Эффективность использования культурных ресурсов для социально-экономического развития МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)»

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2011 в 11:21, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового проекта – изучить эффективность использования культурных ресурсов Муниципального образования «Верхоянский улус (район) РС(Я)».
Объект исследования – культурные ресурсы МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)».
Предмет исследования – деятельность органов местного самоуправления по использованию культурных ресурсов.
Задачи исследования:
1. Исследовать деятельность органов местного самоуправления как основного института по использованию культурных ресурсов;
2. Изучить нормативно-правовое регулирование местного самоуправления по использованию культурных ресурсов;
3. Проанализировать деятельность МР «Верхоянский улус» по организации использования культурных ресурсов;
4. Рассмотреть социокультурные технологии;
5. Определить пути совершенствования по использованию культурных ресурсов МР «Верхоянский улус».

Содержание

ВВЕДЕНИЕ 3
1 НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА В МУНИЦИПАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ 6
1.1 Федеральное законодательство по организации досуга и развитию муниципальных образований 6
1.2 Законодательство Республики Саха (Якутия) по местному самоуправлению и социально-экономическому развитию муниципальных образований 9
1.3 Нормативные правовые акты по организации культурного досуга МР «Верхоянский улус»» 14
2 АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКЕ МР «ВЕРХОЯНСКИЙ УЛУС» 18
2.1 Социально-экономические условия организации досуговой деятельности в Верхоянском улусе 18
2.2 Специфика и содержание культурного молодежного досуга в Верхоянском улусе (районе) 21
3 СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ПО ОРГАНИЗАЦИИ КУЛЬТУРНОГО ДОСУГА 29
3.1 Деятельность культурно – досуговых центров по организации досуга Верхоянского улуса 29
3.2 Муниципальная целевая программа «Молодежная политика в МР «Верхоянский улус» на 2011-2013 гг. 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 46
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ: 50

Работа содержит 1 файл

эффективность исполь культур ресурсов1.doc

— 343.00 Кб (Скачать)

     Также в районе функционируют следующие  программы «Программа по профилактике безнадзорности и правонарушений в Верхоянском районе 2007-2010 гг.». В реализации данной программы заложено 400 000 рублей.

     С 2004 года функционирует филиал Государственное  учреждение «Центр социально-психологической  помощи молодежи Республики Саха (Якутия)».

     В 2009 году филиал стал победителем в республиканском конкурсе в номинации «Лучший филиал ГУ ЦСППМ РС(Я)».

     Основными направлениями работы филиала являются:

     1. Социально – психологическая  помощь и поддержка;

     2. Социальная и информационная  работа;

     3. Аналитическая и методическая  работа;

     4. Социоклубная работа.

Таблица 1 - Динамика охвата населения услугами Верхоянского филиала ГУ ЦСППМ РС(Я) на 2006-2010 гг.

 
Направления 2006 2007 2008 2009 2010 Всего за 5 лет
1. Психологическое 385 263 438 589 1189 2864
2. Социально-информационное 1309 601 283 512 771 3476
3. Социоклубное 84 332 179 573 455 1623
4. Методическое 61 206 94 77 101 539
  Итого: 1839 1402 994 1751 2516 8502

     Наибольшие  показатели наблюдаются по социально-психологическому направлению, наименьшие по методическому направлению. Наибольшие показатели получены в апреле месяце. Наиболее результативными являются весенние месяцы: март, апрель, май. Анализ содержательной деятельности показывает, что наиболее масштабные программы реализуются в указанный период («Абитуриент», «Шаги к успеху», «Лидер», традиционные методические семинары и т.д.).

     С 2003 года Верхоянский район активно  принимает участие в грантах  Правительства Республики Саха (Якутия) в сфере молодежной политики. Так выиграны Гранты Правительства Республики Саха (Якутия) по молодежной политике в номинации «Содействие занятости молодежи на селе» и «Сохранение самобытной культуры малочисленных народов», «Организация досуга и оздоровления молодежи», «Лучший экологический проект», «Поддержка  талантливой молодежи».

     Так, например, в рамках реализации гранта в номинации «Сохранение самобытной культуры малочисленных народов» реализована  программа «Псидесант» с выездом  в Эвено-Бытантайский национальный улус. Цель программы: привитие психологической культуры среди молодежи арктических улусов. В программе: круглый стол «Проблемы молодежи Арктики», региональный конкурс молодежный лидеров, консультационные работы, тренинговые и профориентационные мероприятия.

     Таблица 2 -  статистический анализ о состоянии  молодежи

Наслега Верхоянского улуса (района) Молодые семьи Молодежные  объединения Безработная молодежь Служащие в  рядах Росс. Армии
Дулгалах  10 «Дьуhаал» 12 2
Верхоянск 30 Клуб молодых  учителей 35 4
Батагай 22 «Молодежь Верхоянья» 51 0
Борулах 14 «Айдын» 49 9
Боронук 6 «Дабаан» 12 0
Эге-Хая 12 - 1 0
Адыча 33 «Эрэл»  61 0
Сайды 13 «Сайдам» 8 2
Арылах 4 «Тэтим» 25 1
Суордах 21 «Дьулуур» 19 1
Столбы 10 «Кэнчээри» 10 3
Барылас 10 «Ситим» 8 0
Эльгетск 12 «Уктэл» 12 2
Сартан 0 «Сарыал» 0 0
Юттях 0 - 0 0
Чорюмчэ 0 Дьааны сарыала» 0 0
Табалах 23 «Дьулур5ан» 300 5

     Каждый  год отдел молодежной политики проводит различные мероприятия согласно по календарному плану. На особом месте  стоит  методическая работа с лидерами молодежи наслегов. В этом году в целях привития психологической культуры у молодежи Арктики реализован псидесант в Эвено-Бытантайский улус и в рамках этого мероприятия был проведен региональный конкурс «Лидер года», где участвовали наши лидеры из Дулгалаха, Сайды, Табалаха. Лидер молодежи п. Дулгалах Сыромятнмкова Светлана Иннокентьевна вышла победителем.

     Для пропаганды здорового образа жизни  и массового спорта среди молодежи ежегодно  проводятся спортивные мероприятия  по разным видам спорта республиканского и районного масштаба, где участвовали свыше 300 молодых спортсменов.

     Для проведения года молодежи созданы оргкомитеты  районного и поселенческого уровня. Составлен план мероприятий по реализации Года молодежи, при коллегии Администрации района  назначены ответственные руководители и специалисты по проведению Года молодежи. Было проведено открытие Года молодежи и организовано передача Кубка молодежи по наслегам. Организован постоянный контакт с республиканским пресс-центром Года молодежи, ответственным назначены редакция газеты «Вести Верхоянье», где ежемесячно выпускается молодежная газета «Уктэл».

     Все мероприятия Года молодежи будут  направлены на повышение социальной активности и занятости молодежи, поддержке талантливой молодежи, а также профилактике асоциальных явлений и правонарушений среди молодежи,  с участием всех учреждений и предприятий района.

     2.2 Специфика и содержание культурного молодежного досуга в Верхоянском улусе (районе)

 

     Досуг – деятельность в свободное время  вне сферы общественного и бытового труда, благодаря которой индивид восстанавливает свою способность к труду и развивает в себе в основном те умения и способности, которые невозможно усовершенствовать в сфере трудовой деятельности. Раз досуг – деятельность, то это означает, что он не пустое время провождение, не простое бездельничанье и вместе с тем не по принципу: «что хочу, то и делаю». Это деятельность, осуществляемая в русле определенных интересов и целей, которые ставит перед собой человек. Усвоение культурных ценностей, познание нового, любительский труд, творчество, физкультура и спорт, туризм, путешествия – вот чем и еще многим другим может быть занят он в свободное время. Все эти занятия укажут на достигнутый уровень культуры молодежного досуга.

      Высший  смысл истинного досуга состоит в том, чтобы приблизить ценное любимое и отделить или упразднить пустое, ненужное. Здесь  досуг для молодого человека превращается в образ жизни, в заполнении свободного времени разнообразными, содержательно насыщенными выводами деятельности. Основные особенности культурного досуга молодежи – высокий уровень культурно-технической оснащенности, использование современных досуговых технологий и форм, методов, эстетически насыщенное пространство и высокий художественный уровень досугового процесса.

      В современных культурно-досуговых  учреждениях нужно добиваться преодоления потребительского отношения к досугу, которое присуще многим людям, считающим, что содержательное проведение свободного времени им должны обеспечить кто-то, но только не они сами. Следовательно, эффективность использования молодежного досуга во многом зависит от самого человека, от его личной культуры, интересов и т.д. Деятельность человека в свободное время определяется его объективными условиями, окружающей средой, материальной обеспеченностью сетью культурно-досугового учреждения и т.д.

     Деятельность  культурно-досугового учреждения и  ее улучшение зависит не только от умелой организации досуга, но и  от учета психолого-педагогических факторов. Деятельность молодых людей в сфере свободного времени основывается на добровольности, на личной инициативе на интересе к общению и творчеству. В этой связи встают вопросы общения в коллективах, и типологии досугового поведения. Поэтому говорить о содержательности мероприятий, о формах и методах работы можно говорить лишь тогда, когда учитывается психология личности и психология групп, психология коллективов и масс. Реализуя цель развития творческих способностей, учитывая личную инициативу и добровольность в условиях досуга, род деятельности людей, организаторы досуга и создают такие мероприятия, в которых заложены программы саморазвития и творчества. Это является коренным отличием деятельности в условиях культурно-досугового учреждения, от регламентированных условий (учебный процесс, трудовая деятельность), где развитие и обогащение личности носят на столь добровольный характер.

     Но  в этих условиях нельзя не учитывать  общих психологических особенностей человека, проявляющихся и в познавательной и творческой деятельности. Поэтому нельзя отказываться от общих методов педагогических воздействий на личность. Объектом этих воздействий в учреждении культуры является и каждая личность в отдельности и группа людей, коллектив, нестабильная аудитория и различные социальные общности, посещающие культурно-досуговое учреждение. Недаром говорят, что культурно-досуговые учреждения – являются посредником между личностью и обществом.

     Когда меняется социальное положение человека, уровень его культуры, то сразу  же происходит изменения и в структуре  досуга. Досуг обогащается по мере увеличения свободного времени и роста культурного уровня. Если молодой человек не ставит перед собой задачу самосовершенствоваться, если его свободное время ничем не заполнено, то происходит деградация досуга, обеднение его структуры

     Структура досуга состоит из нескольких уровней, которые отмечаются друг от друга  своей психологической и культурной значимостью, эмоциональной весомостью, степенью духовной активности.

     Самый простой вид досуга – отдых. Он предназначен для восстановления затраченных во время работы сил и подразделяется на активный и пассивный. Пассивный отдых характеризуется состоянием покоя, которое снимает утомление и восстанавливает силы. Чем ты занят – не имеет значения, лишь бы можно было отвлечься, освободиться от напряжения, получить эмоциональную разрядку. Привычная простая деятельность дома вызывает настроение покоя. Это может быть простое соединение или летание, просмотр газет, настольная игра, непринужденная беседа, обмен мнениями, прогулка. Отдых такого рода не ставит перед собой далеко идущих целей он пассивен, индивидуален. содержит лишь зачатки позитивного досуга.

     И, тем не менее, такой отдых –  неотъемлемый элемент жизни человека. Он служит подготовительной степенью к более сложной и творческой деятельности.

     Активный  отдых, напротив воспроизводит силы человека с превышением исходного уровня. Он дает работу мышцам и психическим функциям, которые не нашли применения в труде. Человек наслаждается движением, быстрой сменой эмоциональных воздействий, общением с друзьями. Активный отдых в отличие от пассивного, требует некоторого минимума свежих сил, волевых усилий и подготовки. К нему относят физкультуру, спорт, физические и психические упражнения, туризм, игры, просмотр кинофильмов, посещение выставок, театров, музеев, прослушивание музыки, чтение, приятельское общение.

      Исследователи выделяют три основные функции активного  отдыха: восстановительную, развития и гармонизации. Первая обеспечивает человеку физиологическую норму здоровья и высокую работоспособность, вторая – развитие его духовных и физических сил, третья – гармонию души и тела. В общем многие стороны личности могут быть развиты и усовершенствованы активным отдыхом, если инвалид обладает хорошо развитым умением отдыхать. Оно есть своего рода искусство, которое состоит в способности знать возможности своего организма и сделать выбор наиболее подходящих в данное время занятий.

Информация о работе Эффективность использования культурных ресурсов для социально-экономического развития МО «Верхоянский улус (район) РС(Я)»