Экологизация экономического развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2012 в 12:56, контрольная работа

Описание работы

В процессе развития общества постоянно возникают противоречия между возрастающими потребностями людей и ограниченными возможностями биосферы, а также зависимость между состоянием окружающей среды и темпами экономического роста. Так, поддержание высоких темпов экономического роста без реализации адекватной экологической политики приводит к деградации природы

Содержание

Введение 3
1 Концепция устойчивого развития 4
1.1 История создания, принципы и задачи 4
1.2 Киотский протокол и формирование экономического механизма решения глобальных экологических проблем. 8
2 Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических решений. Международный и российский опыт. 11
Заключение 22
Список литературы 23

Работа содержит 1 файл

реферат.docx

— 77.50 Кб (Скачать)
  • Евросоюз должен сократить выбросы на 8 %
  • Япония и Канада — на 6 %
  • Страны Восточной Европы и Прибалтики — в среднем на 8 %
  • Россия и Украина — сохранить среднегодовые выбросы в 2008—2012 годах на уровне 1990 года

Развивающиеся страны, включая Китай и Индию, обязательств на себя не брали. По состоянию на 2009 год Протокол был ратифицирован 181 страной мира (на эти страны совокупно приходится более чем 61 % общемировых выбросов). Заметным исключением из этого списка являются США.2

Протокол также предусматривает  три механизма процесса реализации:

  • Торговлю квотами, при которой государства или отдельные хозяйствующие субъекты на его территории могут продавать или покупать квоты на выбросы парниковых газов на национальном, региональном или международном рынках;

Характерная черта Киотского  протокола: он устанавливает систему  квот на загрязнение, которая позволит осуществлять глобальную торговлю условными тоннами вредных газов. Страны, не справляющиеся с сокращением выбросов, смогут покупать условные тонны у государств, чей "потолок" на загрязнение оказался выше реального уровня выбросов.  От этой схемы в первую очередь могут выиграть Россия и Украина. Их лимит на выбросы был рассчитан, исходя из объемов производства в СССР - более высоких, чем нынешние. Подсчитано, что в 2000 году превышение объемов вредных выбросов в странах ЕС, Японии и Канаде по сравнению с уровнем 1990 года составляло 130 миллионов тонн. Россия и Украина, однако, имеют "запас" выбросов в объеме 290 миллионов тонн.3

  • Проекты совместного осуществления — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран Приложения I РКИК полностью или частично за счёт инвестиций другой страны Приложения I РКИК;
  • Механизмы чистого развития — проекты по сокращению выбросов парниковых газов, выполняемые на территории одной из стран РКИК (обычно развивающейся), не входящей в Приложение I, полностью или частично за счёт инвестиций страны Приложения I РКИК.

Переход к низкоуглеродной  экономике, реализация в глобальном масштабе мер с целью сокращения выбросов парниковых газов открывают  возможности для развития новых  секторов и видов деятельности, ведут  к структурной перестройке в  энергетике и других отраслях и сопровождаются целым рядом позитивных экономических и экологических эффектов как на глобальном, так и на местном уровне. В сфере финансов большие возможности связаны с торговлей сокращенными выбросами - квотами на выбросы, чистой энергетикой, страхованием. Вот лишь несколько цифр. В 2008 г. оборот углеродного рынка превысил 100 млрд. долларов и составил 122 млрд. долларов. В том числе оборот торговли сертифицированными сокращениями выбросов с развивающимися странами составил 32 млрд. долларов.

Во-первых, нужно сказать, что ни действующий Киотский протокол, ни новое соглашение в том виде, в котором мы его ожидаем, не накладывают на российские компании никаких ограничений, которых не было бы уже отражено в существующих документах правительства. Во-вторых, усилия по сокращению выбросов парниковых газов в России приведут, например, к привлечению сопутствующих инвестиций в проекты, связанные с энергоэффективностью, развитием возобновляемой энергетики. Вне всякого сомнения, будет активно развиваться инфраструктура углеродного рынка в России, в том числе в секторе услуг (аудит, консалтинг, страхование, банковское кредитование). Также появятся новые стимулы для развития наукоемких технологий, произойдет увеличение занятости в этом секторе.

Таким образом, уместно говорить о том, что международные климатические соглашения в целом не только не препятствие, а скорее локомотив для обновления экономики, для развития новых видов бизнеса, в которых Россия сегодня отстает от остального мира. Вместе с этим при соответствующих усилиях правительства низкоуглеродная экономика вполне достижима, а российские компании, которые будут вовлечены в ее строительство, получат выгоды не только на внутренней арене, но и на международном низкоуглеродном рынке, к созданию которого, в глобальном масштабе, сейчас двигается весь мир.4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2 Экологический и природно-ресурсный параметры при принятии макроэкономических  решений. Международный и российский опыт.

