Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2013 в 13:31, курсовая работа
Наиболее полно потребности общества удовлетворяются в ситуации совершенной конкуренции. Но такой идеальной модели нет места в реальной жизни. Кроме того, ситуация несовершенной конкуренции тоже имеет свои определенные преимущества.
Цель данной работы – рассмотреть порядок образования излишка потребителя и излишка производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции, и их особенности.
Введение 3
Глава 1.Излишек потребителя и производителя в условиях совершенной конкуренции 6
1.1Анализ взаимодействия спроса и предложения 6
1.2Определение и сущность излишка потребителя 9
1.3Излишек производителя и его формирование. 10
Глава 2.Несовершенная конкуренция и излишек потребителя и производителя 13
2.1Монополия. Ущемление излишка потребителя за счёт излишка производителя. Мёртвый убыток. 13
2.2Особенности образования излишков потребителя и производителя в условиях естественной монополии. 14
2.3Олигополия и формирование излишков потребителя и производителя 15
2.4Монополистическая конкуренция и её влияние на излишек потребителя и производителя 19
2.5Ценовая дискриминация и излишек потребителя и производителя 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«Российская академия народного хозяйства
и государственной службы
при Президенте Российской Федерации»
ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ ИНСТИТУТ
Факультет «Экономика и право»
Направление подготовки 080100.62 «Экономика»
Профиль подготовки «Финансы и кредит»
Кафедра экономики и налогообложения
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Микроэкономика»
на тему:
«Концепция излишка потребителя и производителя в условиях совершенной и несовершенной конкуренции»
Автор работы:
студент 1 курса, 712Б
очной формы обучения
Калейна Анастасия Алексеевна
подпись_______________________
Руководитель работы:
Кандидат экономических наук, доцент
Шайкина Лариса Константиновна
Оценка________________________
Хабаровск 2012 г.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение 3
Глава 1.Излишек потребителя и производителя в условиях совершенной конкуренции 6
1.1Анализ взаимодействия спроса и предложения 6
1.2Определение и сущность излишка потребителя 9
1.3Излишек производителя и его формирование. 10
Глава 2.Несовершенная конкуренция и излишек потребителя и производителя 13
2.1Монополия. Ущемление излишка потребителя за счёт излишка производителя. Мёртвый убыток. 13
2.2Особенности образования излишков потребителя и производителя в условиях естественной монополии. 14
2.3Олигополия и формирование излишков потребителя и производителя 15
2.4Монополистическая конкуренция и её влияние на излишек потребителя и производителя 19
2.5Ценовая дискриминация и излишек потребителя и производителя 21
Заключение 30
Список используемой литературы 32
Многие практические понятия в экономике можно понять и осознать только ознакомившись с теорией. Именно знание принципов работы модели рынка позволяет в полной мере пользоваться его преимуществами.
Особенно полезным с этой точки зрения может стать рассмотрение излишка потребителя и производителя, их взаимодействия и взаимовлияния.
Они могут
формироваться под воздействием
различных факторов, их величина зависит
от множества обстоятельств и
определяет выгодность положения на
рынке. С помощью излишков потребителя
и производителя можно
Разница положений совершенной и несовершенной конкуренции, рассматриваемая в данной работе, имеет некоторое закономерное влияние на формирование указанных излишков.
Совершенной конкуренцией называют ситуацию, когда на рынке выполняются следующие условия:
1) Рынок состоит из многих конкурирующих продавцов, каждый из которых продает стандартизированную продукцию многим покупателям.
2) Каждая фирма имеет очень небольшую долю общего выпуска, продаваемого на рынке, менее 1% общих продаж за любой данный период времени.
3) Ни одна из фирм не рассматривает конкурентов как угрозу её рыночной доле продаж. Фирмы, таким образом, не интересуются производственными решениями своих конкурентов.
4) Информация о ценах, технологии и вероятной прибыли свободно доступна, и существует возможность быстро реагировать на изменившиеся условия рынка посредством перемещения применяемых ресурсов.
5) Вход на рынок и выход с него для продавцов стандартизированных продуктов свободны. Это означает, что не существует ограничений, не позволяющих фирме продавать товар на рынке, нет и трудностей с прекращением операций на рынке.
Несовершенная конкуренция имеет несколько разновидностей, которые имеют следующие различия:
Таблица №1. Типы рыночных структур
Типы рыночных структур |
Количество фирм |
Характер продукции |
Существование рыночных барьеров |
Доступность экономической информации |
Контроль над ценами |
Монополистическая конкуренция |
Большое |
Дифференцированная |
Низкие |
Некоторые ограничения |
Частичный |
Олигополия |
Небольшое |
Стандартная или дифференцированная |
Высокие |
Существенные ограничения |
Частичный |
Монополия |
Одна |
Уникальная |
Непреодолимые |
Недоступна |
Полный |
Тот, кто имеет большую власть на рынке, старается увеличить долю своего излишка во взаимной выгоде от торговли. Однако это нередко приводит к тому, что для общества в целом такое положение дел не является выгодным.
Наиболее полно потребности общества удовлетворяются в ситуации совершенной конкуренции. Но такой идеальной модели нет места в реальной жизни. Кроме того, ситуация несовершенной конкуренции тоже имеет свои определенные преимущества.
Цель данной
работы – рассмотреть порядок
образования излишка
Важнейшие понятия, которыми оперирует экономическая теория – спрос и предложение. Каждый человек хочет иметь определенный набор товаров и услуг, за которые он готов заплатить. И пока одни люди готовы расстаться со своими деньгами ради определенного блага, всегда найдутся люди, готовые предоставлять им это благо ценой собственного труда и получить в качестве вознаграждения их деньги.
