Экономическая безопасность

Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа

Описание работы

Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Изучение особенностей национальной безопасности в области экономики Республики Беларусь;
Анализ теоретико-правовых и экономических особенностей экономической безопасности;
Характеристика специфики государственного правового и экономического регулирования национальной системы экономической безопасности в Республике Беларусь;
Изучение особенностей законодательства Республики Беларусь в области моделирования национальной системы экономической безопасности, а так же изучение специализированной литературу;
Определение значимости национальной системы экономической безопасности для экономики Республики Беларусь.

Работа содержит 1 файл

ГОТОВО!!!!.doc

— 159.00 Кб (Скачать)

3. совершенствование  механизмов трансформации внутренних  накоплений в инвестиции для  приоритетных отраслей и производств,  более широкое привлечение прямых  иностранных инвестиций и кредитов;

4. улучшение финансовых  результатов работы государственных  и приватизированных организаций,  позволяющих поддерживать высокий  уровень научно-технического и  производственного потенциалов;

5. развитие рыночной  инфраструктуры, обеспечивающей быстрое накопление и перелив капиталов в приоритетные отрасли и производства.

В качестве приоритетных направлений социально-экономического развития на прогнозируемый период определены следующие приоритеты, которые, с  одной стороны, развивают на более высоком качественном уровне главные направления развития предыдущего периода, а с другой – включают новые приоритеты, обеспечивающие переход на инновационный путь развития, формирование нового постиндустриального информационного общества. К ним отнесены:

1) всестороннее гармоничное  развитие человека, формирование  эффективных систем образования,  здравоохранения и других отраслей  сферы услуг;

2) инновационное развитие  национальной экономики, энерго- и ресурсосбережения;

3) наращивание экспортного  потенциала на основе повышения уровня конкурентоспособности национальной экономики;

4) повышение уровня  и качества жизни сельского  населения на основе дальнейшего  развития аграрного сектора и  агрогородков;

5) развитие экономических  методов управления земельными ресурсами в целях пополнения местных бюджетов;

6) комплексное развитие  территорий, малых и средних городов  с учетом сохранения и улучшения  окружающей среды;

7) cовершенствование структуры и повышение комфортности возводимого жилья на основе улучшения его потребительских и эксплуатационных характеристик.

Реализация этих приоритетов  позволит обеспечить преемственность  стратегии социально-экономического развития Республики Беларусь, активизировать переход национальной экономики  на инновационный путь развития и на этой основе существенно повысить уровень благосостояния народа.

В основу разработки Основных направлений социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006–2015 годы, утвержденных Указом Президента Республики Беларусь от 8 августа 2001 г. № 427 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2001 г., № 75, 1/2901), положены результаты анализа реализации Программы социально-экономического развития страны на 2001–2005 годы, оценка тенденций мирового экономического развития, национальных ресурсов и возможностей их максимально эффективного использования, целевые ориентиры и параметры на соответствующий прогнозный период, предусмотренные Национальной стратегией устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года.

В сфере экономической  безопасности страны будет обеспечено своевременное выявление негативных факторов и тенденций в социально–экономическом  развитии, определение внешних и  внутренних угроз национальным интересам  и устойчивости экономики. Главная задача — обеспечение динамичного развития экономики республики в коридоре, определенном пороговыми значениями показателей экономической безопасности страны.

Направления реализации:

  1. в сфере социальной безопасности:

- достижение размера  заработной платы, эквивалентного среднему уровню в сопредельных странах;

- сохранение социально  приемлемой величины безработицы;

- обеспечение допустимой  степени дифференциации доходов  населения на основе поддержки  социально уязвимых слоев населения;

2. в сфере  инновационно–инвестиционной безопасности:

- существенное повышение  доли затрат на научные исследования  и разработки в ВВП с одновременным  ростом их эффективности;

- увеличение вложений  в технологические инновации;

3. в сфере  внешнеэкономической безопасности:

- выравнивание баланса внешней торговли товарами и услугами;

- осуществление страновой  и отраслевой диверсификации  внешнеторговых отношений;

- снижение импортоемкости  производства и повышение в  экспорте доли товаров и услуг  с высокой добавленной стоимостью;

4. в сфере финансовой безопасности:

- обеспечение финансовой  стабильности во всех секторах  экономики;

- повышение рентабельности  производства;

- обеспечение эффективного  использования средств государственного  бюджета;

- обеспечение эффективного  прохождения пиковых значений по платежам по внешнему долгу;

5. в сфере  энергетической безопасности:

- внедрение современных  энергосберегающих технологий;

- диверсификация источников  получения энергоресурсов;

- реализация совместных  проектов с Российской Федерацией  и другими странами по транспортировке, переработке и добыче энергоносителей;

- использование альтернативных  энергоносителей с расширением  местных источников энергии;

6. в сфере  продовольственной безопасности:

- кооперация и интеграция  с целью повышения эффективности работы агропромышленного комплекса;

- повышение качества  и безопасности продуктов питания [2, ст. 11].

Обеспечение экономической  безопасности путем моделирования  на долгосрочную перспективу - это гарантия независимости страны, условие стабильности и эффективной жизнедеятельности общества, достижения успеха. Это в свою очередь объясняется тем, что экономика представляет собой одну из жизненно важных сторон деятельности общества, государства и личности, и, следовательно, понятие национальной безопасности будет пустым словом без оценки жизнеспособности экономики, её прочности при возможных внешних и внутренних угрозах.

