Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Наиболее полно потребности общества удовлетворяются в ситуации совершенной конкуренции. Но такой идеальной модели нет места в реальной жизни. Кроме того, ситуация несовершенной конкуренции тоже имеет свои определенные преимущества.
Цель данной работы – рассмотреть порядок образования излишка потребителя и излишка производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, и их особенности.
Введение 3
Глава 1.Излишек потребителя и производителя в условиях совершенной конкуренции 6
1.1Анализ взаимодействия спроса и предложения 6
1.2Определение и сущность излишка потребителя 9
1.3Излишек производителя и его формирование. 10
Глава 2.Несовершенная конкуренция и излишек потребителя и производителя 13
2.1Монополия. Ущемление излишка потребителя за счёт излишка производителя. Мёртвый убыток. 13
2.2Особенности образования излишков потребителя и производителя в условиях естественной монополии. 14
2.3Олигополия и формирование излишков потребителя и производителя 15
2.4Монополистическая конкуренция и её влияние на излишек потребителя и производителя 19
2.5Ценовая дискриминация и излишек потребителя и производителя 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
И даже если рядом будет лежать плитка более дешевого шоколада, но в обычной упаковке, или упаковке, рассчитанной на привлечение дам, то он с большей вероятностью предпочтёт всё же «мужской» вариант.
Казалось бы, никакие качества шоколада не могут быть различными для разных полов, но именно имидж и слоган привлекают потенциальных покупателей. В таком случае производитель имеет возможность несколько изменить цену в свою пользу.
В краткосрочном
периоде ценообразование в
В долгосрочном
периоде в конкуренцию в
Монополистическая конкуренция является наиболее распространённой в современном мире. Ведь особые свойства можно придать своему товару не только в процессе производства, но и благодаря иным обстоятельствам.
К примеру, гостиница, расположенная в центре города, не является единственной, но её удобное расположение и неповторимый вид из окон будут привлекать посетителей, многие из которых будут готовы расстаться с более весомой суммой, чем рыночная.
Кроме того, пространственный фактор может влиять и иначе – скажем, у данного предоставителя товаров или услуг нет конкурентов в данной местности, например, единственный парикмахерский салон в данном спальном районе.
Как правило, люди предпочтут несколько переплатить за стрижку рядом со своим домом, а не тратить время и деньги на то, чтобы добраться в другое место.
Немаловажным в ситуации монополистической конкуренции является то, что производители чаще предпочитают конкурировать в качестве, а не в цене, что можно смело отнести к преимуществам.
Известно, что
ситуация совершенной конкуренции
практически неосуществима. Наиболее
близким заменителем среди
Она позволяет
сохранить наибольшее
В условиях
несовершенной конкуренции
Однако цену приходится снижать сразу на весь товар, несмотря на то, что по прежнему остаются люди, готовые покупать по прежним расценкам. Но если продавец может заставить каждого покупателя платить за свой товар ту максимальную цену, которую он, скрепя сердце, но всё же готов выложить, то описанные выше потери исчезнут!
Излишек потребителя весь достанется производителю. Если фирма выбирает такую политику, то говорят, что она осуществляет ценовую дискриминацию.
Таким образом, ценовая дискриминация – это продажа однородной продукции в одно и то же время по разным ценам; при этом различия в ценах не связаны с затратами на производство и доставку товара на рынок. Выделяют три степени ценовой дискриминации.
При ценовой дискриминации первой степени (Рис.10) монополист продает каждую единицу товара по максимально приемлемой для покупателя цене.
Рис.10
Площадь излишка потребителя, обозначенная на графике, в случае совершенной ценовой дискриминации, достается производителю.
Ценовая дискриминация второй степени(Рис 11) – это ценовая политика, состоящая в том, чтобы назначать различные цены в зависимости от количества продукции, которую намереваются купить. Такой ход привлекает оптовых покупателей, позволяет скорее сбывать товар и получать большую чем обычно выручку.
Рис.11
Ценовая дискриминация третьей (рис.12) степени характеризуется тем, что монополист продает товары разным группам покупателей с различной эластичностью спроса по цене. Продавец сегментирует рынок в зависимости от платежеспособности клиентов.
Рис.12
Разделяя более и менее платежеспособных клиентов, продавец получает. Очевидно, что общие доходы от двух разделенных сегментов рынка больше, чем доход на рынке, где ценовая дискриминация не осуществляется. В этом заключается особенность влияния ценовой дискриминации на распределение общих выгод от торговли.
Примеры ценовой дискриминации
1)Во многих областях Северной Америки плата за стационарные телефоны не зависит от количества звонков. Поэтому средняя плата за минуту разговора у особо болтливых меньше, чем у тех, кто пользуется телефоном редко.
2)Процентная ставка по банковскому кредиту, взятому с целью покупки машины, может быть выше, чем, например, для открытия новой кофейни через дорогу от банка.
3)Купить дюжину пончиков разом обычно дешевле, чем по одному.
4)Обед в ресторане может
5)Если бы фирма Nintendo позволила другим фирмам производить игры для ее игровых приставок, то они стоили бы гораздо дешевле.
Ценовая дискриминация - возможность назначать такие цены, при которых разница между средними ценами и средними издержками изменяется в зависимости от объемов покупки одинаковых либо очень сходных товаров. Отсюда следует, что есть два необходимых для осуществления ценовой дискриминации условия:
Проблема
заключается в том, что для
тех, кто приобретает товар по
более низкой цене выгодно перепродать
его тем, кому фирма продаёт товар
дороже, а это делает осуществление
ценовой дискриминации
Лучшее
подтверждение этому –
Данный пример иллюстрирует так называемый «перелив товаров». Но для большинства форм ценовой дискриминации нужно предотвратить так же «перелив спроса».
