Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение территориальной структуры национальной экономики, ее особенности и проблемы.
В следствие этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие национальной экономики;
2.Охарактеризовать территориальную структуру экономики России;
3.Показать роль инфраструктурного фактора в повышении конкурентоспособности Российской экономики.
Введение 3
Понятие территориальной структуры национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды 7
2. Особенности территориальной структуры экономики России 9
2.1.Геополитическое и экономическое положение России 9
2.2. Административно-территориальное устройство России 11
3. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе 13
3.1. Урбанизация- средство организации территории 13
3.2. Значение и результаты магистрализации транспорта 15
3.3.Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры 18
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы 24
Геополитическое положение России изменилось в результате распада СССР. Это привело к увеличению числа соседних государств, сокращению территории России, сокращению численности населения России и снижению объема ВВП.
На мировой арене геополитические позиции России ослабли. Это связано с тем, что:
1) территориально расширилось геополитическое влияние США;
2) расширился блок НАТО;
3) появились новые мощные геополитические центры – Китай и Япония;
4) активизировались агрессивные устремления исламского фундаментализма;
5) снизился военный потенциал России.
В
настоящее время зоной
- транспортно-географическое положение;
- промышленно-географическое положение;
- рыночное положение;
- демографическое состояние;
- рекреационно-
По
экономико-географическому
2.2.Административно-
Россия – это федеративное государство, состоящее из 89 субъектов. Среди них республики, края, области, автономные округа, автономная область и два города федерального значения.
Особенность
территориально-
В
2000 году административно-
1) 21 республику;
2) 6 краев;
3) 49 областей;
4) 2 города федерального значения (Москва и Санкт-Петербург);
5) 1 автономная область (Еврейская);
6) 10 автономных округов;
7) 1867 районов;
8) 1091 городов;
9) 329 городских районов;
10) 1922 поселков городского типа;
11) 24444 сельских администраций.
Большая
часть республик расположена
в европейской части страны (16
из 21), остальные пять – в азиатской
части. Два края находятся в европейской
части (Краснодарский и
Все республики, автономные округа и автономная область сформированы по национально-территориальному принципу и соответствуют компактным ареалам размещения этносов.
В
мае 2000 г. в России образовано семь федеральных
округов. Во главе каждого из них
стоит полномочный
1) Центральный округ – Москва;
2) Северо-Западный округ – Санкт-Петербург;
3) Приволжский округ – Нижний Новгород;
4) Северо-Кавказский (Южный округ) – Ростов-на-Дону;
5) Уральский округ – Екатеринбург;
6) Сибирский округ – Новосибирск;
7) Дальневосточный
округ – Хабаровск.
Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе
3.1.Урбанизация - средство организации территории
В XX веке в России свершилась урбанистическая революция. На рубеже ХХ и ХХI столетий доля городского населения составила 73% (в мире около 50%). За столетие в 2,2 раза увеличилось число городов. Однако главное заключается в развитии и умножении числа больших городов. В 1897 г. на территории нынешней РФ имелось всего лишь 7 больших городов (ни одного на Урале и за Уралом). Сейчас – 163 больших города (на 1.1.2001), в которых сосредоточено 2/5 населения страны. Это важный качественный сдвиг, так как переход города в категорию больших сопряжен с приобретением им новых свойств во всех его подсистемах – экономической базе, населении, планировочной организации. Тем самым осуществилось принципиальное изменение социально-экономической ткани страны, территориального распределения населения. В 1897 г. в губернском центре (кроме столичных) обычно сосредоточивалось 2–3% населения губернии. Сейчас в республиканском, краевом и областном центре в среднем 20–40% населения субъекта Федерации.
Рост больших городов – общемировая тенденция. Они росли вопреки прогнозам, которые делались в начале XX в. (знаменитый фантаст Герберт Уэллс говорил о грядущем “распылении” больших городов), вопреки усилиям властей сдержать их рост разными средствами. Большие города, преодолев кризис, поразивший их в развитых странах в середине века, к концу столетия продемонстрировали мощь и торжество урбанизации. Автор замечательной книги “Гений места” Петр Вайль выразился так: “Современная Европа все более и более состоит не из стран, а из городов”.
