Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть состояние и пути обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- оценка способности национальной экономики к устойчивому развитию;
- определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития.
Введение 4
1. Экономическая безопасность государства 6
1.1 Основные термины и понятия в системе экономической безопасности государства 6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности 8
2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь 10
2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности 10
2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию 12
3. Анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь 15
3.1 Топливно-энергетическая безопасность 15
3.2 Продовольственная безопасность 18
3.3 Экологическая безопасность 20
3.4 Демографическая безопасность 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
В первой половине 90-х годов наша страна вступила в стадию, можно сказать без преувеличения, демографической катастрофы. Эта катастрофа выражается, прежде всего, в беспрецедентно низкой рождаемости (уровень которой вдвое ниже, чем в самые тяжелые годы Великой Отечественной войны), в очень высоком уровне разводов (по которому мы сегодня близки к России, которая на втором месте в мире после США), в относительно низкой продолжительности жизни населения, особенно сельского и мужчин в трудоспособном возрасте. С 1993 г. население Беларуси не растет, а сокращается, причем очень быстрыми темпами. За прошедшие с 1993 г. по 2006 годы, численность населения страны сократилась почти на 500 тыс. человек. Это больше, чем, например, численность населения Гомеля - второго по величине города в стране. За счет естественной убыли, т.е. превышения числа умерших над числом родившихся, за указанный период общая численность населения страны уменьшилась еще больше, так как убыль населения в некоторой мере компенсировалась миграционным притоком населения из стран СНГ и Балтии.
Это не полный перечень демографических проблем нашей страны, однако, и названного достаточно, чтобы оценить характер ситуации. Поэтому нет сомнения, что необходимы определенные меры для исправления положения. Но какие именно меры, какие программы? Кто их должен разрабатывать? На что они должны быть нацелены?
Всякий раз, когда общество сталкивается с угрозой депопуляции (впервые это произошло во Франции в XIX в.), обнаруживается однотипная реакция общественного мнения - начинаются поиски политических и научных ответов на этот вызов, средств лечения неизвестной болезни. Правительства практически всех государств, имеющих сходную с нашей демографическую ситуацию, пытаются ее исправить. При этом применяются в основном меры материальной поддержки семей с помощью различного рода пособий и льгот. Как свидетельствует история, эффективность этих мер невелика. Необходимы более глубокие целенаправленные изменения в культуре, в качестве жизни общества с тем, чтобы повысить престиж семейной жизни, престиж семьи с несколькими детьми, который сегодня очень низкий, престиж здорового образа жизни. Для этого необходима специальная демографическая политика, широкомасштабные программы социального, а не только экономического порядка. Для разработки же подобных программ необходимы знания закономерностей демографического развития страны, полученные усилиями ученых, представителей различных наук. [3, с.9]
Исходя из анализа многочисленных источников информации, общие причины демографического кризиса в Беларуси можно свести к следующему:
-
процесс ухудшения
-
средняя продолжительность
-
большой вред наносят
- растет число ВИЧ-инфицированных жителей;
-
численность населения
- ввиду своего особенного географического положения Беларусь используется криминогенными лицами как транзитный коридор для прорыва в западные страны. В интересах прав и свобод граждан Беларуси необходимо сделать ее границы более прозрачными для подобного рода «гостей»;
- увеличивается коэффициент пенсионной нагрузки на активно работающую часть населения;
- обращает на себя внимание увеличение численности городского населения наряду с некоторым снижением численности сельского (смотреть рисунок 1).
Рисунок 1 - Половозрастная пирамида населения (на 1 января 2010г., человек)
Примечание – Источник: [1]
Для
решения проблемы демографической безопасности
целесообразно разработать государственную
комплексную программу Беларуси, которая
позволит создать механизм реализации
политики в области народонаселения, разработать
научно-обоснованную систему критериальных
показателей демографической безопасности,
их пороговые значения и меры, направленные
на предотвращение демографических угроз
устойчивому развитию страны. В ней должны
найти отражение как демографические
(в том числе улучшение и охрана репродуктивного
здоровья человека и его прав), так и социальные
проблемы.
Таким образом, экономическую безопасность можно определить как состояние экономики и институтов власти, при котором обеспечиваются гарантированная защита национальных интересов, социальная направленность политики, достаточный оборонный потенциал даже при неблагоприятных условиях развития внутренних и внешних процессов. Иными словами, экономическая безопасность — это не только защищенность национальных интересов, по и готовность, и способность институтов власти создавать механизмы реализации и защиты национальных интересов развития отечественной экономики, поддержания социально-политической стабильности общества.
Практически все постсоциалистические страны, с преимущественно индустриальным типом экономики столкнулись с проблемами переходной экономики, представляющими угрозу экономической безопасности. Для Беларуси этот период ознаменован распадом СССР, движением из коммунизма. Системные реформы в Беларуси и других странах прошли длительный путь. Среди преобразований переходного периода главное место занимает изменение роли государства, макроэкономическая стабилизация, приватизация, формирование рыночной инфраструктуры, интеграция в мировое хозяйство.
Государственная стратегия экономической безопасности в переходный период может быть успешно реализована только при соблюдении ряда определенных требований. Во-первых, необходимо четко разграничить функции аппарата Президента и правительства, а также местных органов исполнительной власти. Во-вторых, должны быть определены задачи общегосударственного и местного уровня. В-третьих, требуется адекватное информационное обеспечение регулирующей функции государства.
Некоторые важные положения государственной деятельности по обеспечению экономической безопасности должны осуществляться в процессе разработки проектов прогноза социально-экономического развития Беларуси и государственного бюджета на каждый последующий год.
Данные
выводы ставят вопрос о необходимости
комплексного и углубленного подхода
к вопросам обеспечения экономической
безопасности Республики Беларусь.
- Мн.: ФУАинформ, 2000.
12. Экономическая безопасность и экономическая политика: учебное пособие./ А.В. Бондарь [и др.]. – Минск: БГЭУ, 2007.