Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа
В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Так, поддержание высоких темпов экономического роста без реализации адекватной экологической политики приводит к деградации природы
Введение 3
1 Концепция устойчивого развития 4
1.1 История создания, принципы и задачи 4
1.2 Киотский протокол и формирование экономического механизма решения глобальных экологических проблем. 8
2 Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений. Международный и российский опыт. 11
Заключение 22
Список литературы 23
Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали. По состоянию на 2009 год Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.2
Протокол также
Характерная черта Киотского протокола: он устанавливает систему квот на загрязнение, которая позволит осуществлять глобальную торговлю условными тоннами вредных газов. Страны, не справляющиеся с сокращением выбросов, смогут покупать условные тонны у государств, чей "потолок" на загрязнение оказался выше реального уровня выбросов. От этой схемы в первую очередь могут выиграть Россия и Украина. Их лимит на выбросы был рассчитан, исходя из объемов производства в СССР - более высоких, чем нынешние. Подсчитано, что в 2000 году превышение объемов вредных выбросов в странах ЕС, Японии и Канаде по сравнению с уровнем 1990 года составляло 130 миллионов тонн. Россия и Украина, однако, имеют "запас" выбросов в объеме 290 миллионов тонн.3
Переход к низкоуглеродной экономике, реализация в глобальном масштабе мер с целью сокращения выбросов парниковых газов открывают возможности для развития новых секторов и видов деятельности, ведут к структурной перестройке в энергетике и других отраслях и сопровождаются целым рядом позитивных экономических и экологических эффектов как на глобальном, так и на местном уровне. В сфере финансов большие возможности связаны с торговлей сокращенными выбросами - квотами на выбросы, чистой энергетикой, страхованием. Вот лишь несколько цифр. В 2008 г. оборот углеродного рынка превысил 100 млрд. долларов и составил 122 млрд. долларов. В том числе оборот торговли сертифицированными сокращениями выбросов с развивающимися странами составил 32 млрд. долларов.
Во-первых, нужно сказать, что ни действующий Киотский протокол, ни новое соглашение в том виде, в котором мы его ожидаем, не накладывают на российские компании никаких ограничений, которых не было бы уже отражено в существующих документах правительства. Во-вторых, усилия по сокращению выбросов парниковых газов в России приведут, например, к привлечению сопутствующих инвестиций в проекты, связанные с энергоэффективностью, развитием возобновляемой энергетики. Вне всякого сомнения, будет активно развиваться инфраструктура углеродного рынка в России, в том числе в секторе услуг (аудит, консалтинг, страхование, банковское кредитование). Также появятся новые стимулы для развития наукоемких технологий, произойдет увеличение занятости в этом секторе.
Таким образом, уместно говорить
о том, что международные
Для обеспечения реального решения экологических проблем, формирования устойчивого типа экономического развития необходимо оценить эффективность функционирования экономических структур с экологических позиций и внести необходимые коррективы. При этом необходимо упорядочит экономические структуры и понять причины колоссальной природоемкости экономики и бороться с ними, а не со следствиями.
Для перехода к устойчивому развитию необходим макроподход, представление экономики устойчивого развития как некой метанауки, в рамках которой необходимо исследовать все национальное хозяйство с позиции экологизации экономического развития, снижения нагрузки на окружающую среду. Эффективное решение проблемы и переход к устойчивому развитию возможны только в рамках всей экономики страны, на основе комплексного подхода. Только разобравшись в сложившихся экономических структурах, особенностях функционирования комплексов/секторов и отраслей можно эффективно решить экологические проблемы. Это требует формирования нового, эколого-экономического подхода к экономическому развитию.
Многие меры макроэкономической
политики прямо или косвенно связаны
с влиянием на состояние окружающей
среды. Как показывает опыт, краткосрочные
программы макроэкономической стабилизации
и среднесрочные программы
В условиях переходной экономики
целесообразна следующая
1) альтернативные варианты решения экологических проблем (структурная перестройка экономики, изменение экспортной политики, конверсия, экологосбалансированные макроэкономические мероприятия);
2) развитие малоотходных
и ресурсосберегающих
3) прямые природоохранные
мероприятия (строительство
Перечисленные три направления
в решении экологических
Существенны различия в трех направлениях экологизации экономики и по уровню охвата. Реализация альтернативных вариантов предусматривает макроэкономический и отраслевой уровни. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии используются в основном на уровне предприятий (группы предприятий) и региональном уровнях. Аналогична сфера реализации и прямых природоохранных мероприятий.
Альтернативные варианты решения экологических проблем представляют собой совокупность таких экономических вариантов, которые базируются на развитии отраслей и видов деятельности, непосредственно не связанных с эксплуатацией природных ресурсов и с охраной окружающей среды, а также на экологосбалансированных макроэкономических мероприятиях.
Для осуществления позитивных
структурно-технологических
Суть экологически сбалансированного изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта, т.е. речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.
Сравнение природоемкости российской экономики и развитых стран дает довольно показательные результаты. Структура показателя общего потребления энергетических ресурсов состоит на 30—40% из «рационального» потребления и на 60—70% «структурно-технологического» перепотребления. Например, по затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4—6 раз («структурно-технологическое» перепотребление составляет около 80%). Аналогичную структуризацию можно сделать и для общих объемов загрязнения и удельного загрязнения.
Исследование структурных
изменений в экономике
К альтернативным вариантам решения экологических проблем нужно отнести и изменение экспортной политики. В настоящее время неблагоприятное состояние окружающей среды существенно усугубляется природоемкой, природоразрушающей экспортной политикой. Подавляющая часть экспортного потенциала Российской Федерации приходится на природные ресурсы, причем в основном — на невозобновимые. Только на долю топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта приходится более половины. А с учетом значительного вывоза из страны руды, концентратов, металлов, лесоматериалов и продуктов их переработки, удобрений, химических продуктов и другой природоемкой продукции данная цифра существенно возрастет и составит более 80% всего экспорта. Чрезвычайно значительны объемы вывозимых природных ресурсов по отношению к объемам их производства. В то же время на долю высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей (машины и оборудование) приходится менее 10%. Подобная природоемкая структура экспорта еще более обостряет экологическую обстановку во многих регионах России.
Наряду с экологическими
издержками экспорт сырья невыгоден
и с чисто экономических
В настоящее время возможно значительное уменьшение нагрузки на природную среду за счет изменения экспортной политики, снижения природоемкости экспорта. В частности, это касается экспортно-импортной политики в области сельскохозяйственной продукции. В настоящее время значительная часть валютных расходов идет на приобретение продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Удельный вес таких закупок составляет около 25% ежегодно. Тем самым происходит своеобразный обмен в основном невозобновимых природных ресурсов на легко воспроизводимые сырьевые ресурсы.
В то же время значительная часть сельскохозяйственной продукции и сырья, производимых в стране, теряется – до 30%. С позиций снижения экологической нагрузки и экономической выгоды гораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычу топливно-энергетических ресурсов, руд для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует все возрастающих затрат и приводит к тяжелым экологическим деформациям.
В целом очевидна необходимость резкого увеличения доли в экспорте конечной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Для этого в стране имеется достаточный научный и производственный потенциал. Будущее мировой торговли, по оценкам некоторых специалистов, за макротехнологиями – совокупностью знаний и технологий для выпуска наукоемкой продукции. В мире насчитывается около 50 макротехнологий, и Россия может активно участвовать на рынках 10 – 15-ти (авиа -, космические и ядерные технологии, технологии добычи, переработки и транспортировки некоторых природных ресурсов и т.д.). Ресурсосберегающее изменение структуры народного хозяйства позволит уменьшить объемы экспорта природных ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.