Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Марта 2013 в 22:44, курсовая работа
Целью работы является изучение методов измерения экономики знаний и их применения на реальных статистических данных. Провести регрессионный анализ по данным четырнадцати стран для определения влияния экономики знаний на производство валового внутреннего продукта страны. Для этого необходимо:
Рассмотреть суть Экономики знаний;
Определить индикаторы, позволяющие измерить Экономику знаний;
Собрать данные по выбранным четырнадцати странам для проведения статистического анализа;
Провести статистический анализ связи.
Введение 3
Глава 1. Экономика знаний 6
1.1. Основная черта 6
1.2. Метод измерения экономики знаний 6
1.3. Индексы измерения экономики знаний 8
1.4. Эффективность методик и проблемы. 19
Глава 2. Практическая часть 22
2.1. Характеристика выборки и метод анализа 22
2.2. Регрессионный анализ для KEI 22
2.3. Регрессионный анализ для NRI 25
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложения 35
Правительство Российской Федерации
Пермский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего профессионального образования
«Национальный исследовательский
университет
«Высшая школа экономики»
Факультет «Экономика»
Кафедра финансового менеджмента
Допускаю к защите
Заведующий кафедрой
______________________________
к.э.н., доцент
«______» __________________20____
курсовая РАБОТА
на тему Измерение Экономики знаний
Студент группы Э-10-4
Ведерников Святослав Олегович
________________________
подпись
Научный руководитель
Преподаватель кафедры финансового менеджмента
Осколкова Марина Александровна
________________________
подпись
Пермь 2012
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Экономика знаний 6
1.1. Основная черта 6
1.2. Метод измерения экономики знаний 6
1.3. Индексы измерения экономики знаний 8
1.4. Эффективность методик и проблемы. 19
Глава 2. Практическая часть 22
2.1.
Характеристика выборки и
2.2.
Регрессионный анализ для KEI 2
2.3.
Регрессионный анализ для NRI 2
Заключение 31
Список используемой литературы 33
Приложения 35
Экономика знаний – высший этап развития постиндустриальной экономики и инновационной экономики. Данное определение активно используется многими экономистами с середины 1990-х годов, а также такими организациями как ЮНЕСКО, Мировой Банк, ОЭСР и общественно-политической элитой практически всех развитых и некоторых развивающихся стран. (Пипия Л.К.)
Основную роль в развития в данной экономике являются знания и человеческий капитал. Процесс развития данной экономики заключен в повышении качества жизни, качества человеческого капитала, в производстве высококачественных услуг, знаний высоких технологий и инноваций.
Рост в экономике все
более обусловлен степенью применения
новых знаний в виде инноваций, существенного
возрастания человеческого
Развитие информационно-
Именно на основе непрерывных инновационных процессов, которые формируют устойчивые связи между различными экономическими агентами и институтами, развивается экономика знаний. Именно эти процессы характеризуют экономику знаний как инновационную экономику.
Совсем недавно понятие экономика знаний начало набирать обороты. Как уже было отмечено, в наши дни развитие стран и развитие промышленности основано на знаниях и инновациях. В связи с этим для большинства стран стало необходимостью оценивать их инновационное развитие, инновационный потенциал, с целью проведения анализа динамики развития тех или иных индустрий производства и развития стран в целом, и в конечном итоге сравнения их друг с другом. Любая теория в экономике может быть рассмотрена с помощью использования определенного набора показателей, которые могут отобразить динамику тех или иных процессов. Отсюда и происходит актуальность выбранной темы.
Целью работы является изучение методов измерения экономики знаний и их применения на реальных статистических данных. Провести регрессионный анализ по данным четырнадцати стран для определения влияния экономики знаний на производство валового внутреннего продукта страны. Для этого необходимо:
В данной курсовой работе будет рассмотрено три индикатора, характеризующие развитие экономики знаний и инноваций, такие как KEI, ICT Development Index и NRI предложенные Всемирным Банком и Мировым Экономическим Форумом.
Первая часть будет посвящена теории экономики знаний. Для начала разберемся, что из себя представляет экономика знаний. Затем рассмотрим каждый из индексов. Мы постараемся разобрать их более подробно, на основе чего они были созданы и что каждый из этих индексов характеризуют.
Во второй части мы рассмотрим данные индексы на примерах четырнадцати выбранных нами стран ( Канада, США, Бразилия, Россия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Нидерланды, Португалия, Сербия, Турция, Украина и Финляндия), на период с 2005 по 2011 года. По данным этих стран построим регрессию, где за независимые переменные возьмем показатели входящие в индексы, а за зависимую примем ВВП каждой из стран.