 

 

 

 

 

 

  1. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ В СИСТЕМЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

 

2.1 Государственная стратегия обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь

Таблица 1

Государственная стратегия обеспечения экономической  безопасности Республики Беларусь определяет:

  1. социально-экономическую ситуацию в стране с позиции экономической безопасности
      1. механизм защиты от угроз экономической безопасности Республики Беларусь
  1. экономические интересы Республики Беларусь
      1. угрозы экономической безопасности Республики Беларусь
  1. основные направления обеспечения экономической безопасности Республики

Беларусь

      1. цели, приоритеты и задачи в сфере обеспечения экономической безопасности

Республики Беларусь

 

индикаторы  экономической безопасности Республики Беларусь и их пороговые значение


 

Устойчивое развитие национальной экономики является основополагающим условием сохранения государственного суверенитета каждой страны. Экономика как основа любого государства и его общественно-политической системы определяет уровень жизни населения, национальную безопасность и обороноспособность страны. 

Особое внимание экономической  безопасности страны уделяется в  Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2006-2010 годы, где выделен специальный раздел «Обеспечение экономической безопасности и укрепление обороноспособности страны». В нем определены важнейшие задачи и меры по обеспечению экономической безопасности в ее важнейших сферах. Указом Президента Республики Беларусь в 2001 г. утверждена Концепция национальной безопасности Республики Беларусь, которая содержит методологические основы построения системы обеспечения национальной безопасности белорусского государства [7, с.145]. 

Составные части национальной безопасности – безопасность в политической, экономической, военной, экологической, информационной и гуманитарной сферах. Важнейшей составной частью обшей системы национальной безопасности является экономическая безопасность, которая затрагивает практически все стороны жизни государства, общества, экономики.

Основными задачами обеспечения  национальной безопасности в Республике Беларусь являются: 

1. Определение внешних и внутренних угроз национальной безопасности; 

2. Выявление факторов, обусловливающих угрозу национальной безопасности; 

3. Разработка и реализация мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз; 

4. Достижение сбалансированности политических интересов граждан и государства, поддержка обществом внутренней и внешней политики государства; 

5. Обеспечение суверенитета и территориальной целостности страны, безопасности ее приграничного пространства; 

6. Динамичное и устойчивое развитие экономики и повышение уровня жизни населения, последовательная реализация социально ориентированной модели экономического развития; 

7. Равноправное и взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами мира; 

8. Создание благоприятных условий для интеграции белорусской экономики в мировую экономическую систему; 

9. Сохранение биосферы и среды обитания человека на уровне, обеспечивающем воспроизводство возобновляемых и рациональное использование невозобновляемых природных ресурсов с учетом удовлетворения разумных потребностей нынешнего и будущего поколений; 

10. Преодоление последствий катастрофы на Чернобыльской АЭС и других негативных воздействий на биосферу и среду обитания человека; 

11. Совершенствование государственной системы предупреждения чрезвычайных ситуаций и ликвидации их последствий; 

12. Эффективное использование национальных информационных ресурсов, постоянное их совершенствование; 

13. Поддержание на необходимом уровне оборонного потенциала государства; 

14. Обеспечение личной безопасности человека и гражданина, соблюдение его конституционных прав и свобод; 

15. Совершенствование законодательства и системы государственной власти, укрепление правопорядка, сохранение социально-политической стабильности общества. 

Основными факторами, создающими угрозу национальной безопасности Республики Беларусь в экономической сфере, являются: 

1) недостаточная конкурентоспособность национальной экономики, обусловленная технологической отсталостью ряда отраслей промышленности, высокой энерго- и материалоемкостью, низким качеством продукции и высокими издержками производства; 

2) изношенность производственных мощностей; 

3) недостаточно эффективная система внедрения результатов исследований и разработок в промышленности; 

4) малый объем инвестиций в реальный сектор экономики; 

5) ухудшение финансового состояния субъектов хозяйствования, дефицит оборотных средств; 

6) высокий уровень монополизации экономики, несовершенство экономических механизмов государственного регулирования естественных и организационных монополий. 

Для обеспечения национальной безопасности необходимы развитие всестороннего и взаимовыгодного сотрудничества с другими государствами, сохранение и укрепление существующих систем международной и региональной безопасности. Важно учитывать особенности географического положения страны и развивать систему обслуживания международных транспортных коммуникаций. 

Республикой Беларусь, первой из стран СНГ, была разработана и  в 1997 г. одобрена Правительством Национальная стратегия устойчивого развития (НСУР) страны на период до 2010 года. В 2004 г. завершена разработка и утверждена Правительством Национальная стратегия устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020 года. 

Переход к устойчивому  развитию предполагает: обеспечение  динамичного экономического роста, стабильной социально-политической ситуации, сбалансированности реального и финансового секторов экономики; развитие традиционных и новых высоких технологий; осуществление хозяйственной деятельности на основе массового внедрения энерго- и ресурсосберегающих технологий; целенаправленные изменения структуры личного и общественного потребления; формирование эффективной системы устойчивого развития и создание соответствующих механизмов воспитания и образования. Все это будет способствовать формированию социально ориентированной экономики страны и обеспечению ее национальной безопасности [10].

 

2.2 Моделирование  национальной системы экономической  безопасности в Республике Беларусь

 

Реальная независимость  страны и социально-политическая стабильность в обществе могут быть достигнуты, прежде всего, в условиях  экономической безопасности государства.

На пути к ее достижению в Республике Беларусь сделано немало: сохранен и развивается промышленный и научно-технический потенциал  страны, растет сельскохозяйственное производство, расширяется география и номенклатура белорусского экспорта.

Важнейшим фактором укрепления экономической безопасности страны являются  высокие темпы роста  экономики.

Информация о работе Экономическая безопасность