Экономическая безопасность государства: состояние и пути ее обеспечения в Республике Беларусь

Автор: Пользователь скрыл имя, 05 Декабря 2011 в 13:32, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть состояние и пути обеспечения экономической безопасности в Республике Беларусь.
Для реализации поставленной цели планируется выполнение следующих задач:
- определение понятия и сущности экономической безопасности;
- оценка способности национальной экономики к устойчивому развитию;
- определение основных задач в области обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь;
- характеристика основных критериев и показателей экономической безопасности;
- анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь;
- выявление существующих и потенциальных угроз экономической безопасности Республики Беларусь на современном этапе развития.

Содержание

Введение 4
1. Экономическая безопасность государства 6
1.1 Основные термины и понятия в системе экономической безопасности государства 6
1.2 Методы обеспечения экономической безопасности 8
2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь 10
2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности 10
2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию 12
3. Анализ основных показателей экономической безопасности Республики Беларусь 15
3.1 Топливно-энергетическая безопасность 15
3.2 Продовольственная безопасность 18
3.3 Экологическая безопасность 20
3.4 Демографическая безопасность 22
Заключение 26
Список использованных источников 27

Работа содержит 1 файл

безопасность.doc

— 703.50 Кб (Скачать)

     Важнейшими  элементами механизма обеспечения  экономической безопасности являются:

     - мониторинг и прогнозирование факторов, определяющих угрозы экономической безопасности.

     Мониторинг  как оперативная информационно-аналитическая система наблюдений за динамикой показателей безопасности экономики имеет большое значение для переходного состояния экономики при наличии серьезных межотраслевых пропорций и острой недостаточности ресурсов (прежде всего финансовых).

     - разработка критериев и параметров (пороговых значений) экономической безопасности.

     Кроме того, необходима активная деятельность государства по обеспечению экономической безопасности и качество жизни населения.

     Деятельность  государства по обеспечению экономической безопасности осуществляется по следующим основным направлениям:

     1) Выявление случаев, когда фактические  или прогнозируемые параметры  экономического развития отклоняются  от пороговых значений экономической  безопасности, и разработка комплексных  государственных мер по выходу страны из зоны опасности;

     2) Организация работы в целях  реализации комплекса мер по  преодолению или недопущению  возникновения угроз экономической  безопасности; 

     3) Экспертиза принимаемых решений по финансовым и хозяйственным вопросам с позиции экономической безопасности.

     Следует отметить, что экономическая безопасность каждой отдельной страны, входящей в тот или иной экономический союз, обеспечивается как собственными усилиями, так и коллективной безопасностью формируемой наднациональными органами этого союза. Перед любым развивающимся государством стоит первостепенная задача - выйти из экономического кризиса, обеспечить стабильное экономическое развитие, а затем путем различных экономических преобразований отыскать свою нишу в развивающейся мировой экономике. Эта сложнейшая проблема может быть решена только в тесном сотрудничестве с другими государствами в контексте интеграционных процессов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2. Комплексный системный подход к оценке экономической безопасности Республики Беларусь

2.1 Сферы и составляющие экономической безопасности

 
 

     Экономическая система страны представляет собой  сложную иерархическую структуру. В качестве объектов экономической безопасности выступают экономические отношения разного уровня:

     - уровень семьи и личности - экономические интересы каждого гражданина страны;

     - микроэкономический уровень - агенты рынка;

     - региональный и отраслевой уровни - экономика областей и отраслей;

     - макроэкономический уровень - экономика страны в целом.

     Государственная деятельность в области изучения предмета экономической безопасности состоит:

     - из определения и мониторинга факторов, подрывающих устойчивость социально-экономической системы и государства в кратко- и долгосрочной перспективе;

     - формирования экономической политики и институциональных преобразований, устраняющих или смягчающих вредное воздействие этих факторов в рамках единой программы экономической реформы.

     Формирование  концепции и стратегии экономической  безопасности любого государства - сложнейший процесс с использованием большого числа показателей с их разнохарактерностью и неопределенностью значений.

     Концепция экономической безопасности должна опираться на высшие долговременные национально-государственные интересы и формироваться в итоге происходящих перемен с поиском эффективной социально-экономической модели.

     В структуре экономической безопасности вычленяют три ее важнейших элемента:

     1. Экономическая независимость, которая  в условиях современного мирового хозяйства отнюдь не носит абсолютного характера. Международное разделение труда делает национальные экономики взаимозависимыми друг от друга. В этих условиях экономическая независимость означает возможность контроля государства за национальными ресурсами, достижение такого уровня производства, эффективности и качества продукции, который обеспечивает ее конкурентоспособность и позволяет на равных участвовать в мировой торговле, кооперационных связях и обмене научно-техническими достижениями.

     2.  Стабильность и устойчивость  национальной экономики, предлагающие защиту собственности во всех ее формах, создание надежных условий и гарантий для предпринимательской активности, сдерживания факторов, способных стабилизировать ситуацию (борьба с криминальными структурами в экономике, недопущение серьезных разрывов в распределении доходов, грозящих вызвать социальные потрясения, и т.д.).

