Излишек потребителя и излишек производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа

Описание работы

Наиболее полно потребности общества удовлетворяются в ситуации совершенной конкуренции. Но такой идеальной модели нет места в реальной жизни. Кроме того, ситуация несовершенной конкуренции тоже имеет свои определенные преимущества.
Цель данной работы – рассмотреть порядок образования излишка потребителя и излишка производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, и их особенности.

Содержание

Введение 3
Глава 1.Излишек потребителя и производителя в условиях совершенной конкуренции 6
1.1Анализ взаимодействия спроса и предложения 6
1.2Определение и сущность излишка потребителя 9
1.3Излишек производителя и его формирование. 10
Глава 2.Несовершенная конкуренция и излишек потребителя и производителя 13
2.1Монополия. Ущемление излишка потребителя за счёт излишка производителя. Мёртвый убыток. 13
2.2Особенности образования излишков потребителя и производителя в условиях естественной монополии. 14
2.3Олигополия и формирование излишков потребителя и производителя 15
2.4Монополистическая конкуренция и её влияние на излишек потребителя и производителя 19
2.5Ценовая дискриминация и излишек потребителя и производителя 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32

Работа содержит 1 файл

курсовая микро.docx

— 596.90 Кб (Скачать)

Конечно, в  реальности адвокатов-альтруистов, соглашающихся  на цены ниже рыночных, немного. Однако если учесть, что они при этом получают достаточно большую экономическую  прибыль за счет своих обеспеченных клиентов, то повышается вероятность  того, что они возьмутся за менее  прибыльное, но интересное для них  дело, с целью получения дополнительного  опыта и улучшения репутации.

Таким образом, благодаря ценовой дискриминации  более полно удовлетворяются  потребности общества. Еще одним  примером ситуации, наиболее близкой  к ценовой дискриминации первого  типа, будет назначение риэлтором  цены за свои услуги.

Даже если он не может определить состоятельность  клиента наверняка, то может взять  за основу цену недвижимости, которую  клиент приобретает, и назначить  некоторый произвольный процент  от нее в качестве оплаты своего труда.

Ценовая дискриминация  второго типа встречается довольно часто в современной России. Практика снижения цены за единицу товара по мере увеличения партии покупаемой единовременно  продукции существует практически  во всех магазинах.

Чаще всего  такое явление распространяется на продовольствие и является достаточно выгодным как для продавца, который  заинтересован в том, чтобы продать  как можно больше продукции единовременно, так и для покупателя, который может существенно сэкономить благодаря разнице между розничной и оптовой ценой.

Таблица №2 Розничная и оптовая закупочная цена на яблоки

Наименование

Цена 1

Цена 2

Яблоки Ред Чиф Франция

64

55

Яблоки желтые Голден

61

57

Яблоки зеленые Семеринка

63

55

Яблоки польские Красный принц

58

54

Яблоки моченые

55

50

Яблоки Гольден

52

49


 

Конкретный  пример – цена различие цен на яблоки. Цена1 – для розницы и мелкого опта, цена 2 – для крупного опта. Таким образом, мы наблюдаем ценовую дискриминацию второго типа в действии.

 Она может  распространяться на совершенно  любой товар, по усмотрению  производителя и бывает выгодна для обоих участников сделки купле-продажи. Существуют даже особые торговые марки, основывающие свою работу на продаже всего товара только оптом и, соответственно, по более выгодным ценам, что неизменно привлекает покупателей.

Ценовая дискриминация  третьего типа, требующая разделения рынка на несообщающиеся сегменты, бывает сложно внедрима, так как на практике надежное разделение рынка почти невозможно. Лишь несколько ситуаций реально существуют в России, позволяющих на законных основаниях производить такую дискриминацию.

 Одна  из них – распределение естественной монополии в области энергообеспечения своих тарифов между различными клиентами. Ниже следуют официальные данные по назначению платежей в прошедшем и текущем годах.

Тарифы на электроэнергию для физических лиц

Уровень предельных тарифов на электроэнергию для физических лиц утверждаются Федеральной Службой  Тарифов России (ФСТ). Расчетная единица  тарифов на электрическую энергию 2009-2010 - 1 киловатт/час.

Для разных производителей и регионов тарифы на электроэнергию могут существенно  различаться. При этом некоторые  потребители пользуются льготами и  субсидиями по оплате за электроснабжение. Для этого необходимо подать документы (для получения льготы) или заявление, которое содержит просьбу о выделении  субсидий для ежемесячной платы  за электроэнергию, а также другие коммунальные услуги.

 Тарифы  на электроэнергию для юридических  лиц также устанавливают региональные  энергетические комиссии (РЭКи), которые находятся в структуре местных органов власти.

Региональные  энергетические комиссии могут называться комитетами и департаментами по тарифам  и ценам.

