История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Октября 2013 в 21:48, курсовая работа

Описание работы

Цель работы: определение факторов формирования, экономической сущности, основных функций. Возникновение и развитие государственного бюджета Республики Беларусь.

Автор работы подтверждает, что приведенный в ней аналитический материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические приложения сопровождаются ссылками на их авторов.

Содержание

Введение ………………………………………………………………………... 4
Государственный бюджет ………………………………………………….. 5
Факторы формирования ………………………………………………. 7
Экономическая сущность ……………………………………………... 7
Функции бюджета ……………………………………………………... 9
История возникновение бюджета……………………………………...….. 11
Княжеская казна ……………………………………………………….. 11

Государственная казна Великого Княжества Литовского…..……… 11
Формирование ГБ дореволюционной Беларуси .…………………… 12
Государственный бюджет БССР………………………………………. 14
Первый государственный бюджет Республики Беларусь…………… 16
Бюджетное устройство и бюджетная политика РБ………………….. 17
3 Анализ государственного бюджета РБ за 2011-2012 года ……………... 21
Заключение …………………………………………………………………….. 26
Список использованных источников ………………………………………… 28
Приложение 1………………………………………………………………….. 29
Приложение 2………………………………………………………………….. 30
Приложение 3………………………………………………………………….. 31

Работа содержит 1 файл

23.doc

— 333.50 Кб (Скачать)

Рост расходов по разделу «Социальная  политика» в определяющей мере обусловлен увеличением помощи в обеспечении граждан жильем. В 2012 году на эти цели было направлено на 22% в реальном выражении средств больше, чем в 2011 году. Удельный вес расходов в целом по разделу «Социальная политика» в 2012 году в структуре расходов консолидированного бюджета увеличился по сравнению с 2011 годом на 1,2 процентных пункта, рис. 2.


Рис. 2. Структура расходов консолидированного бюджета

В расходах консолидированного бюджета  в 2012 году в разрезе экономической классификации преобладали текущие расходы – 74,4% в общих расходах, в том числе расходы на заработную плату рабочих и служащих в бюджетном секторе и начисления на нее – 27,6%, текущие бюджетные трансферты – 25,9%, обслуживание государственного долга – 2,1%. Доля капитальных расходов составила 25,7%. На финансирование капитальных вложений в основные фонды приходилось 16,1% всех бюджетных расходов.

За счет средств консолидированного бюджета в 2012 году было профинансировано 18,6% всех инвестиций в основной капитал в экономику. Введено 260,4 тыс. квадратных метров жилья, или 3,9% от общей площади введенного в эксплуатацию жилья.

В 2012 году консолидированный бюджет исполнен с дефицитом в размере 4,2 трлн. Рублей, или 2,6% к ВВП  (в  2011 году  дефицит  составлял 2,5 трлн. Рублей, или 1,8% к ВВП).

Расходы консолидированного бюджета в году сложились на 46,5% из  расходов республиканского бюджета и 53,5% - расходов местных бюджетов. Удельный вес доходов республиканского бюджета в доходах консолидированного бюджета  составил 62,1%.

Доходы республиканского бюджета составили 30,3 трлн. Руб., или 91,7% (в реальном выражении) к уровню 2011 году. Расходы республиканского бюджета профинансированы в сумме 34,3 трлн. Руб., что на 0,5% больше, чем в 2011году.

Более трети (38,9%) всех поступлений в республиканский бюджет обеспечено за счет поступлений налога на добавленную стоимость. По сравнению с 2011 годом его объем увеличился на 33,3% в реальном выражении. Налог на прибыль в 2012 году увеличился на 20,98%, составив 11,7% всех доходов республиканского бюджета. Поступления акцизов возросли на 16,1%. Удельный вес этого источника доходов республиканского бюджета составил 14,4%.

В 2012 году финансирование расходов из республиканского бюджета почти по всем разделам функциональной классификации осуществлялось выше уровня 2011 года. Наиболее значительно увеличились расходы по разделам «Общегосударственная деятельность», «Социальная политика», «Здравоохранение». Финансирование расходов по разделу «Национальная экономика» сократилось на 40% в реальном выражении по сравнению с предыдущим годом.

В 2012 году расходы республиканского бюджета превысили доходы на 4 трлн. Рублей, или 2,4% ВВП.

В 2012 году бюджетно-финансовая и налоговая политика была ориентирована на стимулирование высоких темпов экономического роста и обеспечение  повышения благосостояния граждан, сохранение стабильности, устойчивости и сбалансированности бюджетов всех уровней, обеспечение безусловного исполнения социальных обязательств государства перед обществом.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Анализ проведенной в курсовой работе, позволяет сделать следующие  выводы:

 

  1. Зарождение бюджета Беларуси тесным образом связано с историей развития белорусского государства и образования госказны. Генетические истоки бюджета берут начало из княжеской казны первых белорусских волостей-княжеств. В дальнейшем развитие бюджета шло в рамках развития ВКЛ и Речи Посполитой. В этот период бюджет государства представлял собой простую смету великокняжеских, а позже - королевских доходов и расходов. В это время доходы и расходы государства были тождественны доходам и расходам государей. Новый этап развития бюджета, который формировался на территории пяти белорусских губерний в составе России в конце 19 начале 20 века, включал земские, городские, мирские бюджеты, а также часть государственного бюджета. При этом сформированный бюджет практически не способствовал развитию экономики Беларуси и удовлетворению нужд белорусского населения. Он лишь являлся механизмом перераспределения национального дохода, созданного в Беларуси, в иные регионы. С началом первой мировой войны расходы государственного бюджета России стали стремительно возрастать, что постепенно привело финансовую систему к грани Банкротства. Новый этап развития бюджета Беларуси начался с образованием БССР.
  2. Развитие бюджета Республики Беларусь включало этап развития бюджета Белорусской Советской Социалистической Республики в основном в составе СССР (с 1919 г. По 1990 г.), что выражалось не только в общем подходе к его формированию, но и в жестком диктате центральных органов власти при его определении и распределении. Разработанный и утвержденный республиканский проект «своего» бюджета, даже при полном совпадении доводимых центром показателей, неоднократно уточнялся. В целом в период существования БССР бюджет республики трансформировался в соответствии с условиями развития государства и интересами Центра. В результате после распада СССР, Беларуси досталась практически разваленная постсоветская экономика, несовершенная система государственных финансов, в т.ч. и растущий из года в год бюджетный дефицит. В этих условиях достаточно остро стала проблема сбалансированности доходов и расходов бюджета, решать которую пришлось в условиях суверенитета. В результате начался новый период (5 этап) в развитии бюджета Республики Беларусь,  который был связан с провозглашением суверенитета республики и характеризовал формирование национальной бюджетной системы. Уже в первый год существования независимого государства бюджет Республики Беларусь получил новое назначение, происходят некоторые изменения в его структуре, содержании доходов и расходов. Главным назначением бюджета становится обеспечение функций государства, начавшего приобретать действительный суверенитет и постепенно сосредотачивающего в своем распоряжении основную часть экономического потенциала республики.
  3. В современных условиях бюджет не только не утратил своей роли, но и широко используется государством в системе государственного регулирования, благодаря активизации его функций, которые выступают формой проявления общественного назначения бюджета. При этом усиление роли бюджета и его практическое использование в системе государственного регулирования экономических и социальных процессов в условиях трансформационной экономики обеспечивается его специфическими свойствами: обезличенность доходов государственного бюджета; влияние бюджета на национальную экономику через систему государственных доходов и расходов; обеспеченность расходов бюджета финансовыми ресурсами, максимальная их централизация и своевременное финансирование предусмотренных мероприятий через систему казначейства; осуществление государственного контроля за деятельностью экономических агентов в процессе исполнения бюджета; формирование бюджета по территориальному принципу; возможность оперативной корректировки показателей бюджета по доходам и расходам при изменении макроэкономических показателей

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

  1. Национальная экономика Беларуси: Учеб. пособие/ Под общей редакцией В. Н. Шимова. – Мн.: БГЭУ, 2005. 
  2. Муталимов М. Г. Основы экономической теории: Учеб.-метод. пособие. – Мн.: Интерпрессервис, Экоперспектива, 2002.
  3. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под ред. Л. П. Зеньковой. – Мн.: Новое знание, 2002.
  4. Макроэкономика: Учеб. пособие/ Под ред. М. И. Плотницкого. – М.: Новое знание, 2002.
  5. Экономическая теория: Учебник для студентов экономических специальностей высших учебных заведений / Н. И. Базылев, М. Н. Базылева. – Мн.: Книжный дом, 2004.
  6. Официальный сайт Национального Банка Республики Беларусь. Раздел «Денежно-кредитная политика». http://www.nbrb.by/.
  7. Зайченко Н. П., Полоник С. С., Богданович А. В., Александрович Я. М. Основные положения национальной стратегии устойчивого социально-экономического развития Республики Беларусь на период до 2020г. // Белорусский экономический журнал. 2004. №3. С. 4-18.
  8. Отчет об исполнении основных направлений денежно-кредитной политики Республики Беларусь за 2004г. // Банковский вестник. 2005г. №24. С. 7
  9. Тенденции в денежно-кредитной сфере Республики Беларусь в январе-июле 2005г. // Банковский вестник. 2005г. №27. С. 4-6.
  10. Статистический ежегодник: Республика Беларусь, – Мн., 2005г.
  11. Общая теория финансов. Учеб. для вузов. Под ред. Л.А. Дробозиной. М.: Банки и биржи, 1995.255 с.
  12. Сверж А. Бюджет -2005: цифры и комментарии // Финансы, учет, аудит. 2004
  13. Свиридович В. Финансовые возможности и производственные реальности белоруской экономики //Финансы, учет, аудит. 2003 №12
  14. Сорокина Т.В. Бюджетный процесс в РБ. Мн.: БГЭУ, 2000.
  15. Сорокина Т.В. Государственный бюджет Мн.: БГЭУ, 2004
  16. Статистический ежегодник РБ. 2005. Мн.: Мин. Стат. И анализа РБ, 2005
  17. Бюджетная ми налоговая система Республики Беларусь // Под ред. Мельниковой Н.А.
  18. Главное управление бюджетной политики. Мин. Фин. РБ О состоянии финансов РБ.

