Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Так, поддержание высоких темпов экономического роста без реализации адекватной экологической политики приводит к деградации природы
Введение 3
1 Концепция устойчивого развития 4
1.1 История создания, принципы и задачи 4
1.2 Киотский протокол и формирование экономического механизма решения глобальных экологических проблем. 8
2 Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений. Международный и российский опыт. 11
Заключение 22
Список литературы 23
Снижение нагрузки на окружающую среду могут дать макроэкономические мероприятия, которые наряду с социальными и экономическими эффектами позволяют получить экологические выгоды. Здесь экологосбалансированные макроэкономические мероприятия выступают как одно из направлений экологизации экономики и в то же время как механизм такой экологизации для реализации структурной перестройки, изменения экспортной политики и т.д. «Позеленение» всей системы налогов, реформа субсидирования основных секторов экономики (энергетика, сельское и лесное хозяйства, промышленность и др.), финансово-кредитная политика и другие макроэкономические мероприятия способны улучшить экологическую ситуацию.
В качестве примера экологизации
экономики посредством
Экологизация налоговой системы связана с повышением роли платежей за загрязнение окружающей среды и платежей за право пользования природными ресурсами (или рентных платежей) в формировании бюджетов разных уровней. Рентные платежи – “исходные” налоги, они взимаются в начале производственного процесса, а платежи за загрязнение — “конечные”. И те, и другие платежи способны в той или иной мере заменить налоги на корпоративный доход, оплату труда, НДС и другие налоги на труд и капитал. Это в итоге позволит получить “двойной дивиденд”: оздоровление и экономики, и состояния окружающей среды.
Для обоснования направлений экологизации российской налоговой системы сотрудник московского представительства Всемирного банка Бенуа Боске анализирует результаты этого процесса в Европе. Он делает вывод, что экологизация налоговых систем в европейских странах должна базироваться не столько на налогообложении ренты, сколько на росте поступлений в бюджет от платы за загрязнение. В настоящее время уже 8 стран Европы – Дания, Финляндия, Германия, Италия, Голландия, Норвегия, Швеция и Великобритания – частично заменили налоги на труд и капитал платежами за загрязнение. Правда, сдвиг налогов пока не слишком велик и варьирует от 0,2 % общей суммы налогов (Франция) до 5% (Дания). И все же, несмотря на это, здесь важно то, что начался поступательный процесс рециклирования налогов и экологические налоги будут постепенно теснить другие. Однако, экологизация налогов в России “должна проводиться не совсем так, как в Европе”. Дело в том, что плата за загрязнение в России по сравнению с развитыми европейскими странами ничтожно мала: в 1997 году средний уровень этих платежей на душу населения в европейских странах составлял $9,44, тогда как в странах СНГ, включая Россию, – $0,16. В 1999 году в России на поступления от платы за загрязнение приходилось не более 0,04% консолидированного бюджета, тогда как на плату за ресурсы – 3,7%, т.е. в 10 раз больше. Поэтому плата за загрязнение в России не способна существенно повлиять на уровень бюджетных поступлений. К тому же рост платы за загрязнение может негативно сказаться на развитии производства. Иное дело с рентными платежами. При корректном их введении они могут стать реальным источником доходов бюджета. Их доля в соответствии с налогооблагаемым потенциалом России, по расчетам аналитиков, может достигнуть как минимум 30% консолидированного бюджета, а со временем подняться еще выше. Этот путь более предпочтителен еще и потому, что существующие в России обстоятельства благоприятствуют такому направлению проведения налоговой реформы:
Рентноориентированная система налогов многими экономистами признается наиболее справедливой и эффективной. По мнению Боске, такое отношение базируется на следующих обстоятельствах. Во-первых, рента – это чистая прибавочная стоимость сверх цены производства (т.е. издержек, включающих среднеотраслевую норму прибыли). Иными словами, в случае с рентой налогами изымается незаработанная сверхприбыль. Во-вторых, изъятие ренты в пользу общества не нарушает принципов свободы рыночной торговли и меньше всего искажает экономику. В-третьих, перенос бремени налогов на ренту позволяет снять их давление с оплаты труда, что обеспечивает рост благосостояния большинства населения. В-четвертых, снижение налогов на корпоративную прибыль открывает путь к росту инвестиций в производство и возможностей обеспечения занятости. В-пятых, осуществить сбор ренты можно с меньшими затратами, нежели налоги с других доходов. Так, в отличие от ренты, прибыль легко скрыть от налогообложения посредством преднамеренного раздувания производственных расходов. И в-шестых, налоги на труд и капитал (в отличие от налогообложения ренты) не служат стимулом к ресурсосбережению. С точки зрения администрирования и возможности управления их сбором рентные платежи имеют преимущество не только в сравнении с налогами на труд и капитал, но и с платежами за загрязнение, поскольку используемые запасы природных ресурсов проще оценить достоверно, чем объемы загрязнения и ущерб окружающей среде, необходимый для исчисления компенсационных платежей5.
Обострение экологических
Включение оценки природных ресурсов в систему макроэкономических показателей требует пересмотра традиционных представлений об уровне социально-экономического благосостояния страны и ее возможностей в обеспечении устойчивого развития. Однако необходимо учитывать, что само по себе наличие больших запасов природных ресурсов и выгодного географического положения не гарантирует устойчивого развития. Например, Россия обладает природно-ресурсным потенциалом в расчете на душу населения, в 2-2,5 раза превышающим аналогичный потенциал США, в 6-8 – Германии и в 18-20 – Японии. Однако по производству внутреннего валового продукта (ВВП) на душу населения Россия далеко отстает от всех промышленно развитых стран. Этот парадокс объясняется тем, что в современных условиях основными экономическими ресурсами являются не капитал и природные ресурсы, а накопленные знания, уровень образования, профессиональные навыки и квалификация работников. Продуктивность природных ресурсов зависит не только от их суммарного запаса, но и от соответствующей экономической оценки, а также эффективности их распределения между альтернативными вариантами использования. Это требует отражения экологических параметров в таких макроэкономических показателях, как валовой национальный продукт (ВНП), ВВП и др.
