Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Октября 2011 в 17:44, реферат
Развитие экономики под воздействием рыночных механизмов выделило в качестве самостоятельной функцию государства по защите экономической безопасности. Такая необходимость вызвана тем, что рыночные механизмы не способны выполнять данную функцию. Обычно экономические интересы хозяйствующих субъектов не противоречат национальным интересам. Однако такие противоречия часто могут возникать. Например, рыночные механизмы делают выгодным развитие экологически вредных производств, а государство заинтересовано сдерживать их развитие.
— уровень безработицы;
— уровень обеспеченности
различными товарами длительного пользования;
— уровень преступности.
При расчете показателей
дохода следует учитывать, что эти
данные часто несколько занижены,
так как рассчитываются только на
основе денежных доходов населения
без учета натуральных доходов
от собственных подсобных хозяйств
и без учета бесплатных благ и
услуг, получаемых населением. Кроме
того, не учитываются многие перераспределяющие
потоки. В частности, доходы от неформальной,
нерегистрируемой занятости, от безвозмездной
помощи родственников друг другу. В
результате этой деятельности населения
происходит перелив доходов от одной
группы населения к другой.
Однако это не
снимает остроту проблемы с позиции
угрозы безопасности. Дело в том, что
величина прожиточного минимума установлена
на таком низком уровне, что пороговым
значением по этому индикатору должно
было бы быть отсутствие граждан, имеющих
доходы ниже данного уровня. Что
касается разрыва в доходах между
высоко- и низкодоходными слоями населения,
то пороговое значение по этому индикатору
в России предварительно определяется
на уровне, обычно принимаемом в развитых
зарубежных странах, где разрыв в 8 раз
не вызывает социальных конфликтов. Однако
население России привыкло к разрыву в
доходах максимум в 4—5 раз. Поэтому по
возможности следует принимать более
жесткие параметры пороговых значений
по данному индикатору.
Важно подчеркнуть,
что наивысшая степень
Оценка интегрального
показателя уровня экономической безопасности
осуществляется преимущественно в
виде табличного сопоставления основных
экономических показателей
Показатель безопасности
Критический показатель
Фактический показатель
за 2001 г.
Прогнозный показатель
на 2002 г.
Уровень безработицы
15%
14%
12%
Износ инфраструктуры и др.
70%
85%
90%
Порядок использования
пороговых значений в самом общем
виде представляется следующим. Органы
исполнительной власти разрабатывают
прогнозы социально-экономического развития
на определенный период, проекты бюджета.
Прежде всего, следует установить, что
в этих документах обязательно должны
содержаться показатели, характеризующие
степень экономической
Следует отметить, что
более показательным и удобным
в использовании является функциональный
анализ уровня экономической безопасности.
Такой анализ позволяет выявить
недостатки и резервы реализуемого
комплекса мер по обеспечению
каждой из функциональных составляющих
экономической безопасности и безопасности
территории в целом, а также дать
возможность скорректировать
Возможный алгоритм
анализа:
Определение структуры
негативных воздействий по каждой функциональной
составляющей экономической безопасности
территории. Разделение объективных
и субъективных негативных воздействий.
Оценивается вероятность
наступления отдельных
Формируется список
мер, которые были предприняты к
моменту проведения оценки уровня его
экономической безопасности для
устранения влияния негативных воздействий.
Такие списки мер формируются
по каждой из функциональных составляющих
и по каждому негативному
Оценка эффективности
принятых мер с точки зрения нейтрализации
конкретных негативных воздействий
по каждой из функциональных составляющих
экономической безопасности. Оценка
эффективности принятых мер может производиться
экспертами, проводящими общую оценку
экономической безопасности данной территории
или специально приглашенными лишь для
этой цели, на основании оценки отношения
экономического эффекта, полученного
от реализации оцениваемых мер, предотвращенного
с помощью этих мер возможного ущерба
к совокупным затратам на реализацию комплекса
мер и стоимости понесенного ущерба по
функциональной составляющей.
Определение причин
недостаточной эффективности
Выработка рекомендаций
по устранению и предупреждению негативных
воздействий.
Оценка стоимости
каждой из предлагаемых мер по устранению
негативных воздействий и определение
исполнителей, ответственных за реализацию
предлагаемых мер.
Актуален вопрос
о величине удельного веса каждой
из составляющих безопасности при их
агрегировании. Если какие — либо
показатели линейно или нелинейно
зависят друг от друга, то в информационной
системе присутствует ненужная информация,
искажающая результаты анализа, прогнозирования
и, как следствие, результаты планирования.
Поэтому необходим
Функциональная составляющая безопасности
Ожидаемый ущерб
Предотвращенный ущерб
Реализовавшийся ущерб
Удельный вес
Экологическая
800
100
300
15%
Информационная
300
100
160
8%
Финансовая
1500
500
400
20%
и т.д.
57 %
Общий ущерб
100%
Для выделения наиболее
важных направлений можно применять
расчет удельного веса отдельных
составляющих безопасности в общем
ущербе.
Пример анализа экономической безопасности, представляемый в представительный орган власти:
Название прогнозируемого негативного воздействия
Вероятность
Оцениваемый ущерб
Вероятный ущерб (2*3)
Авария на трубопроводе
30%
1 000 тыс. руб.
300 тыс. руб.
Перебои в поставке определенного жизненно важного товара
50%
700 тыс. руб.
350 тыс. руб.
Хищения цветных металлов
90%
500 тыс. руб.
450 тыс. руб.
И так далее
Представительный
орган принимает решение о
том какие негативные воздействия следует
уменьшить в первую очередь. Соответственно,
в случае, если негативные воздействия
нельзя преодолеть с помощью законодательных
мер, соответствующим исполнительным
органам власти дается задание разработать
и представить на рассмотрение данные
в соответствии с требованиями алгоритма
анализа. На основе данных анализа представительный
орган власти может принять решения о
финансировании целевых программ по обеспечению
экономической безопасности.
Создание карт функционального
анализа позволяет решать одновременно
целую совокупность важнейших проблем
обеспечения экономической
Расчет удельных
весов функциональных составляющих
экономической безопасности на основе
анализа ущербов позволяет
Современные информационные
технологии позволяют формировать
модели управляемых систем с учетом
не только значений входных ретроспективных
данных, но и с учетом структуры
взаимодействия этих данных в конкретном
экономическом процессе. Существуют
возможности вариантного
Приоритетными задачами
региональной политики, направленной
на повышение экономической
— поддержка жизненно
важных для населения региона
предприятий и объектов инфраструктуры;
— обеспечение условий
для нормальной жизнедеятельности
населения;
— оказание содействия
преимущественному развитию предприятий
наиболее прибыльных и перспективных
на данный период, а также предприятий,
имеющих долгосрочные экономические
преимущества в общей системе
территориального разделения труда;
— развитие региональной
инфраструктуры.
Рассмотрение экономической безопасности региона должно осуществляться в рамках экономической безопасности Российской Федерации.
Информация о работе Экономическая безопасность региона Уткин Э. А. Денисов А. Ф.