Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью работы является изучение методов измерения экономики знаний и их применения на реальных статистических данных. Провести регрессионный анализ по данным четырнадцати стран для определения влияния экономики знаний на производство валового внутреннего продукта страны. Для этого необходимо:
Рассмотреть суть Экономики знаний;
Определить индикаторы, позволяющие измерить Экономику знаний;
Собрать данные по выбранным четырнадцати странам для проведения статистического анализа;
Провести статистический анализ связи.
Введение 3
Глава 1. Экономика знаний 6
1.1. Основная черта 6
1.2. Метод измерения экономики знаний 6
1.3. Индексы измерения экономики знаний 8
1.4. Эффективность методик и проблемы. 19
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Характеристика выборки и метод анализа 22
2.2. Регрессионный анализ для KEI 22
2.3. Регрессионный анализ для NRI 25
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложения 35
Показатель оценивает количество выданных патентов, которые выданы United States Patent and Trademark Office, включая патенты на изобретения, промышленные образцы, новые виды растений, переизданные патенты, защитные публикации и т.п.
Для расчета показателя используются данные International Telecommunication Union. Показатель рассчитывается как сумма всех телефонных линий, которые соединяют аппарат пользователя с сетью телефонной связи на тысячу жителей и количество мобильных телефонов на тысячу жителей.
Показатель рассчитывается как сумма всех ноутбуков и настольных компьютеров на тысячу жителей. Так же используются данные International Telecommunication Union.
В большинстве развитых и
развивающихся стран данные по количеству
пользователей сети Интернет получают
в результате общественных опросов,
так же в некоторых странах
используют данные о количествах
пользователей интернет-
С 2008 года в методике Всемирного Банка в дополнение к интегральному показателю KEI рассматривается интегральный показатель KI (Knowledge Index). KI в отличии от KEI рассчитывается как среднеарифметическое значение по девяти переменным, которые входят в три области экономики (Образование и человеческие ресурсы, инновационная система, информационная инфраструктура).
Так же, для оценки инновационного потенциала страны используют такие индексы как NRI (Networked Readiness Index) и IDI (ICT Development Index).
Индекс сетевой готовности (Networked Readiness Index).
Данный индекс составляется в рамках сотрудничества Всемирного экономического форума и бизнесшколы INSEAD, и является основным инструментом для измерения способности стран использовать преимущества ИКТ для повышения своей конкурентоспособности.
Также как и в KEI, в основе NRI лежат три принципа: Среда, Готовность, Использование – так называемые компонентные субиндексы. Каждый из данных субиндексов состоит из разделов, и каждый раздел состоит из нескольких показателей.
Субиндекс “Среда”.
Для эффективного использования ИКТ необходимы подходящие рыночные условия, правовое регулирование и развитая инфраструктура. Данный субиндекс показывает на сколько окружающая среда подходит для развития ИКТ и в его состав входит 30 показателей, которые разделены на три раздела:
В состав данного раздела входит десять показателей:
В данный раздел включено одиннадцать показателей:
Сюда входит десять показателей:
Субиндекс “Готовность”.
Отражает насколько население заинтересовано в том, чтобы использовать ИКТ в своей повседневной деятельности и насколько они готовы к этому. Состоит субиндекс из 23 показателей, которые также разбиты на три группы:
Состоит из девяти показателей:
Состоит из восьми показателей:
В данный показатель входит три составляющие:
Субиндекс “Использование”.
Данный субиндекс измеряет реальное использование ИКТ, уделяя особое внимание тому как повлияло использование ИКТ на увеличение эффективности и производительности. Данный субиндекс состоит из пятнадцати показателей разбитых на три группы:
В данную группу входит восемь показателей:
Включает в себя семь показателей:
Включает в себя четыре показателя:
Наряду с этими двумя индексами, в рамках развития общества существует еще один индекс, так называемый Индекс развития ИКТ, или ICT Development Index (IDI). Данный индекс был создан Международным телекоммуникационным союзом. Название дает понять, что его основная цель это отображение процесса в развития ИКТ в той или иной стране, а так же показать различия между странами в развитии ИКТ. Основу IDI составляет модель в развитии страны на пути к информационному обществу, которая включает три стадии: готовность, интенсивность и влияние ИКТ. Данную модель определяют три субиндекса, которые входят в IDI: Инфраструктура и доступность ИКТ; Использование ИКТ; Знания и навыки в сфере ИКТ.
Рассмотрим более подробно каждый субиндекс и его составляющие.
Субиндекс “Инфраструктура и доступность ИКТ”
Данный субиндекс является самым большим в IDI, так как в него включены пять показателей из одиннадцати. Эти показатели оценивают инфраструктуру ИКТ в данной стране в данный момент времени, а так же доступность базовых коммуникационных и информационных технологий для жителей страны.
Количество линий, соединяющих аппарат пользователя с сетью телефонной связи и имеющих выделенный канал на ATC.
Количество пользователей телефонной связи, которая основана на сотовой технологии, включая аналоговые и цифровые сотовые системы, так же и 3G.
Пропускная способность интернет-канала, которая обеспечивает доступ к зарубежным сайтам.
При расчете данного показателя
не учитываются такие устройства,
которые имеют отдельные
При подсчете учитываются всевозможные использования Интернета, которые доступны для домохозяйств (Различные интернет-кафе, мобильные телефоны и т.д.).
Следующий субиндекс “Использование ИКТ”.
Данный субиндекс полностью основывается на данных полученных из предыдущих показателей. Он показывает фактическое использование и уровень интенсивности использования ИКТ.
Особенность данного показателя в том, что данные для него Международный телекоммуникационный союз получает от национальных статистических агентств, которые используют различные данные для исследования. В большинстве стран данные по количеству интернет-пользователей получают в результате общественных опросов, в большинстве развивающихся стран для определения данного показателя используют данные количество абонентов интернет-провайдеров.