В период резкого обострения экологических проблем, выявились недостатки традиционной системы национальных счетов, не позволяющей ей адекватно учитывать экологические параметры. Во-первых, ВНП и чистый национальный продукт (ЧНП) не могут быть показателями долгосрочного устойчивого роста, т.к. в них не учитываются истощение и деградация природных ресурсов. Например, большинство запасов природных ресурсов отражается в системе национальных счетов только после их добычи и реализации, т.е. после превращения в поток ресурсов. В результате создается впечатление бурного экономического роста, в то время как запасы ресурсов истощаются. Во-вторых, ВНП и ЧНП не позволяют адекватно оценивать благосостояние населения, поскольку значительная часть экологических благ и услуг не имеет денежной оценки и не учитывается в системе национальных счетов. При расчете ВНП и ВВП не принимаются во внимание отрицательные внешние эффекты, обусловленные загрязнением окружающей среды. Поэтому включение в ВВП (ВНП) издержек на предотвращение загрязнения или компенсацию обусловленного им ущерба автоматически увеличивает размеры этих показателей и рассматривается как рост благосостояния населения.
Преодоление этих недостатков
потребовало модификации
Практическое внедрение ИСНС требует времени и значительных ресурсов. Темпы, масштабы и очередность внедрения определяется специфическими для каждой страны факторами, к которым относятся:
"Зеленые" счета базируются на корректировке традиционных экономических показателей за счет двух величин: стоимостной оценки истощения природных ресурсов и эколого-экономического ущерба от загрязнения. В основе экологической трансформации национальных счетов находится следующий показатель – экологически адаптированный чистый внутренний продукт (ЭЧВП). Этот показатель является результатом коррекции чистого внутреннего продукта. Коррекция происходит в два этапа. На первом этапе из чистого внутреннего продукта (NDP) вычитается стоимостная оценка истощения природных ресурсов (DPNA) (добыча нефти, минерального сырья, вырубка леса и пр.). Затем из полученного показателя вычитается стоимостная оценка экологического ущерба (DGNA) в результате загрязнения воздуха и воды, размещения отходов, истощения почвы, использования подземных вод: EDP = (NDP–DPNA)–DGNA. По оценкам статистического отдела ООН, в среднем величина ЭЧВП составляет около 60…70 % от ВВП.6
Всемирным Банком предложен и рассчитан для стран мира показатель "истинных сбережений". Этот показатель является результатом коррекции валовых внутренних сбережений, т.е. валового накопления. При этом коррекция производится в два этапа. На первом этапе определяется величина чистых внутренних сбережений (NDS) как разница между валовыми внутренними сбережениями (GDS) и величиной обесценивания произведенных активов (CFC). На втором этапе чистые внутренние сбережения увеличиваются на величину расходов на образование (EDE) и уменьшаются на величину истощения природных ресурсов (DPNR) и ущерба от загрязнения окружающей среды (DME):
GS=(GDS–CFC)+EDE–DPNR–DMGE.
Все входящие в расчет величины берутся в процентах от ВВП (GDP). Среднемировой уровень истинных сбережений в 1997 г. оценивался Всемирным Банком в 13,6 % от ВВП, в то время как валовые внутренние сбережения оценивались в 22,2 %. Для России этот показатель за счет истощения не возобновляемых энергетических ресурсов составил–1,6 % чистых внутренних сбережений против 24,7 % валовых внутренних сбережений7.
Проведенные на основе этих методик расчеты по отдельным странам показали огромное расхождение традиционных экономических показателей и экологически скорректированных. Тем самым для многих стран мира актуальна ситуация, когда при формальном экономическом росте происходит экологическая деградация, и экологическая коррекция может привести к значительному сокращению традиционных экономических показателей вплоть до отрицательных величин их прироста. Истинные сбережения являются результатом последовательной коррекции:
• Валовых сбережений (ВВП минус общественное и частное потребление);
• Чистых сбережений (общие валовые сбережения за вычетом величины обесценивания произведенных активов);
• Истинных сбережений (чистые сбережения за вычетом величин истощения ресурсов и убытков от загрязнения окружающей среды).
Другим распространенным макропоказателем эколого-экономического взаимодействия является индекс экологической устойчивости. Индекс экологической устойчивости определяется в докладе, подготовленном группой ученых из Йельского и Колумбийского университетов для Всемирного экономического форума в Давосе (2001 Environmental Sustainability Index). Экологическая устойчивость понимается как часть понятия «устойчивое развитие». Сужение задачи позволяет получить количественную характеристику в виде индекса. Доказывается возможность сконструировать простой индекс, отражающий продвижение различных стран мира в направление экологической устойчивости.
Экологическая устойчивость определяется по пяти крупным разделам:
• характеристика окружающей среды – воздуха, воды, почвы и экосистем;
• уровень загрязнения и воздействия на окружающую среду;
• потери общества от загрязнения окружающей среды в виде потерь продукции, заболеваний и др.;
• социальные и институциональные возможности решать экологические проблемы;
• возможность решать глобальные экологические проблемы путем консолидации усилий для сохранения природы.
Значение индекса