные инвестиции начинает уступать не только балтийским государствам, но и Казахстану. Например, только за три месяца 2011 года из России ушли 16 иностранных компаний-инвесторов. Эти фирмы выбрали для своего сотрудничества Казахстан, Узбекистан, Китай, объясняя свой выбор тем, что в этих странах порядок.

Анализ законодательства стран-республик  бывшего СССР показывает, что при  сходстве многих формулировок в ряде республик независимо от декларирующих  общих положений принят режим  большего благоприятствования иностранным  инвестициям по сравнению с национальными. Это выражается в полном или частичном  освобождении от уплаты налога на прибыль  в первый период эксплуатации предприятия (Украина, Казахстан, Белоруссия, Киргизия, Литва, Туркмения) и снижения его  в последующий период (Казахстан, Киргизия, Литва, Украина, Эстония), таможенных льготах для таких предприятий: тарифных (Украина, Молдавия, Россия, Туркмения, Эстония) и нетарифных (Молдавия). Все  названные меры призваны компенсировать неблагоприятный инвестиционный климат в этих государствах и косвенно подстраховать  иностранных инвесторов от избыточного  риска.

Привлечение в широких масштабах  национальных и иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально  ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная  экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных  форм собственности, но и интернационализацию  рынка товаров, рабочей силы и  капитала.

При этом не надо забывать, что интересы российского общества, с одной  стороны, и иностранных инвесторов - с другой, непосредственно не совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного  потенциала, насыщении потребительского рынка высококачественными и  недорогими отечественными товарами, в развитии и структурной перестройке  своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесении  в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и ... даже ее экологической беспечности.

Поэтому мы считаем, что перед нашим  государством стоит сложная и  достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его мерами экономического регулирования на достижение общественных целей. Но привлекая иностранный  капитал, нельзя допускать дискриминации  в отношении национальных инвесторов. Не следует предоставлять предприятиям с иностранными инвестициями налоговые  льготы, которых не имеют российские, занятые в той же сфере деятельности. Как показал опыт, такая мера практически  не влияет на инвестиционную активность иностранного капитала, но приводит к  возникновению предприятий с  формальным иностранным участием, претендующих на льготное налогообложение, на месте  бывших отечественных производств.

Нужно стремиться создать благоприятный  инвестиционный климат не только для  иностранных инвесторов, но и для  своих собственных. Российскому  частному капиталу также нужны гарантии от принудительных изъятий и произвола  властей, система страхования от различного рода рисков, а также  стабильные условия работы при осуществлении  долгосрочных инвестиций.

 

2.4 Анализ источников  финансирования российских предприятий

 

Российские предприятия осуществляют простое и расширенное воспроизводство  основных производственных фондов за последние годы главным образом  за счет собственных финансовых ресурсов. К которым относятся: прибыль, амортизация, доходы от участия в акционерном  капитале других предприятий, полученные пени, штрафы, неустойки, дебиторская задолженности, проценты по депозитным вкладам в коммерческих банках, денежные средства полученные от реализации имущества и нематериальных активов предприятия.

• Прибыль как источник инвестиций

Информация о работе Экономическая эффективность инвестиций в инновационную деятельность