Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Изучение особенностей национальной безопасности в области экономики Республики Беларусь;
Анализ теоретико-правовых и экономических особенностей экономической безопасности;
Характеристика специфики государственного правового и экономического регулирования национальной системы экономической безопасности в Республике Беларусь;
Изучение особенностей законодательства Республики Беларусь в области моделирования национальной системы экономической безопасности, а так же изучение специализированной литературу;
Определение значимости национальной системы экономической безопасности для экономики Республики Беларусь.
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Экономическая безопасность
— это такое состояние
Основными задачами экономической безопасности является:
Эти задачи определяют стратегию экономической безопасности как формирование и обоснование стратегических приоритетов, национальных интересов, средств и механизмов решения проблем. В макроэкономическом анализе экономической безопасности выделяют такие составляющие:
Республика Беларусь в своей социально–экономической политике на предстоящее пятилетие исходит из преемственности целей и приоритетов, которые были сформулированы и реализовывались в предыдущие годы. Национальная модель социально ориентированной экономики хорошо зарекомендовала себя на протяжении последних 15 лет и в основном будет сохранена в перспективе. Основные направления совершенствования предусматривают формирование национальной инновационной системы; создание благоприятных условий для развития предпринимательской инициативы и увеличения притока инвестиций в экономику; развитие государственно–частного партнерства в целях обеспечения устойчивости государственной финансовой системы; расширение самостоятельности и ответственности региональных и местных органов управления в решении социально–экономических проблем.
Объект исследования являются общественные отношения в области национальной системы экономической безопасности.
Предметом исследования выступает экономическая безопасность.
Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Следует отметить, что данная тема достаточно хорошо рассматривается как в учебной литературе, так и в периодической печати. Особо следует выделить таких ученых и экономистов как Князев С.Н., Гулякевич А.В, Прохожева А.А. и другие.
Структура курсовой работы включает «титульный лист», «индивидуальное задание», «реферат», «содержание», «введение», три раздела основной части, четыре подраздела, «заключение», «список использованных источников». курсовая работа изложена на 33 листах печатного компьютерного текста.
Экономическая безопасность - это система мер или комплекс экономических, геополитических, правовых и иных условий, направленных на защиту общенациональных интересов в сфере экономики, которые оказывают регулирующее воздействие и активно противодействуют внешним и внутренним угрозам; обеспечивают защиту жизненно-важных интересов страны в отношении ее ресурсного потенциала; создают внутренний иммунитет и внешнюю защищенность от дестабилизирующих воздействий; обеспечивают конкурентоспособность страны на мировых рынках и устойчивость ее финансового положения; обеспечивают достойные условия жизни и устойчивое развитие личности [7, c.300].
На Западе широко распространен подход, в рамках которого экономическая безопасность рассматривается как живучесть национальной экономики в условиях экономических кризисов, а также способность экономики в целом и ведущих ее отраслей к обеспечению конкурентоспособности на мировой экономической арене. Согласно такому подходу конкурентоспособность страны является главным показателем уровня ее комплексного развития. Все эти формулировки, дополняя друг друга, четко определяют сущность экономической безопасности и ее место в системе национальной безопасности [3, с. 49].
Обеспечение экономической безопасности принадлежит к числу важнейших национальных приоритетов. Здесь недопустимы легкомыслие и попытки преуменьшить, грозящие опасности. Весьма велика и ответственна роль науки в разработке концепции экономической безопасности. Причем речь идет не просто о словесных упражнениях и не о поиске красивых формул, различного рода классификаций опасностей - внешних и внутренних, долговременных и текущих. Принципиально важно раскрыть саму суть проблемы, выявить реальные угрозы, предложить надежные и эффективные методы их отражения. Разумеется, экономическая безопасность органически включена в систему государственной безопасности, вместе с такими её слагаемыми, как обеспечение надежной обороноспособности страны, поддержание социального мира в обществе, защита от экологических бедствий. Здесь все взаимосвязано, и одно направление дополняет другое: не может быть военной безопасности при слабой и неэффективной экономике, как не может быть ни военной безопасности, ни эффективной экономики в обществе, раздираемом социальными конфликтами. Но, рассматривая те или иные стороны безопасности, нельзя обойти их экономические аспекты. Экономическая безопасность традиционно рассматривается как качественная важнейшая характеристика экономической системы, которая определяет её способность поддерживать нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развития народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов.