Экономика знаний – высший этап развития экономики. Данный термин используется как синоним термину инновационная экономика, а так же является фундаментом информационного общества. Информационное общество – общество, в котором большинство занято производством, хранением, обработкой и реализацией информации, в том числе высшая форма – знания.
Основными факторами развития в данной экономике являются знания и человеческий капитал. Процесс развития такого общества нацелен на улучшения качества жизни, производство знаний высоких технологий и инноваций, а так же высококачественных услуг.
По сравнению с индустриальным обществом, где все направленно на производство и потребление товаров, в информационном обществе производится и потребляется интеллект и знания, что увеличивает долю умственного труда.
В связи с тем, что человеческий капитал и знания вышли на первый план, очень важно для каждой страны знать, как измерять экономику знаний. Это необходимо прежде всего для того чтобы иметь представления о развитии инновационной экономики в той или иной стране, а именно в какую сторону идет развитие знаний и с какими темпами в стране развиваются инновации.
Один из методов оценки экономики знаний был предложен Всемирным Банком, в ответ на усиливающуюся роль знаний в процессе экономического роста, так называемая Knowledge Assessment Methodology (KAM). Прежде всего это связано с быстрым внедрением информационных технологий в общество, что привело к наиболее быстрому обмену информации, а следовательно и повысило распространение знаний, что и привело к увеличению производительности научного труда. Эксперты Всемирного Банка считают, что данное развитие в производстве знаний и инноваций, предоставляют большие возможности для социально-экономического развития стран, однако те из них, кто не успевает за развитием, становятся безнадежно отстающими. Необходимо отметить, что между странами сегодня имеет место конкуренция в области экономики знаний и инноваций. (Московкин В. М. 2011)
Метод оценки Инновационного потенциала и Экономики знаний.
Нормализация в KAM проделывается по формуле:
Normalized(u) = =
Вся процедура KAM состоит в следующем:
В основе данной методики лежат четыре составляющие:
Обеспечиваются экономическими политиками и институтами, допускающими эффективное размещение ресурсов, их мобилизацию, стимулируют креативность и мотивацию эффективного создания, распространения и использования существующих знаний, а так же развитие предпринимательства.
Способность людей к непрерывной корректировке и адаптации своих навыков для более эффективного создания и использования знаний.
Система состоящая из фирм, исследовательских центров, которые могут способствовать совершенствованию знаний, ассимиляции и адаптации их для местных нужд.
Способность инфраструктуры обеспечить эффективные коммуникации, распространение и обработку знаний и информации.
Информационная структура – комплекс, включающий вычислительное и коммуникационное оборудование, программное обеспечение, лингвистические средства и информационные ресурсы, а так же системный персонал обеспечивающий поддержку динамической информационной модели некоторой части реального мира для удовлетворения информационных потребностей пользователей.
Предполагается, что инвестирование в данные области необходимо, так как это будет способствовать усвоению, адаптации и использованию знаний во внутреннем производстве товаров и услуг, что будет выражено в более высокой их добавленной стоимости. Так же увеличит вероятность экономического успеха в мировой экономике. (Московкин В. М. 2011)
В рамках методики KAM используется Индекс Экономики Знаний - Knowledge Economy Index (KEI). В данный индекс включены показатели по четырем областям экономики (Экономические стимулы и институциональный режим, Образование и человеческие ресурсы, Инновационная система, Информационная инфраструктура). В каждую группу переменных входят свои составные части.
Данный показатель является оценкой тарифных и нетарифных барьеров, которые ограничивают свободную торговлю, например: запреты на импорт, квоты, таможенные пошлины, требования по лицензированию, сертифицированию продукции. Для оценки используют Index of Economic Freedom.
Для оценки используют Governance Indicators.
Оценка ограничительных по отношению к рынку действий органов власти: чрезмерный банковский надзор, контроль цен, неадекватное регулирование внешней торговли и развития бизнеса.
Так же, как и в предыдущем показателе, используют Governance Indicators Всемирного банка.
В данный показатель включены
несколько индикаторов, которые
оценивают уверенность
Измеряется в процентах, жителей старше пятнадцати лет умеющих читать и писать.
Измеряется как отношение фактически получающих среднее образование людей, независимо от их возраста, к количеству людей возраст которых подходит для получения образования в данной стране.
Измеряется данный показатель, как отношение фактически получающих высшее образование и независимо от их возраста, к численности людей имеющих возраст типичный для получения высшего образования в данной стране.
Показатель оценивает сумму роялти и лицензированных платежей, приходящихся на один миллион жителей. Для упрощения сопоставимости данных по разным странам, измеряется в долларах США.
Показатель оценивает количество научных и технических статей в журналах. Для расчета показателя используются данные National Science Foundation.