Тарифы на электрическую энергию 2009-2010 для  юридических лиц складываются из таких основных показателей: тариф  на производство электроэнергии; цена на услуги транспорта и распределения  электроэнергии; объемы и структура  сбыта электроэнергии.

Таким образом, мы видим, что тарифы на электрическую  энергию распределяются между потребителями  неравномерно. Выделяются, прежде всего, физические и юридические лица, затем  различные льготники и субсидируемые  государством организации.

И разделение данного рынка проходит успешно, так как юридическое лицо не может  выдавать себя за физическое, ведь это  довольно легко проконтролировать. Очевидно, что покупатели не имеют  возможность перепродавать такой  товар, как электроэнергия, между  собой, так как его подача требует  специальной технологии, которой  располагает только естественная монополия.

 

Заключение

 

Тема данной работы достаточно узка и представляет собой, в целом, теоретически изыскания. Однако именно такие теоретические  понятия, как излишек потребителя  и производителя, являются фундаментом, на котором строятся все дальнейшие выводы экономической теории.

На основе этих понятий можно рассматривать  очень важные явления и закономерности, такие как распределение налогового бремени, появление мертвого убытка, жесткость цен на олигополистическом рынке и т.д. Данная работа имела  перед собой цель раскрыть их сущность и найти причинно-следственную связь  между увеличением и уменьшением  излишков потребителя и производителя  и степенью удовлетворения потребностей участников рыночного процесса в  ходе торговли.

Приведены так  же данные, от чего напрямую зависит  распределение взаимной выгоды от торговли в условиях совершенной и некоторых  видов несовершенной конкуренции. Для совершенной конкуренции  характерно равное распределение выгод  и полное удовлетворение платежеспособного  спроса, для монополии  - диктование условий торговли со стороны монополиста  в ущерб потребителю и формирование мертвых потерь общества. Олигополия отличается разнообразными путями формирования цены, однако чаще всего в этих условиях можно наблюдать жесткость цен  и конкуренцию на основе качества товара, а не на основе цены. Монополистическая  конкуренция совмещает в себе достоинства как монополии, так и совершенно конкуренции, однако имеет свои особенности, связанные с эластичностью спроса.

И, безусловно, в современном обществе достаточно актуальным является вопрос налогообложения, создание эффективной системы, выгодной как для государства, так и  для налогоплательщика. Правильно  распределить налоговую нагрузку помогают именно теоретические знания, в том  числе и принципов взаимодействия излишков потребителя и производителя. Последним по счету, но не по значимости был назван фактор ценовой дискриминации. В данной работе я постаралась  отразить, что такое явление не всегда нужно считать отрицательным, так как на практике оно служит для более полного удовлетворения потребностей общества.

Таким образом, в данной работе были рассмотрены  понятие и сущность излишков потребителя  и производителя, а так же основные микроэкономический понятия, базирующиеся на их основе.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы

1. Долан Э.Д., Линдсей Д.Е. Рынок. Микроэкономическая модель, М., 1996

2. Ивашковский С.Н.  Микроэкономика . М., 2004

3. Макконнелл К. Р., Брю С. Л Экономикс М.: ИНФРА-М, 2003

4. Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник для вузов .2007

5. Прыкин Б.В., Прыкина Т.Б. Микроэкономика в таблицах и графиках .1999

6. Пиндайк Р.С., Рубинфельд Д.Л.  Микроэклономика , «Дело» 2000

7. Самуэльсон П.Э., Нордхаус В.Д.  Экономикс , Экотехсервис 1992

8. Сафрончук М.В. Микроэкономика. М.,Кнорус,2007

9. Станковская И.К. Экономическая теория: учебник 2005

10. Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалези Р., Экономика Дело 1999

11. Франк Р.Х. Микроэкономика и поведение .2000

12. Хайман Д.Н. Современная экономика: анализ и применение. 1992

13. Хейне П. Экономический образ мышления .1993

14. Чеканский А.Н. Микроэкономика. Промежуточный уровень. 2005

15. Микроэкономика: теория и российская практика \ Грязнова А.Г., Юданов А.Ю. , Кнорус 2007

16. Предпринимательство: учебник для вузов \ Лапуста М.Г., Поршнев .2007

17.  Гальперин В.М. Микроэкономика. Том 1. «Экономическая Школа» 1999.

Интернет-ресурсы

1) http://www.par-ma.com/alex/Research/translation/Chapter_5_Church_Ware.pdf

2) http://www.cnews.ru/news/top/index.shtml?2009/04/03/343083

3) http://www.plod.ru/food.php?foodname=%DF%E1%EB%EE%EA%E8

4) http://newtariffs.ru/otrasli/elektroenergetika

5)   http://www.par-ma.com/alex/Research/translation/Chapter_5_Church_Ware.pdf

 


Информация о работе Излишек потребителя и излишек производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции