Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Изучение особенностей национальной безопасности в области экономики Республики Беларусь;
Анализ теоретико-правовых и экономических особенностей экономической безопасности;
Характеристика специфики государственного правового и экономического регулирования национальной системы экономической безопасности в Республике Беларусь;
Изучение особенностей законодательства Республики Беларусь в области моделирования национальной системы экономической безопасности, а так же изучение специализированной литературу;
Определение значимости национальной системы экономической безопасности для экономики Республики Беларусь.
3. совершенствование
механизмов трансформации
4. улучшение финансовых
результатов работы
5. развитие рыночной инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства.
В качестве приоритетных
направлений социально-
1) всестороннее гармоничное
развитие человека, формирование
эффективных систем
2) инновационное развитие
национальной экономики,
3) наращивание экспортного потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;
4) повышение уровня
и качества жизни сельского
населения на основе
5) развитие экономических методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;
6) комплексное развитие
территорий, малых и средних городов
с учетом сохранения и
7) cовершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.
Реализация этих приоритетов
позволит обеспечить преемственность
стратегии социально-
В основу разработки Основных
направлений социально-
В сфере экономической
безопасности страны будет обеспечено
своевременное выявление
Направления реализации:
- достижение размера
заработной платы, эквивалентно
- сохранение социально
приемлемой величины
- обеспечение допустимой
степени дифференциации
2. в сфере инновационно–инвестиционной безопасности:
- существенное повышение
доли затрат на научные
- увеличение вложений в технологические инновации;
3. в сфере
внешнеэкономической
- выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;
- осуществление страновой и отраслевой диверсификации внешнеторговых отношений;
- снижение импортоемкости
производства и повышение в
экспорте доли товаров и услуг
с высокой добавленной
4. в сфере финансовой безопасности:
- обеспечение финансовой стабильности во всех секторах экономики;
- повышение рентабельности производства;
- обеспечение эффективного
использования средств
- обеспечение эффективного прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;
5. в сфере энергетической безопасности:
- внедрение современных энергосберегающих технологий;
- диверсификация источников получения энергоресурсов;
- реализация совместных
проектов с Российской
- использование альтернативных энергоносителей с расширением местных источников энергии;
6. в сфере
продовольственной
- кооперация и интеграция
с целью повышения эффективност
- повышение качества и безопасности продуктов питания [2, ст. 11].
Обеспечение экономической безопасности путем моделирования на долгосрочную перспективу - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это в свою очередь объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах.
2.1 Государственная стратегия обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь
Таблица 1
Государственная
стратегия обеспечения | |
|
|
|
|
Беларусь |
Республики Беларусь |
индикаторы экономической безопасности Республики Беларусь и их пороговые значение |
Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны.
Особое внимание экономической безопасности страны уделяется в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, где выделен специальный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах. Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства [7, с.145].
Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. Важнейшей составной частью обшей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.
Основными задачами обеспечения национальной безопасности в Республике Беларусь являются:
1. Определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности;
2. Выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности;
3. Разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
4. Достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства;
5. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства;
6. Динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития;
7. Равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира;
8. Создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему;
9. Сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений;
10. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека;
11. Совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий;
12. Эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование;
13. Поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства;
14. Обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод;
15. Совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества.
Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются:
1) недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства;
2) изношенность производственных мощностей;
3) недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности;
4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики;
5) ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств;
6) высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий.
Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций.
Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и в 1997 г. одобрена Правительством Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.
Переход к устойчивому развитию предполагает: обеспечение динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; целенаправленные изменения структуры личного и общественного потребления; формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности [10].
2.2 Моделирование
национальной системы
Реальная независимость страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях экономической безопасности государства.
На пути к ее достижению
в Республике Беларусь сделано немало:
сохранен и развивается промышленный
и научно-технический
Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются высокие темпы роста экономики.