     3.  Способность к саморазвитию и  прогрессу, что особенно важно  в современном динамично развивающемся  мире. Создание благоприятного климата для инвестиций и инноваций, постоянная модернизация производства, повышение профессионального образовательного и общекультурного уровня работников становятся необходимыми и обязательными условиями устойчивости и самосохранения национальной экономики.

     При оценке экономической безопасности целесообразно проводить комплексный системный анализ как основных сфер экономики, определяющих экономическую безопасность того или иного направления социально-экономического развития, так и экономической безопасности в целом. Это позволит более полно учитывать реальные внутренние и внешние угрозы экономической безопасности в различных сферах, своевременно разрабатывать и реализовывать мероприятия по упреждению этих угроз либо смягчению отрицательного воздействия в случае их проявления.

     При комплексной оценке экономической безопасности Республики Беларусь сферы экономики сгруппированы по целевому признаку следующим образом:

     1.  Способность экономики к устойчивому развитию (производственная сфера) включает в себя:

     - динамику изменения валового внутреннего продукта (ВВП);

     - топливно-энергетическую безопасность;

     - научно-техническую, инновационную, научно-образовательную безопасность;

     - производственную безопасность;

     - инвестиционную безопасность;

     - финансовую безопасность;

     - внешнеэкономическую безопасность.

     2. Обеспечение приемлемого уровня жизни (социальная сфера) подразумевает:

     - социальную безопасность;

     - сферу уровня жизни населения;

     - сферу рынка труда;

     - продовольственную безопасность;

     - правопорядок;

     - демографическую безопасность.

     3. Информационная и информационно-психологическая безопасность (информационно-психологическая сфера).

     4. Экологическая безопасность (среда обитания). [12, с.220]

     Многие  исследователи подчеркивают, что если производственной и социальной сферам, а также среде обитания уделяется много внимания, то информационной (а тем более информационно-психологической) безопасности - недостаточно. 

2.3 Способность национальной экономики к устойчивому развитию

 
 

     Валовый внутренний продукт (ВВП) является одним  из важнейших макроэкономических показателей социально-экономического развития любого государства. По тенденциям изменения ВВП судят о темпах экономического развития любого государства. По отношению к общему объему ВВП производится оценка ряда важнейших показателей, а также намечаются уровни значения этих показателей при внутригосударственном прогнозировании: удельный вес оплаты труда, удельный вес инвестиций, дефицит (профицит) консолидированного бюджета, удельный вес импорта, экспорта и внешнеторгового оборота (ВТО).

     В связи с этим чрезвычайно важно  не только из года в год наращивать ВВП, но и достоверно его оценивать.

     В таблице 1 представлена тенденция изменения ВВП в Республике Беларусь. 

Таблица 1 - Производство ВВП в РБ

Валовый внутренний продукт 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
в текущих  ценах, млрд. рублей 26138 36565 49992 65067 79267 97165 128829
в сопоставимых ценах, в % к предыдущему году 105,0 107,0 111,4 109,4 110,0 108,6 110,0
ВВП на душу населения, тыс.рублей 2634 3703 5088 6656 8145 10015 13308

Примечание - Источник: [1] 

     Следует отметить, что с 2002 года в Республике Беларусь имеет место регулярный рост ВВП по отношению к предыдущему  году в пределах, установленных в программах социально-экономического развития.

     Повышение качества и конкурентоспособности продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг, в конечном счете, является основным критерием повышения качества жизни наших граждан.

     Не случайно вопросы качества являются основным приоритетом в социально-экономическом развитии страны на 2006-2010 годы, а завершающий год пятилетки Указом Президента Республики Беларусь объявлен Годом качества.

     Устойчивый рост валового национального продукта может быть обеспечен только созданием конкурентоспособной экономики. Наша страна не обладает значительными запасами минерального и энергетического сырья, в связи с чем поставленные задачи могут быть достигнуты только путем повышения качества и конкурентоспособности продукции в целях обеспечения внутренних потребностей и успешной конкуренции на внешних рынках.

     Рост  производства, увеличение экспорта в значительной степени обеспечивается такими мерами, как:

- модернизация  действующих и создание новых  конкурентоспособных производств;

- создание  собственных товаропроводящих сетей  субъектами хозяйствования;

- сертификация производств на соответствие продукции международным стандартам и выполнение показателей роста производства новой продукции.

     Повышение качества продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия, темпы технического прогресса, внедрения  инноваций, рост эффективности производства, экономию всех видов ресурсов.

В текущем  году активная работа в области повышения  качества должна проводиться не только в промышленном производстве, но и  в других отраслях, в том числе  в строительстве, жилищно-коммунальном хозяйстве, на транспорте.

     В Национальной стратегии устойчивого  развития на период до 2020 года основной целью социальной политики в долгосрочной перспективе является создание условий  для устойчивого роста уровня и качества жизни людей, в также  обеспечение условий для развития человеческого потенциала. В настоящие время приоритетными направлениями социальной политики стали повышение уровня жизни населения, сокращение масштабов малообеспеченности.

Информация о работе Экономическая безопасность государства: состояние и пути ее обеспечения в Республике Беларусь