Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Декабря 2011 в 15:22, реферат
Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс эффективной интеграции России в мировое хозяйство, ее утверждение как равноправного участника в системе международных экономических отношений, в международном разделении труда находится в самом начале. Несмотря на формальное расширение в начале 90-х годов участия в МЭО доля России в мировой экономике и степень ее вовлечения в международное разделение труда пока не только не возрастает, а сокращается. Так, например, удельный вес российской внешней торговли в международной торговле, резко снизившийся в начале 90-х годов, в конце 90-х годов составлял чуть более 1%. Структура ее экспорта носит преимущественно сырьевой характер. На начальной стадии находятся процессы легального вывоза капитала, организации совместных предприятий, свободных экономических зон, международные интеграционные процессы. Только одной четверти российской эконом
ВВЕДЕНИЕ:
Конец XX – начало XXI века является периодом формирования новой системы мирового хозяйства со свойственной ей иерархией тех или иных национальных экономик в международном разделении труда (МРТ), на международном рынке капиталов, ресурсов.
Процесс
эффективной интеграции России в
мировое хозяйство, ее утверждение
как равноправного участника
в системе международных
Россия
обладает рядом специфических черт,
преимуществ, позволяющих оптимально
интегрироваться в мировое
Характер и динамика экономического развития страны являются предметом самого пристального внимания экономистов и политиков. От того, какие процессы происходят в динамике и уровне развития, какие при этом происходят структурные изменения в национальной экономике, зависит очень многое в жизни страны и ее перспективах.
Растущая
экономика обладает большей способностью
удовлетворять новые
1.1
Приоритеты экономической
политики в 2005 году.
Экономико-политическая ситуация в 2005 г. в основном продолжала логику и тенденции предыдущего года, причем главным было сохранение достаточно высоких темпов экономического роста при нарастающей роли государства в экономической жизни страны.
Среди основных характеристик 2005 г. можно выделить следующие:
Во-первых, сохранение благоприятной экономической динамики на фоне высокой конъюнктуры цен на основные товары российского экспорта (см. табл. 1.1).
Таблица 1.1
Динамика основных макроэкономических индикаторов в 2002-2005годах
Показатель | 2002год | 2003год | 2004год | 2005год |
Объем ВВП (в рыночных ценах), | 10830,5 | 13243,2 | 16966,4 | 21598,0 |
В % к предыдущему году | 104,7 | 107,3 | 107,2 | 106,4 |
Профицит федерального бюджета, в % от ВВП | 1,4 | 1,7 | 4,3 | 7,5 |
Объем промышленного производства, в % к предыдущему году | 103,1 | 106,9 | 108,3 | 104,0 |
Оборот розничной торговли, в % к предыдущему году | 109,3 | 108,8 | 113,3 | 112,8 |
Инвестиции в основной капитал, % к предыдущему году | 102,8 | 112,5 | 111,7 | 110,7 |
Реальные располагаемые доходы населения, в % к предыдущему году | 111,1 | 115,0 | 110,4 | 109,3 |
Уровень безработицы в % к экономически активному населению (в среднем за период) | 8,1 | 8,6 | 8,2 | 7,6 |
Индекс потребительских цен | 115,1 | 112,0 | 111,7 | 110,9 |
Средний номинальный курс доллара США к рублю | 31,35 | 30,68 | 28,81 | 28,28 |
Экономический рост достиг более высоких значений, чем прогнозировалось на рубеже 2004–2005 гг., – 6,4% ВВП против ожидавшихся 5,9%. Причем экономика росла несмотря на сохранение двух обстоятельств, способных негативно влиять на процесс роста: продолжалось укрепление курса рубля и усиливалось вмешательство государственной власти в хозяйственную жизнь. Приток нефтедолларов, создавая проблемы для денежных властей, одновременно способствовал решению бюджетных проблем страны, таких как досрочное погашение внешнего долга и его снижение до беспрецедентно низкого уровня, зачем последовало присвоение России суверенных инвестиционных рейтингов ведущими рейтинговыми агентствами. Не менее важно, что темпы роста российской экономики превышали аналогичный показатель наиболее развитых стран, а также большинства посткоммунистических стран (см. табл. 1.2).
