Экономика России

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:22, реферат

Описание работы

Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской эконом

Работа содержит 1 файл

Микроэкономика.docx

— 75.83 Кб (Скачать)

ВВЕДЕНИЕ: 

    Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией  тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.

    Процесс эффективной интеграции России в  мировое хозяйство, ее утверждение  как равноправного участника  в системе международных экономических  отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в  начале 90-х годов участия в  МЭО доля России в мировой экономике  и степень ее вовлечения в международное  разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней  торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х  годов, в конце 90-х годов составлял  чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся  процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные  интеграционные процессы. Только одной  четверти российской экономики «завязано» на внешние рынки. Проблема интеграции России в мировое экономическое  сообщество достаточно сложна и многообразна.

    Россия  обладает рядом специфических черт, преимуществ, позволяющих оптимально интегрироваться в мировое хозяйство, занять должное место в системе  международных экономических отношений.

    Характер  и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.

    Растущая  экономика обладает большей способностью удовлетворять новые потребности  и решать социально-экономические  проблемы как внутри страны, так  и на международном уровне. 
 
 

  1. МЕСТО И РОЛЬ РОССИИ В  МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ.
 

    1.1 Приоритеты экономической политики в 2005 году. 

    Экономико-политическая ситуация в 2005 г. в основном продолжала логику и тенденции предыдущего года, причем главным было сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны.

    Среди основных характеристик 2005 г. можно выделить следующие:

    Во-первых, сохранение благоприятной экономической  динамики на фоне высокой конъюнктуры  цен на основные товары российского  экспорта (см. табл. 1.1).

      Таблица 1.1

Динамика  основных макроэкономических индикаторов в 2002-2005годах

Показатель 2002год 2003год 2004год 2005год
Объем ВВП (в рыночных ценах), 10830,5 13243,2 16966,4 21598,0
В % к предыдущему году 104,7 107,3 107,2 106,4
Профицит  федерального бюджета, в % от ВВП 1,4 1,7 4,3 7,5
Объем промышленного производства, в % к предыдущему году 103,1 106,9 108,3 104,0
Оборот  розничной торговли, в % к предыдущему году 109,3 108,8 113,3 112,8
Инвестиции  в основной капитал, % к предыдущему  году 102,8 112,5 111,7 110,7
Реальные  располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году 111,1 115,0 110,4 109,3
Уровень безработицы в % к экономически активному  населению (в среднем за период) 8,1 8,6 8,2 7,6
Индекс  потребительских цен 115,1 112,0 111,7 110,9
Средний номинальный курс доллара США  к рублю 31,35 30,68 28,81 28,28
 

    Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004–2005 гг., – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%. Причем экономика росла несмотря на сохранение двух обстоятельств, способных негативно влиять на процесс роста: продолжалось укрепление курса рубля и усиливалось вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь. Приток нефтедолларов, создавая проблемы для денежных властей, одновременно способствовал решению бюджетных проблем страны, таких как досрочное погашение внешнего долга и его снижение до беспрецедентно низкого уровня, зачем последовало присвоение России суверенных инвестиционных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали аналогичный показатель наиболее развитых стран, а также большинства посткоммунистических стран (см. табл. 1.2).

Таблица 1.2

Динамика  ВВП в России и  в ряде других стран (прирост  в % к предыдущему году)

Страны 2001 2002 2003 2004 2005
Россия 5,1 4,7 7,3 7,2 6,4
Великобритания 2,1 1,7 2,1 3,1 1,7
Германия 0,8 0,2 -0,1 1,6 3,0
Италия 1,8 0,4 0,3 1,2 2,0
США 0,8 1,9 3,0 4,4 3,5
Франция 2,1 1,2 0,5 4,4 1,6
Япония 0,4 -0,3 2,5 3,7 3,0
Украина 9,2 5,2 9,4 12,1 2,8
Белоруссия 4,7 5 7 11 8,7
Армения 9,6 15,1 13,9 10 11,6
Грузия 5,2 5,4 11,6 7,7 7,7
Казахстан 13,5 9,8 9,3 9,4 8,8
Польша 1 1,4 3,8 5,3 3
Чехия 2,6 1,5 3,7 4,6 5,1
 

    Во-вторых, в политике Правительства РФ продолжали сохраняться элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста:

    − с одной стороны, совершенствование  общих условий хозяйствования –продолжение административной, налоговой и бюджетной реформ, монетизация льгот и ряд других преобразований;

    − с другой стороны, формирование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, инвестиционный фонд, концессионное законодательство).