Очевидно, что чем охотнее и дороже покупают некоторый товар, тем более охотно и по более дорогой цене его продают, и наоборот. И всякий раз потребитель и производитель могут прийти к компромиссу относительно цены, чтобы сделать своё взаимодействие максимально выгодным обеим сторонам.
Большое влияние на распределение выгод от данного компромисса имеет количество участников рынка, как со стороны производителей, так и потребителей, а так же их соотношение. Размах конкуренции среди фирм и среди покупателей различается весьма значительно на разных рынках.
Существует множество разновидностей конкуренции: совершенная конкуренция, монополия, олигополия, монополистическая конкуренция, монопсония, и каждая из них имеет свои особенности взаимодействия спроса и предложения. Общую же закономерность их распределения легче всего пронаблюдать на примере совершенной конкуренции.
Предположим, что многие конкурирующие продавцы предлагают свои продукты для продажи на рынке с большим количеством покупателей.
В описанных условиях покупателям стандартных продуктов и услуг безразлично, продукцию какой фирмы выбрать. Таким образом, графический анализ спроса на конкурентном рынке выглядит следующим образом(Рис.1):
P1
P2
Рис. 1
При условиях
совершенной конкуренции
Таким образом, величина спроса при P2 превышает величину спроса при P1, и, соответственно, товара во втором случае покупают больше. График спроса задается следующей формулой:
QD = a - b×P,
Где Q – количество товара,
P – цена,
а – минимальная величина спроса, независящая от уровня цены,
b – реакция на изменение цены.
Для разных товаров график спроса имеет различный наклон, и различное удаление от начала координат. Наклон указывает на эластичность спроса.
Спрос меняется по причине изменения следующих факторов, не связанных с ценой:
1) Доход потребителей
2) Цена и/или качество других товаров и товаров – субститутов
3) Объём рынка
4) Вкусы и предпочтения людей
5) Мода
6) Ожидания людей
Предложение в условиях совершенной конкуренции составляет противоположность спросу. Чем выше потребитель ценит товар, тем больше производителей выходят на рынок:
График предложения задается формулой: Qs = a + b×P
На спрос влияют следующие неценовые факторы:
1) Издержки
2) Технология производства
3) Налоги и дотации
4) Цена на другие товары
5) Количество продавцов данного товара
6) Ожидаемое изменение цен
Таким образом, спрос и предложение находятся в постоянном взаимодействии и всегда оказывают взаимное влияние, стараясь уравновесить друг друга(Рис.2):
Рис. 2
Если производитель назначит слишком высокую цену, то потребители уменьшат объемы покупок его товара, величина спроса упадет и на рынке возникнет так называемый избыток продукции(Рис.3):
Рис. 3
Если же на
рынке установится слишком
Компромиссом в данной ситуации является равновесная цена, которую можно найти, проведя перпендикуляр к оси цен из точки пересечения графиков спроса и предложения. И потребителю, и производителю выгодно данное количество на рынке и данная цена.
Таким образом, мы наблюдаем постоянное стремление к установлению наиболее выгодного для обеих сторон количества товара и цены на рынке. Положение спроса и предложения, удовлетворяющее в равной степени желаниям потребителя и производителя, достигается в условиях совершенной конкуренции и называется равновесием.
Кривая спроса отвечает на вопрос о том, какое количество товара купят потребители по любой заданной цене. Однако она так же может дать ответ: сколько пожелают заплатить потребители за добавочную единицу товара, если исходить из того, что определенное количество товара у них уже есть?
Потребительским излишком называют разницу между максимумом цены, который потребитель готов заплатить за единицу товара, и той реальной величиной цены, которую он заплатил фактически.
В качестве примера можно привести услуги мобильной связи. Предположим, что некоторый абстрактный потребитель Н. пользуется мобильным телефоном достаточно регулярно, а значит, регулярно оплачивает услуги мобильного оператора. Если его тарифный план будет составлять 30 рублей за минуту, то данный абонент будет готов приобрести только одну минуту в день. Однако при снижении цены до 20 рублей за минуту Н. уже сможет позволить себе приобретать по 2 минуты в день. 3 минуты он будет готов приобретать по 15 рублей, 4 – по 13 рублей. Постепенное снижение цены будет увеличивать готовность Н. класть деньги на свой счет.
На данном примере мы можем наблюдать, что цена, установленная на рынке равна 13 рублей за минуту. Таким образом, излишек потребителя ограничен осью абсцисс, линией цены и линией спроса.
Благодаря приведенному примеру можно наблюдать, как такое абстрактное понятие, как излишек потребителя, выражается графически(рис.4) . Он тесно связан с уровнем спроса и уровнем цены на рынке и отображает изменение готовности покупателя приобретать товар по мере изменения его стоимости.
Рис. 4
Излишек производителя – это разность между тем, что производители фактически получают и тем минимумом цены, который они готовы за него получить.
Обратимся к примеру мобильной связи.
Данному оператору выгодно продавать только по две и более минут. Две он готов предложить за 3 рубля, 3 минуты – за 8 рублей, а 4 минуты – уже за 13.
Рис.5
Таким
образом, излишек
Формирование излишка производителя во многом напоминает формирование аналогичного излишка у потребителя. Однако здесь определяющую роль играет уже не спрос, а предложение. Таким образом, интересы потребителя и производителя противопоставлены.
Излишек потребителя и
Совершенная
конкуренция характеризуется
Предполагая,
что равновесие достигается в
точке пересечения кривых предложения
и спроса, можно утверждать, что
взаимная выгода от торговли (потребительский
излишек плюс излишек производителя)
равна общей площади