Автор: Пользователь скрыл имя, 03 Ноября 2012 в 16:01, курсовая работа
Целью работы определяется изучением общих теоретико-правовых, экономических аспектов экономической безопасности в системе национальной безопасности, а также особенности моделирования национальной системы экономической безопасности на долгосрочную перспективу.
При написании данной работы был использован не отдельно взятый приём, способ исследования, а их системная совокупность. В их числе метод сравнения, анализа и синтеза, формально-логический метод, описательный метод.
Задачами исследования являются:
Изучение особенностей национальной безопасности в области экономики Республики Беларусь;
Анализ теоретико-правовых и экономических особенностей экономической безопасности;
Характеристика специфики государственного правового и экономического регулирования национальной системы экономической безопасности в Республике Беларусь;
Изучение особенностей законодательства Республики Беларусь в области моделирования национальной системы экономической безопасности, а так же изучение специализированной литературу;
Определение значимости национальной системы экономической безопасности для экономики Республики Беларусь.
Цель обеспечения
Под социальной безопасностью следует понимать оптимальное соотношение интересов личности, социальных групп и всего общества в сфере реализации их материальных и духовных потребностей. Социальная безопасность реализует необходимые гарантии реального права человека на жизнь [3, с. 54].
Устойчивое, стабильное развитие социальной системы - одно из главнейших условий национальной безопасности. Социальные взрывы представляют реальную угрозу самому существованию государства, его безопасности. Предотвращение таких угроз зависит от проводимой в государстве активной социальной политики, как основы социальной безопасности [5, с. 54].
К социальной инфраструктуре относятся торговля, жилищно-коммунальное хозяйство, система здравоохранения и образования, предприятия бытового обслуживания и др.
Инновационная безопасность имеет для Беларуси первостепенное значение, так как в государствах с ограниченными природными ресурсами роль научно-технической и инновационной деятельности является решающей в обеспечении не только экономической, но и национальной безопасности в целом.
Основным показателем развития научной деятельности, принятым для межстрановых сопоставлений, является доля затрат на исследования и разработки в валовом внутреннем продукте (наукоемкость ВВП).
Внешнеэкономическая безопасность, учитывая открытый характер экономики Республики Беларусь, является одним из приоритетов проводимой социально-экономической политики.
Внешнеэкономическая безопасность
должна обеспечить сохранение экономического
суверенитета страны, рост конкурентоспособности
национальной экономики и защиту
интересов белорусских
На эффективность внешнеэкономи
Такая объективная и особенно искусственно усиливаемая зависимость создает условия для политического давления на республику. Нельзя также допустить высокой степени финансовой зависимости от иностранных государств, которая давала бы кредиторам возможность навязывать Беларуси выгодную им экономическую политику и условия осуществления внешнеэкономических связей. Поэтому задачи обеспечения внешнеэкономической безопасности требуют проведения разнонаправленной, многовекторной внешнеэкономической политики с целью минимизации последствий односторонней зависимости экономики республики от какой-либо страны [3, с. 51-52].
С точки зрения экономической безопасности, необходимо рассматривать и вопрос о привлечении иностранных инвестиций в нашу экономику, которые при определенных условиях могли бы послужить подъему в некоторых областях промышленности и сельского хозяйства, а, следовательно, и экономического положения в целом, способствуя тем самым укреплению общих основ экономической безопасности страны [6, с.73].
Для укрепления внешнеэкономической безопасности Беларуси важное значение имеют реализация Договора о создании Союзного государства с Российской Федерацией, Единого экономического пространства на территории Беларуси, Казахстана, России и Украины, расширение сотрудничества с Европейским союзом, вступление во Всемирную торговую организацию, а также заключение двусторонних соглашений о торгово-экономическом сотрудничестве с отдельными странами.
Критерий экономической безопасности - это оценка состояния экономики с точки зрения важнейших процессов, отражающих сущность экономической безопасности.
Критериальная оценка безопасности включает в себя оценки: ресурсного потенциала и возможностей его развития; уровня эффективности использования ресурсов, капитала и труда и его соответствия уровню в наиболее развитых и передовых странах, а также уровню, при котором угрозы внешнего и внутреннего характера сводятся к минимуму; конкурентоспособности экономики; целостности территории и экономического пространства; суверенитета, независимости и возможности противостояния, внешним угрозам, социальной стабильности и условий предотвращения и разрешения социальных конфликтов.
Система показателей-индикаторов,
получивших количественное выражение,
позволяет заблаговременно
Следовательно, можно сделать вывод, что за пределами значений пороговых показателей национальная экономика теряет способность к динамичному саморазвитию, конкурентоспособность на внешних и внутренних рынках, становится объектом экспансии инонациональных и транснациональных монополий, разъедается язвами коррупции, криминала, страдает от внутреннего и внешнего грабежа национального богатства. Среди показателей экономической безопасности можно выделить показатели:
Пороговые уровни снижения безопасности можно охарактеризовать системой показателей общехозяйственного и социально-экономического значения, отражающих, в частности:
Таким образом, экономическая безопасность - это совокупность условий и факторов, обеспечивающих независимости национальной экономики, её стабильности и устойчивость, способность к постоянному обновлению и самосовершенствованию.
Глубочайший кризис, охвативший
российское общество, существенно осложняет
решение задач, связанных с отражением
угроз экономической
Республика Беларусь
в своей социально–
Вместе с тем для
динамичного развития требуется
более активное совершенствование
и модернизация действующих организационно–
Основные направления
Главная цель — рост благосостояния
и улучшение условий жизни
населения на основе совершенствования
социально–экономических
Стратегической целью социально-экономического развития Республики Беларусь в 2006–2015 годах является динамичное повышение уровня благосостояния народа на основе сбалансированного и устойчивого экономического роста, обеспечения рациональной занятости населения и приближения благосостояния и качества уровня жизни граждан республики к уровню экономически развитых европейских государств. Достижение этой цели связано с ускорением институциональных и структурных преобразований экономики и улучшением всех качественных параметров ее функционирования.
В ближайшее пятилетие (2006–2010 годы) основной целью социально-экономического развития Республики Беларусь является дальнейшее повышение уровня и качества жизни населения на основе развития и эффективного использования человеческого потенциала, технического перевооружения и совершенствования структуры экономики, роста ее конкурентоспособности.
Для ее достижения необходимо решение следующих задач:
1. создание благоприятных
условий и возможностей для
интеллектуального и
2. обеспечение роста
реальных денежных доходов
3. улучшение демографической ситуации;
4. инновационно-структурное обновление экономики, стимулирование разработки и реализации эффективных инновационных и инвестиционных проектов;
5. повышение уровня
конкурентоспособности
6. радикальное улучшение
инвестиционного климата и
7. опережающее развитие
сферы услуг, прежде всего
8. повышение эффективности
агропромышленного комплекса и
развитие социальной
9. расширение взаимовыгодных
экономических связей со
10. обеспечение национальной безопасности страны.
Главной целью второго пятилетия (2011–2015 годы) является обеспечение устойчивого экономического развития страны и на этой основе повышение уровня благосостояния народа с приближением его к уровню экономически развитых европейских государств.
Основные задачи второго пятилетия:
1. дальнейшее совершенствование структуры экономики за счет ускоренного развития отраслей социально-культурного комплекса, наукоемких, ресурсосберегающих, экспортоориентированных и импортозамещающих, экологически чистых производств;
2. расширение рынков
сбыта в странах дальнего