Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть состояние и пути обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- оценка способности национальной экономики к устойчивому развитию;
- определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития.
Введение 4
1. Экономическая безопасность государства 6
1.1 Основные термины и понятия в системе экономической безопасности государства 6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности 8
2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь 10
2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности 10
2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию 12
3. Анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь 15
3.1 Топливно-энергетическая безопасность 15
3.2 Продовольственная безопасность 18
3.3 Экологическая безопасность 20
3.4 Демографическая безопасность 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
Решение поставленных задач обеспечивается, в первую очередь, за счет последовательного повышения заработной платы.
С 1 января 2010 года минимальная заработная плата установлена в размере 258 600 рублей, что выше размера бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения (250 070 рублей). В дальнейшем планируется ее размер поэтапно приблизить к уровню минимального потребительского бюджета.
По прогнозу социально-экономического развития Республики Беларусь на 2010 год в конце года среднемесячная заработная плата работников в республике достигнет 500 долларов США. Поэтапное увеличение заработной платы планируется и в организациях бюджетной сферы.
Повышение качества жизни населения зависит от решения проблем занятости и обеспечения социальной защиты граждан, временно оказавшихся без работы.
Нашу республику отличает политика стабильной занятости, направленная на то, чтобы минимизировать влияние неблагоприятной экономической конъюнктуры на изменение спроса на труд. К концу 2010 года уровень безработицы в целом по республике прогнозируется в пределах 1,2 – 1,5 %.
Приоритетным направлением в отрасли здравоохранении будет дальнейшее развитие первичной медицинской помощи, улучшение ее доступности, качества и материально-технической базы.
Одной из важнейших задач отрасли здравоохранения области в текущем году будет дальнейшее оснащение медицинских учреждений современным высокотехнологичным лечебно-диагностическим оборудованием, в том числе в рамках реализации Национальной Президентской, государственных и отраслевых программ.
Достижение в текущем году прогнозных показателей по развитию услуг сферы культуры планируется обеспечивать за счет увеличения объемов платных услуг, оказываемых жителям села с целью приближения их к уровню обслуживания городского населения.
Развитию
платных услуг будет
Под топливно-энергетической безопасностью (ТЭБ) понимается бесперебойное удовлетворение потребности в топливе, электрической и тепловой энергии нужного качества и в необходимых количествах, без которых в природно-климатических условиях страны невозможны жизнедеятельность населения и нормальное функционирование хозяйственного комплекса страны.
Эффективность использования топливно-энергетических ресурсов отражает эффективность технологий и оборудования уровень развития научно-технического прогресса в экономике в целом, отраслях экономики, при производстве отдельных видов продукции.
Касаясь проблемы обеспечения топливом Беларуси, необходимо отметить следующее.
Потребность республики в нефти, нефтепродуктах и природном газе практически полностью обеспечивается поставками из России, причем по ценам ниже мировых. Это обстоятельство ставит Беларусь в зависимость от топливно-энергетических ресурсов России. Однако острота данной проблемы может быть существенно снижена в случае создания единого экономического пространства Беларуси и России, а также в связи с подписанием 22.11.1999 г. Соглашения между правительствами этих стран о создании Объединенной электроэнергетической системы.
В
таблице 2 приведены данные по производству
и потреблению электроэнергии в Республике
Беларусь.
Таблица 2 - Производство и потребление электроэнергии в РБ
Показатель | Единица измерения | 2000 | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2007 | 2008 |
Производство электроэнергии | млрд кВт/ч | 26,1 | 25,1 | 26,5 | 26,6 | 31,2 | 31,8 | 35,0 |
Потребление электроэнергии | млрд кВт/ч | 33,3 | 33,3 | 33,0 | 33,5 | 34,5 | 36,1 | 36,8 |
Примечание - Источник:
собственная разработка
По приведенным в Таблице 1 данным видно, что объем вырабатываемой электроэнергии собственными энергоисточниками в 2000-2007 гг. составлял 26,1-31,8 млрд кВт/ч при общем потреблении электрической энергии в этом периоде 33,3-36,1 млрд кВт/ч. В 2008 г. данный объем составил 35,0 млрд кВт/ч при потреблении 36,8 млрд кВт/ч.
