Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Изучение особенностей национальной безопасности в области экономики Республики Беларусь;
Анализ теоретико-правовых и экономических особенностей экономической безопасности;
Характеристика специфики государственного правового и экономического регулирования национальной системы экономической безопасности в Республике Беларусь;
Изучение особенностей законодательства Республики Беларусь в области моделирования национальной системы экономической безопасности, а так же изучение специализированной литературу;
Определение значимости национальной системы экономической безопасности для экономики Республики Беларусь.
За последние годы по темпам роста ВВП, промышленности, сельского хозяйства, инвестициям в основной капитал страна стабильно занимала лидирующие позиции не только среди стран СНГ, но и Европы в целом.
Так, в настоящее время доля Беларуси в мировом производстве составляет: тракторов – 8–10%, большегрузных автомобилей – около 30, калийных удобрений – около 10, картофеля – более 3, животного масла – более 2, молока – более 1% и т. д. По производству мяса и молока на душу населения Беларусь не только превосходит все страны СНГ, но и находится на уровне таких развитых стран как ФРГ, Великобритания, Франция.
Эти цифры свидетельствуют не только об укреплении экономической безопасности страны за последние годы, но и о том, что роль и значение Беларуси в мировом производстве многих важнейших видов продукции значительно превосходят ее удельный вес в численности населения мира (0,18%).Значительные показатели достигнуты и в текущем году.
За январь–апрель 2011 г. ВВП вырос на 12,3%, промышленное 17 производство – на 12,9, продукция сельского хозяйства – на 4,2, инвестиции в основной капитал – на 23,4%. Вместе с тем традиционные экономические угрозы сохраняются. К ним относятся: высокая степень зависимости от поставок энергоресурсов, значительный износ основных фондов, высокая энерго- и материалоемкость продукции, низкая наукоемкость ВВП и доля инновационной продукции, отрицательное сальдо внешней торговли товарами и услугами и др.
В результате жесточайшей конкуренции на мировых рынках, негативного влияния мирового финансово-экономического кризиса, изменений в геополитической ситуации возникают новые реальные или потенциальные экономические угрозы.
В Концепции национальной безопасности, в связи с этим, выделены блоки угроз, связанные с устойчивостью национальной финансовой и денежно-кредитной системы, ростом внешнего долга, относительно низкой диверсификацией белорусского экспорта и импорта, необходимостью ускоренного привлечения прямых иностранных инвестиций для структурной перестройки экономики и ее модернизации.
В роли внешних источников
угроз экономической
Нейтрализации внутренних источников угроз национальной безопасности в экологической сфере будут способствовать обеспечение экономического роста в пределах хозяйственной емкости биосферы и улучшение экологической ситуации в Республике Беларусь на основе внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий, современных систем защиты экологически опасных объектов, разработки и внедрения экологобезопасных технологий, возобновляемых источников энергии.
В итоге подготовлен
фундаментальный, комплексный и
достаточно компактный документ, учитывающий
принципы преемственности
Концепцией разработаны основные направления нейтрализации внутренних источников угроз и защиты от внешних угроз экономической безопасности.
Главная роль в решении этих задач отводится структурной перестройке экономики. В связи с этим предполагается ускоренно развивать высокотехнологичные конкурентоспособные сектора экономики, производства на местных ресурсах, сферу услуг. Предприятия с традиционными и низкими технологиями, высокой импортоемкостью и материалоемкостью подлежат реструктуризации, в том числе, путем продажи активов частным инвесторам.
Основными факторами
роста производительности труда
станет повышение его
Большое значение отводится последовательному стимулированию деловой активности, нацеленному на преодоление монополизма и развитие конкуренции.
С целью привлечения прямых иностранных инвестиций значительное внимание будет уделено формированию благоприятного инвестиционного климата. Это позволит стране уже в текущей пятилетке войти в число 30 стран с лучшими условиями ведения бизнеса.