Таблица 1.2
Динамика ВВП в России и в ряде других стран (прирост в % к предыдущему году)
Страны | 2001 | 2002 | 2003 | 2004 | 2005 |
Россия | 5,1 | 4,7 | 7,3 | 7,2 | 6,4 |
Великобритания | 2,1 | 1,7 | 2,1 | 3,1 | 1,7 |
Германия | 0,8 | 0,2 | -0,1 | 1,6 | 3,0 |
Италия | 1,8 | 0,4 | 0,3 | 1,2 | 2,0 |
США | 0,8 | 1,9 | 3,0 | 4,4 | 3,5 |
Франция | 2,1 | 1,2 | 0,5 | 4,4 | 1,6 |
Япония | 0,4 | -0,3 | 2,5 | 3,7 | 3,0 |
Украина | 9,2 | 5,2 | 9,4 | 12,1 | 2,8 |
Белоруссия | 4,7 | 5 | 7 | 11 | 8,7 |
Армения | 9,6 | 15,1 | 13,9 | 10 | 11,6 |
Грузия | 5,2 | 5,4 | 11,6 | 7,7 | 7,7 |
Казахстан | 13,5 | 9,8 | 9,3 | 9,4 | 8,8 |
Польша | 1 | 1,4 | 3,8 | 5,3 | 3 |
Чехия | 2,6 | 1,5 | 3,7 | 4,6 | 5,1 |
Во-вторых, в политике Правительства РФ продолжали сохраняться элементы разных подходов к достижению высоких темпов экономического роста:
− с одной стороны, совершенствование общих условий хозяйствования –продолжение административной, налоговой и бюджетной реформ, монетизация льгот и ряд других преобразований;
− с другой стороны, формирование механизмов частно-государственного партнерства (ЧГП), что предполагало появление принципиально новых инструментов экономической политики, обеспечивающих прямое участие государства в выработке и реализации конкретных хозяйственных проектов (особые экономические зоны, инвестиционный фонд, концессионное законодательство).
Непреодолимого
противоречия между двумя перечисленными
подходами нет. Создание особых экономических
зон в принципе можно рассматривать
как способ частичной либерализации
экономики в отсутствие возможностей
для полномасштабной
В-третьих,
продолжалась интенсивная дискуссия
относительно среднесрочной программы
социально-экономической
В-четвертых, на фоне высоких цен на основные товары российского экспорта продолжалось усиление зависимости российской хозяйственнополитической жизни от развития топливно-энергетического сектора и условий экспорта его продукции. Строго говоря, эту тенденцию нельзя оценить однозначно. С одной стороны, зависимость бюджета от поступления нефтедолларов, несомненно, возросла, поскольку расширились масштабы использования этих средств на инвестиционные и социальные цели бюджета. С другой стороны, эта зависимость остается не столь уж значительной по сравнению с тем, какой она могла бы быть с учетом исключительно высоких цен на продукцию ТЭКа, что обеспечивается наличием Стабилизационного фонда и сохраняющейся пока достаточно консервативной бюджетной политикой.
Не
следует сбрасывать со счетов и такой
аспект усиления зависимости от внешнеэкономической
конъюнктуры, как сохранение значительных
масштабов внешней
В-пятых,
несмотря на слабость институциональной
среды в стране нарастала инвестиционная
деятельность. Повышенную активность
проявляли иностранные
Эти
проблемы становятся важнейшими в условиях
завершения трансформационного кризиса
и выхода на траекторию современного
экономического роста.
1.2
Внешнеэкономическая
деятельность России
Согласно данным Всемирной торговой организации (ВТО), темпы роста объемов мировой торговли в 2005 г. снизились по сравнению с 2004 г. Замедление темпов торговли в 2005 г. составило почти 30%.
Мировой экспорт товаров вырас всего на 6,5% в то время как в 2004 г. он вырос на рекордные 9%. В 2003 г. рост экспорта составил лишь 5%.
Хотя во II квартале 2005 г. наблюдался рост торговли в странах – членах Организации экономического сотрудничества и развития, первая половина года ознаменовалась снижением темпов роста объемов торговли – особенно заметно это сказалось на азиатском рынке и на объеме импорта США.