Экономическая безопасность государства: состояние и пути ее обеспечения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть состояние и пути обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- оценка способности национальной экономики к устойчивому развитию;
- определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития.

Содержание

Введение 4
1. Экономическая безопасность государства 6
1.1 Основные термины и понятия в системе экономической безопасности государства 6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности 8
2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь 10
2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности 10
2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию 12
3. Анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь 15
3.1 Топливно-энергетическая безопасность 15
3.2 Продовольственная безопасность 18
3.3 Экологическая безопасность 20
3.4 Демографическая безопасность 22
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

безопасность.doc

— 703.50 Кб (Скачать)

     Для Беларуси в качестве базовых видов  продовольствия (а соответственно и  продовольственной безопасности) рассматривается  девять продуктовых групп: зерно, картофель, овощи, плоды, сахар, масло растительное, молоко, мясо, яйцо и продукты их переработки.

     Принимая  международные соглашения по агроэкономической  политике в качестве рамочных документов, Беларуси важно определить границы  продовольственной безопасности, разработать стратегию и направления развития национального сельского хозяйства, позволяющего решить проблему преимущественно на основе самообеспечения, рационально использовать производственный потенциал и преимущества международного разделения труда путем интеграции в мировую экономику.

     Ряд положений, необходимых для достижения продовольственной безопасности по критическому и оптимистическому уровням, были включены в республиканскую  Программу повышения эффективности  агропромышленного комплекса на 2000-2005 гг., одобренную Советом Министров Республики Беларусь 8 февраля 2000 г. (постановление №170, раздел 1.1 – «Продовольственная безопасность страны – стратегия развития АПК»). Программа является отраслевой и содержит стратегию и основные параметры развития агропромышленного комплекса в среднесрочной перспективе, а также направления совершенствования аграрной политики и механизм, обеспечивающий решение рассматриваемой проблемы на национальном уровне, которые включены в Программу социально-экономического развития республики до 2010 г.

     Развитию  села, обеспечению продовольственной  безопасности уделено большое внимание в Государственной программе  развития села на                  2005-2010 гг.

     Вместе  с тем в республике отсутствуют  узаконенные нормативы, определяющие критерии, параметры, уровни продовольственной безопасности; не разработана комплексная система мер по ее достижению на уровне домашних хозяйств и региональном уровне.

     Количественные  параметры производства важнейших  видов продовольственных и сырьевых ресурсов, достаточные для обеспечения внутреннего потребления на душу населения по научно обоснованным нормам формирования необходимых фондов и резервов, а также образования экспортного потенциала в перспективе, должны быт следующие: зерно – 8,0-9,0 млн т, картофель – 9,0-10,0, овощи – 1,5-1,7, плоды и ягоды – 0,7-0,8, сахарная свекла – 2,0-2,2, молоко – 7,0-7,5, мясо всех видов (живая масса) –                        1,3-1,5 млн т. Это обеспечит баланс внутреннего рынка важнейших видов сырья и продовольствия на национальном и региональных уровнях в основном за счет собственного производства и позволит формировать экспортный потенциал в размере 15-20% общего производства.

     Продовольственная безопасность Беларуси за счет собственного производства по критическому уровню находится в пределах достигнутой (обеспеченной), по оптимистическому уровню – не превышает 65-70%.

     В настоящее время существует тенденция  падение объемов производства некоторых  видов продуктов по сравнению  с уровнем 1990 г. Сокращение объемов  производства отрицательно сказалось на потреблении некоторых продуктов питания (мясо, молоко, яйцо). Наряду с падением производства и сокращением объемов продаж продовольственную проблему усугубило снижение доходов населения, в том числе и сельского, заработная плата которого остается на низком уровне.

     Падение объемов производства сказалось  и на внешнеэкономической деятельности агропромышленного производства. Снизились  денежные поступления от экспортных операций по группе продовольственных  товаров. Увеличивается импорт продукции, которая традиционно для Республики Беларусь была экспортной. В частности, это мясопродукты, льноволокно.

     Рассматривая  динамику потребления продовольствия, отмечая ухудшение качественных и количественных параметров продуктов  питания, рост импорта, можно сделать  вывод о том, что продовольственное обеспечение в Республике Беларусь по-прежнему остается в числе сложных проблем. Но, учитывая природный и экономический потенциал сельского хозяйства, самообеспечение республики важнейшими видами продовольствия не только возможно, но и вполне достижимо.[12, с.331]

     Первоочередными задачами для обеспечения продовольственной  безопасности Беларуси следует считать:

     - улучшение качества жизни продуцентов  сельскохозяйственной продукции,  как важнейшего фактора экономического  и демографического равновесия;

     - привлечение молодежи, владеющей  современными профессиональными  знаниями и навыками, в сельское  хозяйство с целью восстановления  и обновления трудовых ресурсов, а также повышения их качественных  характеристик;

     - обеспечение равновесия между занятостью в сферах производства, обслуживания и благоустройства села; [4, с.94]

     - стимулирование развития основных  отраслей агропромышленного комплекса  с целью обеспечения внутреннего  рынка важнейшими видами продовольственных  товаров за счет собственного производства при его экспортной ориентации;

     - развитие технического и экономического  потенциала сельского хозяйства  на базе внедрения достижений  научно-технического прогресса и  повышение на этой основе конкурентоспособности  сельскохозяйственных предприятий; [4, с.95]

     - повышение покупательской способности  населения;

     - государственную поддержку незащищенной  части населения: инвалидов, учащейся  молодежи. Возможность получать  необходимое количество продуктов  по ценам, сообразным доходам;

     - сведение к минимуму диспаритета цен, при котором образуется провал между затратами на производство сельскохозяйственной продукции и вырученными от ее реализации средствами;

     - создание выгодных условий реализации  продукции (обеспечение гарантированных  минимальных цен закупки сельскохозяйственной продукции). 

