Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2012 в 21:30, курсовая работа
Целью данной работы является рассмотрение территориальной структуры национальной экономики, ее особенности и проблемы.
В следствие этого необходимо рассмотреть следующие задачи:
1.Рассмотреть понятие национальной экономики;
2.Охарактеризовать территориальную структуру экономики России;
3.Показать роль инфраструктурного фактора в повышении конкурентоспособности Российской экономики.
Введение 3
Понятие территориальной структуры национальной экономики 5
1.1. Цели национальной экономики 5
1.2. Структура национальной экономики: сущность, понятие и виды 7
2. Особенности территориальной структуры экономики России 9
2.1.Геополитическое и экономическое положение России 9
2.2. Административно-территориальное устройство России 11
3. Проблемы и пути развития территориальной структуры национальной экономики России на современном этапе 13
3.1. Урбанизация- средство организации территории 13
3.2. Значение и результаты магистрализации транспорта 15
3.3.Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры 18
Заключение ……………………………………………………………….21
Список использованной литературы 24
3.3.Возможные перспективы дальнейшего развития территориальной структуры
Завершение создания и капитальный ремонт территориальной структуры – одно из условий возрождения России. Рационализация территориального устройства – важный резерв ее развития. Если Россия хочет существовать как государство, ее власти должны уделить серьезное внимание территориальному устройству, его укреплением противодействовать распаду страны.
Многое зависит от того, какую модель экономического развития удастся (или позволят?) реализовать России: с акцентом на сырьевых отраслях или же, наоборот, на высокотехнологичных производствах. У России есть большие возможности и для каждого из обоих направлений, и для их сочетания. При всех обстоятельствах, особенно принимая во внимание нынешнюю ситуацию, сырьевые отрасли в обозримом будущем: кормильцы России. Они дают основную продукцию на экспорт и валютную выручку. Поэтому будет продолжаться использование богатейших ресурсов Севера. Это предопределяет необходимость пристального внимания к Северу вообще, определение эффективной северной политики.
Север – это практически вся российская добыча алмазов, апатитов, кобальта, платиноидов, более 90% добычи природного газа, золота, меди, никеля, олова, лесопродуктов, улова рыбы. Производительность общественного труда в 2,7 раза выше среднероссийской. Север дает 60% валютных поступлений.
По некоторым данным, в месторождениях шельфа северных морей содержится до 80% запасов углеводородного сырья России. Добыча газа и нефти постоянно сдвигается на север, в районы с условиями, все более тяжелыми для жизни, особенно для приезжих. Поэтому все большее значение приобретает идея формирования Предсеверной контактной зоны. Располагаясь на подступах к Северу, эта зона выполнит роль плацдарма освоения северных районов и отчасти послужит местом переработки северного сырья. Эта очень важная структура в территориальном устройстве России в перспективе пройдет через всю страну от финской границы до Тихого океана. Ее осью станет Севсиб – вторая широтная Сибирская транспортная магистраль вместе с БАМом на востоке, Белкомуром и Баренцкомуром на Европейском Севере.
Предсеверная контактная зона выполнит три задачи:
1) освоения Крайнего Сeвepa;
2) освоения собственных богатств — очень значительных;
3) межконтинентального транзита.
В случае сооружения перехода с материка на Сахалин (мостом или тоннелем) и соединения тоннелем Сахалина и Хоккайдо может установиться грандиозный европейско-азиатский мост Дублин – Токио. Преимущества Севсиба заключаются и в сокращении времени на перевозки по сравнению с Транссибом, так как магистраль пройдет в более высоких широтах.
На отдельных участках Предсеверная полоса уже сложилась или складывается вдоль существующих железных дорог (БАМ, Сургут - Нижневартовск, Хребтовая – Усть-Илимск). Магистраль пройдет в глубине территории, вдали от границы и помимо транзита обеспечит взаимодействие районов Ближнего Севера между собой.
Нарастающее значение должны приобрести приморские контактные зоны: Южно-Приморская (Владивосток, Находка, Восточный, Посьет, Зарубино), Балтийская (порты Северного и южного побережий Финского залива, объединенные Санкт-Петербургом), Северная (особое значение здесь принадлежит Мурманску, через который в течение всего года возможен непосредственный выход в океан), Черноморская (Анапа, Геленджик, Новороссийск, Туапсе, Сочи), Каспийская (Астрахань, Махачкала, Каспийск, Дербент), где пройдет трансконтинентальный коридор Север – Юг.
Предгорная контактная зона на стыке гор и равнин Северного Кавказа уже проявилась вполне отчетливо как полоса основной концентрации населения и хозяйства. Здесь расположены столицы северокавказских республик, знаменитые курорты, туристические районы.