Большие города быстрее выходят из кризиса. Они обладают потенциалом, который делает их локомотивами развития своих регионов и страны в целом. В связи с нашей темой подчеркнем, что большие города – не просто лидеры социально-экономического развития, двигатели прогресса, создатели нового во всех сферах жизни. Это и фокусы территориального развития. П. Хаггет писал: “В городах сосредоточивается все большая доля населения земного шара, в связи с чем территориальная организация все более центрируется вокруг городов”.
Большие города обросли плеядами спутников, породив агломерации - созвездия городов, которые стали ключевой формой современного расселения. Около 30% общего числа новых городов, возникших в России в течение XX в., составили ближайшее окружение крупных центров, умножив их потенциал. Наукограды – новый тип городов, какого не знал XIX в., – это преимущественно города-спутники. Критики недавнего прошлого, когда пишут о том, что напрасно создавалось большое количество новых городов, в то время как надо было развивать старые, забывают, что крупные центры старой России (кроме Петербурга) не имели в своем непосредственном окружении городов. Следовательно, создание новых городов-спутников было необходимостью, ибо обеспечивало закономерный переход к агломерационной (постгородской) стадии развития расселения.
В виде крупных многофункциональных центров, потенциал которых был усилен городами-спутниками, были созданы активные точки роста. Именно благодаря им были достигнуты успехи в развитии образования, культуры и искусства, науки и техники, осуществлено освоение космоса, создана ядерная энергетика, лазеры, реактивная авиация и т.д.
3.2.Значение и результаты магистрализации транспорта
Россия вследствие своих огромных просторов и расстояний была зачинателем борьбы за покорение пространства. В нашем отечестве были созданы первые многомоторные самолеты “Святогор” и “Илья Муромец”: предшественники “Антеев” и “Русланов”, первый ледокол “Ермак”, первый атомоход “Ленин”, суда на подводных крыльях и на воздушной подушке, первый пассажирский реактивный авиалайнер Ту-104. В России была построена самая протяженная в мире железная дорога – Транссиб. Своего рода экономический диаметр России – магистраль от Смоленска до Владивостока – имеет протяженность 9721 км. В нашей стране высока доля электрифицированных линий. Если доля России в общей сети железных дорог мира составляет 9%, то в протяженности электрифицированных линий – 16%. А в среднем грузонапряженность электрифицированных линий в три раза выше, чем линий на тепловозной тяге. Магистрализация была одним из устоев Плана ГОЭЛРО.
Магистрализация (повышение скорости движения и провозоспособности) и агломерирование (повышение доли экономичных коротких связей) обеспечили экономическое сжатие пространства. Не сжатие путем “выбраковывания” территорий, а именно экономическое сжатие на основе рациональной территориальной организации. Точки роста возникли не только в “привилегированных” районах, но повсеместно, ибо во всех регионах живут люди и все они должны жить достойно, а не быть в роли наблюдателей, ждущих, когда до их региона дойдет очередь развития.
Опорный каркас, который образован совокупностью ведущих центров и соединяющих их магистралей, – это рассредоточенная концентрация. В опорном каркасе сочетаются две разнонаправленные тенденции развития: к территориальной концентрации и к рассредоточению. Для нашей страны всегда было характерным предопределенное географическими и историческими условиями развитие урбанизации и “вширь” и “вглубь”. Выполнение городами центральных функций заставляет их рассредоточиваться, стремиться к более или менее равномерному охвату территории. Выгода от экономического сжатия пространства, наоборот, заставляет их собираться территориальными группами, образовывать агломерационные скопления. Заметим, что экономическое сжатие пространства происходило достаточно активно в условиях подъема, развития, а не спада и кризиса.
