Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2012 в 16:44, курсовая работа
Проблема рынка труда, занятости и безработицы являются одной из важнейших социально-экономических проблем нашего времени. На современном этапе в рыночной экономике эти проблемы проявляются особенно остро, так как в недалеком прошлом считалось, что у нас осуществлено всеобщее право на труд и многие годы проблемы занятости и безработицы, как в экономическом, так и в правовом плане в нашей стране не рассматривались.
Введение………………………………………………..……………………….3
Глава I
1.1. Определение скрытого рынка труда,его особенности. Скрытый рынок вакансий……………………………………………………………………….….5
1.2. Роль рынка труда. Структура, сущность и функции.…………….……..16
1.3. Недостатки скрытого рынка труда……………………………….……….20
Глава II
1.1.Трудовые ресурсы и трудовой потенциал. Понятия и сущность………………………………………………..….………….………..21
2.2 Баланс трудовых ресурсов…………………………………………..…….23
2.3. Эффективное использование трудовых ресурсов………………....…….25
Глава III. Анализ ситуации на Рынке труда в России.
Исследовательская работа на примере статистики занятости и безработицы по Российской Федерации………………………………………………….……..26
Исследовательская работа…………………………………….…………….…37
Заключение……………………………………………………………………..46
Список литературы……………………………………………….……………49
Приложения……………………………………………………………………..50
Однако причин для серьезной паники нет. Уровень экономической активности (отношение суммы занятых и безработных к числу населения в трудоспособном возрасте) в феврале был максимальным за два года — 66,8%. Уровень безработицы вырос по сравнению с ноябрем прошлого года до 7,1% (+1,4%), но это на 0,1% ниже, чем год назад. Февральский рост безработных — сезонное колебание, зимой сокращается занятость в сельском хозяйстве и строительстве.
Ниже всего безработица в Москве — 1%, а в Ингушетии и Чечне не работают 46,9% и 46,1% соответственно.
Сложно и с занятостью на селе. Доля застойной безработицы среди сельских жителей снизилась на 4,8% (против февраля 2007 г.), но по-прежнему высока — 47,2%. Не хватает шоферов и механизаторов. Раньше были проблемы с низкими зарплатами, но сейчас есть возможность платить больше, а людей все равно сложно найти.
По оценке Росстата, численность экономически активного населения к концу апреля текущего года составит 73.6 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны. Согласно данным выборочных обследований населения по проблемам занятости, численность занятых в экономике имела тенденцию к росту и увеличилась с начала года на 1 млн. человек с 67 до 68 млн. человек.
Преобладающая часть занятого населения сосредоточена на крупных и средних предприятиях и в организациях. В апреле 2005 г. на них работало 38.3 млн. человек, или 56.7% общей численности занятых. Кроме того, в крупных и средних организациях привлекалось еще 1.9 млн. человек (в эквиваленте полной занятости), оформленных на условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера. В условиях замедления темпов роста экономики число замещенных рабочих мест в указанных организациях (работников списочного состава, внешних совместителей и работников, выполнявших работы по договорам гражданско-правового характера).
В январе-апреле 2005 г. численность работников, занятых на предприятиях и организациях, увеличилась по следующим видам экономической деятельности: оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования; финансовая деятельность; государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение.
Наибольшее снижение числа рабочих мест за январь-апрель 2005 г. наблюдалось: в сельском хозяйстве, в обрабатывающих производствах, особенно в текстильном и швейном производстве; в производстве кожи, изделий из кожи и производстве обуви.
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, уменьшилась с начала года на 445 тыс. человек, достигнув к концу мая 5.6 млн. человек, или 7.7% экономически активного населения.
Экономически активное население к концу 2005 года составила 73,4 млн человек, или около 51% от общей численности населения страны
Численность экономически активного населения в 2006 году составила, по оценке, 74.1 млн. человек, или около 51% от общей численности населения страны Согласно официальным данным, по состоянию на февраль 2007 года численность экономически активного населения достигла 74,58 млн человек — это на 400 тыс. человек больше, чем в 2006 году.
По оценке Росстата, численность экономически активного населения России к концу апреля 2008 года составила 75,1 млн человек, или около 53% от общей численности населения. Преобладающая часть занятого населения сосредоточена в крупных и средних предприятиях и организациях (53,9% общей численности занятых).
Численность безработных, рассчитанная по методологии МОТ, в апреле 2008 г. составила 4,97 млн человек, или 6,6% экономически активного населения. По сравнению с аналогичным периодом (январь-апрель) 2007 года общая численность безработных незначительно уменьшилась, составив 5,09 миллионов человек.
Численность официально зарегистрированных безработных в отчетном месяце 2008 г. по сравнению с апрелем 2007 г. уменьшилась на 165 тыс. человек и составила 1,5 миллионов человек, или 2% экономически активного населения.
Коэффициент напряженности (численность незанятых граждан, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения, в расчете на одну вакансию) по сравнению с соответствующим месяцем 2007г. уменьшился с 1,6 до 1,2 в апреле 2008 года.
Потребность в работниках, заявленная работодателями в государственные учреждения службы занятости населения, увеличилась в конце отчетного периода по сравнению с аналогичным месяцем прошлого года на 234 тыс. человек, число вакансий в конце апреля 2008 г. составило 1375 тыс. человек.
По данным МЭРТ, в настоящее время в России насчитывается 76,2 миллиона человек экономически активного населения. Из них в экономике занято 67 миллиона человек. Число официально зарегистрированных безработных составляет около 2 миллиона человек, а всего их число оценивается более чем в 5 миллионов человек .
Численность трудоспособного населения в России может уменьшилось в 2008 году на 2,3 миллиона человек.
Такие данные содержатся в опубликованном Минэкономразвития трехлетнем прогнозе социально-экономического развития страны, который в четверг будет рассматриваться на заседании правительства.
В частности, по оценке министерства, в 2008 году работоспособное население сократится на 600 тыс. человек, в 2009 году - на 860 тыс. человек, в 2009 году - на 1 миллион человек. По данным Росстата, в 2006 году численность трудоспособного населения (мужчины 16-59 лет, женщины 16-54 года) России составляла 90,328 млн человек.
Как отмечается в прогнозе, структура трудоспособного населения за ближайшие три года претерпит значительные изменения. «Тенденция старения отразится на соотношении групп рабочих возрастов: в структуре трудоспособного населения увеличится доля старших трудоспособных возрастов (45 лет и старше) и сократится доля молодых (до 29 лет)», - говорится в материалах ведомства.
У работодателя при определении размера минимальной заработной платы имеются следующие «исходные данные»:
минимальный размер оплаты труда (МРОТ) на 2005 год – 720 рублей (Закон № 82-ФЗ).
прожиточный минимум для трудоспособного населения за 4 квартал 2004 года -2690 рублей
и минимальное среднегодовое соотношение между МРОТ и прожиточным минимумом – 22 % (ФЗ № 186)
С 1 января 2005 года по 1 сентября 2005 года минимальный размер оплаты труда на всей территории Российской Федерации составляет 720 рублей. С 1 сентября 2005 года МРОТ повысился до суммы 800 рублей в месяц, а с 1 мая 2006 года – до 1 400 рублей в месяц.
«Проектом» Федерального закона предлагается повысить минимальный размер оплаты труда в 1,82 раза, установив его с 1 сентября 2007 года в размере 2000 рублей в месяц, а с 2008 – 4300 рублей.
Такая мера, в первую очередь, позволит повысить доходы наименее обеспеченных работников. По данным Росстата, в апреле 2006 года среднемесячную начисленную заработную плату ниже 2000 рублей имели около 10% работников, или 6,6 млн. человек.
Принятие «законопроекта» также будет способствовать решению еще одной важнейшей задачи в сфере реформирования оплаты труда, которая закреплена в Трудовом кодексе Российской Федерации, - повышению минимального размера оплаты труда до размера прожиточного минимума трудоспособного населения. Предлагаемое повышение обеспечит соотношения МРОТ и величины прогнозируемого размера прожиточного минимума трудоспособного населения на уровне около 50%.
Заключение
В данной работе я попыталась дать анализ как научно-теоретического, так и практического аспекта деятельности таких составных элементов рыночной экономики, как скрытый рынок труда или другими словами скрытая безработица, так и занятость Из-за чрезмерной обширности данной темы невозможно подробно рассмотреть в одной работе все стороны этой проблемы. Однако, исходя из всего вышесказанного, можно сделать некоторые выводы, обобщая анализ каждого из рассмотренных вопросов.
Характерной чертой скрытой безработицы в России в кризисный период является то, что она значительно ниже, чем можно было бы ожидать из уровня спада производства в стране. Отмеченное несоответствие безработицы и спада промышленного производства в России отчасти связано с существованием скрытого от официальной статистики производства. Но учет теневого сектора не объясняет всей разницы между большим спадом и существенно меньшим по величине приростом безработицы. На каждый процент прироста безработицы за 5 лет приходится в среднем почти вдвое больший спад реального производства продукции. Спад с 1991 по конец 1995 г. составил 35% при снижении занятости на 10%. Сопоставление этих процессов показывает, что в разных регионах России темпы этих двух процессов существенно различаются. Высокие значения этой разницы объективно соответствуют наличию фактически неработающего, но числящегося на предприятиях населения.
Наибольшими масштабами скрытой безработицы отличаются регионы Дальнего Востока (Приложение 1). Дороговизна выезда из региона для работника и сложность привлечения новой рабочей силы для работодателя определяет то, что последние склонны содержать часть фактически не работающего персонала просто “на всякий случай”. Среди жителей Северо-Востока и Дальнего Востока заметно больше людей активных, подвижных и склонных к жизненному риску и даже авантюризму. Это не умозрительное заключение, а вполне обоснованный вывод, который подтверждают данные по жизненным миграциям и даже по проценту смертности от несчастных случаев , травм, убийств. Такие люди склонны сами искать работу, не доверяя этого какой-либо “конторе”, в т.ч. службе занятости. Кроме этого более рисковый склад характера здешних жителей ведет к их большей занятости во вновь нарождающихся (и поэтому еще не регистрируемых) сферах занятости, а также в криминальной сфере.
Минимальная скрытая безработица свойственна промышленно развитым районам Сибири и Урала (Приложение 1). Во-первых, в этом проявляются последствия более низкой занятости в сельском хозяйстве, которому скрытая безработица свойственна в наибольшей степени. Во-вторых, здесь более выражен миграционный отток избытка рабочей силы.
Официальные данные, к сожалению, не отражают истинного положения в сфере занятости в России. В то же время масштабы безработицы в стране не следует преувеличивать. Необходимо иметь в виду существование значительной «теневой» занятости, не учитываемой официальной статистикой (люди, занятые мелкорозничной торговлей; сотрудники незарегистрированных охранных структур; лица, вовлеченные в нелегальный бизнес (проституция, наркотики и т.д.); криминальные структуры). Также существует немало видов деятельности (репетиторство, ремонт жилья и автомобилей, строительство дач и др.), которые нередко осуществляются без регистрации. Остро ощущается отсутствие информации по вопросам использования рабочей силы в негосударственных (коммерческих) предприятиях и организациях, развития на них процессов подготовки и переподготовки кадров, совершенствования условий и оплаты труда.
Если до недавнего времени правительство России не обращало должного внимания на проблему безработицы и занятости населения, то в настоящее время этот вопрос стал одним из самых обсуждаемых. Государством разрабатываются различные программы социальных реформ, в которых делается упор на совершенствование рыночных механизмов регулирования занятости:
- программы по стимулированию роста занятости и увеличению числа рабочих мест;
- программы, направленные на подготовку и переподготовку рабочей силы;
- программы содействия найму рабочей силы;
- программы по социальному страхованию безработицы.
Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда, механизм формирования которого будет постоянно совершенствоваться применительно к новым условиям развития экономики, структурной перестройки производства, эффективной социальной политики.
Список литературы
1. Ведяпин В.И. «Общая экономическая теория», 1995.
2. Кашепов А. М. «Проблемы предотвращения массовой безработицы в России» . 1995,С.53-58.
3. Любимов Л. Л.,Раннеева Н. А. «Основы экономических знаний». 1995г.
4. Маслова Г.Г. «Рыночная экономика», 1997, с.16.
5. Никифорова А.А. Рынок труда: занятость и безработица. М., 1991.
6. Соколова Г. Н. Структура занятости и безработица: «Проблемы и тенденции» 1996,С.19-24.
7. Симаган Ю. «Показатели безработицы в лабиринте методик расчета», 1998г.
8. Салов, А.И. «Экономика: пособие для подготовки к экзамену» 2003, 171 с.
9. «Теория национальной экономики: Учеб. Пособие», Под ред. И.М. Лемешевского, 1994.
10. «Современная экономика» Под общ. ред. О.Ю. Мамедова. Ростов-на-Дону, 2001.
11. Официальный сайт www.gazeta.ru.
12. Официальный сайт. //www.aup.ru.
13. Официальный сайт. //www.nist.ru.
14. Официальный сайт. //www. gks.ru.
Приложения.
Приложение 1