Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть состояние и пути обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- оценка способности национальной экономики к устойчивому развитию;
- определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития.
Введение 4
1. Экономическая безопасность государства 6
1.1 Основные термины и понятия в системе экономической безопасности государства 6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности 8
2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь 10
2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности 10
2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию 12
3. Анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь 15
3.1 Топливно-энергетическая безопасность 15
3.2 Продовольственная безопасность 18
3.3 Экологическая безопасность 20
3.4 Демографическая безопасность 22
Заключение 26
Список использованных источников 27
Важнейшими элементами механизма обеспечения экономической безопасности являются:
- мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.
Мониторинг
как оперативная информационно-
- разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности.
Кроме того, необходима активная деятельность государства по обеспечению экономической безопасности и качество жизни населения.
Деятельность государства по обеспечению экономической безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:
1)
Выявление случаев, когда
2)
Организация работы в целях
реализации комплекса мер по
преодолению или недопущению
возникновения угроз
3) Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.
Следует
отметить, что экономическая безопасность
каждой отдельной страны, входящей в тот
или иной экономический союз, обеспечивается
как собственными усилиями, так и коллективной
безопасностью формируемой наднациональными
органами этого союза. Перед любым развивающимся
государством стоит первостепенная задача
- выйти из экономического кризиса, обеспечить
стабильное экономическое развитие, а
затем путем различных экономических
преобразований отыскать свою нишу в развивающейся
мировой экономике. Эта сложнейшая проблема
может быть решена только в тесном сотрудничестве
с другими государствами в контексте интеграционных
процессов.
Экономическая система страны представляет собой сложную иерархическую структуру. В качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:
- уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны;
- микроэкономический уровень - агенты рынка;
- региональный и отраслевой уровни - экономика областей и отраслей;
- макроэкономический уровень - экономика страны в целом.
Государственная деятельность в области изучения предмета экономической безопасности состоит:
- из определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в кратко- и долгосрочной перспективе;
- формирования экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.
Формирование
концепции и стратегии
Концепция
экономической безопасности должна
опираться на высшие долговременные
национально-государственные
В
структуре экономической
1.
Экономическая независимость,
2. Стабильность и устойчивость национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживания факторов, способных стабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.).
3.
Способность к саморазвитию и
прогрессу, что особенно важно
в современном динамично
При оценке экономической безопасности целесообразно проводить комплексный системный анализ как основных сфер экономики, определяющих экономическую безопасность того или иного направления социально-экономического развития, так и экономической безопасности в целом. Это позволит более полно учитывать реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в различных сферах, своевременно разрабатывать и реализовывать мероприятия по упреждению этих угроз либо смягчению отрицательного воздействия в случае их проявления.
При комплексной оценке экономической безопасности Республики Беларусь сферы экономики сгруппированы по целевому признаку следующим образом:
1. Способность экономики к устойчивому развитию (производственная сфера) включает в себя:
- динамику изменения валового внутреннего продукта (ВВП);
- топливно-энергетическую безопасность;
- научно-техническую, инновационную, научно-образовательную безопасность;
- производственную безопасность;
- инвестиционную безопасность;
- финансовую безопасность;
- внешнеэкономическую безопасность.
2. Обеспечение приемлемого уровня жизни (социальная сфера) подразумевает:
- социальную безопасность;
- сферу уровня жизни населения;
- сферу рынка труда;
- продовольственную безопасность;
- правопорядок;
- демографическую безопасность.
3. Информационная и информационно-психологическая безопасность (информационно-психологическая сфера).
4. Экологическая безопасность (среда обитания). [12, с.220]
Многие
исследователи подчеркивают, что если
производственной и социальной сферам,
а также среде обитания уделяется много
внимания, то информационной (а тем более
информационно-психологической) безопасности
- недостаточно.
Валовый внутренний продукт (ВВП) является одним из важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития любого государства. По тенденциям изменения ВВП судят о темпах экономического развития любого государства. По отношению к общему объему ВВП производится оценка ряда важнейших показателей, а также намечаются уровни значения этих показателей при внутригосударственном прогнозировании: удельный вес оплаты труда, удельный вес инвестиций, дефицит (профицит) консолидированного бюджета, удельный вес импорта, экспорта и внешнеторгового оборота (ВТО).
В связи с этим чрезвычайно важно не только из года в год наращивать ВВП, но и достоверно его оценивать.
В
таблице 1 представлена тенденция изменения
ВВП в Республике Беларусь.
Таблица 1 - Производство ВВП в РБ
Валовый внутренний продукт | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 | 2006 | 2007 | 2008 |
в текущих ценах, млрд. рублей | 26138 | 36565 | 49992 | 65067 | 79267 | 97165 | 128829 |
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году | 105,0 | 107,0 | 111,4 | 109,4 | 110,0 | 108,6 | 110,0 |
ВВП на душу населения, тыс.рублей | 2634 | 3703 | 5088 | 6656 | 8145 | 10015 | 13308 |
Примечание
- Источник: [1]
Следует отметить, что с 2002 года в Республике Беларусь имеет место регулярный рост ВВП по отношению к предыдущему году в пределах, установленных в программах социально-экономического развития.
Повышение качества и конкурентоспособности продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, в конечном счете, является основным критерием повышения качества жизни наших граждан.
Не случайно вопросы качества являются основным приоритетом в социально-экономическом развитии страны на 2006-2010 годы, а завершающий год пятилетки Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом качества.
Устойчивый рост валового национального продукта может быть обеспечен только созданием конкурентоспособной экономики. Наша страна не обладает значительными запасами минерального и энергетического сырья, в связи с чем поставленные задачи могут быть достигнуты только путем повышения качества и конкурентоспособности продукции в целях обеспечения внутренних потребностей и успешной конкуренции на внешних рынках.
Рост производства, увеличение экспорта в значительной степени обеспечивается такими мерами, как:
- модернизация
действующих и создание новых
конкурентоспособных
- создание
собственных товаропроводящих
- сертификация производств на соответствие продукции международным стандартам и выполнение показателей роста производства новой продукции.
Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия, темпы технического прогресса, внедрения инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов.
В текущем году активная работа в области повышения качества должна проводиться не только в промышленном производстве, но и в других отраслях, в том числе в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.
В Национальной стратегии устойчивого развития на период до 2020 года основной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является создание условий для устойчивого роста уровня и качества жизни людей, в также обеспечение условий для развития человеческого потенциала. В настоящие время приоритетными направлениями социальной политики стали повышение уровня жизни населения, сокращение масштабов малообеспеченности.