Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Так, поддержание высоких темпов экономического роста без реализации адекватной экологической политики приводит к деградации природы
Введение 3
1 Концепция устойчивого развития 4
1.1 История создания, принципы и задачи 4
1.2 Киотский протокол и формирование экономического механизма решения глобальных экологических проблем. 8
2 Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений. Международный и российский опыт. 11
Заключение 22
Список литературы 23
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» (КемГУ)
Кафедра общей и региональной экономики
по дисциплине Экономика природопользования
на тему Экологизация экономического развития
Контрольная работа допущена к защите «___» __________ 20__ г. |
Контрольная работа Защищена «___» __________ 20__ г. |
Кемерово, 2010
Содержание
Введение 3
1 Концепция устойчивого развития 4
1.1 История создания, принципы и задачи 4
1.2 Киотский
протокол и формирование
2 Экологический
и природно-ресурсный
Заключение 22
Список литературы 23
В процессе развития общества
постоянно возникают
В контрольной работе мною рассмотрена концепция устойчивого развития, направленная на обеспечение сбалансированного решения социально-экономических задач на перспективу и сохранение благоприятного состояния окружающей среды.
С течением времени из-за усиления антропогенного давления на природу число экологических проблем увеличивается. Их решения требуют участие максимально большего числа стран и носит глобальный характер. Во второй части моей контрольной работы я рассмотрела решение экологических проблем на международном уровне. А также мною рассмотрены экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений.
Концепция устойчивого развития явилась логическим переходом от экологизации научных знаний и социально-экономического развития, бурно начавшимся в 1970-е годы. Вопросам ограниченности природных ресурсов, а также загрязнения природной среды, которая является основой жизни, экономической и любой деятельности человека, в 1970-е годы был посвящен ряд научных работ. Реакцией на это было создание международных неправительственных научных организаций по изучению глобальных процессов на Земле, таких как Международная федерация институтов перспективных исследований (ИФИАС), Римский клуб (с докладом «Пределы роста», 1972г), Международный институт системного анализа, а в СССР – Всесоюзный институт системных исследований.
Проведение в 1972 году в Стокгольме Конференции ООН по окружающей среде и создание Программы ООН по окружающей среде ознаменовало включение международного сообщества на государственном уровне в решение экологических проблем, которые стали сдерживать социально-экономическое развитие. Стала развиваться экологическая политика и дипломатия, право окружающей среды, появилась новая институциональная составляющая – министерства и ведомства по окружающей среде.
В 1980-х годах стали говорить об экоразвитии, развитии без разрушения, необходимости устойчивого развития экосистем. Всемирная стратегия охраны природы, принятая в 1980 году, впервые в международном документе содержала упоминание устойчивого развития. Вторая редакция стратегии получила название «Забота о планете Земля – Стратегия устойчивой жизни» и была опубликована в октябре 1991 года. В ней подчеркивается, что развитие должно базироваться на сохранении живой природы, защите структуры, функций и разнообразия природных систем Земли, от которых зависят биологические виды. Для этого необходимо: сохранять системы поддержки жизни (жизнеобеспечения), сохранять биоразнообразие и обеспечить устойчивое использование возобновляемых ресурсов. Появились исследования по экологической безопасности как части национальной и глобальной безопасности.
На конференциях ООН по окружающей среде и развитию концепция устойчивого развития получила официальное признание. Символично что, когда Д.Медоуз (автор доклада «Пределы роста») и др. своими новыми исследованиями, изложенными в книге «За пределами», подтвердили прогнозы доклада 1972 года, в Рио-де-Жанейро состоялась Конференция ООН по окружающей среде и развитию (1992 год). Итоговые документы этой встречи мировых лидеров: Повестка дня на XXI век и Декларация по окружающей среде и развитию – являются программой устойчивого развития на долгие годы. В Повестке дня на XXI век отражены высокие политические обязательства государств в отношении сотрудничества по вопросам развития и охраны окружающей среды и перечислены меры, принятие которых необходимо в государствах.
Всемирный саммит по устойчивому развитию в Йоханнесбурге в 2002 году подтвердил приверженность государств принципам, сформулированным на Конференции ООН по охране окружающей среды и развитию в Рио-де-Жанейро (1992 года), и призвал национальные государства вырабатывать практические меры по улучшению условий реализации концепции устойчивого развития, устойчивым развитием способствовать укреплению международного управления. Однако в большинстве стран-участниц этих конференций не выполнена практически ни одна рекомендация, предвестником которой можно считать учение Вернадского.