    Непреодолимого  противоречия между двумя перечисленными подходами нет. Создание особых экономических  зон в принципе можно рассматривать  как способ частичной либерализации  экономики в отсутствие возможностей для полномасштабной либерализации. Аналогично, концессионное законодательство может рассматриваться как альтернатива более рыночным инструментам – аренде и приватизации – в тех случаях, когда политические факторы требуют вменить в обязанность частным управляющим решение некоторых социально-экономических задач. Противоречие появляется только тогда, когда второй подход рассматривается как самостоятельный и применяется в тех случаях, когда политические обстоятельства позволяют реализовывать меры первого подхода.

    В-третьих, продолжалась интенсивная дискуссия  относительно среднесрочной программы  социально-экономической политики и приоритетов деятельности власти. Второе полугодие 2005 г. ознаменовалось в этой области двумя принципиально важными решениями. В сентябре были обозначены новые приоритеты, в результате чего центральными в деятельности власти стали не чисто экономические, а социальные ориентиры. А в декабре Правительство после почти двухлетних дебатов смогло наконец сформулировать среднесрочную программу своей деятельности.

    В-четвертых, на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта продолжалось усиление зависимости российской хозяйственнополитической жизни от развития топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой стороны, эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭКа, что обеспечивается наличием Стабилизационного фонда и сохраняющейся пока достаточно консервативной бюджетной политикой.

    Не  следует сбрасывать со счетов и такой  аспект усиления зависимости от внешнеэкономической  конъюнктуры, как сохранение значительных масштабов внешней задолженности. В то время как суверенная задолженность  продолжала сокращаться, общая задолженность  остается в абсолютном выражении  весьма существенной. Частные коммерческие организации (как финансовые, так  и нефинансовые) активно заимствовали средства за рубежом, чему способствовали как исключительно благоприятные  макроэкономические показатели России, так и низкие ставки по кредитам на мировых финансовых рынках.

    В-пятых, несмотря на слабость институциональной  среды в стране нарастала инвестиционная деятельность. Повышенную активность проявляли иностранные инвесторы: прямые иностранные инвестиции выросли  в 1,5 раза и их объем впервые превысил приток в другие посткоммунистические страны – 13,1 млрд. долл. (в долях ВВП  этот показатель остается, естественно, невысоким – 2,4%, однако он выше, чем  на Украине в 2005г.). Правда, отечественные инвесторы продолжают проявлять сдержанность или предпочитают инвестировать из-за рубежа, т.е. в форме иностранных инвестиций. Отчасти эта осторожность связана с «проблемой 2008 г.» – бизнес хочет не только знать имя будущего президента России, но и понять реальный механизм, который будет задействован для появления этой фигуры. В этой связи стоит обратить внимание на фактическую стагнацию инвестиционной активности в отраслях ТЭКа, несмотря на исключительно благоприятную ценовую конъюнктуру и резкую активизацию инвестиций в странах, добывающих нефть в схожих природно-климатических условиях.

    Эти проблемы становятся важнейшими в условиях завершения трансформационного кризиса  и выхода на траекторию современного  экономического роста. 

    1.2 Внешнеэкономическая деятельность России 

    Согласно  данным  Всемирной торговой организации (ВТО), темпы роста объемов мировой  торговли в 2005 г. снизились по сравнению с 2004 г. Замедление темпов торговли в 2005 г. составило почти 30%.

    Мировой экспорт товаров вырас всего на 6,5% в то время как в 2004 г. он вырос на рекордные 9%. В 2003 г. рост экспорта составил лишь 5%.

    Хотя  во II квартале 2005 г. наблюдался рост торговли в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития, первая половина года ознаменовалась снижением темпов роста объемов торговли – особенно заметно это сказалось на азиатском рынке и на объеме импорта США.

Информация о работе Экономика России