Эффективность использования культурных ресурсов для социально-экономического развития МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – изучить эффективность использования культурных ресурсов Муниципального образования «Верхоянский улус (район) РС(Я)».
Объект исследования – культурные ресурсы МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)».
Предмет исследования – деятельность органов местного самоуправления по использованию культурных ресурсов.
Задачи исследования:
1. Исследовать деятельность органов местного самоуправления как основного института по использованию культурных ресурсов;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование местного самоуправления по использованию культурных ресурсов;
3. Проанализировать деятельность МР «Верхоянский улус» по организации использования культурных ресурсов;
4. Рассмотреть социокультурные технологии;
5. Определить пути совершенствования по использованию культурных ресурсов МР «Верхоянский улус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Федеральное законодательство по организации досуга и развитию муниципальных образований 6
1.2 Законодательство Республики Саха (Якутия) по местному самоуправлению и социально-экономическому развитию муниципальных образований 9
1.3 Нормативные правовые акты по организации культурного досуга МР «Верхоянский улус»» 14
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ МР «ВЕРХОЯНСКИЙ УЛУС» 18
2.1 Социально-экономические условия организации досуговой деятельности в Верхоянском улусе 18
2.2 Специфика и содержание культурного молодежного досуга в Верхоянском улусе (районе) 21
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА 29
3.1 Деятельность культурно – досуговых центров по организации досуга Верхоянского улуса 29
3.2 Муниципальная целевая программа «Молодежная политика в МР «Верхоянский улус» на 2011-2013 гг. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 50

Работа содержит 1 файл

эффективность исполь культур ресурсов1.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

      Разумеется, каждый отдыхает по-своему, исходя из собственных  возможностей и условий. Однако есть ряд общих требований, которым должен отвечать досуг, чтобы быть полноценным. Эти требования вытекают из той социальной роли, которую призван играть досуг.

      Задача  человека всесторонне развивать  свои способности имеет особый характер. Дело в том, что формирование и  развитие способностей может быть реализовано на основе удовлетворения потребностей.

      Таким образом, активный, содержательный досуг  требует определенных потребностей и способностей людей. Упор на творческие виды досуговых занятий, на обеспечение прямого участия в них каждого молодого человека – вот путь формирования у юношей и девушек личностных качеств, способствующих содержательному и активному проведению досугового времени.

      Наиболее  удобные формы для этого уже  выработаны жизнью – любительские объединения и клубы по интересам. Чем привлекательны эти клубы? Они прежде всего многопрофильны: политические, спортивные, туристические, здоровья, любителей природы, научно-технического творчества, читателей, самодеятельной песни, коллекционеров, книголюбов, выходного дня, молодой семьи и др.

      Сейчас  в практику работы многих учреждений культуры и спорта все больше входят социологические исследования, с  помощью которых они пытаются изучать досуговые запросы молодежи.

      Журнала «Социс» провел исследования о предпочтениях  городской молодежи

      Таблица 3 - предпочтения молодежи по проведению досуга

  Виды досуга Доля 

опрошенных

1 2 3
Дома Чтение книг, журналов 54,0
  Просмотр телепередач, видеофильмов;

прослушивание  радиопередач, аудиокассет

77,6
  Народные промыслы (вязание, шитье, плетение, вышивание) 10,5
  Художественные  промыслы (рисование, лепка, фитодизайн, роспись по различным материалам и др.) 11,1
  Сочинение (стихи, проза) 9,7
  Компьютер (игры) 39,7
  Компьютер (программирование, отладка) 19,4
  Спорт, здоровый образ жизни 44,2
  Уход за домашними животными 28,2
  Общение с друзьями 73,6
  Другое 2,8
  Затруднились  ответить 1,2
Вне дома Клубы по интересам (кинологи, любители бардовой песни, экологи, любители бега, футбола) 9,1
  Спортивные  секции 27,4
  Посещение катка, бассейна, спортплощадок самостоятельно 33,1
  Курсы иностранных  языков 19,6
  Секции и  кружки технического творчества 1,2
  Секции и  кружки народных промыслов 0,8
  Обучение музыки, танцам, рисованию и т.п. 14,7
  Факультативы  при учебных заведениях 6,5
  Посещение библиотеки, читальных залов 14,5
  Посещение кинотеатров 30,0
  Посещение театров 32,3
  Дискотеки 57,3
  Посещение кафе-баров 40,9
  Дача, приусадебное хозяйство 24,2
  Массовые праздники, гулянья 37,1
  Профессиональная  ассоциация 3,6
  Политические  объединения 2,4
  Общение со сверстниками в клубах свободного посещения  46,4
  Другое 2,6
  Затруднились  ответить 2
 

      Данные  опроса свидетельствует о том, что  основная масса современной молодежи предпочитает развлечения чаще пассивные, реже активные. Лишь не значительная часть  опрошенных посвящает свободное  время образованию, познанию и саморазвитию.

      Следующее требование, предъявляемое к организации  и проведению молодежного досуга,  полная его деалкоголизация. Ни один вид досуга не должен заключать в себе занятий и развлечений, которые прямо или косвенно пропагандировали бы потребление спиртных напитков.

      Рассмотрим  досуг молодежи как особой социальной группы в целом. Можно «посидеть  компанией», что является жгучей потребностью, формой самоутверждения для молодого человека. Исследования ученых, да и  простейшие житейские наблюдения, показывают, что при всей важности и силе социализации молодого человека в    учебном и производственном коллективе, при всей необходимости содержательной деятельности на досуге, при всей масштабности роста индустрии свободного времени – туризма, спорта, библиотечного и клубного дела и т. п. -  при всем этом,  молодежь упрямо «сбивается» в компании сверстников. Значит, общение в молодежной компании — это форма досуга, в которой юный человек нуждается органически. Ясно, что ввиду всего этого домашний досуг, словно магнит, притягивает к себе юношей и девушек. Его благородного, развивающего влияния на личность молодого человека нельзя отрицать. И все же этот вид досуга не лишен минусов: изолированность человека в «коробке» четырех стек, общение с, духовными ценностями только «на прием», отрыв от физкультурно-спортивных форм досуга, а это не может не усиливать пассивности, инертности молодого человека.

        Несомненно, домашний досуг юношей  и девушек требует корректного  участия старших, в особенности  родителей, их помощи и контроля. Удобной в этом отношении формой выступают поездки на отдых всей семьей и организация досуга в семейных клубах (кооперативах). Отдых всей семьей очень сплачивает и обогащает детей и родителей. Но, к сожалению, он пока не всегда возможен.

      Актуальной для нашего общества является и проблема совершенствования механизма управления свободным временем, досуговой деятельностью, стимулирования последней, формирования у личности осознанной потребности в творчестве, образовательной, культурной и социально – досуговой деятельности.

        Казалось бы, сейчас возможности  заполнения свободного времени  неисчерпаемы. Все доступно современному  молодому человеку: самообразование, посещение кино и театра, занятия спортом, содержательное общение с друзьями, природой и т. д. Но это в теории, на практике же не все так просто. В силу этого на передний план выдвигается проблема совершенствования досуга молодежи.

      Таким образом, задачей культурно –  досуговых центров является максимальная реализация развивающих досуговых программ для молодежи, в основе которых лежит принцип простаты организации, массовости, включения незадействованных групп молодежи. Совершенствование организации культурных форм молодежного досуга обеспечит ей возможность неформального общения, творческой самореализации, духовного развития, будет способствовать воспитательному воздействию на большие группы молодежи.

 

      3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ  ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА

     3.1 Деятельность культурно – досуговых центров по организации досуга Верхоянского улуса

 

     Культурно-досуговой  центр только тогда привлекает людей, вызывают у них стремление присутствовать на программах, когда они интересны, привлекательны и доступны. Каждое учреждение культуры призвано стать для человека любимым местом отдыха, встреч с друзьями и знакомыми, разумного проведения своего досуга.

     Исходя  из классификаций и разновидностей современных культурных центров, можно сказать, что «Культурный центр»  относится к многопрофильному культурно-досуговому центру.

     Культурный  центр  - это новое современное  здание включает в себя два прекрасных фойе, просторные кружковые комнаты, и несколько больших залов:

  • зрительный на 500 мест, где демонтируются фильмы, проходят собрания и конференции работников Компании «Славич»  и других организаций, проводятся все концертные, театрализованные, развлекательные мероприятия Культурного центра;
  • диско-зал, где проводятся дискотеки для подростков и молодежи, большие игровые и конкурсные программы;
  • банкетный зал – здесь проходят вечера отдыха, дни рождения, юбилеи, свадьбы;
  • спортивный зал – проводятся занятия шейпингом и секция УШУ;
  • большой танцевальный зал, где проводятся конкурсы бального танца, гостиные;
  • так же культурный центр включает в себя музей трудовой и боевой славы, предприятия.

     Структура Культурного центра  основана на взаимодействии полупрофессионального труда организаторов в лице штатных работников, педагогов, режиссеров с одной стороны, а с другой деятельности всех участников – и детей, подростков, молодежи и взрослых.

     Общество  имеет статус юридического лица, свой расчетный счет и печать. В штате работает 35 человек, 15 из которых – творческие работники.

     Экономическую основу деятельности центра составляет хозяйственный механизм, включающий использование внебюджетных ассигнований, дотаций и поступлений от долевого участия различных ведомств, предприятий, учреждений, общественных организаций, доходов от оказания платных услуг и арендной платы.

     Культурный  центр предоставляет населению  широкий выбор досуговых занятий: работает целый ряд различных кружков как детских, подростковых так и взрослых, проводятся самые разнообразные мероприятия: игровые программы, концерты, спектакли, дискотеки, вечера отдыха и др. 

     Культурный  центр имеет преимущественно  иной, более высокий по сравнению с другими учреждениями культуры нашего города уровень материально-технического обеспечения. В центре имеется современная световая и звуковая и видео-аппаратура  (сканеры, мини-сканеры, дым-машины, музыкальные центры, СД-фейдер). А так же два компьютера, с их помощью записываются высококачественные музыкальные фонограммы, озвучиваются мероприятия, изготавливаются цветные мини-афиши и пригласительные билеты. В планах подключение к интернету, что позволит усовершенствовать деятельность благодаря новой информации.

     Нужно заметить, что все более расширяющиеся платные услуги – это не способ зарабатывания денег для этого учреждения, а способ его выживания.

     Начали  искать выходы. Допустим, нет ничего плохого в том, что некоторые организации или фирмы арендуют в Культурном центре небольшие помещения под свои офисы. Ведь аренда помещений – это нелишние финансовые влияния в общую культурно-досуговую деятельность центра, также Культурный центр организует и краткосрочную аренду своих помещений и залов для проведения различных творческих проектов, проводит мероприятия на заказ, старается приглашать известных артистов. Осуществляется ряд следующих платных услуг:

  • работа кружков и коллективов;
  • прокат сценических костюмов и театрального реквизита;
  • изготовление копий звукозаписей фонограммы концертов и спектаклей;
  • составление и разработка сценариев на заказ;
  • организация творческих выставок в музее;
  • демонстрация кинофильмов;
  • проведение свадеб, юбилеев и других торжеств;
  • в планах открытия бильярдной комнаты;
  • организация -  проведение дискотеки.

     Чуть  подробнее остановимся на дискотеках.

     Одним из самых распространенных среди  молодежи видов досуговой деятельности, отдыха, развлечения является дискотека. Она же  выступает и как одна из популярнейших форм самодеятельного  творчества. В этом качестве дискотека обладает рядом несомненных  достоинств: она ставит перед самодеятельным творческим коллективом  целый комплекс разнообразных творческих задач, стимулирует  проявление организаторских способностей, открывает широкое поле для  технического творчества, изобретательства, развивает познавательную  активность, художественное чутье, музыкальность, режиссерскую интуицию, артистизм, навыки общения и др. Иными словами, участие в творческом коллективе дискотеки требует известного универсализма и его  расширению способствует. Это делает ее одним из средств формирования  гармонически развитой личности. Поэтому общество заинтересовано в  том, чтобы самодеятельных дискотек было больше.                             

     Но  дискотека формирует личность не только участника творческого  коллектива. Она – средство идейно-эстетического воспитания всех ее  посетителей. Аудитория сегодняшней дискотеки огромна, она включает  практически целое поколение молодежи, а также людей иных возрастов.

     Дискотека возникла из  глубин самодеятельного  творчества. К моменту ее появления  просто не  существовало того профессионального  образца, на который, она могла бы  ориентироваться. Этот образец складывался постепенно, как  выстраданный результат самодеятельных творческих исканий.  Характерно, что первые опыты теоретического и методического  осмысления практических поисков в этой области также принадлежат перу  самодеятельных энтузиастов; некоторые из них выросли впоследствии в  профессионалов дискотеки. Серьезно обогатили ее творческий багаж  профессионалы, работающие в близких по характеру сферах деятельности, прежде всего режиссеры. Одни как практики дискотеки (М.Копелев),  другие и как педагоги-методисты-теоретики (В.Царев, Э.Рыжик), они  ввели в оборот дискотечного дела знания, накопленные в других областях  творческой деятельности задолго до рождения дискотеки.

     С самого возникновения дискотеки  стали для молодежи своеобразным информационным центром молодежной музыки, клубом  музыкальных новостей. Диск-жокеи (как они тогда именовались) играли  роль самодеятельных информаторов, обозревателей, комментаторов.  Одним из главных направлений в их деятельности стал поиск, сбор,  систематизация новой информации. Недаром «предками» дискотеки по праву считаются радио и телевидение. Именно от них она унаследовала эту свои информаторскую суть.

Информация о работе Эффективность использования культурных ресурсов для социально-экономического развития МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)»