Так, в упомянутом
примере это означает возможность
некоторых потенциальных
Примером может послужить ситуация, когда монополист производит два товара разного качества и при этом проводит ценовую дискриминацию. Во то время, когда фирма по производству роликовых коньков Rollerblade была монополистом, она начала производить модели коньков разного качества.
Но препятствием стало то, что дороговизна могла сподвигнуть часть покупателей перейти на более дешевые, традиционные коньки. Снижением качества таких традиционных роликов, фирм удерживала от их приобретения покупателей с высокой готовностью платить, тем самым, продавая более дорогие модели и повышая свою прибыль.
На возможность проводить ценовую дискриминацию влияет объём транзакционных издержек. Арбитража не будет, если транзакционные издержки перепродажи превышают разницу в ценах, поскольку в этом случае прибыль от нее будет отрицательной.
Производство некоторых товаров влечет за собой высокие транзакционные издержки, которые делают арбитраж чрезвычайно дорогим. В случае с личной услугой арбитраж практически невозможен: ведь довольно трудно перепродать стрижку, маникюр или сеанс массажа. Во-вторых, арбитраж может быть ограничен расстоянием или границами стран. Высокие издержки на транспортировку или импортные квоты, они сводят на нет разницу в ценах.
Фирмы также могут ограничивать арбитраж при помощи особых стратегий. Для этого могут быть применены следующие способы:
1. Предоставление гарантий. Часто производители, практикующим межстрановую ценовую дискриминацию, пытаются избежать арбитража путем аннулирования гарантий в тех странах, где не планируется продаж товара.
Именно из-за этого, например, появляются черные рынки по продаже товаров длительного пользования.
2. Высокие транзакционные издержки. Вышеуказанное подтверждает, что вероятность осуществления арбитража находится в зависимости от уровня транзакционных издержек.
При осуществлении некоторых форм. Например, раздачу купонов можно рассматривать как один из вариантов ценовой дискриминации: у покупателей с высокими издержками поиска также высока ценность временных затрат, и они вряд ли станут сидеть и вырезать купоны из газет.
Такая система
позволяет магазинам назначать
высокие цены для таких покупателей
и более низкие для тех, кому не
жалко своего времени на поиск
купонов. Таким образом, вторичный
рынок продажи товаров со скидкой
по купонам создает высокие
3. Заключение
договоров. Фирма может
контрактов, условием которых является согласие покупателя не перепродавать товар. Например, компьютерные фирмы предлагают скидки для студентов и преподавателей на покупку компьютерного оборудования и программного обеспечения. Обычно в обмен на это, студенты и преподаватели обязуются в течение некоторого периода времени не перепродавать купленные товары. Такие договорные соглашения на практике не всегда эффективны, поэтому страницы студенческих газет пестрят объявлениями о перепродаже.
4. Вертикальная интеграция. В первой половине XX века фирма Alcoa обладала значительной рыночной властью на рынке алюминия. Алюминий используется как в отраслях с большим количеством заменителей (производство электрических кабелей), так и в отраслях с малым количеством субститутов (производство самолетных корпусов). Чтобы проводить ценовую дискриминацию и снизить риск арбитража, фирма Alcoa заключила ряд договоров вертикальной интеграции «вперед», чтобы не допустить снижения цен на алюминий.
5. «Порча» товара. Чтобы снизить прибыльность арбитража, фирма может предпринимать меры, сходные с заключением вертикальных контрактов.
Распространенный пример – химическая промышленность, продукция которой используется как для высоко -, так и для низкотехнологичного производства.
Порошковый метилметакрилат (ММ) продавался по цене $0,85/фунт промышленным покупателям и за $22/фунт – стоматологическим клиникам.
Когда начался арбитраж, перекупщики стали покупать ММ по промышленной цене и перепродавать его стоматологам по цене ниже установленной. Тогда один из поставщиков, фирма Rohm and Haas, предложила добавить в предоставляемый промышленности ММ мышьяк, чтобы он не мог быть перепродан для нужд стоматологии.
6. Законодательные ограничения. Наконец, фирма может обратиться к государству с просьбой признать перепродажи незаконными.
В Российской Федерации ведется активная борьба со всеми негативными проявлениями монополизации производства. Монополизация как таковая допускается только в случаях, когда естественная монополия будет выгоднее для общества, чем конкурентный рынок. Но и здесь ведется жесткий контроль над действиями монополистов.
Однако,
тем не менее, в стране можно
встретить примеры для каждого
из типов ценовой
В качестве примера, приближенного к ценовой дискриминации первого типа, можно привести цены, назначаемые людьми некоторых профессий, оказывающих индивидуальные услуги.
Рассмотрим
профессию частного адвоката. Услуги
хорошего адвоката всегда
Кроме
того, в силу довольно тесного
общения с клиентом, адвокат может
узнать, или с определенной долей
вероятности предположить, уровень
его платежеспособности. И назначить
за свои услуги такую высокую
цену, которую клиент только готов
заплатить. А если он
Если предположить, что рыночная цена при этом всегда будет существенно ниже, чем назначаемая адвокатом, то такое положение дел станет для клиента куда менее выгодным, чем если бы он имел дело с рыночным формированием цены.
Но, с другой стороны, есть люди, нуждающиеся в услугах хорошего адвоката, но не имеющие возможность заплатить за его услуги по рыночной цене. Такие клиенты будут рады заплатить и максимально доступную для себя сумму, лишь бы получить возможность нанять достаточно хорошего специалиста.