Русский ученый В.И.Вернадский ввел понятия биосферы и ноосферы. Биосфера – это целостная геологическая оболочка Земли, заселенная жизнью и качественно преобразованная ею в направлении формирования и повышения жизнепригодных свойств. Он разработал теорию по проблемам возникновения и развития жизни на Земле – учение о биосфере. Учение о биосфере дало толчок дальнейшему развитию экологии. В.И.Вернадский считал, что с возникновением человека и развитием его производственной деятельности к человечеству начинает переходить роль основного геологического фактора всех происходящих на поверхности планеты изменений. Цель – не допустить, чтобы изменения природной сферы происходили во вред самим же людям и другим формам жизни, придать им разумно направленный характер. В этом случае биосфера будет переведена регулирующей деятельностью людей в качественно новое состояние – ноосферу.1
Римский клуб в мае 2008 года разработал новую трехгодичную программу «Новый путь мирового развития», в которой обозначены основные направления деятельности до 2012 года.
Наше Российское государство сначала довольно активно отреагировало на Концепцию устойчивого развития. Указом Президента Российской Федерации 4 февраля 1994 года были утверждены Основные положения государственной стратегии Российской Федерации по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития, 1 апреля 1996 года Указом Президента Российской Федерации утверждена Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию, 8 мая 1996 года принято Постановление Правительства Российской Федерации «О разработке проекта государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации». С середины 1990-х гг. в нашей стране проводятся различные совещания и конференции по данной тематике (международные, всероссийские, региональные и локальные), значительное внимание уделяется вопросам образования в интересах устойчивого развития. В их работе, помимо российских учёных и общественных деятелей, принимают участие ведущие специалисты из стран СНГ, Восточной и Западной Европы. Однако, показательным фактом, определяющим отношение к экологическим проблемам нашего государства, является разработка в ноябре 1997 года проекта Государственной стратегии устойчивого развития Российской Федерации. С тех пор проект так и не был рассмотрен и принят.
Понятие «устойчивое развитие» в настоящее время употребляется в разных смыслах и применительно к самым различным объектам: природе, человеку, регионам, отраслям экономики и др. Существует множество толкований термина «устойчивого развития», однако основополагающим и наиболее авторитетным является следующее: Устойчивое развитие – это «развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности».
Таким образом, данное понятие может употребляться применительно ко всей планете в целом, а также по отношению к отдельным странам, регионам, разным видам хозяйственной деятельности. В докладе «Наше общее будущее» (1987 г., Международной комиссии по окружающей среде и развитию (МКОСР) под председательством премьер-министра Норвегии Г.Х. Брундтланд) отмечалось, что стратегия устойчивого развития направлена на достижение гармонии между обществом и природой.
Основываясь на таком понимании устойчивого развития, МКОСР вывела следующие стратегические задачи:
В целом понятие устойчивого развития включает в себя 27 принципов, среди которых основное место занимают следующие требования (или положения):
Глобальное экологическое будущее зависит от того, насколько все принимаемые меры будут осуществляться на практике, как будут сочетаться общие экономические решения со спецификой экологической ситуации в отдельной стране.
С течением времени из-за усиления антропогенного давления на природу число экологических проблем, имеющих глобальный характер, увеличивается. Глобальные экологические проблемы, такие как демографический взрыв, бедность, здоровье населения, изменение климата, дефицит пресной воды и прочее, требуют участия максимально большего числа стран, глобализация должна содействовать их решению. Важнейшим событием в решении глобальных экологических проблем стала разработка и принятие Киотского протокола. Киотский протокол — международный документ, принятый в Киото (Япония) в декабре 1997 года в дополнение к Рамочной конвенции ООН об изменении климата (РКИК). Он обязывает развитые страны и страны с переходной экономикой сократить или стабилизировать выбросы парниковых газов в 2008-2012 годах по сравнению с 1990 годом. Таким образом, Киотский протокол определяет для каждой промышленно развитой страны допустимый объем выбросов парникового газа. В Протоколе говорится, что стороны по отдельности или совместно обеспечивают, что бы их совокупные антропогенные выбросы парниковых газов, перечисленных в нем же (Приложение А), не превышали установленных количеств. Цель – сокращение выбросов по меньшей мере на 5% по сравнению с уровнем 1990 года. Основные обязательства взяли на себя индустриальные страны: