Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью работы является изучение методов измерения экономики знаний и их применения на реальных статистических данных. Провести регрессионный анализ по данным четырнадцати стран для определения влияния экономики знаний на производство валового внутреннего продукта страны. Для этого необходимо:
Рассмотреть суть Экономики знаний;
Определить индикаторы, позволяющие измерить Экономику знаний;
Собрать данные по выбранным четырнадцати странам для проведения статистического анализа;
Провести статистический анализ связи.
Введение 3
Глава 1. Экономика знаний 6
1.1. Основная черта 6
1.2. Метод измерения экономики знаний 6
1.3. Индексы измерения экономики знаний 8
1.4. Эффективность методик и проблемы. 19
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Характеристика выборки и метод анализа 22
2.2. Регрессионный анализ для KEI 22
2.3. Регрессионный анализ для NRI 25
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложения 35
Подразумевается высокоскоростное Интернет-соединение с использованием протоколов TCP/IP. Сюда включены технологии DSL, WiFi, WiMAX и т.д. Предполагаемая минимальная скорость соединения 256 кбит/с.
При расчете учитывают мобильные Интернет-соединения со скоростью не менее 256 кбит/с. В показатель включены данные вне зависимости о того каким устройством пользуется абонент для выхода в Интернет.
Третий субиндекс “Знания и навыки в сфере ИКТ”
В данный субиндекс входят показатели уровня образования, однако первоначально предполагалось, что в данный субиндекс войдут показатели, отражающие уровень знаний и навыков в сфере ИКТ, но для некоторых стран эти данные тяжело найти, поэтому выбрали образование в качестве альтернативы. Вскоре планируется замена существующих показателей на более специфичные, по мере появления необходимой статистики, чтобы явно отражались знания и навыки в сфере ИКТ. Предоставляется информация Институтом статистики ЮНЕСКО.
Процент людей, умеющих читать и писать, среди населения старше 15 лет.
Отношение численности людей, фактически получающих среднее образование, вне зависимости от возраста, к численности людей, имеющих возраст, типичный для получения среднего образования в данной стране.
Отношение численности людей, фактически получающих высшее образование (вне зависимости от возраста) к численности людей, имеющий возраст, типичный для получения высшего образования в данной стране.
Если рассматривать
В данном случае можно заметить, что Всемирный Банк значения недостающих переменных просто берет за предыдущий год, и в это нарушает точность оценки, потому что происходит, искажение действительных показателей.
При сборе данных по индексам можно столкнуться с такой проблемой как фальсификация данных. Как пример предлагаю кратко рассмотреть такую переменную KEI как “Охват высшим образованием”. Даже сейчас существует проблема фальсификации документов, взяточничество и другие подобные. Большинство людей могут не иметь высшего образования, в той или иной стране. Однако, они могут купить себе диплом, тем самым неопределенное количество человек в стране приобретают дипломы за деньги, следовательно, индексы будут давать более высокий результат, что тоже влияет на действительность показателей. (Хотя эта проблема сегодня постепенно решается)
Кроме того, данную методику нельзя применить для анализа развития одной страны, так как используется метод ранжирования, при котором желательно сравнивать все страны, чтобы получить точное представление о той или иной стране и её положении по сравнению с другими.
Так же статистические агентства сталкиваются с различными проблемами по сбору информации и данных, что усложняет оценку индексов. К таким проблемам относятся:
Трудности с получением достоверных данных связаны с тем, что многие коммерческие организации не заинтересованы их предоставлять, чтобы избежать их использования конкурентами.
В различных странах по-разному будет пониматься тот или иной термин, как например “пользователь Интернета” может меняться в зависимости от страны. Обычно к пользователю относят человека, имеющего постоянных доступ в сеть Интернет, а в странах, где плохо развита данная технология, к пользователям относят всех, кто хоть раз пользовался сетью Интернет. (Чугунов А.В. 2006)
Существует достаточно много систем индикаторов и индексов, которые используют для проведения анализа развития стран в таких направлениях как: экономика знаний, использование ИКТ, внедрение ИКТ, а так же развитие общества в сфере ИКТ и др. В данной работе были рассмотрены методологии Всемирного Банка и Мирового Экономического Форума, а так же разработанные ими индексы KEI, NRI и IDI. Нельзя сказать, что система оценивания экономики знаний и ИКТ идеальна на сегодняшний день, однако, статистические организации продолжают работать над методикой и каждый год стараются усовершенствовать её. Это заметно, так как в Апреле 2012 года Всемирный Экономический Форум представил новый доклад в котором указал некоторые корректировки в структуре NRI. Однако проблема заключается по большей части не в самой методике, а как было указанно ранее, в доступности полной информации, а так же в должном содействии фирм в сборе данных.
Практическая часть
Для индекса экономики знаний был взят период времени с 2005 по 2010 год, так как большинство данных были доступны только для данного периода. Для индекса сетевой готовности был взят период с 2007 по 2011 год.
В данной работе использовалась программа IBM SPSS Statistics v.20. За зависимую переменную было принято взять ВВП каждой страны и посмотреть зависимость этого показателя со составляющими индексов.
Общий вид линейной функции регрессии имеет вид:
Где y – зависимая переменная ВВП;
– независимые переменные (в данном случае переменные индексов);
– константа;
– коэффициенты перед x, которые нам необходимо найти. Они характеризуют среднее изменение результата с изменением соответствующего фактора на единицу, при неизменном значении других факторов на среднем уровне.
Рассмотрим регрессионный анализ для индекса экономики знаний (KEI).
В таблицу программы SPSS были введены значения переменных индекса KEI для четырнадцати стран, на период с 2005 по 2010 год. Всего получилось 84 наблюдения. Для анализа использовался метод исключения, который заключается в том, что сначала в модель включаются все переменные, а затем, те переменные, которые менее значимы исключаются из модели. После завершения ввода всех данный программа выдала отчет:
Таблица 1
Среднее |
334,77 |
Медиана |
96,41 |
Дисперсия |
281849,2 |
В первой таблице представлена описательная статистика выборки.
Таблица 2
Сводка для модели | |||||
Модель |
R |
R-квадрат |
Скорректированный R-квадрат |
Стд. ошибка оценки | |
1 |
0,887a |
0,786 |
0,750 |
1718593803238,07900 | |
2 |
0,887b |
0,786 |
0,754 |
1706630913402,41900 | |
3 |
0,886c |
0,785 |
0,756 |
1698064403984,81570 | |
4 |
0,882d |
0,778 |
0,751 |
1716905449587,98220 | |
5 |
0,879e |
0,773 |
0,749 |
1723915624472,04200 | |
6 |
0,876f |
0,767 |
0,745 |
1734823851608,11250 | |
7 |
0,872g |
0,761 |
0,742 |
1745159518321,83570 | |
8 |
0,871h |
0,759 |
0,743 |
1742302485744,57300 | |
9 |
0,868i |
0,753 |
0,741 |
1750158346109,11720 | |
10 |
0,864j |
0,747 |
0,738 |
1760912400369,21750 | |
a. Предикторы: (конст) X12, X10, X8, X5, X9, X4, X1, X6, X11, X2, X7, X3 |
|||||
b. Предикторы: (конст) X12, X10, X8, X9, X4, X1, X6, X11, X2, X7, X3 | |||||
c. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X1, X6, X11, X2, X7, X3 | |||||
d. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X1, X6, X2, X7, X3 | |||||
e. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X1, X6, X2, X3 | |||||
f. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X1, X6, X3 | |||||
g. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X6, X3 | |||||
h. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X4, X6 | |||||
i. Предикторы: (конст) X10, X8, X9, X6 | |||||
j. Предикторы: (конст) X10, X8, X9 |
В первой модели был исключена наименее значимая переменная. Далее последовательно программа исключала менее значимые переменные. R – линейный коэффициент парной корреляции для линейной регрессии. Он может изменятся он -1 до 1. Если включение дополнительной переменной увеличивает R-квадрат, то он включается в регрессию.
Под таблицей выводится последовательность исключения переменных. Видно что во второй модели исключается пятая переменная и так далее пока не остаются три переменные.
Так же программа выдает дисперсионный анализ (Приложение 1). По данной таблице можно увидеть, что каждая модель из всех десяти была значима, это указано в последнем столбике.
Таблица 3
Коэффициенты
Модель |
Нестандартизованные коэффициенты |
Стандартизованные коэффициенты |
t |
Знч | ||
B |
Стд. Ошибка |
Бета | ||||
10 |
(Константа) |
3224705091256,418 |
995118042849,289 |
3,241 |
0,002 | |
X8 |
13176575468,946 |
954240681,273 |
0,820 |
13,808 |
0,000 | |
X9 |
-1228501869,567 |
281212334,172 |
-0,264 |
-4,369 |
0,000 | |
X10 |
-2236723382,520 |
725833981,047 |
-0,194 |
-3,082 |
0,003 |
Таблица 3 содержит в себе данные по всем моделям (Так как таблица слишком большая, здесь представлена только результирующая модель). Здесь можно увидеть включенные в уравнение регрессии переменные, а так же параметры перед ними. Последний столбик характеризует значимость. Нужно отметить, что переменная значима если коэффициент значимости меньше 0,1.
Таким образом, анализ таблиц показывает, что из двенадцати факторов в модель множественной регрессии целесообразно включить “Количество патентов, выданных Патентным ведомством США, в расчете на 1 млн. жителей”, “Количество журнальных научных и технических статей в расчете на 1 млн. жителей”, “Количество телефонов (стационарных и мобильных) в расчете на 1000 жителей”. Исходя из данного результата можем составить уравнение регрессии:
Y=3224705091256,418+
Где X8 - Количество журнальных научных и технических статей в расчете на 1 млн. жителей;
X9 - Количество телефонов (стационарных и мобильных) в расчете на 1000 жителей;
X10 - Количество компьютеров в расчете на 1000 жителей.
Проанализируем каждый показатель уравнения. Количество журнальных и научных статей имеет положительный коэффициент, потому что статьи способствуют обмену информации, что положительно влияет на производство. В случае количества телефонов и компьютеров можно увидеть, что они отрицательно влияют на валовой внутренний продукт. Этому может быть только одно объяснение, скорее всего компьютеры и телефоны (мобильные) используются не по назначению. Например, обычный стационарный компьютер используется не для обработки информации и обмена, а для игр и развлечений.
Теперь рассмотрим индекс сетевой готовности (NRI).
В таблицу программы SPSS были введены значения переменных индекса NRI для четырнадцати стран, на период с 2007 по 2011 год. Для анализа использовался пошаговый метод, который заключается в том, что в модель по очереди включаются значимые переменные. После завершения ввода всех данный программа выдала отчет:
Таблица 4
Среднее |
32,742 |
Медиана |
5,34 |
Дисперсия |
10116,22 |
В Таблице 4 показана описательная статистика выборки.
Таблица 5
Сводка для модели | |||||
Модель |
R |
R-квадрат |
Скорректированный R-квадрат |
Стд. ошибка оценки | |
1 |
0,514a |
0,264 |
0,253 |
3068409911718,55030 | |
2 |
0,619b |
0,383 |
0,364 |
2831521289751,31540 | |
3 |
0,769c |
0,592 |
0,573 |
2319931066534,67600 | |
4 |
0,821d |
0,675 |
0,655 |
2086824662830,45750 | |
5 |
0,856e |
0,732 |
0,711 |
1907507686789,05030 | |
6 |
0,883f |
0,780 |
0,759 |
1743101517404,16940 | |
7 |
0,901g |
0,812 |
0,791 |
1622410627077,19970 | |
8 |
0,917h |
0,842 |
0,821 |
1503398749701,80700 | |
9 |
0,943i |
0,889 |
0,872 |
1271443094426,01050 | |
10 |
0,941j |
0,886 |
0,871 |
1273072508054,66460 | |
11 |
0,939k |
0,881 |
0,868 |
1289823584922,22220 | |
12 |
0,947l |
0,896 |
0,883 |
1215381723555,17020 | |
13 |
0,952m |
0,906 |
0,891 |
1170092883721,22460 | |
14 |
0,956n |
0,913 |
0,899 |
1130236005536,92820 | |
15 |
0,961o |
0,923 |
0,908 |
1074734000964,07400 | |
16 |
0,960p |
0,922 |
0,908 |
1075195284442,79310 | |
17 |
0,964q |
0,930 |
0,916 |
1026853928205,87630 | |
18 |
0,968r |
0,937 |
0,924 |
976961066737,73470 | |
19 |
0,972s |
0,945 |
0,932 |
926530332930,50700 | |
20 |
0,976t |
0,953 |
0,941 |
864040988255,59380 | |
21 |
0,978u |
0,957 |
0,944 |
836856273186,45720 | |
22 |
0,977v |
0,955 |
0,943 |
846851942402,53340 | |
23 |
0,976w |
0,953 |
0,942 |
852345395356,53530 | |
24 |
0,978x |
0,957 |
0,946 |
822724444505,58180 | |
25 |
0,980y |
0,961 |
0,950 |
792475550373,63000 | |
26 |
0,982z |
0,964 |
0,953 |
766575549885,85730 | |
27 |
0,983aa |
0,967 |
0,956 |
743898375701,99700 | |
aa. Предикторы: (конст) X16, X43, X32, X67, X53, X69, X13, X23, X21, X27, X6, X52, X59, X7, X37, X17, X48 | |||||