Наиболее важные сферы
экономической системы, в которых
реализуется процесс
Производственная безопасность – основа экономической безопасности, поскольку аккумулирует в себе все многообразие факторов, прямо или косвенно влияющих на уровень последней.
Для повышения производственной безопасности необходимы:
- структурная модернизация
- повышение
- переход на инновационный путь развития экономики;
- социальная ориентация
Для Республики Беларусь в условиях становления и развития цивилизованных рыночных отношений, обеспечение экономической безопасности в производственной сфере является стержневой основой реформирования всего народнохозяйственного комплекса и общества, приоритетной задачей национального развития [3, с. 50].
Финансовая
безопасность страны охватывает все секторы экономики:
государство, нефинансовые предприятия,
финансовые организации, домашние хозяйства,
регионы, а также внешнеэкономическую
деятельность.
Основная задача обеспечения финансовой
безопасности Беларуси – улучшение финансового
состояния организаций реального сектора
экономики, уменьшение числа убыточных
производств.
Обеспечение финансовой безопасности напрямую зависит от создания законодательно закрепленных условий хозяйственной деятельности, контроля со стороны государственных, в том числе и правоохранительных органов за соблюдением установленных норм и правил хозяйственной деятельности. Такое положение определяет необходимость четкого определения функций и компетенции каждого из субъектов обеспечения финансовой безопасности [3, с.54].
Продовольственная
безопасность является как самостоятельным направлением,
так и составной частью экономической
безопасности.
Для обеспечения продовольственной безопасности
требуется, чтобы совокупные потребности
в сельскохозяйственной продукции и продовольствии
покрывались в основном за счет собственного
производства. Институтом аграрной экономики
НАН Беларуси установлено, что национальное
агропромышленное производство должно
удовлетворять не менее 85 % спроса и предложения
сельскохозяйственной продукции и занимать
не менее 80 % внутреннего рынка продовольствия.
По таким важнейшим продуктам, как мясо
и мясопродукты, молоко и молокопродукты,
яйцо, хлебопродукты, картофель, нашей
стране важно иметь 100% обеспеченность,
а по другим (масло растительное, сахар,
рыба и рыбопродукты, овощи и фрукты) –
не менее 70 %. На внутренний потребительский
рынок для расширения ассортимента и развития
конкурентной среды должна поступать
также продукция, аналогичная производимой
в Беларуси. Особое внимание должно быть
уделено производству зерна и укреплению
кормовой базы животноводства, повышению
качества продовольственных товаров.
Продовольственная безопасность выступает важнейшей качественной характеристикой экономической системы, определяющей нормальные условия жизнедеятельности населения, устойчивое обеспечение ресурсами развитие АПК и всего народного хозяйства, а также последовательную реализацию национально-государственных интересов Республики Беларусь [3, с.50].
Энергетическая безопасность является важнейшим слагаемым экономической безопасности Республики Беларусь, что обусловлено слабой обеспеченностью страны собственными топливно-энергетическими ресурсами (до 15 % общего объема потребления).
Для энергетической безопасности Республики Беларусь важна не столько минимизация энергетической зависимости, сколько сокращение связанных с ней рисков. Энергетическая безопасность определяется как долей собственных топливно-энергетических ресурсов в общем энергобалансе, так и их разнообразием.
Вместе с тем республика
обладает технически развитой и надежно
функционирующей
К отрицательным моментам энергобезопасности Беларуси относится и то, что на долю природного газа приходится около 60 % валового потребления топливно-энергетических ресурсов, а в производстве собственной электроэнергии и централизованного тепла его удельный вес в 2003 г. достиг около 93 %.
Энергетическая безопасность страны требует создания механизма надежного и эффективного энергообеспечения всех отраслей экономики и населения, что будет способствовать производству конкурентоспособной продукции и повышению уровня и качества жизни населения при сохранении экологически безопасной среды. Усилению энергетической безопасности будут способствовать строительство гидроэлектростанций в Гродно и Полоцке, а также создание подземных газохранилищ.
Инфраструктурная безопасность имеет для национальной экономики Беларуси особое значение, так как республика занимает стратегически важное геополитическое и экономико-географическое положение, располагает густой сетью железнодорожных и автомобильных магистралей, газо- и нефтепроводов.
К инфраструктуре относятся
отрасли, создающие условия