Для обеспечения реального  решения экологических проблем, формирования устойчивого типа экономического развития необходимо оценить эффективность функционирования экономических структур с экологических позиций и внести необходимые коррективы. При этом необходимо упорядочит экономические структуры и понять причины колоссальной природоемкости экономики и бороться с ними, а не со следствиями.

Для перехода к устойчивому  развитию необходим макроподход, представление  экономики устойчивого развития как некой метанауки, в рамках которой необходимо исследовать  все национальное хозяйство с  позиции экологизации экономического развития, снижения нагрузки на окружающую среду. Эффективное решение проблемы и переход к устойчивому развитию возможны только в рамках всей экономики страны, на  основе комплексного подхода. Только разобравшись в сложившихся экономических структурах, особенностях функционирования комплексов/секторов и отраслей можно эффективно решить экологические проблемы. Это требует формирования нового, эколого-экономического подхода к экономическому развитию.

Многие меры макроэкономической политики прямо или косвенно связаны  с влиянием на состояние окружающей среды. Как показывает опыт, краткосрочные  программы макроэкономической стабилизации и среднесрочные программы структурной  перестройки часто не учитывают  долгосрочных последствий их реализации для экологии. В тоже время реформы на макроуровне должны быть направлены на создание устойчивой экономики, экологически сбалансированной на протяжении длительного времени. Это в свою очередь позволит проводить более эффективную политику в области охраны окружающей среды, интегрированную в планы экономического развития страны.

В условиях переходной экономики  целесообразна следующая последовательность и приоритетность в экологизации экономики:

1) альтернативные варианты  решения экологических проблем  (структурная перестройка экономики, изменение экспортной политики, конверсия, экологосбалансированные макроэкономические мероприятия);

2) развитие малоотходных  и ресурсосберегающих технологий, технологические изменения;

3) прямые природоохранные  мероприятия (строительство различного  рода очистных сооружений, фильтров, создание охраняемых территорий, рекультивация и пр.).

Перечисленные три направления  в решении экологических проблем  являются основными направлениями  экологизации экономического развития, формирования его устойчивого типа. Сейчас самым экологически и экономически эффективным направлением решения природоохранных проблем является развитие «внеприродных» отраслей и видов деятельности. И в первую очередь речь идет о реализации альтернативных вариантов решения экологических проблем, т.е. тех вариантов, которые непосредственно не связаны с природоэксплуатирующей и природоохранной деятельностью. Непосредственно прямые природоохранные мероприятия, меры по охране окружающей среды должны реализовываться лишь при невозможности решения экологических проблем при данном технологическом уровне на основе альтернативных вариантов или малоотходных и безотходных технологий.

Существенны различия в трех направлениях экологизации экономики и по уровню охвата. Реализация альтернативных вариантов предусматривает макроэкономический и отраслевой уровни. Малоотходные и ресурсосберегающие технологии используются в основном на уровне предприятий (группы предприятий) и региональном уровнях. Аналогична сфера реализации и прямых природоохранных мероприятий.

Альтернативные варианты решения экологических проблем  представляют собой совокупность таких экономических вариантов, которые базируются на развитии отраслей и видов деятельности, непосредственно не связанных с эксплуатацией природных ресурсов и с охраной окружающей среды, а также на экологосбалансированных макроэкономических мероприятиях.

Для осуществления позитивных структурно-технологических изменений в экономике необходима разработка эффективной структурной политики. Это система целенаправленно осуществляемых мер по формированию, поддержанию и изменению пропорций в экономике для более эффективного использования всех видов ресурсов. Структурная политика предполагает выделение приоритетов в решении экономических, экологических, социальных, региональных, научно-технических и прочих проблем, и в соответствии с этими приоритетами развитие определенных отраслей и видов деятельности. К средствам реализации структурной политики относятся, прежде всего, инвестиционная политика, система рыночных стимулов (налоги, кредиты, субсидии и пр.), правовое регулирование и т.д.

Суть экологически сбалансированного  изменения структуры экономики состоит в стабилизации роста и объемов производства природоэксплуатирующих, ресурсодобывающих отраслей при быстром развитии на современной технологической основе всех производств, связанных с преобразованием природного вещества и получением на его основе конечного продукта, т.е. речь идет о глобальном перераспределении трудовых, материальных, финансовых ресурсов в народном хозяйстве в пользу ресурсосберегающих, технологически передовых отраслей и видов деятельности. Такая структурная перестройка экономики позволит значительно уменьшить природоемкость производимой продукции и услуг и снизить нагрузку на окружающую среду, сократить общую потребность в природных ресурсах.

Сравнение природоемкости российской экономики и развитых стран дает довольно показательные результаты. Структура показателя общего потребления энергетических ресурсов состоит на 30—40% из «рационального» потребления и на 60—70% «структурно-технологического» перепотребления. Например, по затратам лесных ресурсов на 1 т бумаги Россия превосходит развитые страны в 4—6 раз («структурно-технологическое» перепотребление составляет около 80%). Аналогичную структуризацию можно сделать и для общих объемов загрязнения и удельного загрязнения.

Исследование структурных  изменений в экономике позволяет  дать простое и понятное измерение  уровня эффективности эколого-экономической  политики, устойчивого развития в  целом. Среди экономических показателей «структурными» критериями устойчивого развития могут быть:

  • уменьшение показателя природоемкости, измеряемого как затраты первичных природных ресурсов (ресурса) или объемы загрязнений на единицу конечной продукции;
  • изменение структурного показателя, отражающее уменьшение удельного веса продукции и инвестиций отраслей природоэксплуатирующих секторов.

К альтернативным вариантам  решения экологических проблем  нужно отнести и изменение  экспортной политики. В настоящее  время неблагоприятное состояние окружающей среды существенно усугубляется природоемкой, природоразрушающей экспортной политикой. Подавляющая часть экспортного потенциала Российской Федерации приходится на природные ресурсы, причем в основном — на невозобновимые. Только на долю топливно-энергетических ресурсов в общем объеме экспорта приходится более половины. А с учетом значительного вывоза из страны руды, концентратов, металлов, лесоматериалов и продуктов их переработки, удобрений, химических продуктов и другой природоемкой продукции данная цифра существенно возрастет и составит более 80% всего экспорта. Чрезвычайно значительны объемы вывозимых природных ресурсов по отношению к объемам их производства. В то же время на долю высокотехнологичной продукции обрабатывающих отраслей (машины и оборудование) приходится менее 10%. Подобная природоемкая структура экспорта еще более обостряет экологическую обстановку во многих регионах России.

Наряду с экологическими издержками экспорт сырья невыгоден  и с чисто экономических позиций. Прибыль при вывозе обработанной и конечной продукции увеличивается в 2 – 3 раза. Сейчас страна теряет миллиарды долларов при экспорте чисто первичного сырья и продукции с низкой добавленной стоимостью.

В настоящее время возможно значительное уменьшение нагрузки на природную среду за счет изменения  экспортной политики, снижения природоемкости экспорта. В частности, это касается экспортно-импортной политики в  области сельскохозяйственной продукции. В настоящее время значительная часть валютных расходов идет на приобретение продовольствия и сельскохозяйственного сырья. Удельный вес таких закупок составляет около 25% ежегодно. Тем самым происходит своеобразный обмен в основном невозобновимых природных ресурсов на легко воспроизводимые сырьевые ресурсы.

В то же время значительная часть сельскохозяйственной продукции  и сырья, производимых в стране, теряется – до 30%. С позиций снижения экологической нагрузки и экономической выгоды гораздо эффективнее ликвидировать потери продовольствия, чем расширять добычу топливно-энергетических ресурсов, руд для вынужденного экспорта в целях стабилизации внутреннего рынка продовольствия. Такая добыча требует все возрастающих затрат и приводит к тяжелым экологическим деформациям.

В целом очевидна необходимость  резкого увеличения доли в экспорте конечной, наукоемкой и высокотехнологичной продукции. Для этого в стране имеется достаточный научный и производственный потенциал. Будущее мировой торговли, по оценкам некоторых специалистов, за макротехнологиями – совокупностью знаний и технологий для выпуска наукоемкой продукции. В мире насчитывается около 50 макротехнологий, и Россия может активно участвовать на рынках 10 – 15-ти (авиа -, космические и ядерные технологии, технологии добычи, переработки и транспортировки некоторых природных ресурсов и т.д.). Ресурсосберегающее изменение структуры народного хозяйства позволит уменьшить объемы экспорта природных ресурсов, их добычи и улучшит экологическую обстановку.

Информация о работе Экологизация экономического развития