Важным результатом в формировании территориальной структуры явилось создание опорных районов – топливно-энергетических баз, баз научно-технического прогресса (самая значительная база НТР – Московский столичный регион), крупных ресурсных баз; большинство последних вследствие географических особенностей России расположено на Севере.
В итоге Россия вошла в XXI век, располагая созданными в течение XX столетия экономико-географическими предпосылками развития – точками роста, осями развития и базами подъема. Однако к моменту распада СССР не было завершено формирование территориальной структуры. Вся огромная Азиатская часть страны имела лишь одну сквозную магистраль – Транссиб. Поэтапно осуществлявшийся сдвиг производительных сил на восток остановился в Прибайкалье. Дальше простирался “забайкальский разрыв” - между Читой и Благовещенском на расстоянии 1900 км (почти столько же, сколько между Москвой и Владикавказом) нет ни одного большого города. Затормозилось развитие зоны БАМ.
Изменилось
геополитическое положение
Территориальная структура дала трещины, местами деформировалась. Утратила во многом значение меридиональная полоса концентрации населения и хозяйства Центр – Юг. Ее осями служили три железнодорожных магистрали: Москва – Крым, Москва – Донбасс, Москва – Северный Кавказ (через Воронеж). И.М. Маергойз считал эту полосу, служившую, в частности, проводником территориально-хозяйственной интеграции России и Украины, “становым хребтом” Европейской части СССР. Непомерный рост транспортных тарифов разорвал РФ, Дальний Восток стал еще более дальним.
И тем не менее в 90-е годы формирование территориальной структуры не прекратилось. Продолжалось освоение новых нефтяных и газовых месторождений в Западной Сибири, завершалось строительство БАМ, на Обском Севере строились меридиональные железные дороги – к Ямбургу и на Ямале, где они вышли на берега Ледовитого океана. Строится железная дорога на Якутск (уже сооружена половина).
Планомерно продолжалось укрепление Срединного региона - Урало-Поволжья. Срединный пояс страны Ямал – Урал – Волга становится ее индустриальным стержнем (55 – 60% производства и экспорта), а столицы и ряд портов – окнами в мир и фокусами рыночной инфраструктуры.
Стоит вспомнить дальновидное высказывание В.П. Семенова-Тян-Шанского, содержащееся в статье “О территориальном могуществе применительно к России”: “Следует выделить пространство между Волгой и Енисеем от Ледовитого океана до самых южных границ государства, особую культурно-экономическую единицу в виде Русской Евразии, не считать ее никоим образом за окраину, а говорить о ней, как о коренной и равноправной во всей русской земле, как мы привыкли говорить о Европейской России. Оказывается, что такая часть Российской империи вполне может быть географически построена при желании по тому же культурно-экономическому типу, к которому мы исторически привыкли в Европейской России, может, следовательно, стать настолько же прочной... страной, как и Европейская Россия”.
Урало-Поволжье выступило и выступает, продолжая набирать темпы роста, как главная контактная зона, скрепляющая западную и восточную части РФ. Характерно, что развитие этого региона шло непрерывно и в то время, когда многие районы Европейской части СССР подверглись оккупации. Урало-Поволжье на каждом этапе социально-экономического развития страны делало рывок. До войны – на основе размещения в крупнейших волжских центрах заводов-дублеров Москвы и Ленинграда (авиационных, станкостроительных, подшипников и др.) и создания на Урале металлургической и машиностроительной базы, освоения месторождений “Второго Баку”. После войны – в результате сооружения ГЭС Волго-Камского каскада, использования созданной при этом мощной базы стройиндустрии для сооружения промышленных комплексов Тольятти, Набережных Челнов, Нижнекамска, Балакова, Волжского. Срединный регион стал ведущим в стране по автомобилестроению. Здесь получила развитие половина атомных городов. Выдающуюся роль Урало-Поволжья подтверждают показатели урбанизации: здесь половина российских городов-миллионеров и самая высокая доля населения, сосредоточенная в крупнейших (свыше 500 тыс. жителей) городах.
Информация о работе Изменение территориальной структуры экономики России