 

 

 

 

 

Приложение 1

Консолидированный бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

 млрд. рублей

 

 

2011 год

2012 год*

1. ДОХОДЫ- всего

46 740,8

48 772,8

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

41 304,7

44 874,7

   Подоходный налог

4 305,3

5 380,8

   Налог на прибыль

4 607,7

5 580,4

   Налоги на собственность 

1 626,7

1 850,1

   НДС

12 083,1

16 226,4

   Акцизы

3 637,4

4 350,2

Налоговые доходы от внешнеэкономической  деятельности

7 969,5

5 776,2

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

5 322,0

3 788,3

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

114,1

109,7

2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)

49 200,8

52 980,8

Общегосударственные расходы

8 053,5

10 188,6

из них государственная  инвестиционная программа

4 994,3

6 033,7

Национальная оборона

1 323,7

1 543,1

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 433,9

2 941,4

Национальная экономика

16 359,9

12 411,7

Охрана окружающей среды

396,9

495,9

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

3 042,6

3 896,1

Здравоохранение

5 354,0

6 462,4

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

1 414,2

1 730,8

Образование

6 767,1

8 341,9

Социальная политика

4 055,0

4 968,9

РАСХОДЫ (экономическая  классификация)

49 200,8

52 980,8

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

33 059,8

39 429,0

   Заработная плата

9 257,9

11 531,7

   Начисления на  заработную плату

2 470,8

3 078,9

   Обслуживание  государственного долга Республики  Беларусь

1 069,3

1 111,0

   Текущие бюджетные  трансферты

11 584,7

13 709,7

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

11 161,5

13 633,0

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 979,5

-81,2

Дефицит (профицит)

-2 459,9

-4 208,0

Финансирование

2 459,9

4 208,0

    Внутреннее  финансирование

-9 023,2

-427,4

    Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4


 

Приложение 2

Республиканский бюджет Республики Беларусь (без ФСЗН),

 млрд. рублей

 

 

2011 год

2012 год*

1. ДОХОДЫ- всего

30 637,8

30 288,2

НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ, из них:

26 470,9

27 822,5

   Налог на прибыль

2 712,8

3 535,3

   НДС

8 198,3

11 784,9

   Акцизы

3 475,3

4 348,9

Налоговые доходы от внешнеэкономической деятельности

7 969,5

5 776,2

НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ

4 167,0

2 451,9

БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ

 

13,8

2. РАСХОДЫ (функциональная  классификация)

31 646,9

34 282,1

Общегосударственные расходы

8 731,5

14 286,9

из них 

   

государственная инвестиционная программа

1 828,8

1 822,0

трансферты бюджетам других уровней

5 690,2

9 478,2

Национальная оборона

1 305,5

1 540,0

Судебная власть, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

2 071,7

2 760,2

Национальная экономика

13 528,4

8 749,9

Охрана окружающей среды

402,8

242,8

Жилищно-коммунальные услуги и жилищное строительство

24,2

31,8

Здравоохранение

1 164,1

1 344,0

Физическая культура, спорт, культура и средства массовой информации

522,3

578,4

Образование

1 272,7

1 503,1

Социальная политика

2 623,7

3 245,1

РАСХОДЫ (экономическая  классификация)

31 646,9

34 282,1

ТЕКУЩИЕ РАСХОДЫ, из них:

21 138,2

27 021,9

   Заработная плата

3 577,6

4 675,6

   Начисления на  заработную плату

653,9

827,3

Обслуживание государственного долга Республики Беларусь

1 002,7

907,1

   Текущие бюджетные  трансферты

11 928,2

16 733,6

КАПИТАЛЬНЫЕ РАСХОДЫ

6 217,6

7 038,9

ПРЕДОСТАВЛЕНИЕ КРЕДИТОВ, ССУД, ЗАЙМОВ 
ЗА ВЫЧЕТОМ ПОГАШЕНИЯ

4 291,1

221,4

Дефицит (профицит)

-1 009,1

-3 993,9

Финансирование

1 009,1

3 993,9

    Внутреннее  финансирование

-10 474,0

-641,4

    Внешнее финансирование

11 483,1

4 635,4

Информация о работе История возникновения и развития государственного бюджета Беларуси