3.3 Экологическая безопасность

 
 

     Как известно двигателем человеческого  развития является экономический рост. Он способствует поступательному росту  капитала, повышению благосостояния общества и социальной защищенности. Однако экономический рост не может  быть самоцелью. Он должен обеспечивать улучшение качества жизни, полную занятость населения, сокращение нищеты, совершенствование характера распределения доходов, сохранение среды обитания.

     Мерилом цивилизованности общества становится уровень экологической безопасности его существования. Мировое сообщество пришло к выводу о том, что темпы роста ВВП не могут служить единственным показателем благосостояния нации. Устойчивое человеческое развитие и обусловленное им качество жизни в значительной мере зависят от экологической ситуации в стране.

     Стратегическая  цель устойчивого развития нашей  страны определена в Национальной стратегии  устойчивого развития (НСУР) Республики Беларусь в соответствии с рекомендациями и принципами, изложенными и документах Конференции ООН по окружающей среде и развитию.

     В НСУР определены проблемные поля, стратегические цели и приоритеты устойчивого развития, потенциал и средства их реализации, даны рекомендации Правительству, неправительственным  структурам, общественным организациям по разработке прогнозов и программ развития. Кроме того, в ней обоснованы важнейшие показатели устойчивого развития социальной, экономической, экологической сфер Республики Беларусь до               2020 г. и соотношение предельно-критических и реальных индикаторов развития белорусского общества.

     Среди наиболее серьезных экологических  проблем нашей страны можно назвать  следующие:

     - радиоактивное загрязнение (последствия  катастрофы на ЧАЭС);

     - загрязнение атмосферного воздуха  в крупных городах и промышленных  центрах;

     - сильное загрязнение грунтовых  и подземных вод;

     - нарушение экологического равновесия  природных систем вследствие  мелиорации;

     - ухудшение экологического состояния  земель вследствие воздействия химикатами  др.

     Однако, оценивая экологическую ситуацию в стране на современном этапе, нельзя не отметить постепенное улучшение показателей экологической безопасности. В таблице 5 представлены основные данные, характеризующие экологическую безопасность Республики Беларусь. 

Таблица 5 - Экологическая безопасность РБ

Показатель Единица измерения 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Затраты на охрану окружающей среды млрд. рублей 578 786 967 864 1197 1398
Выбросы загрязняющих веществ в атмосферный  воздух от стационарных источников тыс. тонн 371,8 415,3 403,7 423,3 408,2 396,1
Уловлено  и обезврежено загрязняющих веществ, отходящих от стационарных источников тыс. тонн 2998,6 2843,0 2902,0 2724,9 2595,9 2540,5
Использовано (утилизировано) загрязняющих веществ, уловленных установками очистки  газов тыс. тонн 2788,8 2607,2 2632,3 2474,0 2340,1 2262,8
Примечание - Источник: [1]

     Так при росте ВВП и промышленной продукции существенно сократились  объемы выбросов вредных веществ  в атмосферу, сброс загрязненных сточных вод, площадь нарушенных земель. Но в  то же время, к сожалению, улучшение радиационной обстановки в обозримой перспективе не представляется реальным.

     Оздоровление  воздушной среды явилось в  значительной степени следствием энергосберегающей  политики, улучшения общей структуры  парка подвижного состава за счет увеличения доли иномарок с более оптимальными экологическими показателями по выбросам в атмосферу, усиления государственного контроля за выбросами передвижных источников и т.п.        [4, с.343]

     Таким образом, организациями, подведомственными  Минприроды Республики Беларусь, другими государственными структурами, хозяйственниками, гражданским обществом Беларуси немало сделано для оздоровления окружающей среды. Однако еще очень много проблем необходимо решить для обеспечения экологической безопасности.

     Безопасность  в экологической сфере – это не только вопрос ценностной ориентации общества, но и в конечном счете – задача выживания человечества. Поэтому проблема касается каждого. Для создания данного факта необходимо формирование экологического мировоззрения как важнейшей составляющей парадигмы устойчивого развития и донесение ее сути в доступной форме до широких слоев общественности. Решение этой задачи осуществимо путем популяризации идей устойчивого эколого-экономического развития через средства массовой информации, издание научно-популярной и специальной литературы, осуществление общественного диалога в рамках данной проблематики. 

3.4 Демографическая безопасность

 
 

     Под демографической безопасностью  понимается устойчивость к депопуляции  на территории государства. Демографическая проблема носит комплексный характер и оказывает влияние на различные составляющие экономической безопасности. 

     Демография - наука не новая. Ей уже более 300 лет. Тем не менее, совсем недавно в  Беларуси демографические процессы привлекали внимание лишь немногочисленных специалистов и практически не волновали других жителей страны. Сегодня эти проблемы выдвигаются едва ли не в самый центр общественного внимания. Слова «демография», «демографический» в различных словосочетаниях теперь нередко можно встретить в газетах, услышать по радио или по телевидению. Расширяется преподавание демографии на социологических, экономических, юридических и других гуманитарных факультетах университетов. Демографические проблемы все чаще обсуждаются на заседаниях различных представительных комиссий. Но, к сожалению, научный уровень обсуждения демографических вопросов все еще не достаточно высок. Между тем сегодня демографические проблемы в стране стоят очень остро и требуют к себе повышенного внимания. Назрела острая необходимость общественного управления демографическими процессами. Именно общественного, а не только государственного. В этих условиях демографам необходимо ответить на множество интересующих общество весьма непростых вопросов и, в первую очередь, теоретических.

Информация о работе Экономическая безопасность государства: состояние и пути ее обеспечения в Республике Беларусь