Строительство
трансконтинентальных транспортных магистралей,
в котором заинтересовано и мировое
сообщество, внесет существенные изменения
в территориальную структуру
России. Сибирь, которая оказалась
в особенно невыгодном положении
после распада СССР, удалившись от
выходов в мировой океан, сможет
получить новый выход через “Северное
окно” благодаря Севсибу, Уральскому
переходу, Баренцкомуру, Белкомуру
и портам на Белом и Баренцевом
морях (Мурманск, Архангельск, новый
порт в устье Индиги и др.). О
крупных ожидаемых сдвигах в
территориальной структуре
Развитие
магистрализации позволит эффективно,
с большой экономической
Заключение
Кардинальные
реформы российской экономики, проводившиеся
в 90-е годы, сопровождались серьезными
негативными последствиями для
большинства регионов страны, в том
числе и для Сибири: снижением
производства товаров и услуг
и интенсивности межрегиональных
связей, падением доходов населения,
ростом безработицы и др.
В этих условиях стержень
социально-экономической политики,
осуществлявшейся в регионах,
проходил по линии не развития
и роста экономики, а сдерживания
ситуации, решения многочисленных и
временами почти катастрофических
проблем, порождаемых далеко
не всегда продуманными новациями
центра. В целом политика
региональных администраций носила
в этот период явно выраженный патерналистский
характер и была направлена
на смягчение наиболее болезненных
последствий осуществляемых реформ.
Прямо или косвенно она касалась
всех участников экономических
отношений в регионах. Крупный
бизнес получал налоговые льготы,
мелкому бизнесу не особенно
досаждали с уплатой налогов
и легализацией доходов, для
населения в меру возможностей
сдерживались цены на продукты
питания и коммунальные услуги, предусматривались
дотации слабо обеспеченным слоям
и бедным семьям и т. д.
Местные бюджеты укреплялись
жесткой регламентацией расходов
и принятием на региональные
бюджеты основных расходов муниципальных
сообществ на образование и здравоохранение
и т. д. Но в целом к началу
XXI в. возможности такой патерналистской
политики были исчерпаны. И дело
не только в перераспределении
в пользу центра налоговых
поступлений в бюджетную систему
РФ и в росте напряженности
региональных бюджетов в связи с
жесткими установками коммунальной
реформы и повышением оплаты труда
в бюджетной сфере. Главное –
в изменении экономической
Важным
фактором, влияющим на расстановку
приоритетов такой политики, являются
возможные изменения в пространственном
распределении экономической активности.
Не секрет, что территориальная
структура экономики России
сформировалась еще под влиянием
принципов и реальной практики
хозяйствования в условиях централизованного
планирования. Переход к рыночной
экономике меняет расклад сил,
влияющих на пространственное
развитие, многосторонне трансформирует
побудительные мотивы движения
товаров, инвестиций, материальных,
финансовых и трудовых ресурсов.
Рост внутреннего рынка, потребительского
спроса и импортозамещающих
производств, диверсификация отраслевой
структуры экономики с акцентом
на развитие перерабатывающих отраслей
предопределяют при этом конкурентные
преимущества регионов европейской
части страны. В этих условиях
можно ожидать, что большинство
восточных районов будет развиваться
по кластерному типу: точечные
(очаговые) «оазисы» экономической
активности будут перемежаться
с весьма слабо освоенными межкластерными
пространствами. Уже сейчас основные
ресурсы их экономики во
все возрастающих масштабах
сосредоточиваются в крупных
и средних городах. Потенциальную
угрозу стабильности экономического
развития регионов создают при
этом стихийные процессы эволюции
расселения. «Голосование ногами»
подрывает демографическое
Если
большая часть территории восточных
районов страны подвергнется этим процессам
кластеризации (с очевидными последствиями
для удовлетворения даже минимальных
потребностей их населения,
предприятий и учреждений), то
единственной возможной компенсацией
для макрорегиона в целом
может стать формирование в
более благоприятных частях
Сибири и Дальнего Востока
зон интенсивного развития. Под влиянием
геополитических угроз значение
таких зон для страны со временем
только усилится. В Сибирском федеральном
округе (ФО) к роли такой «опорной
территории» в наибольшей степени
готовы регионы юга Западной Сибири.
Основу развития этой зоны составляют
два мегаполиса (Новосибирск и
Омск), крупные города (Барнаул, Кемерово,
Новокузнецк, Томск) и система средних
и малых городов, образующих точки
сгущения экономической активности
между ними (от Барабинска и
Куйбышева на западе до Асино
и Мариинска на востоке).
Целенаправленная поддержка таких
городов (путем создания в них
сети филиалов крупных перерабатывающих
производств и учреждений культуры
и образования, расположенных в
региональных столицах, развития
местной промышленности, агропереработки,
ремонтно-обслуживающих
В Дальневосточном округе аналогичную роль выполняют отдельные регионы юга Дальнего Востока. Но говорить о них как об опорных территориях в широком смысле еще рано.
В
Уральском ФО основу устойчивого
развития все больше определяют
Свердловская и Челябинская области.
Список литературы
Информация о работе Изменение территориальной структуры экономики России