Таким образом, доля вырабатываемой электроэнергии собственными энергоисточниками в общем объеме потребляемой в стране электроэнергии в 2000-2007 гг. составила 78,4-88,1 %, в 2008 г. – 95,1 %. Вместе с тем собственные источники производства энергии при установленной мощности 8300 МВт способны выработать 44-45 млрд кВт/ч электрической энергии в год, т.е. загрузка собственных мощностей составляет около 60 %. Это указывает на то, что энергосистема имеет избыток энергетических мощностей по производству электрической энергии. Таким образом, по данному индикатору энергетическая безопасность представлена как Н (норма).
Успешность
выполнения целевых показателей
социально-экономического развития является
одним из наиболее важных критериев топливно-энергетической
безопасности. В таблице 3 представлены
данные по энергосбережению в Республике
Беларусь за последние годы.
Таблица 3 - Энергосбережение РБ
Год | Годовое задание, тыс. т у.т. | Отчет, тыс. т у.т. | Выполнение, % |
2003 | 255 | 255,3 | 100,1 |
2004 | 280 | 282,4 | 100,9 |
2005 | 265 | 266,0 | 100,4 |
2006 | 250 | 257,4 | 102,9 |
2007 | 325 | 351,3 | 108,1 |
Примечание
- Источник: [2]
Показатели
по увеличению инвестиций в основной
капитал также имеет положительную
тенденцию. В таблице 4 представлены данные
по темпу роста инвестиций в основной
капитал в Республике Беларусь.
Таблица 4 - Темп роста инвестиций в основной капитал в РБ
Год | Годовое задание, % | Отчет, % | Отклонение (+ -), % |
2003 | 110,8 | 128,3 | +17,5 |
2004 | 125,6 | 130,7 | +5,1 |
2005 | 107,7 | 110,6 | +2,9 |
2006 | 118,2 | 118,6 | +0,4 |
2007 | 108,6 | 108,9 | +0,3 |
Примечание
- Источник: [2]
Таким образом, из приведенных данных в Таблице 3 и Таблице 4 следует вывод, что работа по энергосбережению, а также росту инветиций в нашей республике идет активными темпами.
Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 25.08.2005 г. № 399 утверждены "Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь" и "Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 годах". В указанных Концепции и Государственной программе рассмотрено современное состояние ТЭК, приведены индикаторы энергетической безопасности, а также предложены мероприятия, которые позволят изменить характер кризисности ситуации в 2003 г. на более благоприятный характер в 2020 г.
Приведенный перечень индикаторов не учитывает такого важного фактора топливно-энергетической безопасности, как эффективность использования топливно-энергетических ресурсов.
Эффективность
использования топливно-
В
Государственной научно-
Таким образом, согласно данным «Республиканской программы по энергосбережению на период до 2000 г.» и ГНТП «Энергосбережение», «стратегической целью политики энергосбережения является выход республики к 2010 г. по энергоемкости ВВП с уровня 1,0-1,2 кг н.э. на доллар США на 0,3 кг н.э. на доллар США».
В целях проведения работ по эффективному использованию ТЭР и дальнейшему снижению энергоемкости ВВП Указом Президента Республики Беларусь А.Г. Лукашенко от 25.08.2005 г. №399 утверждены Концепция энергетической безопасности и повышения энергетической независимости Республики Беларусь и Государственная комплексная программа модернизации основных производственных фондов Белорусской энергетической системы, энергосбережения и увеличения доли использования в республике собственных топливно-энергетических ресурсов в 2006-2010 гг.; 15.06.2007 г.-Директива №3 «Экономия и бережливость – главные факторы экономической безопасности государства».
Продовольственную
безопасность следует понимать как
возможность государства и
Государственный контроль за продовольствием должен быть систематизированным, полным, включать все этапы продовольственного оборота. При этом, как считают руководители комиссии контроля за качеством продовольствия ЕС, основной акцент должен быть поставлен на контроль качества сырья. И это логично и понятно, поскольку из плохого сырья трудно или даже невозможно создать качественный и безвредный конечный продукт.
Основной
путь решения проблемы рационального
использования природных