Особую роль в решении этих задач призвана сыграть Директива № 4 «О развитии предпринимательской инициативы и стимулировании деловой активности в Республике Беларусь».
Защита от реальных и
потенциальных внешних
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Устойчивость и безопасность – важнейшие характеристики экономики как единой системы. Их не стоит противопоставлять, из них каждая по-своему характеризует состояние экономики. Устойчивость экономики характеризует прочность и надежность её элементов, вертикальных, горизонтальных и других связей внутри системы, способность выдерживать внутренние и внешние "нагрузки".
Безопасность – это состояние объекта в системе его связей с точки зрения способности самовыживания в условиях внутренних и внешних угроз, а также действия непредсказуемых и трудно прогнозируемых факторов [11].
В рамках проведённого исследования была проведена следующая работа:
Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения.
Таким образом, подводя итог вышесказанному, выбранная нами тема курсовой была раскрыта путём проведения анализа законодательной базы в области экономической безопасности и специальной учебно-методической литературы.
В ходе исследования было выявлено, что стратегической целью моделирования социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, а так же обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств.
Достижения всего выше перечисленного необходимо ускорить институциональные и структурные преобразования экономики, а так же улучшить все качественные параметры ее функционирования.
Моделирование национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу способствует росту благосостояния и улучшение условий жизни населения на основе совершенствования социально–экономических отношений, инновационного развития и повышения конкурентоспособности национальной экономики.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Конституция Республики Беларусь 1994 года (с изменениями и дополнениями, принятыми на республиканских референдумах 24 ноября 1996 г. и 17 октября 2004 г.). – Минск : Амалфея, 2005. – 48 с.
2. Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь: Указ Президента Республики Беларусь №575 от 9 ноября 2010 г.[Электронный ресурс] / Об утверждении Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. – Минск, 2012 . – Режим доступа : http://www.kc.gov.by. – Дата доступа : 10.04.2012.
3. Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы : Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 4 ноября 2006 г. № 1475 .[Электронный ресурс] / Об утверждении Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы. – Минск, 2012 . – Режим доступа : http://www.kc.gov.by. – Дата доступа : 10.04.2012.
4. Брокгауз, И.А. Ефрон, И.А. Энциклопедический словарь / И.А. Брокгауз, И.А. Ефрон. – М. : Дикта, 1989. – 304 с.
5. Князев, С.Н. Гулякевич А.В. Национальная безопасность Республики Беларусь Курс лекций / С.Н. Князев, А.В. Гулякевич. – Мн. : Академия управления при Президенте Республики Беларусь, 2005. – 178 с.
6. Князев, С.Н. Концепция
национальной безопасности
7. Никитенко, П.Г., Ермашкевича, В.Н. Проблемы экономической безопасности Республики Беларусь / Под. ред. П.Г. Никитенко, В.Н. Ермашкевича. – Мн. : Право и экономика, 2001. – 224 с.
8. Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях [Электронный ресурс] / Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь как важнейший фактор развития государства в современных условиях. – Минск, 2012. – Режим доступа : http://www.mgei.org/inform. – Дата доступа : 20.03.12.
9. Общее понятие экономической безопасности и характеристика ее основных показателей [Электронный ресурс] / Общее понятие экономической безопасности и характеристика ее основных показателей. – Минск, 2012 – Режим доступа : http://www.sec4all.net. – Дата доступа : 19.03.2012.
10. Экономическая безопасность в системе национальной безопасности [Электронный ресурс] / Экономическая безопасность в системе национальной безопасности. – Минск, 2012. – Режим доступа : http://www.zavtrasessiya.com - Дата доступа: 19.03.2012.
11. Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели [Электронный ресурс] / Экономическая безопасность Республики Беларусь как система: критерии и показатели – Минск, 2012. – Режим доступа : http://www.zavtrasessiya.com. – Дата доступа : 19.03.2012.